Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,641

ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ WEB-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКАМИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Напалков С.В. 1
1 Арзамасский филиал ФГАОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
В статье рассматриваются организационно-методические аспекты реализации Web-квест технологии в совершенствовании образовательного пространства при изучении школьниками естественно-математических дисциплин. Основное внимание уделено особенностям построения и возможностям использования тематических образовательных Web-квестов при организации обучения школьников. Описывается феномен поисково-познавательных заданий, составляющих основу предлагаемой Web-квест технологии. Показано применение этой технологии на занятиях по математике, построенных на базе синтеза современных информационных и задачных технологий. В основу задачной технологии положен подход к конструированию окрестностей обобщенных математических задач, позволяющий охватывать и развивать более целостно ключевые задачи по основным темам дисциплины. Такой подход в сочетании с выполнением поисково-познавательных заданий тематических образовательных Web-квестов способствует повышению уровня математической подготовки школьников.
современные образовательные технологии
тематический образовательный Web-квест
поисково-познавательные задания
задачная конструкция по математике
квест
1. Арюткина С.В., Напалков С.В. О специфике заданий информационного контента образовательного Web-квеста по математике // Web-технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы: сборник статей участников Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.В. Арюткиной, С.В. Напалкова. – Н. Новгород – Арзамас, 2015. – С. 249–256.
2. Арюткина С.В., Напалков С.В. Практикум по решению задач школьной математики: использование Web-квест-технологии (учебно-методическое пособие) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2–2. – С. 249.
3. Воронова Е.Н. Самостоятельная учебная деятельность как средство профессионального саморазвития студентов педагогических вузов: дис. ... канд. пед. наук. – Саратов, 2005. – 223 с.
4. Максимова Н.А. Проблемы проектирования региональных образовательных порталов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9–6. – С. 1343–1346.
5. Монахов В.М. Теория педагогических технологий: методологический аспект // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2006. – № 1. – С. 22–27.
6. Напалков С.В. Тематические образовательные Web-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе: дис. канд. пед. наук / Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева. – Саранск, 2013. – 166 с.
7. Нестерова Л.Ю., Напалков С.В. Реализация проектного метода в системе высшего образования с использованием рабочей тетради // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2015. – № 2 (38). – С. 175–181.
8. Панюкова С.В. Теоретические основы разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в личностно ориентированном обучении (на примере общепрофессиональных дисциплин технических вузов): дис. д-ра пед. наук. – Москва, 1998. – 390 с.
9. Фролов И.В. Некоторые аспекты применения Web-технологии в процессе подготовки будущего учителя физики // Web-технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы: сборник статей участников Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.В. Арюткиной, С.В. Напалкова. – Н. Новгород-Арзамас, 2015. – С. 71–75.
10. Ходакова Н.П. Роль информационных технологий в организации предметно-пространственной среды образовательного учреждения // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – 2013. – № 2 (22). – С. 36–38.
11. Хрестоматия по методике математики: Обучение через задачи. Т. 1 / Сост. М.И. Зайкин, С.В. Арюткина. – Арзамас: АГПИ, 2005. – 300 с.

В системе современного образования все большее значение и место приобретают специализированные компьютерные методы и технологии. Объясняется это, прежде всего, проникновением информационных и коммуникационных средств в обыденную и научную жизнь общества, необходимостью совершенствования методического обеспечения учебного процесса, а также широтой возможностей современных информационных технологий (в частности, Web-технологий) для повышения эффективности образовательного процесса обучающихся. В настоящее время Web-технологии хаотично входят в практику среднего и высшего профессионального образования и эпизодически применяются передовыми преподавателями, однако, как правило, возможности таких технологий используются недостаточно, не в полной мере, без теоретического осознания ее сущности, в связи с этим необходимо говорить об актуальности проблемы выявления педагогических возможностей применения Web-технологий в образовательной сфере. Большое значение приобретает способность ориентироваться в информационных потоках, умение быстро находить полезную информацию, анализировать её и использовать в своей деятельности, повышая эффективность интеллектуального или физического труда, склонность к самостоятельному принятию решений, творческое отношение к учебной или профессиональной деятельности.

