Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Осокина Е.С. 1 Ле-ван Т.Н. 1
1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
В статье представлена система подготовки тьюторов в области формирования у обучающихся здорового образа жизни, разработанная ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (РУДН) в рамках проекта Министерства образования и науки Российской Федерации с целью повышения квалификации руководителей сферы образования и педагогов в области сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обучающихся, формирования у них здорового образа жизни, что имеет большую актуальность в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов. Показано, что данная система обладает всеми свойствами педагогических систем: целенаправленностью, структурностью, иерархичностью, эмерджентностью, коммуникативностью, синергичностью и целостностью – и тем самым представляет собой самостоятельную педагогическую систему, способную обеспечить образовательные организации квалифицированными кадрами для реализации здоровьеориентированной деятельности, здоровьесбережения и формирования у обучающихся культуры здоровья.
педагогическая система
повышение квалификации
здоровье обучающихся
здоровый образ жизни
федеральный государственный образовательный стандарт
тьютор
1. Александров Г.Н., Иванкова Н.И., Тимошкина Н.В., Чшиева Т.Л. Педагогические системы, педагогические процессы и педагогические технологии в современном педагогическом знании [Электронный ресурс] // Educational Technology & Society. – 2000. – Т. 2, № 3. – С. 134-139; URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v3_i2/html/4.html (дата обращения: 01.11.2015).
2. Александрова Е.А., Андреева Е.А. Теория и практика тьюторской деятельности в России // Известия Саратовского университета. Серия «Акмеология образования. Психология развития». – 2013. – Т. 2, № 2. – С. 222-231.
3. Егоров В.В., Скибицкой Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы. – Новосибирск: САФБД, 2008. – 260 с.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
5. Косенюк С.М. Педагогическая система и ее виды // Среднее профессиональное образование. – 2006. – № 3. – С. 37–39.
6. Ле-ван Т.Н., Осокина Е.С. Формирование здорового образа жизни обучающихся как реализация социализирующей функции образования [Электронный ресурс] // Материалы IX Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». – М., 2015. – С. 216-225; URL: http://www.znopr.ru/files/download/0093d0d3371933a (дата обращения: 01.11.2015).
7. Найниш Л.А., Черновол-Дубинина Е.Г. Процесс профессиональной подготовки будущего строителя средствами физической культуры как педагогическая система // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2012. – № 28. – С. 893 –897.
8. Третьякова Н.В., Федоров В.А. Педагогические условия формирования готовности обучающихся к здравотворческой деятельности // Инновации в образовании. – 2015. – № 1. – С. 155-166.
9. Тьюторы здорового образа жизни. Официальный сайт проекта «Внедрение практико-ориентированной модели повышения квалификации тьюторов – представителей региональных институтов повышения квалификации и руководящих и педагогических работников в сфере дополнительного образования детей в области сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обучающихся, формирования у них культуры здорового образа жизни», 2015. – URL: http://zdorov-tutor.anonii.ru (дата обращения: 01.11.2015).

В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) в задачи образовательных организаций всех уровней образования – от дошкольного до профессионального – входит формирование у обучающихся здорового образа жизни. Образовательный процесс должен обеспечить принятие и реализацию обучающимися ценностей здорового образа жизни, развитие потребности в физическом и духовном самосовершенствовании, сохранении и укреплении здоровья. Решение данных задач требует профессиональной компетентности работников образования в вопросах здоровьеориентированной деятельности, здоровьесбережения и формирования культуры здоровья [8].

В 2015 г. в рамках проекта Министерства образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (РУДН) была разработана и апробирована система профессиональной подготовки тьюторов в области формирования у обучающихся здорового образа жизни, одной из задач которой стало проведение очно-заочных курсов повышения квалификации руководителей сферы образования и педагогов по программам, рассматривающим здоровьеориентированную деятельность в контексте тьюторского сопровождения – «особой педагогической техники, основанной на взаимодействии учащегося и тьютора, в ходе которой учащийся осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи» [2, с. 226].

Целью настоящей работы является обоснование системы подготовки тьюторов как педагогической системы, способной обеспечить систему образования квалифицированными специалистами для решения задач сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обу чающихся, формирования у них здорового образа жизни в условиях введения в образовательных организациях ФГОС нового поколения.

