Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОЕКТ «ЖЕМЧУЖИНА ПРИХОПЕРЬЯ» КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Полянская Е.И. 1 Буренина Т.П. 1
1 Борисоглебский филиал ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
В статье подчеркивается важность преподавания краеведческих знаний как средства образования и воспитания молодого поколения. В статье обосновывается необходимость пополнения учебно-методической базы дисциплин естественнонаучной направленности, реализуемых в общеобразовательных школах Воронежской области, дополнительными учебными пособиями, содержащими расширенный краеведческий материал по экологии, зоологии, ботанике и др. образовательным направлениям. В статье дается описание инновационного научно-образовательного проекта «Жемчужина Прихоперья», целью которого является создание методического комплекта, содержащего краеведческую информацию по северо-востоку Воронежской области. Реализация проекта рассчитана на три года, в течение которых планируется последовательное издание ряда учебно-методических пособий преподавателями кафедры биологии физической культуры и спорта ФГБОУ ВО Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета.
модернизация образования
региональный компонент
краеведение
эколого-краеведческое образование
учебно-методический комплект по краеведению
северо-восточный регион воронежской области
1. Бадьин М.М. Методика использования информационно-коммуникативных технологий в школьном географическом краеведении (8 класс): дис ... канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2013. – 206 с.
2. Лихачев Д.С. Русская культура. – М.: Искусство, 2000. – С. 159–173.
3. Немыкин А.Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XIX – начало XXI века). Учебно-методическое пособие. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 208 с.
4. Немыкин А.Я. Географическое краеведение Воронежской области, 7 класс. Учебно-методическое пособие. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 96 с.
5. Полянская Е.И. Интеграция музейно-краеведческой деятельности в целях достижения оптимальности экологического образования и экологического воспитания // Мир образования – образование в мире: научно-методический журнал. – 2009. – № 1 (33). – С. 10–17.
6. Хицова Л.Н. Научно-методическое обоснование роли музея в образовательном пространстве вуза // Музеи и музейная педагогика: формы и методы деятельности в свете современной образовательной парадигмы: тезисы научно-методической конференции. Воронеж. 25 декабря. 2005 г. – Воронеж, 2005. – С. 13.

Актуальность. Важной ценностью современной цивилизации является нравственно-экологическая ответственность человека, формирование которой возможно лишь при наличии высокого уровня культуры. Российская система образования переживает этап коренной модернизации, в основе которой лежат такие базовые инновации, как гуманизация, демократизация, стандартизация, фундаментализация, глобализация, реализация компетентностного подхода и др. Миссия отечественного образования в условиях перемен видится в создании социальной стабильности и прогресса. ФГОС нового поколения является методическим фундаментом для решения экологических проблем на местном, региональном и глобальном уровнях, формирования ответственного отношения к природе родного края, чувства гордости, любви к ней, понимания связи между перспективами сохранения уникальности, красоты родной природы и характера деятельности отдельного человека, местного и регионального сообщества.

Современные государственные образовательные стандарты включают вариативную часть, позволяющую «приподниматься» над традиционным объемом и характером знаний.

Получение краеведческих знаний предусматривается в региональном (школьном) компоненте базисного учебного плана. По мнению Д.С. Лихачева, «краеведение – это основа для объединения молодежи вокруг определенных тем или занятий, возрождения кустарных производств, разведения местных редких растений, животных и пр., создания заповедников, вообще – «добрососедства» с историей, культурой или природой» [2]. Включение в содержание образования краеведческого материла комплексного характера, способствует пониманию обучающимися структуры природных и социальных связей, целостности социоприродной среды, ее ценности и необходимости активного ее познания, начиная с локального уровня.

В научно-методических публикациях многие авторы подчеркивают, что в настоящее время краеведение утверждается как самостоятельная комплексная научная дисциплина, необходимое средство образования и воспитания молодого поколения [1], [5], [6]. Краеведческая наука активно влияет на образование в регионе. Однако существует необходимость правильной организации краеведческого образования, в соответствии с дидактическими принципами.

В методической копилке образовательных учреждений Воронежской области имеется ряд разработанных методических комплектов для 8–9 классов по историческому краеведению Воронежской области (авторы А.Я. Немыкин, И.В. Немыкина [3]) и для 7 класса по географическому краеведению Воронежской области (автор А.Я. Немыкин [4]). Однако данные пособия не затрагивают материалы по экологии, ботанике, орнитологии, ландшафтам и другим краеведческим направлениям. В содержании этих авторских линий мало краеведческой информации по северо-востоку Воронежской области.

Учеными кафедры биологии физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета» накоплен огромный фактический материал по флоре и фауне северо-востока Воронежской области. Имеющиеся публикации по северо-востоку Воронежской области носят разрозненный, чаще всего, сугубо научный характер и не адаптированы для школ. В образовательных учреждениях северо-востока Воронежской области существует необходимость учебно-методического обеспечения с использованием краеведческого материала при проведении учебных занятий и внеурочной деятельности по биологии, географии, химии, истории, а также при изучении интегрированного учебного курса регионального компонента базисного учебного плана – «Краеведения» в VI–IX классах (1 час в неделю) и регионального компонента в X–XI классах (140 учебных часов за два года обучения), из которых: 70 часов также рекомендуется направить для введения учебного предмета «Краеведение».

