Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Лазутина Т.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»
В данной работе исследуется система ценностей, бытийствующая в рамках современного профессионального образования, что продвигает развитие философии образования вообще, аксиологии образования в частности. Выявление аксиологической составляющей образовательного процесса, представленного в рамках технического университета, актуально и своевременно, так как позволяет обнаруживать единство и разнообразие свойств ценностной системы технического образования, обусловливая поиск специфики природы ценностного мира, участвующего в построении технической картины мира. Центральной проблемой данной статьи является анализ специфики формирования ценностных ориентаций студента технического университета. Доказывается, что ценности, культивируемые в образовательной деятельности будущего инженера, понимаемой в качестве социокультурного феномена, представляют собой специфическую иерархическую систему, где выделяются уровни ? «ступени развития». Показано, что ценности находятся в динамике и обусловливают смену технического мировоззрения.
ценность
современное образование
аксиология образования
технический университет
1.Гончаров С.З. Логика мышления и аксиология сердца. – Екатеринбург, 2006. – 512 с.
2.Захарова Л.Н., Селиванов Ф.А. Эстетика – инженеру. – Тюмень, 2010. – 76 с.
3.Захарова Л.Н., Кононова Т.М. Новый универсализм. – Тюмень, 2015. – 144 с.
4.Корнеенков С.С. Образование – человеческая ценность: оценка качества образования и роль личности в образовании// Вестник ТГЭУ. – №4. – 2005. – С.1–6.
5.Мирошников Ю.И. Аксиология: концепция эмотивизма. – Екатеринбург, 2007. – 162 с.
6.Плотников В.И. Двадцать лекций по философии. – Екатеринбург, 2001. – С. 372.
7.Серкова В.А. Проблемы гуманитарного образования в политехническом университете (материалы круглого стола)// Труды Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого. – СПб., 2011. – №513. – С. 3–21.
8.Степин В.С. Философия в эпоху перемен// Вестник Московского университета. Сер.7. – №4. – 2006. – С.18–34.
9.Степин В.С. Современные тенденции развития философии науки и стратегии преподавания// Мысль. Журнал Санкт-Петербургского философского общества. – 2008. – Т. 7. –№1. – С. 23–28.
10.Якиманская И.С. Концепция личностно ориентированного образования// Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2010. – №5. – С.36–40.

Важность проводимых реформ в системе отечественного высшего образования обусловила рост интереса к вопросу формирования ценностного отношения к науке, что имеет огромное значение для современного этапа развития общества.

Происходящие изменения общественной жизни стимулируют увеличение внимания исследователей феноменов культуры к поиску мировоззренческих ориентиров, способных приоткрыть тайну человеческого бытия. Всвязи с чем в современной педагогической литературе наблюдается повышение интереса к вопросам изучения природы ценностных ориентаций, что активизирует рост исследований в рамках аксиологии образования.

В центре данной работы находится изучение ценностей, представленных на уровне образовательной деятельности в структуре современного технического университета. Концепция исследования сводится к пониманию образования как особой символической деятельности по производству и трансляции специфической системы знаний, способной к аккумуляции и передаче информации от поколения к поколению, что позволяет сформировать представление о человеке и мире его ценностных ориентаций, складывающихся на современном этапе развития общества. Целью данной работы является изучение науки как полифункционального феномена в системе современного технического университета.

Наука как социокультурный феномен заключает в системе специфических языковых средств духовный опыт человечества, отражающий смену ценностных ориентаций познающего субъекта. Именно поэтому вопрос формирования ценностного отношения к науке у студентов технического университета имеет высокую степень актуальности.

Реализация потребности понимания науки как социокультурного феномена обусловила обращение к анализу многообразия ценностного мира. Среди функций, выполняемых наукой в обществе вообще, в жизни отдельного человека в частности, аксиологическая функция представляет особый интерес, так как позволяет рассматривать научное знание в качестве доминирующей духовной ценности.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования в области педагогической мысли разнообразного эмпирического и теоретического материала, раскрывающего особенности ценностного многообразия и специфику его функционирования в сфере образования, был применен диалектический метод, способствующий рассмотрению образовательной деятельности в единстве и разнообразии ее свойств.

