Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,858

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Гегерь Э.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет»
В статье рассматриваются возможности применения современных компьютерных технологий для улучшения качества оказываемых медицинских услуг и качества обслуживания пациентов в лечебных учреждениях. Рассматривается развитие информационной поддержки принятия решений учреждением здравоохранения в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного оказания. Анализируются объективные причины внедрения информационных технологий в сфере здравоохранения. Проведен анализ медицинской информационной системы Брянского клинико-диагностического центра, ее подсистем, функциональных возможностей, технические аспекты, ее роль в комплексном анализе деятельности лечебного учреждения. Определена структура медицинского приложения и выгоды от внедрения медицинских информационных технологий. Обосновывается внедрение комплексных медицинских информационных систем для решения диагностических, клинических, статистических, управленческих и других задач, поставленных перед медицинскими учреждениями.
информационные технологии
медицинские услуги
управление медицинской помощью
1. Гегерь Э.В. Эффективность использования информационных технологий в медицине на примере Брянского клинико-диагностического центра. // Фундаментальные исследования / Э.В. Гегерь, О.Д. Моисеева / – 2014. – № 11. – С. 1679–1682.
2. Гусев А.В. Рынок медицинских информационных систем: обзор, изменения, тренды // Врач и информационные технологии. – 2012. – № 3. – С. 6–15.
3. Информационные технологии в медицине [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.resortsoft.ru (дата обращения 21.02.2013).
4. ИТ в здравоохранении 2011. CNews. Аналитика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/publichealth2011/ (дата обращения: 21.02.2013).
5. Куракова Н.А. Информатизации здравоохранения как инструмент создания «саморегулируемой системы организации медицинской помощи» // Врач и информационные технологии. – 2009. – № 2. – 82 с.
6. Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 364 от 4 мая 2011 [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Материалы конференции: «Информационные технологии в медицине» (Москва, 13–14 октября 2011 г). – М., 2011.
8. Столбов А. Рынок ИТ и стандарты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=55142 (дата обращения: 21.02.2013).

Здравоохранение включено в список приоритетных направлений государственной поддержки в нашей стране.

Необходимость использования больших и постоянно растущих объемов информации при решении диагностических, терапевтических, статистических, управленческих и других задач обуславливает сегодня создание информационных систем в медицинских учреждениях.

Повышение качества лечебно-профилактической помощи – важнейшая цель информатизации здравоохранения на всех уровнях и основная задача медицинской информационной системы [7, 5].

Применение современных информационных технологий в медицине позволяет [1, 2, 3, 6, 8]:

– улучшить качество медицинских услуг;

– увеличить эффективность работы медицинского персонала;

– оптимизировать затраты на обеспечение лечебного процесса;

– улучшить эффективность работы лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ);

– повысить удовлетворенность пациентов и врачей;

– автоматизировать сбор и подготовку обязательной отчетности.

Необходимо выделить следующие цели использования медицинских информационных систем (МИС) в здравоохранении [4]:

1. Безопасность пациентов (снижение риска причинения вреда состоянию здоровья пациентов).

2. Качество медицинской помощи (удовлетворенность пациентов, эффективность оказания медицинской помощи).

3. Доступность медицинской помощи (равный доступ к помощи для всех граждан, уменьшение времени ожидания медицинской помощи, оптимальная загрузка ресурсов).

4. Вовлеченность пациентов (ориентация на пациента, его вовлечение в процесс лечения).

5. Непрерывность медицинской помощи (координация действий и обмен информацией между различными медицинскими организациями.

Целью настоящего исследования является анализ информационных технологий в управлении качеством медицинской помощи на примере МИС Брянского клинико-диагностического центра (БКДЦ).

Материалы и методы исследования

Объектом данного исследования явилась медицинская информационная система, разработанная и адаптированная в условиях Брянского клинико-диагностического центра.

МИС БКДЦ можно разделить на следующие подсистемы:

– регистрационно-статистическая (событийная) подсистема – позволяющая регистрировать все происходящие в лечебном учреждении события и факты. Такая подсистема сокращает рутинную работу персонала, помогает в оперативном управлении, позволяет получать все виды статистических данных, необходимых для финансового и экономического анализа, а также организовать совместную работу всех служб и тем самым сократить как временные, так и финансовые потери, связанные с ошибками персонала или пациентов, иметь обратную связь;

– медицинская подсистема (электронная история болезни) – которая позволяет врачам в удобной форме хранить и передавать друг другу материалы, связанные с диагностикой и лечением пациента, помогает в научной работе и обучении новых сотрудников, создает основу для удаленных врачебных консультаций по телемедицинским каналам;

– аналитическая подсистема – представляет интегрированную медицинскую и финансовую информацию в виде, удобном для анализа. Таким образом, она помогает руководству вырабатывать обоснованные долгосрочные решения и контролировать продуктивность преобразований, проводимых в лечебном учреждении, совершенствовать стратегическое планирование, повысить эффективность принимаемых управленческих решений;

– cправочная подсистема, предоставляющая врачам справочную информацию по ведению лечебной деятельности (например, справочники лекарственных средств, ссылки на медицинские сайты и т.п.). Справочная подсистема не зависима от первых трех подсистем и может внедряться в любой момент.