Система подготовки тьюторов в области формирования у обучающихся здорового образа жизни как педагогическая система

Согласно определению, предложенному в Педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, педагогическая система – это «совокупность взаимо связанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» [4, с. 136].

Наиболее общей педагогической системой является система образования. Она состоит из подсистем, каждая из которых, в свою очередь, обладает всеми признаками и свойствами самостоятельной педагогической системы. Так, подсистема, направленная на обучение и воспитание детей, складывается из социальных институтов, выполняющих образовательно-воспитательные функции; ведущую роль среди них занимают общеобразовательные организации. Их функционирование обеспечивается другой педагогической системой – системой профессионального образования педагогов, в состав которой входят системы высшего и среднего профессионального педагогического образования; подготовку специалистов конкретного профиля в рамках профессионального образования также можно рассматривать как отдельную педагогическую систему. Помимо этого, в качестве самостоятельной педагогической системы выделяется система повышения квалификации [5; 7].

Система подготовки тьюторов в области формирования у обучающихся здорового образа жизни, следуя приведенной логике, является педагогической системой в составе системы повышения квалификации работников образования.

Педагогическая система обладает следующими свойствами:

1) целенаправленность (наличие целей как системообразующий фактор);

2) структурность (наличие взаимосвязанных элементов, обеспечивающих достижение цели);

3) иерархичность (деление на составные части – подсистемы, – которые сами по себе представляют отдельные системы, выполняющие конкретные функции и находящиеся друг с другом в определенных отношениях);

4) эмерджентность (наличие у системы свойств, не присущих ее отдельным подсистемам и элементам);

5) коммуникативность (связь с социальным контекстом);

6) синергичность (однонаправленность действий всех составляющих системы);

7) целостность (неаддитивность) (влияние каждого из элементов системы на ее функционирование) [7].

Опираясь на перечисленные свойства педагогических систем, можно описать систему подготовки тьюторов в области формирования у обучающихся здорового образа жизни следующим образом.

Целенаправленность системы подготовки тьюторов

Цели выступают в роли системообразующих факторов для педагогической системы.

В целом, функционирование педагогической системы направлено на достижение социально значимых результатов и определяется потребностями общества; в основе педагогической системы лежит социальный заказ. Цели педагогической системы, по мнению В. П. Беспалько, образуют иерархию:

1) глобальная цель (общественно-государственный заказ);

2) цели на этапах подготовки;

3) цели изучения отдельных учебных дисциплин [3].

Общественно-государственный заказ, лежащий в основе системы подготовки тьюторов, обусловлен ориентацией государственной политики Российской Федерации на распространение среди населения, в том числе среди детей, стандартов здорового образа жизни, а также постепенным введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, возлагающих на образовательные организации обязанности по формированию у обучающихся компетенций, обеспечивающих развитие их здоровья и становление здоровьеориентированной личностной позиции. Глобальной целью системы является подготовка работников образования к реализации профессиональной деятельности, направленной на сохранение, укрепление и обеспечение безопасности здоровья обучающихся, формирование у них здорового образа жизни как одному из аспектов их социализации в образовательных организациях. В данной области выделяются 2 значимых направления: работа педагогов непосредственно с обучающимися и организация процесса повышения квалификации педагогов, обеспечивающего их инструментарием для ведения этой работы. В свете индивидуализации и гуманизации образования для реализации деятельности по данным направлениям требуются квалифицированные специалисты:

? тьюторы – педагоги, осуществляющие тьюторское сопровождение развития обучающихся в области сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья, формирования культуры здорового образа жизни – сотрудники образовательной организации, сопровождающие процесс выбора и реализации обучающимися здорового стиля жизни, соответствующего их индивидуальным особенностям и потребностям;

? тьюторы в системе повышения квалификации (федеральные тьюторы) – представители образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы (региональных институтов повышения квалификации и организаций высшего профессионального образования), и руководящие работники сферы образования, осуществляющие тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов в области сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обучающихся, формирования у них культуры здорового образа жизни в различных регионах Российской Федерации [9].

Несмотря на то что должность «тьютор» закреплена действующим законодательством и внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, на сегодняшний день ставка тьютора имеется не во всех образовательных организациях. Исходя из этого, система подготовки тьюторов направлена на развитие тьюторской позиции педагогов – «особого отношения к каждому обучающемуся, осознание педагогической миссии раскрытия его индивидуальности, содействие максимальной реализации ребенком своего потенциала с учетом социокультурных и других условий его жизнедеятельности» – независимо от их специализации [6, с. 220]. Тем самым, результат подготовки – это формирование у работников образования тьюторской позиции и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления тьюторского сопровождения и решения задач сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обучающихся, формирования у них здорового образа жизни.