Образование в данной работе рассматривается в свете теории информации как сложная система, позволяющая аккумулировать и транслировать специфическую информацию.

Системный подход, позволяющий рассматривать ценностный мир как открытую для изменений некоторую целостность, находящуюся в динамике, способствует пониманию природы механизмов формирования технического мировоззрения и выявлению причины смены технической картины мира, заключающейся в обусловленности перестройки ценностного сознания особенностями познающего субъекта.

Результаты исследования и их обсуждение

В современной отечественной педагогической мысли происходит смена парадигмы со знаниецентристской на гуманистическую, что формирует стойкий интерес педагогов-новаторов к аксиологической проблематике (С.С.Корнеенков, Г.Н.Прозументова, И.С.Якиманская и другие).

Практика свидетельствует, что на всех уровнях образовательной деятельности функционируют разнообразные ценности. Более того, ценности являются основой культуры (П.А.Сорокин), составляя неотъемлемую часть жизнедеятельности человека (общества), выступая ориентиром образовательной практики. Ктому же ценности, формируемые посредством педагогических принципов и технологий, историчны, так как создаются в определенный период истории конкретным человеком, «вплетенным» в многообразие общественных отношений, и зависят от мировоззренческих установок личности, являясь выражением сущности всеобщих «продуктивно-творческих сил человека» (С.З.Гончаров), то есть культуры общества. Культура, понимаемая в данной работе как специфическая информационно-коммуникативная система, формирующая у человека целостное представление о бытии мира и бытийствующем в нем многообразии ценностей, представляет собой динамическое образование, способное запечатлевать происходящие изменения общественной жизни посредством языковой системы, то есть комплекса коммуникативных средств, осуществляющих трансляцию информации о культурных феноменах. Другими словами, эволюция культуры отражает систему представлений о мире и человеке, о господствующих ценностях в специфических структурах языковых концепций.

Несомненно, каждый исторический отрезок времени характеризуется особенным типом культуры, более того, обладает специфичностью понимания роли культуры в общественной жизни. В.С.Степин, исследуя современное состояние культуры, к доминирующим ценностям техногенной цивилизации относит ценность инноваций и прогресса [8, с.24], отмечая рост новых ценностей, воспринимаемых в качестве «…. условия перехода к новому типу цивилизации, третьему по отношению к традиционалистскому и техногенному типу...» [9, с.28] и предостерегает, что «... если же человечество пойдет по старому пути пролонгации существующей системы ценностей, тогда эти проблемы будут обостряться, технологический прогресс будет увеличивать риски и человечество ожидает глобальная гигантская катастрофа» [9, с.28]. Тем самым современный педагог, владеющий набором профессиональных технологий, формирует индивидуальный образовательный проект, влияющий на формирование педагогической парадигмы.

Современное отечественное педагогическое сообщество единодушно формирует представление о ценности инноваций и прогресса применительно к области науки, что вызывает потребность рассмотрения науки в системе технического университета в аксиологическом аспекте.

Особый интерес данного исследования представляет проблема понимания науки как социокультурного феномена, выполняющего аксиологическую функцию, ведь научное знание «…не может быть свободным от ценностных аспектов» [5, с.155]. Наука как специфическая деятельность, в которой вырабатывается и теоретически систематизируется объективное знание о действительности, является необходимой частью в системе современного технического университета, где исследовательская деятельность составляет важный аспект образовательной практики будущего инженера.

Проблема выявления природы ценностного мира в современной образовательной системе представляет пристальный интерес аксиологии образования, что позволяет разобраться в вопросе понимания специфики механизмов формирования и функционирования ценностных ориентаций в системе профессионального образования. Как справедливо отметил С.З.Гончаров в монографии «Логика мышления и аксиология сердца»: «Дух совершенства выражается в ценностях» [1, с.447], так как они «…направляют стратегию жизни», то есть «личностное, социальное, профессиональное самоопределение человека, его мотивы, выбор им модели своего «я», образа жизни и жизненного пути» [1, с.447], что позволяет заключить наличие особой роли ценностной компоненты в системе образования.

