Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ)

Малышева А.Д. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
В настоящее время в связи с изменением требований рынка труда и появлением новой парадигмы образования, а также переходом на компетентностный подход появилась необходимость пересмотра требований к профессиональной подготовке студентов вузов. Выпускники должны обладать не только знаниями и умениями в определенной сфере, как в прежней системе образования, но и определенными компетенциями для будущей профессиональной деятельности. Рыночный характер работы подразумевает конкурентоспособность, гибкость, умение адаптироваться в постоянно меняющемся мире. Большое значение приобретает умение работать в команде, как один из способов работы в современных компаниях. Студенты неязыковых специальностей сталкиваются с большими трудностями при командной работе в силу своего характера и типа личности. Будучи по природе интровертами, они с трудом выражают свое мнение, вступают в дискуссии и обсуждение различных ситуаций. Для командной работы все эти качества представляются необходимыми, в связи с чем необходимо формировать эти умения во время обучения в университете. В данной работе проведен анализ особенностей командной работы студентов неязыковых специальностей, изучены личные качества и умения, необходимые для развития способности работать в команде, применяемые на занятиях по иностранному языку. Исследованы проблемы при изучении иностранного языка студентами неязыковых профилей, предложены способы их решения.
команда
командная работа
иностранный язык
компетенция
личные качества
психология
умения
коммуникация
1. Жуткин А.В. Управленческие и организационные проблемы эффективной команды в проектной деятельности: автореф. дис… канд. экон. наук: 22.00.08/ Жуткин А.В. – Москва, 2003. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/upravlencheskie-i-organizatsionnye-problemy-effektivnoi-komandy-v-proektnoi-deyatelnosti.
2. Крутецкий В.А. Индивидуальные особенности мышления человека. // Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
3. Типы личности в психологии. Социальные, психологические и конфликтные типы личности. Определение типа личности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3597.
4. Brame Cynthia J. Team-based learning. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cft.vanderbilt.edu/guides-sub-pages/team-based-learning/
5. Collaborative Skills: Definition & Explanation. Educational Psychology: Tutoring Solution / Psychology Courses. Chapter 8 / Lesson 10. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://study.com/academy/lesson/collaborative-skills-definition-lesson-quiz. Html.
6. Cranney Jacquelyn. (2008). Helping first-year students think like psychologists: supporting information literacy and teamwork skill development. Psychology learning and teaching. № 7 (1). – P. 28–36.
7. Preparing 21st Century Students for a Global Society. An Educator’s Guide to the «Four Cs». – P. 19. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.nea. org/ assets /docs/ A-Guide-to-Four-Cs.pdf.

Изменение социально-экономической ситуации и развитие рыночных отношений привело в настоящее время к изменению требований работодателей к сотрудникам. Главной задачей профессиональных учебных заведений на данный момент является подготовка эффективных, конкурентоспособных работников, умеющих работать в команде и обладающих умением быстро приспосабливаться к изменениям рынка труда и требованиям общества и работодателей. В связи с чем крайне актуальным на данный момент является вопрос обеспечения выпускников необходимой подготовкой. Выпускники должны реализовать себя как специалисты в определенной области, уметь применять на практике всю совокупность знаний и компетенций, полученных в вузе. В отличие от выпускников прошлых лет, нынешние выпускники должны владеть не только знаниями, умениями, навыками в конкретной сфере, но целым спектром компетенций, необходимым для решения самых разных профессиональных и социальных задач. В эпоху постоянных изменений и нестабильности, динамичности рабочего процесса и постоянно меняющихся условий работы командная работа является одним из способов преодоления трудностей и непрерывности рабочего процесса на предприятии. Современным организациям нужны сотрудники, которые качественно выполняют работу в условиях организационных изменений, помогают это делать остальным, создают атмосферу сотрудничества [1]. С переходом на европейскую систему образования возникли новые требования, более приближенные к современным европейским нормам и стандартам европейских компаний, у которых умение работать в команде является решающим фактором при приеме на работу.

Таким образом, умение работать в команде является одним из основных критериев отбора персонала для многих современных компаний. Зная эту особенность, сейчас большинство людей, устраивающихся на работу, указывают это качество в своем резюме. При этом, согласно психологическим типам личности, не все являются командными игроками, некоторым людям легче работать в одиночку.

Цель исследования заключается в определении трудностей, возникающих при командной работе у студентов неязыковых специальностей и выявлении факторов, способствующих формированию необходимых умений. В статье проведен анализ особенностей командной работы студентов неязыковых специальностей, рассмотрены личные качества и умения, необходимые для развития способности работать в команде.