Коллектив кафедры биологии физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета» принял участие в конкурсе инвестиционно привлекательных проектов Воронежского государственного университета. Авторским коллективом кафедры был подготовлен научно-образовательный проект «Жемчужина Прихоперья», целью которого является разработка учебно-методического комплекта, содержащего развернутую краеведческую информацию по экологии, зоологии, ботанике и др. направлениям северо-востока Воронежской области.

Новизна проекта. Впервые разработан учебно-методический комплекс, содержащий краеведческую информацию по северо-востоку Воронежской области. Пособия, входящие в его состав, включают методические руководства по организации факультативных и элективных курсов по биологии, экологии родного края; методические рекомендации по организации образовательного процесса по биологии 6–7 классов при реализации ФГОС ООО на основе принципа краеведения; полевой экологический практикум учащихся; учебно-методическое пособие по краеведению «Жемчужина Прихоперья»; каталог музеев образовательных учреждений северо-востока Воронежской области.

Основная цель проекта заключается в разработке учебно-методического комплекса для формирования эффективной системы эколого-краеведческого образования обучающихся образовательных организаций северо-востока Воронежской области (Терновский, Грибановский, Борисоглебский, Поворинский, Новохоперский районы).

Задачи проекта:

1. Обобщение существующих, в том числе мониторинговых, эколого-флористических, фаунистических и других видов исследований северо-восточного региона Воронежской области.

2. Разработка полевой экологической практики «Юный краевед» и туристического эколого-краеведческого маршрута «Жемчужина Прихоперья».

3. Разработка учебно-методического комплекса «Жемчужина Прихоперья».

Проект «Жемчужина Прихоперья» дополняет и расширяет материалы учебных пособий по «Географическому краеведению» Воронежской области в 6–9 классах и «Краеведению» в 10–11 классах. Реализация проекта приобретает важное практическое значение для преподавателей образовательных учреждений, реализующих систему эколого-краеведческого образования и формирования высокого уровня эколого-краеведческой культуры обучающихся, а также является незаменимым помощником при выполнении проектно-исследовательских работ обучающимися.

Календарный план реализации проекта (последовательное перечисление основных мероприятий проекта)

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

Сроки (год)

1

2

3

1

Разработка и проведение полевой экологической практики «Юный краевед»

Буренина Т.П.

+

+

+

2

Разработка и проведение туристического эколого-краеведческого маршрута «Жемчужина Прихоперья»

Полянская Е.И.

+

+

+

3

Издание пособий:

Факультативные и элективные курсы по биологии, экологии родного края

Буренина Т.П.

+

4

Методические рекомендации по организации образовательного процесса по биологии 6–7 классов при реализации ФГОС ООО на основе принципа краеведения

Буренина Т.П.

+

5

Каталог музеев образовательных учреждений северо-востока Воронежской области

Полянская Е.И.

+

6

Учебно-методическое пособие по краеведению северо-востока Воронежской области «Жемчужина Прихоперья»

Салманова С.В.

Завидовская Т.С.

Щербакова В.И.

Разумова Е.В.

Святодух Н.Ю.

+

В рамках проекта доцентом кафедры Бурениной Т.П. разработаны элективные курсы по биологии: «Юный энтомолог», «Растительность склоновых земель», «Вода – источник жизни», «Гигиена человека. Здоровье человека и окружающая среда», «Особенности состава и свойств почв поймы р. Хопер», «Биоиндикация атмосферного загрязнения по рудеральным растениям», «Жизнь древесных растений в неблагоприятных условиях окружающей среды», «Дорога в лес», «Путешествие на луг», «Растения в городе». Элективные курсы предназначены для учащихся 8, 9 классов.

Материалы, подготовленные в рамках проекта «Жемчужина Прихоперья» позволят дополнить имеющиеся печатные издания по краеведению Воронежской области, облегчат деятельность преподавателей образовательных учреждений в поиске материала.

Реализация проекта рассчитана на три года, в течение которых планируется последовательное издание ряда учебно-методических пособий преподавателями кафедры биологии физической культуры и спорта ФГБОУ ВО Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета (таблица).

Мы предполагаем, что реализация проекта пополнит учебно-методическую базу общеобразовательных школ Воронежской области, а также будет способствовать повышению уровня культуры и образованности обучающихся в области эколого-краеведческих знаний.

Социальный эффект от реализации проекта будет выражен в сохранении эстетических ценностей природных ландшафтов и памятников природы, заповедных зон; в создании более благоприятных условий для творческой самореализации личности и развития культуры, совершенствовании экологического сознания молодежи, проживающих в северо-восточном регионе Воронежской области.


Библиографическая ссылка

Полянская Е.И., Буренина Т.П. ПРОЕКТ «ЖЕМЧУЖИНА ПРИХОПЕРЬЯ» КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-1. – С. 135-137;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35225 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674