Важность и значимость исследования образования как системного объекта, состоящего из «…органического переплетения обучения (внешне заданного) и учения как индивидуальной деятельности, направленной на переработку задаваемого материала с учетом избирательности к этому материалу, личностному отношению к нему» [10, с.39], несомненна. Ведь только «…через отношение к знаниям рождается подлинное знание, где когнитивные, эмоционально-потребностные (нравственные) аспекты представляют собой единое целое» [10, с.39]. Такое понимание образования как целостности, где объединены образовательный и воспитательный компоненты, позитивно отражается на облике современного общества. Более того, «личностно ориентированный образовательный процесс обеспечивает познание мира через его субъектную составляющую, то есть через личностное отношение каждого, вовлеченного в процесс познания…» [10, с.38], обусловливая реализацию инновационных процессов в техническом образовании.

Современная социокультурная ситуация отражается в педагогической, философской и культурологической мысли, где феномен образования подлежит глубинному изучению. Так, С.З.Гончаров понимает образование как «важнейший социальный институт культурного воспроизводства поколений» [1, с.444], свидетельствующий о духовном, культурном и профессиональном потенциале народа». Следовательно, культура, как некое «идеалотворчество» (С.З.Гончаров), являет собой специфическую ценность, причем культура – «только положительная ценность, это – мир образцов-эталонов человеческой субъективности, духовных сил» [1, с.444]. Л.Н.Захарова и Т.М.Кононова рассматривают образование в качестве универсалии культуры, которая «функционирует в различных эпохах и цивилизациях» [4, с.106], тем самым демонстрируя наличие способности культуры к закреплению и трансляции социально-исторического опыта. Понимание особой значимости ценностной компоненты в образовательной деятельности развивается в работе В.А.Серковой, где подчеркивается, что «Одно из важнейших направлений гуманитарного образования – методологически обоснованное и последовательно осуществляемое формирование дисциплинированного рационального мышления, умения и навыков мыслить…» [7, с.6]. Всвязи с чем «любое знание без нравственной подоплеки является по существу дела неполным и даже неполноценным» [7, с.6], что приводит к пониманию необходимости подчинения всех видов знания этике [7]. Отсюда можно заключить, что существующий корпус гуманитарных наук (философия, логика, эстетика, культурология, история, психология и другие) позволяет направленно воздействовать на воспитание этических идеалов и ценностей инженера. Другими словами, важность выявления закономерностей функционирования технического мышления и ориентация образования на воспитание логических и креативных способностей у студента-инженера, по меткому замечанию Л.Н.Захаровой и Ф.А.Селиванова, «высшего специалиста по технике» [2, с.4], является неотъемлемой частью современного технического образования. Тем самым в образовательной среде происходит реализация аксиологического подхода в учебно-воспитательном процессе, позволяя осуществить оценку ценностей и сформировать техническую картину мира как важную составляющую технического мировоззрения.

Таким образом, анализ состояния современной системы высшего профессионального образования [1, 7, 10] показывает наличие потребности в разработке вопросов аксиологии образования, акцентирующих внимание на мире ценностей, формирующих личность выпускника – будущего профессионала, способного к творческому преобразованию действительности. Ктому же происходящая в наши дни модернизация в сфере профессионального образования теоретически отражена в проводимых исследованиях в области отечественной педагогической мысли, где отмечается важность роли аксиологической составляющей образовательной практики, в частности С.С.Корнеенков обращает внимание на то, что «образование – это не сумма знаний, полученных из книг, это практическая деятельность ума и сердца, приводящая к развитию разнообразных человеческих ценностей» [4, с.2].

Осознание различной меры значимости ценностей для познающего мир субъекта приводит современных исследователей к разработке вопроса классификации ценностных ориентаций, под которыми традиционно понимается система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают определяющими при их взаимодействии. Вотечественной философской литературе выделяют четыре типа ценностных ориентаций (по В.И.Плотникову) [6], где «первый тип» ценностных ориентаций характеризуется «индивидуальной значимостью и ориентацией человека на самого». Согласно В.И. Плотникову, ценности здоровья и комфорта присутствуют на первом уровне ценностных ориентаций. Для «второго типа» ценностей свойственна ориентация на ближайшее окружение субъекта, отсюда их спецификой является «равенство отношений между индивидами», что отражается в ценности любви и дружбы. Так называемый «третий тип» ценностных ориентаций распространяется на сферу межгрупповых отношений и воплощается в ценности власти, богатства и престижа. «Четвертый тип» ценностей формируется вокруг универсально значимых ориентиров, имеющих родовой смысл, таких как истина, добро, вера.