Материалы и методы исследования

Материал статьи получен в ходе анализа особенностей формирования командных способностей у студентов неязыковых специальностей. Использованы методы теоретического и эмпирического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Прежде чем рассмотреть особенности формирования командных способностей у студентов неязыковых специальностей, обратимся к понятию «команда». Это понятие, возникшее в США и странах Европы, используется для определения группы людей, работающих на достижение одной общей цели, где у каждого участника своя определенная роль и функция, и от качества работы каждого зависит конечный результат. Данное понятие следует отличать от понятия – «коллектив». Проведенный анализ выявил отличия в указанных понятиях, которые можно сформулировать следующим образом: «коллектив» – абсолютно все сотрудники компании, «команда» – определенная группа людей, работающих над одним проектом, задачей, имеющих одну общую конкретную цель, она может быть временной, либо постоянной. Командная работа пришла в нашу страну вместе с переходом на рыночный тип отношений и развитием коммерческих предприятий и компаний. В этих условиях стало разрабатываться множество различных проектов, затрагивающих самые разные отрасли экономики.

Командная форма работы включает такие виды деятельности, как проекты, семинары, дискуссии, разработка продукта или рекламной кампании. Это вид деятельности, принятый в коммерческой среде, стиль работы корпораций, банков, коммерческих предприятий и т.д. [1]. В связи с тем что сейчас происходит бурное развитие коммерческой и корпоративной среды, появляется потребность в специалистах, умеющих эффективно работать в команде, ради достижения общей цели.

Для успешной работы в команде студентам необходимо умение активно взаимодействовать на интеллектуальном и эмоциональном уровнях. Необходимо развивать такие качества, как умение выражать свое мнение и свои мысли, открыто выражать свои чувства, избегать конфликтной ситуации; внимательно слушать собеседника, открыто задавать вопросы, выяснять непонятные вопросы, понимание настроения других участников команды, в том числе и невербальные выражения эмоций, поднимать вопрос о проблемной ситуации, если назревает конфликт в процессе обсуждения или работы, активно участвовать в работе команды и поощрять других участников, к тому же [3]. Практика показывает, что студентам неязыковых специальностей гораздо сложнее соответствовать всем этим требованиям. В силу своих психологических и личностных особенностей, в отличие от студентов гуманитарных направлений, таким студентам сложнее сформулировать и выразить свои мысли устно, им легче это сделать в письменном виде, они с трудом вступают в дискуссии, редко выражают свое мнение и предлагают свои идеи. Согласно психологической классификации К. Юнга их можно отнести к интровертам. Это значит, они менее эмоциональны, однако, обладают такими достоинствами, как неконфликтность, умение выслушать собеседника, хорошо разбираются в людях, умеют отличать главное от второстепенного [3]. Все эти факторы являются качествами, необходимыми для успешного сотрудничества в команде, и нередко именно интроверты могут стать лидерами в команде.

Психологическая или эмоциональная составляющая является основным фактором успешности работы в команде, только открытое общение, когда участники команды делятся своими мыслями, идеями и чувствами, способно привести к эффективной работе и отличному результату. Напротив, скрытность, невысказанные вопросы и предположения крайне плохо влияют на продуктивность и эффективность работы команды [6]. Таким образом, в первую очередь, у студентов должна быть мотивация к общению. Для того, чтобы процесс работы в команде проходил эффективно, необходим здоровый микроклимат в группе, сплоченность участников. В этой связи следует отметить, что для формирования сплоченности в команде важны такие умения, как откровенность, когда участники команды стараются узнать друг друга, особенно тех, кто имеет отличное от них мнение и взгляд на вещи [4]. Студенты должны быть готовы и открыты к восприятию других мнений, уметь общаться с разными типами людей, прислушиваться к другим и уважать их мнение, находить компромисс между необходимостью сотрудничать с другими и выражать свое личное мнение, спокойно выслушивать критику. Согласно данным психологических исследований, успешному сотрудничеству способствуют такие свойства личности, как доверие и открытость, когда участники команды достаточно доверяют друг другу, чтобы делиться друг с другом своими мыслями. Чувство взаимного доверия только улучшает способность участников к открытости и честности. Учебный процесс в университете сам по себе предполагает открытое общение, сотрудничество, необходимость общения с разными людьми, у которых особенные черты характера, темперамента, манеры и стиля поведения, на занятиях присутствуют различные ситуации, приближенные к бытовой реальности, или имитирующие будущую профессиональную деятельность, возникают учебные или неучебные ситуации, которые необходимо решать соответствующим способом. Таким образом, создается среда для развития коммуникативных способностей. Однако, на практике у студентов возникает немало трудностей при выполнении коммуникативных заданий, в связи с чем нами предлагается разделить подготовку к командным заданиям на несколько этапов. Целесообразно начинать выполнение командных заданий с подготовительной работы. А именно, если на занятиях в будущем подразумевается выполнение каких-либо командных проектов и заданий, то преподавателю необходимо начинать готовить студентов с первых занятий. Для этого необходимо, в первую очередь, установить микроклимат в группе, «преподаватель-группа», «студент-студент». То есть обычная схема «преподаватель-группа» не подойдет, для повышения мотивации и установления дружественных отношений преподавателю необходимо изу чить личность каждого студента, найти подход к каждому, общаться с учетом индивидуальных психологических особенностей каждого. На результат подготовки влияет также и количество студентов в учебной группе. Так, если группа большая, следует ее поделить на небольшие подгруппы не больше 10 человек. Бесспорно, на это требуется дополнительное время, использование специальных методик для формирования командной компетенции, психологические тесты. Преподавателю необходимо с самого начала установить дружелюбный климат, атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, доверия друг к другу, с помощью специальных заданий и упражнений узнать личные качества каждого студента в группе, постараться выявить определенные качества, необходимые для командной работы. После подготовки группы студентам следует дать пробное задание с целью проверки готовности группы к успешному сотрудничеству. И лишь затем давать задания на командное выполнение.

