Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Горбунова Т.В. 1 Григорьевская М.Ю. 1 Васильева Р.М. 2
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
2 БОУ ВПО «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики
Авторами статьи на основе анализа, имеющихся в современной психолого-педагогической литературе научных публикаций сделана попытка разработать технологию организации самостоятельной работы студентов по социально-педагогическим дисциплинам. Так как в данном процессе участвуют два субъекта: преподаватель и студент, – мы считаем целесообразным разработать для каждого свой алгоритм деятельности. Для преподавателя мы выделили следующие основные этапы: информационный, операционный, этап обратной связи, контрольный. Алгоритм деятельности студента: осознание и осмысление задания, планирование работы, непосредственная деятельность, самоконтроль, самооценка, самоанализ. В статье приведены примеры использования различных форм организации самостоятельной работы студентов (индивидуальной, групповой) на примере дисциплины «Социальная педагогика». Выявлены педагогические условия её эффективной организации, одно из которых – создание благоприятной образовательной среды для поддержания инициативы и самостоятельности студентов.
самостоятельная работа студентов
виды самостоятельной работы
организация самостоятельной работы студентов в вузе
алгоритм деятельности
технология организации самостоятельной работы студентов по социально-педагогическим дисциплинам
педагогические условия эффективной организации
1. Георге И.В. Психолого-педагогические условия подготовки студента к самостоятельной работе / И.В. Георге // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 8. – С. 42–43.
2. Горбунова Т.В. Педагогические условия совершенствования подготовки будущих социальных педагогов к профессионально-творческой деятельности: дисс. канд. пед. наук – Чебоксары, 2005. – 117 с.
3. Грибова Н.Г. Самостоятельная работа студента в современном вузе / Н.Г. Грибова, Т.Г. Грушева, Ж.А. Полякова, Л.И. Фирсова, Е.О. Тарасов // Инновации в науке. – 2014. – № 31–2. – С. 22–27.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – С. 335.
5. Кузнецова О.А. Технология организации самостоятельной работы студентов – Самара, URL: gigabaza.ru›doc/142836.html.
6. Кучерова Т.В. Самостоятельная работа студента как один из компонентов образовательного процесса / Т.В. Кучерова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2012. – № 4 (4). – С. 64–66.
7. Мирошникова Г.А. Самостоятельная работа студента – одно из звеньев в становлении студента как будущего специалиста / Г.А. Мирошникова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2012. – № 17. – С. 95–99.
8. Новичихина Т.И. Организация самостоятельной работы студентов в рамках ФГОС-3. / Т.И. Новичихина, И.С. Харламов, П.Д. Голубь // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2012. – № 13. – С. 86–87.
9. Тимохина Т.В. Перспективы развития системы профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в вузе / Т.В. Тимохина // Перспективы науки и образования. – 2015. – № 2 (14). – С. 93.
10. Щербакова Е.В. Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам / Е.В. Щербакова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 139–141.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования большое внимание уделяется характеристике профессиональной деятельности выпускников и требованиям к результатам освоения программы, которыми должен обладать студент, обучаясь в вузе, а также нормированию образовательного процесса. Анализ показал, что значительно увеличился удельный вес времени, отводимого для работ, выполняемых студентами самостоятельно.

Внеаудиторная нагрузка, предполагающая самостоятельную работу студента, по количеству часов примерно равна аудиторной. В соответствии с требованиями в рабочей программе каждой дисциплины отражено её содержание, виды (обязательные и дополнительные), объем часов, отводимых на выполнение определенного задания и формы контроля. Самостоятельная работа предполагает также выполнение студентами контрольных, реферативных, курсовых и бакалаврской работ, подготовку к зачетам и экзаменам. В свете вышеизложенного становится актуальной проблема организации самостоятельной работы студентов.

Цель исследования: разработать технологию организации самостоятельной работы студентов по социально-педагогическим дисциплинам.

Материалы и методы исследования

Теоретическим материалом исследования явились научные статьи, раскрывающие особенности организации самостоятельной работы студентов в вузе.