В современном университете все вышеназванные ценности имеют широкое распространение, а духовно-нравственные ценности играют первостепенную роль, формируя мир ценностных ориентаций личности. Вструктуре ценностного мира, культивируемого в системе современного технического образования, основополагающей ценностью, функционирующей в качестве универсально значимого ориентира духовной составляющей жизнедеятельности человека (общества), является истина, понимаемая в данной работе как адекватное отражение объекта, как знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним; истина выступает в качестве идеала научного познания. Данное понятие обогащается от взаимодействия с ценностями добра и красоты. Ктому же история культуры свидетельствует о нерасторжимом единстве истины с миром нравственных и эстетических ценностей. Более того, о существовании истины без гармонии как «интегрального свойства совершенной организации материального мира» [5, с.18] невозможно. Тем самым ценность рассматривается Ю.И.Мирошниковым как «важнейшее структурное свойство любой природной вещи или артефакта» [5, с.84], причем данное свойство способно указывать на наличие «мирового космического и духовного порядка» [5, с.84], что отражается в технических дисциплинах, где особое внимание уделяется рассмотрению системности как качества мироздания. Таким образом, необходимость построения технической картины мира вызвана потребностью общества в создании целостного образа универсума. Всвязи с чем перед системой отечественного технического образования поставлена задача воспитания специалиста, способного к саморазвитию, к профессиональному росту, к повышению своей квалификации в условиях изменения научного и научно-производственного профиля профессиональной деятельности. Данную потребность позволяет реализовать сближение науки, философии с инженерной практикой, решая тем самым социальные и профессиональные задачи, используя основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук. Реализация вышеназванной потребности способствует пониманию цели технического образования, заключающейся в разработке системы практических рекомендаций, позволяющих эффективно применять в инженерной практике полученные научные знания в сфере технической теории.

Выводы

В жизни современного общества инженерная деятельность играет важную роль, осуществляя внедрение научных знаний во все сферы практики человека. Задача технического образования – формирование знаний и умений будущего инженера, то есть профессионала, осуществляющего удовлетворение потребности к саморазвитию, стремящегося к непрерывному профессиональному росту, к повышению своей квалификации в условиях реформирования общественных институтов.

Современный технический университет представляет собой социокультурный центр, где наряду с образовательной практикой, в результате которой оформляется системный корпус технических знаний и умений, то есть культивируется ценность образованности, осуществляется воспитательный процесс, имеющий конечную цель – формирование гармоничной личности. Тем самым наращивается интеллектуальный, нравственный и эмоциональный потенциал будущего инженера, что приводит, во-первых, к доминированию креативности в современной системе ценностей, а во-вторых, к пониманию образования в качестве особой символической деятельности по производству и трансляции специфической системы знаний. Получается, что образование – это особая информационная система, позволяющая аккумулировать и транслировать специфическую информацию от поколения к поколению.

Ценностный мир, формируемый в современном техническом университете, разнообразен и поддается классификации. Среди ценностей, формируемых в техническом университете, наука как сфера деятельности, в которой вырабатывается и теоретически систематизируется объективное знание о действительности, представляет собой особую ценность. Более того, наука как полифункциональный феномен наряду с гносеологической, мировоззренческой, методологической, образовательной, воспитательной и другими функциями, играет важную роль – осуществляет возможность построения развитой системы ценностных ориентаций, то есть выполняет аксиологическую функцию.

Таким образом, развитие аксиологического подхода к образовательной деятельности перспективно, так как задает верную систему координат духовной жизни человека (общества), позволяя избавляться от существующего ныне засилья псевдоценностей в общественной жизни.


Библиографическая ссылка

Лазутина Т.В. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-2. – С. 342-346;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35629 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674