Всё это актуализирует проблему развития познавательной самостоятельности школьников в обучении, делает необходимым поиск новых путей и методических средств её решения как при изучении отдельных учебных дисциплин, так и в постановке педагогической деятельности в рамках всего образовательного процесса.

Соглашаясь с мнениями передовых педагогов (В.М. Монахова [5], С.В. Панюковой [8], Н.А. Максимовой [4], Е.Н. Вороновой [3] и др., мы предприняли попытку органического синтеза сильных сторон современных задачных и информационных технологий для создания подхода к совершенствованию образовательного процесса в общеобразовательной школе, суть которого состоит в том, чтобы выполнению учебных заданий придать дополнительные стимулы и смыслы, а учебное познание облечь в такие формы деятельности, которые притягательны для школьников, созвучны их внутренним устремлениям, отвечают духу времени, побуждают совершать благородные поступки. Развитие современных информационных технологий позволяет значительно продвинуть гипертекстовые и гипермедиатехнологии, открывая широчайшие перспективы для качественного скачка в сфере образования. Линия на информатизацию в сфере образования позволила разработать различные высокотехнологичные обучающие методики, в том числе и Web-квесты.

Будем говорить о тематических образовательных Web-квестах, под которыми понимаем такие Web-квесты, которые имеют информационный контент, определяющийся содержанием учебной темы, целями и задачами заключительного этапа её изучения и предполагают выполнение заданий с использованием Интернет-ресурсов, способствующих развитию познавательной самостоятельности учащихся. Информационный контент указанного типа Web-квестов, включает в себя пять компонентов: теория, приложения, проблемы, архивы и ошибки, которые охватывают наиболее значимые направления методической работы [6, с. 13].

Наполнение указанных компонентов информационного контента тематического образовательного Web-квеста определяют, прежде всего, поисково-познавательные задания, они образуют задачную конструкцию особого рода, имеющую своё композиционное построение, функциональную направленность и лексическую форму [1].

Особенности поисково-познавательных заданий во многом определяются основными положениями деятельностного подхода к обучению математике, утвердившемуся в методической науке, в контексте которого решение задач является видом учебной деятельности, обеспечивающим и усвоение учащимися математического содержания, и формирование умений и навыков, и достижение развивающих целей образования. По мнению ряда современных отечественных педагогов-математиков (Я.И. Груденов, М.И. Зайкин, О.А. Иванов, Т.А. Иванова, Г.И. Саранцев, Л.М. Фридман, П.М. Эрдниев и др.), эффективность учебной работы напрямую определяется тем, какие именно задачи и в какой последовательности предлагались учащимся, какими способами они решались и как велика была доля активности, самостоятельности учеников в процессе их решения. Но главное все же – это сами задачи, а точнее задачные конструкции (системы, циклы, блоки, цепочки, серии и т.п.), подготовленные учителем или методистом к занятию [11].

Как говорилось выше, задачные конструкции, задействуемые в математической подготовке школьников, должны соответствовать современным требованиям предъявляемым к обучаемым, а потому предоставлять им возможность развития познавательной самостоятельности, в большей степени, чем ранее. Прежде всего, это актуально при изучении школьниками естественно-математических дисциплин, способных привносить полученные результаты в исследовательскую работу. В связи с этим следует говорить об использовании возможностей Web-квест-технологий на уроках по основным предметам, изучаемым в общеобразовательной школе, в частности, по математике.

Процесс изучения естественно-математических дисциплин, в частности, математики, направлен на формирование следующих компетенций: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; владение основами речевой культуры.

Для достижения указанных компетенций в своей структуре Web-квест-технология сочетает современные методические тенденции задачной технологии и интерактивного обучения школьников [7, 9. 10]. Каждое занятие построено на основе синтеза традиционного урока, современных задачных подходов, базирующихся на окрестностях обобщенных математических задач, а также организации самостоятельной познавательной деятельности школьников посредством использования Web-квест-технологий, в частности, тематического образовательного Web-квеста.

Проиллюстрируем сказанное на примере темы «Сумма первых членов геометрической прогрессии» [2].