Вышесказанное можно изложить в виде следующих этапов:

1. Игры, задания на знакомство всех участников, преодоление скованности, стеснения.

2. Выявление личностных качеств участников для будущего распределения ролей в команде, психологическое тестирование или анкетирование.

3. Задания «на привыкание» друг к другу, небольшие по количеству человек и занимающие не слишком много времени.

4. Пробные командные задания, с распределением ролей, функций, задач и обязательным контролем со стороны преподавателя, оцениванием конечного результата.

5. Командные задания на самостоятельную работу, без непосредственного участия и контроля со стороны преподавателя в процессе, преподаватель включается на финальном этапе для оценивания результата.

Командная работа выполняется в небольшой группе, основывается на самостоятельной подготовке студентов и представлении результатов совместной работы на занятии. Работа может включать несколько этапов, первый – индивидуальная и групповая работа, которая включает поиск и нахождение информации, чтение необходимой литературы, затем второй этап – сбор всех материалов и составление конечного общего проекта, техническое сопровождение (оформление доклада, слайдов, видео, презентации и т.п.), и третий этап – представление итоговой работы на занятии [5].

Факторы, препятствующие развитию командных способностей, нами предлагается классифицировать на внешние (не зависящие от ученика) и внутренние (индивидуально-психологические). К внешним, можно отнести такие как преимущественное использование устаревших методов работы в школе, среди которых можно назвать авторитарность учителя, традиционные индивидуальные и групповые формы работы (не командные, то есть группа создается на определенный короткий промежуток времени, на время урока или части урока, и не требует активного сотрудничества, взаимопомощи и психологического комфорта между участниками), большой объем заданий на письменное выполнение без последующего обсуждения, выступления, конфликт между другими учащимися. К внутренним относятся индивидуальные особенности ученика, его психологический тип, мотивация. Указанные факторы в целом не способствует развитию коммуникативных и командных навыков у учащихся. Таким образом, существует объективная необходимость в разработке новых методик, с учетом новых требований жизни, общества, работодателей. Студенты в большинстве своем также изменились с течением времени, их уже более интересуют актуальные вопросы, реальные условия и задачи. Современный студент готов учиться и получать необходимые, актуальные умения и навыки, чтобы в последующем трудоустроиться по выбранной специальности. Задача вузов на данном этапе – создать им все необходимые условия, адекватные их требованиям. Дать им возможность самореализоваться как профессионалам, совершенствовать свои умения и навыки, стать полезными членами общества и эффективными членами команды для работодателя.