Для достижения поставленной цели был использован комплекс взаимодополняющих теоретических методов: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы, а также собственного практического опыта организации самостоятельной работы студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Многие известные учёные-педагоги, такие как Т.А. Алмазова, Н.Г. Дайри, В.В. Давыдова, Б.П. Есипов, М.К. Ковалевская, Р.М. Микельсон, О.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, И.Э. Унт, Д.Б. Эльконин и др., занимались изучением данной проблемы. Некоторые аспекты организации самостоятельной работы отражены в современных исследованиях, проведенных И.В. Георге, П.Д. Голубь, Н.Г. Грибовой, Т.Г. Грушевой, Т.В. Кучеровой, Г.А. Мирошниковой, Т.И. Новичихиной, Ж.А. Поляковой, Е.О. Тарасовым, Л.И. Фирсовой, И.С. Харламовым и др.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что мнения ученых о сущности самостоятельной работы студентов расходятся, например: «целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность» [4] или «система индивидуальной и групповой деятельности студентов, осуществляемой под опосредованным руководством преподавателя во время аудиторных и внеаудиторных занятий и стимулирующей их познавательную активность» [5].

В нашем исследовании под самостоятельной работой мы понимаем форму организации и осуществления осознанной, познавательной, учебной деятельности студента в процессе обучения. И считаем, что необходима её технологическая организация, которая позволит управлять данным процессом.

В научно-педагогической литературе выделяют два уровня самостоятельной работы: управляемая преподавателем самостоятельная работа студента и собственно самостоятельная работа. Мы выделяем три вида:

1) аудиторная самостоятельная работа;

2) внеаудиторная самостоятельная работа, руководимая преподавателем;

3) внеаудиторная самоорганизованная самостоятельная работа.

Мы согласны с мнением Е.В. Щербаковой, что самостоятельная работа должна планироваться преподавателем и проводиться при его методическом руководстве, но без непосредственного участия [10].

Поскольку мы рассматриваем самостоятельную работу студентов как систему, то необходимо выделить ее компоненты. И.В. Георге в своем исследовании выделил мотивационный, организаторский, рефлексивный, исполнительский, контрольный компоненты. Им же определены требования к уровню знаний, умений, навыков и личностных качеств студентов, необходимых для каждого компонента [1]. Данное исследование, на наш взгляд, полностью раскрывает компоненты самостоятельной работы.

Остается нерешенной задача рациональной организации самостоятельной работы, для этого и требуется разработка технологии. Так как в данном процессе участвуют два субъекта: преподаватель и студент, то целесообразно разработать для каждого свой алгоритм деятельности.

Мы полностью разделяем точку зрения Т.В. Кучеровой, что главная цель преподавателя – научить студента учиться, а для этого необходимо создавать условия, которые будут способствовать раскрытию и развитию его познавательных способностей [6].

В алгоритме деятельности преподавателя по организации самостоятельной работы студента мы выделяем следующие основные этапы:

1) информационный;

2) операционный;

3) этап обратной связи, осуществляется в виде ориентировочных указаний со стороны преподавателя;

4) контрольный.

Задача преподавателя состоит в примерном распределении времени, отведенного на самостоятельное изучение темы или выполнение задания по дисциплине, и определении конкретных рекомендаций по их выполнению. При этом необходим творческий подход и со стороны самого преподавателя [7].

Необходимо иметь в виду, что большое значение имеет реализация контрольного этапа. Мало кто будет выполнять задание, если он заранее знает, что его никто проверять не будет. Контроль и оценка результатов самостоятельной работы включает в себя две составляющие: самоконтроль и самооценка самого студента и контроль (оценка) преподавателя.

Самостоятельная работа призвана научить студентов самостоятельно применять накопленные знания и опыт, управлять процессом самообразования, организовывать собственную деятельность. Кроме того, она формирует навыки работы в научно-информационной среде и формирование интеллектуальных компетенций [3].

Поскольку выполнение самостоятельной работы предполагает процесс самоорганизации, то важно алгоритмизировать деятельность студентов с целью повышения её эффективности. Мы предлагаем следующий алгоритм:

1) осознание и осмысление задания;

2) планирование работы;

3) непосредственная деятельность;

4) самоконтроль;

5) самооценка;

6) самоанализ.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов, в зависимости от цели, задач, объема, сложности задания, уровня знаний и умений студентов. Невозможно определить степень значимости той или иной формы. Практика показывает, что иногда затруднения, возникающие в ходе индивидуальной работы, устраняются методом «мозгового штурма». Групповая же работа, например в студенческих научных обществах, складывается из индивидуальных достижений каждого его члена.

Т.И. Новичихина в своей работе отмечает, что для эффективной организации самостоятельной работы студентов необходимо выполнение ряда условий:

– готовность студентов к самостоятельным действиям,

– присутствие мотива к получению знаний,

– наличие и доступность необходимого учебного, научного, учебно-методического и справочного материала,

– система регулярного контроля качества выполненной работы,

– наличие консультаций преподавателей [8].

