Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Кочетова Т.Ф. 1 Пахомова Р.А. 1 Маркелова Н.М. 1 Василеня Е.С. 1 Юрьева М.Ю. 1
1 ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ
Одним из методов обучения и совершенствования практических навыков является работа в студенческом научном кружке. Участие в научных исследованиях развивает у студентов самостоятельность, уверенность, раскрывает профессиональные качества будущего специалиста, создает творческий подход к организации своей работы, способствует развитию умения работать в коллективе, трудолюбию, психоэмоциональной устойчивости. Опытные преподаватели разрабатывают тематику научно-исследовательской работы, последовательность ее выполнения, начиная с умения работать с научной литературой до систематизации полученных результатов. Это позволяет студентам овладеть компьютерными формами изложения материала в форме обычных докладов или с мультимедийным сопровождением. Основной особенностью работы студенческого научного общества в медицинских вузах является необходимость общения с живым человеком и умение выполнять медицинские манипуляции.
медицинский вуз
Педагогика
студенческое научное общество
1. Артюхов И.П., Винник Ю.С., Коган А.Б., Анишин В.А., Теплякова О.В. История хирургии Енисейской губернии и Красноярского края в XIX–XX веках. Красноярск: Версо, 2010. – 335 с.
2. Гульман М.И., Винник Ю.С., Кочетова Л.В. и др. Золотая кафедра России. 70-летию образования Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого посвящается. Красноярск: Буква Статейнова, 2012. – 288 с.
3. Коган А.Б., Теплякова О.В., Кочетова Л.В., Юрьева М.Ю. Красноярская научно-педагогическая школа абдоминальной хирургии // Новости хирургии. – 2010. – Т. 18, № 4. – С. 172–179.
4. Костина Е.Ю., Орлова Н.А. Рынок труда и построение профессиональной карьеры студентами // Высшее образование в России. – 2015. – № 11/15. – С. 28–36.
5. Крокинская О.К., Трапицын С.Ю. Студент как «потребитель образования»: содержание категории // Высшее образование в России. – 2015. – № 6/15. – С. 65–75.
6. Маркелова Н.М., Серова Е.В. Болкунова Е.И. и др. История развития студенческого научного общества. От Красноярского государственного медицинского института до Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. – Красноярск: Версо, 2008. – 148 с.
7. Платова Е.Э., Фортунатов В.В., Козлов А.П. Научно-методологические проблемы воспитания профессионалов в современном вузе: ГОУ ВПО ГУАП – концептуальная модель воспитания студентов // Известия Академии наук высшей школы. – 2008. – № 2 (44). – С. 121–137.

Воспитание молодежи является неотъемлемой частью образовательного процесса любого учебного заведения. На современном этапе развития страны его значение возрастает многократно, поскольку решение новых проблем социально-экономического, политического и культурного строительства будущего России ложится в значительной степени на плечи молодого поколения. Современное образование ориентировано на учет потребностей обучающихся и предоставление им возможностей более эффективного участия в сфере труда. Другими словами, это «включение» каждого человека в непрерывную среду знаний, ценностей, отношений и компетенций. Востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные специалисты, адаптированные к новым социальным условиям, освоившие разные виды профессиональной деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Обучение не может осуществляться без вовлечения преподавателей и студентов в научно-исследовательскую деятельность [4, 5, 6]. Особенность организации научно-исследовательской деятельности студентов, современное образование, с нашей точки зрения, заключаются в том, что этот процесс протекает в условиях свободы деятельности, социальной самостоятельности, инициативы, что, в свою очередь, порождает множество проблем и противоречий. Во-первых, сохраняется снижение интереса обучающихся к профессиональному образованию, утрата его престижности. Во-вторых, подготовка квалифицированного специалиста в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда, владеющего современными технологиями, творческого, мобильного, осуществляется в условиях снижения общего уровня развития обучающихся [1, 2, 6, 7]. Профессиональные образовательные организации выполняют не только образовательные, но и коррекционно-развивающие, защитные функции. В-третьих, духовный мир студентов неоднороден: желаемые быстрые перемены, поиск идеалов в «прошлой» России, западных образцах, религиозных исканиях, плюрализм позиций и явный дефицит позитивных ценностей [5]. Опыт педагогического коллектива показывает, что эффективные результаты профессионального образования студентов могут достигаться при равноценном сочетании методов управленческой и педагогической воспитательной работы с механизмами студенческой самодеятельности, самоорганизации и самоуправления. Это разумное сочетание методов обеспечивается организацией студенческих объединений, в том числе и студенческого научного общества (СНО) [1, 3].