Целями системы подготовки тьюторов на разных этапах является:

1) формирование у работников, проходящих подготовку, базовых компетенций, которые требуются для осуществления профессиональной деятельности в области здоровьесбережения и формирования у обу чающихся культуры здоровья (в первую очередь, тьюторского сопровождения развития обучающихся или процесса повышения квалификации);

2) профессиональное совершенствование в данной области и приобретение дополнительных компетенций, знаний, умений и навыков, расширяющих диапазон возможностей при решении профессиональных задач.

Цели изучения отдельных учебных дисциплин применительно к системе подготовки тьюторов трансформируются в цели освоения материалов, относящихся к различным тематическим блокам, и заключаются в повышении уровня компетентности в конкретных вопросах.

Структурность системы подготовки тьюторов

В качестве элементов педагогической системы рассматриваются обучающиеся, педагоги, содержание образования и средства (условия) обучения и воспитания. Методы, приемы, организационные формы обучения, формы коммуникации отражают связи и отношения между элементами [1].

Соответственно, элементами системы подготовки тьюторов являются:

1) обучающиеся: работники системы профессионального педагогического образования, представители региональных институтов повышения квалификации, представители региональных и муниципальных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, руководящие и педагогические работники системы общего и дополнительного образования детей;

2) педагоги: преподаватели курсов повышения квалификации, тьюторы организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, приглашенные лекторы и докладчики, координаторы курсов повышения квалификации и др.;

3) содержание образования: вопросы сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обучающихся, формирования у них здорового образа жизни, отвечающие требованиям ФГОС, а также тьюторской деятельности, отраженные в программах курсов повышения квалификации, программах профильных мероприятий, планах методической работы, темах для самоподготовки и др.;

4) средства (условия) обучения и воспитания: средства материализации умственных действий и материальные средства, необходимые для освоения содержания образования (устная и письменная речь, учебные планы, учебно-методические комплексы для программ повышения квалификации, литература и мультимедийные материалы по тематике обучения, электронная информационно-образовательная среда (система дистанционного обучения), организационно-технические условия для проведения очных мероприятий и др.).

В системе представлены 2 формы обу чения: заочное (электронное, с использованием дистанционных образовательных технологий) и очное. Электронное обучение обеспечивает охват широкой аудитории, снимая территориальные ограничения и минимизируя материальные и временные затраты слушателей, и реализуется в формате курсов повышения квалификации (являющихся основой подготовки), а также отдельных мероприятий – вебинаров и видеоконференций – и массовых открытых онлайн-курсов. Очное обучение реализуется в формате различных профессиональных мероприятий, имеющих развивающую (практико-ориентированную и научную) направленность и обеспечивающих обмен профессиональным опытом. Используются различные формы работы: индивидуальные (преимущественно в рамках дистанционного обучения), фронтальные и групповые (в рамках очного обучения). Применяются разнообразные методы обучения и педагогические технологии, отвечающие принципам обучения взрослых. Важным аспектом является тьюторское сопровождение обучающихся в процессе подготовки. Коммуникация (профессиональное взаимодействие обучающихся друг с другом и с педагогами) осуществляется при помощи телекоммуникационных технологий (телефона, электронной почты, форума в системе дистанционного обучения), а также непосредственно в ходе межличностного общения (в процессе проведения очных мероприятий).

Иерархичность системы подготовки тьюторов

Система подготовки тьюторов построена по иерархическому принципу и включает 2 подсистемы:

1) базовая подготовка – обучение на профильных курсах повышения квалификации по специально разработанным программам подготовки тьюторов (курсовая подготовка);

2) углубленная подготовка – профессиональное совершенствование в области тьюторской деятельности в межкурсовой период.

Каждая подсистема реализуется на 2 уровнях:

? на федеральном уровне – в рамках всероссийских курсов повышения квалификации по образовательным программам, согласованным с Министерством образования и науки Российской Федерации;

? на региональном уровне – на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы для работников образования, в различных регионах Российской Федерации под руководством федеральных тьюторов.