В данном ключе дисциплина «Иностранный язык» представляется тем инструментом, с помощью которого можно развивать это умение. По своей специфике она предполагает общение, следовательно, для того чтобы успешно учиться, студентам необходимо общаться, взаимодействовать друг с другом. Как мы отметили выше, для успешного сотрудничества самое важное значение имеет психологический комфорт участников, именно поэтому студентам 1 курса в первом семестре трудно даются подобные задания. В силу того, что студенты еще мало знакомы, плохо знают друг друга, стесняются друг друга, своих знаний, произношения, не знают как найти подход друг к другу. Интересно отметить прогресс командной работы в одной и той же группе. Для сравнения, студентам 1 курса специальности «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (программирование) было дано командное задание в 1 семестре и во 2 семестре, нужно было подготовить электронную рекламную презентацию для туристов о родном городе. Роли необходимо было распределить следующим образом: выбрать лидера, разделиться по аспектам и найти по частям нужную информацию, выбрать ответственного за техническое обеспечение (объединение всей информации и создание презентации), спикера (защита проекта перед преподавателем и однокурсниками и ответы на вопросы аудитории). В 1 семестре студенты с заданием не справились, оно не было выполнено вообще. Причем причиной было не незнание языка или нехватка информации, а именно неспособность работать в команде, отсутствие слаженной группы, студенты не смогли сформировать единую команду, распределить роли и выполнить одну задачу на всех. Роли были распределены с помощью преподавателя, и тем не менее задание не было выполнено. Похожее командное задание было дано во 2 семестре, к этому времени студенты учились вместе почти год. Разница была видна сразу, студенты отказались от помощи преподавателя при распределении ролей и назначении лидера проекта. Предложили выбрать сами и руководителя и распределить роли. Результат был очевиден: каждый студент в команде выполнил свое задание, далее информация была объединена в одно целое, и проект был представлен преподавателю. Таким образом, задание было успешно выполнено. Какие средства могут в этом помочь? Во-первых, надо давать студентам больше общаться друг с другом на занятии, сначала в паре, затем в небольшой группе [7]. В самом начале обучения можно разрешить студентам выбрать более комфортного собеседника, партнера по заданию, так как часто бывает люди не сходятся в характере, или присутствует личный конфликт, непонимание. По мере привыкания к группе комфортное общение должно быть достигнуто со всеми участниками группы. Чем больше разнообразных заданий выполняют студенты в устной форме, тем легче им найти общий язык друг с другом.

Задания должны быть составлены так, чтобы можно было применить аналитическое мышление, составить схему, таблицу, а не просто рассуждать. Им присуще не рассуждать, а действовать. Поэтому сразу приступать к обсуждению вопроса студентам неязыковых специальностей трудно, им нужно вначале осмыслить, изучить ситуацию, все ее детали, продумать пути решения проблем. Именно следует почаще давать решать проблемные ситуации, но нашей задачей является подведение их к одному общему решению. Для этого нужно ставить перед ними конкретную цель, к достижению которой они должны стремиться. Хорошим подспорьем для развития коммуникативных и командных навыков являются современные учебные пособия и УМКД иностранных издательств. Такие пособия в основном рассчитаны на разговорный язык, на ситуации реального общения, актуальные и интересные молодым людям проблемы, совместные проекты. Однако, как мы отметили выше, студентам затруднительно будет сразу выполнить такие задания. Роль преподавателя здесь – подготовить студентов до выполнения заданий, с помощью различных подготовительных упражнений сформировать дружественные и доверительные отношения, атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, чтобы студенты привыкли высказывать свое мнение открыто, не боялись осуждения и не осуждали друг друга, принимали различные мнения, в том числе, и противоположные. Вначале преподаватель выступает в роли, так называемого, фасилитатора (facilitator), то есть смягчающего острые углы при споре, поддерживающего обе стороны, привлекающего внимания к положительным сторонам высказывания или объяснения непонятных вопросов, тех, которые студенты не смогли объяснить сами. Однако впоследствии надо стремиться к тому, чтобы студенты сами управляли и контролировали ситуацию, так как в будущем командные проекты они должны выполнять самостоятельно, без помощи преподавателя. Преподаватель лишь оценивает конечный результат, как это и бывает в реальной профессиональной деятельности, когда работникам дают задание, а проверяют лишь конечный результат. Как известно, студентам наиболее интересно то, что касается их лично, понятно им и современно, соответственно надо составлять ситуации, максимально приближенные к реальности. Задания следует усложнять постепенно, активная лексика прорабатывается и запоминается в парной или групповой форме, и в конечном итоге студенты могут выполнять различные проекты по пройденной теме. Как правило, если все предшествующие задания были выполнены вместе, то итоговый проект выполняется без особых проблем. Студенты, привыкают друг к другу, к языковым особенностям друг друга, характеру, темпераменту, стилю общения.

Выводы

Таким образом, умение работать в команде является важным и необходимым умением в современных условиях и решающим фактором для последующего трудоустройства выпускников; занятия по иностранному языку являются отличной средой для воспитания командного духа, развития коммуникативных способностей, но необходимо уделять большое значение психологической подготовке. Для успешной работы в команде необходимо обладать и развивать в себе особые навыки: умение открыто общаться с людьми, выражать свое мнение и уметь аргументировать его, принимать конструктивную критику, уважать чужое мнение и взгляды, сглаживать конфликтные ситуации.


Библиографическая ссылка

Малышева А.Д. ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ) // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-2. – С. 340-344;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35267 (дата обращения: 30.03.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074