Деятельность СНО организуется с целью создания условий для формирования ценностного отношения студентов к поисковой, исследовательской и проектной деятельности, самореализации в научном творчестве, поддержки одаренных студентов. Если взглянуть на СНО с позиций воспитания, то можно сформулировать его задачи следующим образом:

развитие идей студенческой науки;

развитие творческих и организаторских способностей;

углубленная подготовка студентов к самостоятельной исследовательской работе.

Наибольшее значение имеет самостоятельная исследовательская работа, поскольку в ходе ее выполнения молодой исследователь овладевает методикой научно-исследовательской работы, приобретает способность и умение самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике, получает навыки самостоятельной работы с научной литературой.

Кроме того, под руководством опытного педагога обучается методике обработки полученных данных и анализа результатов, составлению и оформлению докладов и отчетов по результатам научно-исследовательской работы. Работа в СНО не только повышает самооценку и значимость обучающегося, но и популяризует и пропагандирует среди студентов достижения науки и культуры.

Студенческое научное общество помогает студентам быть успешными и в профессиональном обучении, и в профессиональной деятельности.

Психолого-педагогические условия организации СНО способствуют его длительной, поэтапной и эффективной деятельности. Прежде всего, научная и исследовательская составляющие выступают основой продуктивной, профессионально ориентированной подготовки будущего специалиста. При организации исследовательской деятельности научные руководители ориентируются на обеспечение возрастающей самостоятельности в проведении исследований и оформлении результатов. Условием организации СНО выступает активное использование профессионально-корпоративных возможностей для формирования чувства сопричастности и принадлежности к студентам. За годы существования СНО на кафедре общей хирургии им. проф. М.И. Гульмана сложились определенные традиции: проведение межкурсовых интеллектуальных игр, ежегодная научно-практическая конференция студентов, ежегодное участие студентов в олимпиадах, конкурсах, фестивалях различного уровня и общероссийских и международных конференциях. Для отработки мануальных навыков большое значение имеют олимпиады по хирургии как внутривузовские, так и общероссийские. При общении с учеными и педагогами студенты видят реальные примеры жизни и деятельности референтных педагогов, которые вместе с ними участвуют в исследовательских и социальных и экспериментальных проектах. Это помогает студентам «погрузиться в себя» и в реально интересную исследовательскую деятельность. Ориентация содержания и форм деятельности СНО на активность и деятельность самих студентов, на проявление ими самостоятельности в организации и проведении мероприятий способствует привлечению в общество новых его членов. Для отработки мануальных навыков большое значение имеют олимпиады по хирургии как внутривузовские, так и общероссийские. В исследовательские группы входят все заинтересованные лица: преподаватели, аспиранты, студенты, работодатели. В исследовательских группах все действуют на равных: каждый имеет право на свое мнение, предложение, свою проверку рабочих гипотез. Использование в его деятельности положительного влияния наиболее активных, увлеченных, целеустремленных, способных и успешных студентов на своих сокурсников – еще одно условие организации СНО. Все традиционные мероприятия общества организуются и проводятся студентами-участниками СНО. Студенты выступают инициаторами проведения мини-исследований, если сталкиваются с какими-то проблемами в ходе обучения или производственной практики. На заседания студенческих объединений приглашаются выпускники университета, продолжающие обучение в аспирантуре, практические врачи и соискатели. Вся деятельность СНО ориентирована на формирование установки на естественность, престижность и почетность участия студента в научно-исследовательской деятельности. На кафедре создана база данных, включающая сведения о студентах-членах СНО, участниках и победителях различных конкурсов, конференций, олимпиадах. СНО позволяет студенту более глубоко и творчески освоить выбранную им самостоятельно, интересующую его тему, получить навыки системного мышления, анализа, стать специалистом в рамках данного вопроса. Кроме того, СНО предполагает выход на конкретные научные результаты, которые будут оценены не только научным руководителем, но и другими представителями научного сообщества.