Первым этапом подготовки является проведение федеральных (всероссийских) курсов повышения квалификации, в рамках которых осуществляется подготовка тьюторов – педагогов для реализации тьюторского сопровождения развития обучающихся в области сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обу чающихся, формирования у них культуры здорового образа жизни в образовательных организациях, а также федеральных тьюторов (представителей образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, и руководителей сферы образования) для реализации тьюторского сопровождения повышения квалификации работников образования по данной тематике на региональном уровне. Затем федеральные тьюторы, прошедшие обучение на курсах, организуют курсовую подготовку в различных регионах Российской Федерации, расширяя профессиональную тьюторскую сеть (рисунок).

Дальнейшая подготовка осуществляется в межкурсовой период и носит вариативный характер: она включает самоподготовку, участие в различных профессиональных тематических мероприятиях – семинарах, конференциях, конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, вебинарах и др., – методическую работу в образовательных организациях, обучение на массовых открытых онлайн-курсах, взаимодействие с другими педагогическими работниками на сетевых площадках обмена опытом (на Интернет-форумах, в профессиональных сетевых сообществах и др.). Мероприятия могут быть организованы на федеральном, муниципальном или местном уровне или непосредственно в образовательной организации. Выбор конкретных форм подготовки зависит от индивидуальных возможностей и предпочтений.

Эмерджентность системы подготовки тьюторов

Подсистемы и конкретные элементы системы подготовки тьюторов направлены на получение знаний, умений и навыков в области сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обучающихся, формирования у них здорового образа жизни, освоение приемов тьюторского сопровождения и приобретение соответствующих профессиональных компетенций, но только система подготовки тьюторов в целом, т.е. сочетание курсовой и углубленной подготовки, обеспечивает формирование тьюторской позиции педагога.

osok1.wmf

Структура базовой подготовки тьюторов

Коммуникативность системы подготовки тьюторов

Система подготовки тьюторов реализуется в социальном и профессиональном контексте и, с одной стороны, отвечает потребностям общества, а с другой – отражает актуальные тенденции развития профессионального сообщества. При изменении контекста – изменении социального заказа, обновлении нормативно-правовой базы (например, корректировке профессиональных стандартов) и др. – система может быть трансформирована и модернизирована.

Синергичность системы подготовки тьюторов

Эффективность системы подготовки тьюторов обусловлена согласованными действиями федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления, организаций, реализующих дополнительные образовательные программы для работников образования, образовательных организаций различных уровней образования и организаций дополнительного образования детей.

Целостность (неаддитивность) системы подготовки тьюторов

Полноценная подготовка тьюторов обеспечивается сочетанием базовой и углубленной подготовки. При этом значение имеют все элементы системы – исключение какого-либо из них или искажение связей между ними (например, отказ от использования дистанционных образовательных технологий в процессе обучения, отсутствие профессиональной коммуникации и др.) негативным образом отразится на результатах подготовки и приведет к недостаточной компетентности специалистов и неспособности эффективно осуществлять тьюторское сопровождение и решать профессиональные задачи, связанные с сохранением, укреплением и обеспечением безопасности здоровья обучающихся, формирования у них здорового образа жизни.

Заключение

Таким образом, представленная система подготовки тьюторов в области формирования у обучающихся здорового образа жизни является целостной педагогической системой, открывающей возможность повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности образовательных организаций и распространить современные технологии здоровьесбережения и формирования у обу чающихся культуры здоровья на всей территории Российской Федерации. В систему заложены элементы, обеспечивающие выполнение в образовательных организациях требований ФГОС в части формирования у обучающихся здорового образа жизни, что делает ее высокоперспективной в условиях модернизации системы образования.

В 2015 г. система была апробирована на федеральном уровне на базе Института медико-биологических проблем ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (РУДН). Подготовку прошли более 2500 слушателей из 53 регионов. В настоящее время педагоги-тьюторы успешно применяют сформированные в ходе обучения профессиональные компетенции в области формирования у обучающихся здорового образа жизни в организациях общего, профессионального и дополнительного образования детей, а федеральные тьюторы ведут в регионах работу, направленную на расширение тьюторской сети и профессиональное совершенствование подготовленных специалистов.


Библиографическая ссылка

Осокина Е.С., Ле-ван Т.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-1. – С. 126-131;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35223 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674