Все вышеперечисленные условия мы считаем целесообразным учитывать при организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания социально-педагогических дисциплин, в частности дисциплины «Социальная педагогика».

Для эффективной организации самостоятельной работы студентов большое значение имеет подбор учебного материала. Задания необходимо отбирать с учетом их практического использования в будущей профессии. Преподавателю необходимо учитывать предметное содержание дисциплин, уровень теоретической подготовленности студентов, наличие учебной литературы в фонде библиотеки и специфику профессиональной деятельности социального педагога. Правильно организованная работа стимулирует интерес, активность, мыслительную деятельность. Рассмотрим это на примере темы «Микросоциум как микрофактор социализации». Особенность изучения данной темы в том, что для её изучения не выделено лекционного занятия, студенты должны подготовиться самостоятельно. В связи с этим, согласно рабочей программе дисциплины, предусмотрена такая форма работы студентов, как конспектирование учебной литературы по следующему содержанию: понятие «среда личности», социум и микросоциум. Характеристики микросоциума: пространственная, архитектурно-планировочная, культурно-рекреационная, демографическая, социально-психологическая. Особенности и тенденции развития соседства и микросоциума в сельских и городских поселениях.

Во время практического занятия студенты делают доклады, отвечают на вопросы, обобщают и резюмируют свои выступления. Практика показывает, что самостоятельная работа учит продуктивно мыслить, высказывать собственное мнение, уверенно отстаивать свою позицию. При этом важно построить гармоничное общение между студентами, преподавателем и студентом, преподавателем и студентами, это положительно влияет на формирование личности будущего специалиста [9]. Сегодня, когда готовность к самообразованию стала неотъемлемым признаком профессионализма социального педагога, значение самостоятельной работы возрастает.

С целью активизации интереса студентов предлагаются не только индивидуальные, но и групповое творческое задание, которое выполняется во время аудиторной работы под руководством преподавателя. Например: по той же самой теме надо разработать карту-схему микрорайона, обосновав введенные параметры и условные обозначения.

По усмотрению преподавателя некоторые задания могут быть предложены студентам для самостоятельного выполнения. Потому что формирование профессиональной готовности социального педагога зависит не только от творческой направленности процесса подготовки, но и от степени индивидуализации. Данная закономерность составляет основу стратегии и тактики индивидуально-творческого подхода, основное назначение которого состоит в создании условий для самореализации личности студента и развития его творческих возможностей. Индивидуально-творческий подход связан с формированием основ профессиональной рефлексии, базирующейся на умении анализировать, корректировать, самостоятельно совершенствовать свою деятельность. Например, по данной теме можно предложить следующие задания: Сделайте анализ среды личности ребенка, подростка, юноши, девушки. Сравните специфику и воспитательный потенциал среды мегаполиса, малого города, сельской среды.

Движущей силой самостоятельной работы студента является мотивированность организуемой деятельности, проявляющаяся в стремлении к личному рефлексивному профессионализму, самореализации [2]. С большим интересом выполняются задания, которые имеют практическое значение. Например: Оформите социальный паспорт микрорайона.

Органически с развитием самостоятельности связано формирование исследовательских навыков будущего социального педагога. В связи с этим по каждой теме дисциплины разработаны темы рефератов, за выполнение которых студент может заработать дополнительные баллы или отработать пропущенное по неуважительной причине занятие. По теме «Микросоциум как микрофактор социализации» можно выполнит рефераты по следующим темам: Социально-педагогический центр микрорайона как форма работы с детьми и их родителями. Взаимодействие школы и социальной среды. Интеграция микрофакторов социализации как социально-педагогическая проблема. Педагогическое управление взаимодействием школьного коллектива с социальной средой.

Опыт работы показывает, что при правильной организации работы все студенты справляются с заданиями. Иногда результаты их деятельности восхищают. Поэтому важное место в подготовке будущих социальных педагогов мы отводим самостоятельной работе студентов.

Выводы

В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что для эффективной организации самостоятельной работы будущих социальных педагогов по социально-педагогическим дисциплинам необходимо соблюдать следующие условия:

– создание благоприятной образовательной среды для поддержания инициативы и самостоятельности студентов;

– активное использование всех видов: аудиторной самостоятельной работы, внеаудиторной самостоятельной работы под руководством преподавателя и внеаудиторной самоорганизованной самостоятельной работы;

– реализация преподавателем всех основных этапов организации самостоятельной работы студента;

– алгоритмизация деятельности студента при выполнении самостоятельной работы.


Библиографическая ссылка

Горбунова Т.В., Григорьевская М.Ю., Васильева Р.М. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-1. – С. 70-73;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35574 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674