С момента основания кафедры общей хирургии Красноярского государственного медицинского института в 1942 году, студенческая научная работа считалась одним из центральных направлений деятельности кафедры, для развития которого в первые же годы Константином Петровичем Макрузе было создано студенческое научное общество. Константин Петрович считал студенческую исследовательскую работу неотъемлемой составляющей работы хирурга, придерживаясь положения, что врач – это, прежде всего, мыслитель. С его именем связана организация студенческого научного общества не только кафедры, но и вуза. С 1942 до 1948 г. К.П. Маркузе был научным руководителем Совета студенческого научного общества Красноярского государственного медицинского института.

Профессор Маркузе учил студентов работать с литературой, оформлять доклады и готовить выступления, проводить экспериментальные исследования. В конце учебного года студенты докладывали результаты выполненных работ, по итогам которых лучшим из них вручалась роскошная по тем временам премия – атлас по анатомии человека под редакцией В.П. Воробьева.

Новая эра развития студенческой науки началась в 1980 году, с приходом на кафедру в качестве заведующего Маркса Израилевича Гульмана. Являясь великолепным клиницистом, Маркс Израилевич отличался особым талантом организации научной работы. Он знал, как сплотить коллектив и направить весь его потенциал на достижение поставленной цели.

Он кардинально изменил традиционный подход к студенческой науке, уделяя ей большое внимание и видя сквозь призму будущего в ней не просто новое поколение врачей-хирургов, но и сотрудников кафедры, ученых.

Принципиально важно то, что с приходом Маркса Израилевича, к сновцам стали относиться не просто как к студентам, участвующим лишь в воплощении в жизнь уже готовых научных проектов своих руководителей, а рассматривать их с позиции полноправных участников научного процесса, способных самостоятельно генерировать новые научные идеи.

С целью развития и укрепления экспериментальной базы, под руководством М.И. Гульмана, незамедлительно, была создана студенческая экспериментальная научно-исследовательская лаборатория (СЭНИЛ), где сновцы могли оперировать на животных.

В студенческом научном обществе кафедры помимо научной работы, большое значение всегда уделялось приобретению мануальных навыков. Студенты дежурят в клинике, ассистируют на операциях, выполняют перевязки, приобретая опыт диагностики и лечения гнойных заболеваний, ведения послеоперационного периода после абдоминальных операций.

Традиции студенческого научного общества кафедры общей хирургии, некогда заданные М.И. Гульманом, остаются неизменны и по сей день.

Все традиционные мероприятия общества организуются и проводятся студентами-участниками СНО. Студенты выступают инициаторами проведения мини-исследований, если сталкиваются с какими-то проблемами в ходе производственной практики. На заседания студенческих объединений приглашаются выпускники колледжа – члены СНО, продолжающие обучение в вузах города, участвующие в смотрах-конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях различных уровней. Вся деятельность СНО ориентирована на формирование установки на естественность, престижность и почетность участия студента в научно-исследовательской деятельности. В научно-методическом отделе колледжа начато создание базы данных, включающей сведения о студентах-членах СНО, участниках и победителях различных конкурсов, конференций, олимпиад и их научных руководителях. В отзывах студентов дана оценка их участия в деятельности общества. СНО позволяет студенту более глубоко и творчески освоить выбранную им самостоятельно, интересующую его тему, получить навыки системного мышления, анализа, стать специалистом в рамках данного вопроса. Кроме того, СНО предполагает выход на конкретные научные результаты, которые будут оценены не только научным руководителем, но и другими представителями научного сообщества. В заключение отметим перспективные направления деятельности СНО: разработка серии мероприятий, направленных на преодоление большого отрыва лидеров и активистов СНО от основной массы студентов; недостаточная скоординированность деятельности студенческих объединений.

Студенческое научное общество является важным элементом подготовки студента при соблюдении следующих условий: активное использование профессионально-корпоративных возможностей для формирования чувства сопричастности и принадлежности к студентам; ориентация содержания и форм на активность и деятельность самих студентов; использование в деятельности положительного влияния наиболее активных, увлеченных, целеустремленных, способных и успешных студентов на своих сокурсников; формирование установки на естественность, престижность и почетность участия студента в СНО.

Таким образом, деятельность СНО выступает одной из важных составляющих профессиональной подготовки специалистов. Работа в студенческом научном обществе способствует развитию умения работать в коллективе, трудолюбию, психоэмоциональной устойчивости.


Библиографическая ссылка

Кочетова Т.Ф., Пахомова Р.А., Маркелова Н.М., Василеня Е.С., Юрьева М.Ю. ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-5. – С. 883-886;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35390 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674