Основа деятельности медицинского учреждения – это обеспечение и реализация лечения и обследования пациента. Этот технологический процесс является основным, а все остальные процессы в медицинском учреждении являются вспомогательными, направленными на обеспечение организации основного процесса. Поэтому, если кроме стадийности рассматривать структуру информационной системы по целевому направлению информационных потоков, то можно выделить следующие направления:

1) медицинское (основное), обеспечивающее автоматизацию медицинского технологического процесса;

2) организационно-управленческое, обеспечивающее автоматизацию деятельности руководителей подразделений;

3) административно-хозяйственное, обеспечивающее автоматизацию администрации, хозяйственных служб, бухгалтерии и других вспомогательных служб.

При разработке МИС БКДЦ была сделана разбивка на функционально законченные модули, каждый из которых выполняет определенную функцию и загружается по мере необходимости. Такой подход позволяет, с одной стороны, сэкономить ресурсы системы, с другой – является технологичным для разработчика. Пример данной системы представлен на рис. 1.

geg1.wmf

Рис. 1. Структура многозвенного медицинского приложения

Что касается технологичности, разбиение задачи на отдельные модули позволяет подключить к работе сразу нескольких специалистов. При этом оговариваются методы обмена данными между модулями, форматы входных и выходных данных и диапазоны допустимых значений. Такой подход позволяет ускорить работу над проектом и многократно использовать наиболее удачные модули. (например, модуль «Карта пациента» используется в последней версии почти без изменений).

Следующий шаг в этом направлении – распределенные системы, когда разные процессы или группы процессов выполняются на разных компьютерах, объединенных каналом передачи данных (сетью). Моделью распределенной системы может служить информационная сеть Брянского клинико-диагностического центра.

В настоящее время существуют разные технологии создания подобных систем (COM, Corba и др.). В простейшем случае это системы типа клиент-сервер. В общем – каждый компонент системы является и клиентом, и сервером.

Результаты исследования и их обсуждение

В Брянском клинико-диагностическом центре внедрена МИС, выполняющая следующие функции:

– настройку и ведение компьютерных справочников системы, необходимых для ее функционирования (справочники подразделений ЛПУ, справочник медицинских работников, нормативов работы врачей, справочник международного классификатора болезней (МКБ) и др.);

– ведение персонифицированной базы данных пациентов, при регистрации пациента введение паспортных данных пациентов и заполнение первичной информации;

– ведение электронной истории болезни пациента;

– учет и контроль оказанных медицинских услуг по различным потокам финансирования (бюджет, обязательное медицинское страхование (ОМС), добровольное медицинское страхование (ДМС), договорные, платные);

– экономический и статистический анализ деятельности БКДЦ;

– учет рабочего времени (табель) учет рабочего времени сотрудников центра, подсчет отработанных ставок, формирование отчетов о фактически отработанном времени по врачам, специальностям, учреждению за произвольный период;

– АРМы врачей (консультативный прием, ультразвуковая и функциональная диагностика, цитоморфология, рентгенодиагностика, эндоскопия, лабораторные исследования и т.д.);

– автоматизированное управление электронной талонной системой записи на прием;

– автоматическое формирование показателей медицинской статистики;

– контроль качества оказания медицинских услуг;

– выполнение сервисных функций (резервное копирование и восстановление базы данных);

– возможность управленческому аппарату клинико-диагностического центра оперативно получать информацию о различных аспектах деятельности учреждения и своевременно принимать необходимые, обоснованные управленческие решения.

В общем случае к первичным выгодам относятся: информированность руководства; снижение затрат труда на учет; уменьшение потерь от погрешностей учета; повышение точности и оперативности текущих управленческих процедур. К вторичным выгодам – повышение управляемости, сохранение позиций на рынке, конкурентоспособность. На рис. 2 представлена разработанная и адаптированная в условиях клинико-диагностического центра распределенная медицинская информационная система, в которой функционирует более одного сервера БД. Это применяется для уменьшения нагрузки на сервер и обеспечения работы территориально удаленных подразделений.

geg2.wmf

Рис. 2. Распределенная информационная система

С активным внедрением информационных технологий качество оказываемого медицинского обслуживания повышается, и, как показывают многочисленные социологические исследования, граждане России стали меньше интересоваться самолечением и обратили больше внимания на консультации онлайн, общение с врачами и аналогичными пациентами онлайн – таким образом, медицинский сектор постепенно приходит к цивилизованному обращению с информацией, выложенной в сети [4].

МИС представляют собой универсальный программный продукт, позволяющий на качественно новом уровне осуществлять руководство деятельностью медучреждения и оказывать медицинские услуги.

Выводы

Внедрение МИС в учреждениях здравоохранения позволяет:

– избавиться от повторного ввода данных;

– ускорить доступ к необходимой информации;

– значительно повысить качество медицинской документации;

– устранить избыточность назначений;

– существенно снизить вероятность врачебной ошибки;

– сократить сроки обследования и лечения;

– повысить прозрачность деятельности медицинских учреждений и эффективность принимаемых управленческих решений;

– повысить качество оказания медицинской помощи пациентам;

– увеличить эффективность работы лечебных учреждений.

Заключение

Таким образом, внедрение современных информационных технологий в работу медицинских учреждений позволяет улучшить оказание медицинской помощи различным категориям населения, проводить комплексный анализ их деятельности, что дает реальные практические результаты. Медицинская информационная система позволяет управленческому аппарату Брянского клинико-диагностического центра оперативно получать информацию о различных аспектах деятельности учреждения и своевременно принимать необходимые, обоснованные управленческие решения.


Библиографическая ссылка

Гегерь Э.В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-1. – С. 9-12;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35562 (дата обращения: 14.12.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252