Задания тематического образовательного Web-квеста по математике, способствующего формированию и развитию познавательной самостоятельности школьников и соответствующие его основным компонентам, должны носить поиско-познавательный характер.

При этом особенности каждого компонента заданий определяются его направленностью и ролевым самоопределением учащегося. Так, в компоненте архивы, основной целью прохождения которого является установление причин и истории возникновения указанного вида задач, задания должны включать в себя познавательное звено и позволять ответить на следующие вопросы:

– зачем могло понадобиться людям суммировать члены геометрических прогрессий?

– когда и как люди научились находить суммы членов геометрических прогрессий?

– кто из учёных математиков внёс вклад в открытие формул для нахождения сумм членов геометрических прогрессий?

Созидательное звено данного компонента включает в себя задания на получение специальных результатов, отражающих исторические аспекты возникновения указанного вида задач, т.е. хронологию познания человеком формул для нахождения сумм членов геометрических прогрессий; галерею учёных-математиков, внёсших свой вклад в открытие формул для нахождения сумм членов геометрических прогрессий; библиографию научных трудов, посвящённых суммированию членов геометрической прогрессии.

Оформительская часть указанного компонента состоит, прежде всего, в разработке проекта по теме «Исторический экскурс по формулам для нахождения сумм членов геометрических прогрессий», который включает в себя реферативную часть, аннотацию и презентацию.

Говоря о втором компоненте информационного контента тематического образовательного Web-квеста (теория), следует заметить такие особенности наполняющих его заданий, как ориентацию познавательных заданий на выявление теоретических основ решения указанного вида задач: различные определения понятий, используемых в формулах для нахождения сумм членов геометрических прогрессий; взаимосвязи изученных формул для нахождения сумм членов геометрических прогрессий друг с другом; зависимости, отражённые в формулировках утверждений, касающихся формул для нахождения сумм членов геометрических прогрессий.

Созидательное звено теоретического компонента включает в себя задания на получение специальных результатов, отражающих специфику теоретических основ решения указанного вида задач, т.е. это может быть тезаурус темы «Сумма первых членов геометрической прогрессии»; опорный конспект темы «Сумма членов геометрической прогрессии»; структурно-логическая схема системы понятий темы «Сумма первых членов геометрической прогрессии».

Оформительская часть указанного компонента состоит, прежде всего, в разработке проекта по теме «Анализ теоретических положений, описывающих суммирование членов геометрических прогрессий».

Применительно к третьему компоненту информационного контента тематического образовательного Web-квеста (приложения), следует говорить о направленности составляющих его заданий на установление возможностей и границ применения такого рода задач на практике или в других науках. Поэтому познавательный блок заданий включает в себя поиск ответов на следующие вопросы:

– встречается ли человек в быту (в повседневной жизни) с суммированием членов геометрических прогрессий?

– в каких сферах производственной деятельности вероятнее всего человеку приходится встречаться с суммой членов геометрической прогрессии?

– в каких науках учёные непременно будут иметь дело с суммой членов геометрической прогрессии?

Созидательное звено этого компонента включает в себя задания на получение специальных результатов, отражающих специфику практического применения основ решения указанного вида задач, т.е. карты приложений геометрической прогрессии; подборки прикладных задач, решаемых с использованием формул для нахождения сумм членов геометрических прогрессий (технической направленности); подборки прикладных задач, решаемых с использованием суммирования членов геометрических прогрессий (общекультурного назначения).

Оформительская часть указанного компонента состоит, прежде всего, в разработке проекта по теме «Применение формул для нахождения сумм членов геометрических прогрессий».

Наибольшим исследовательским потенциалом обладает следующий компонент информационного контента тематического образовательного Web-квеста – проблемы. Поэтому и специфика заданий определяется, прежде всего, их исследовательским характером. Так, познавательная составляющая включает в себя задания на исследование следующих вопросов:

– как формулы для нахождения сумм членов геометрических прогрессий применяются при решении арифметических задач?

– как формулы суммы членов геометрических прогрессий применяются при решении геометрических задач?

– как формулы суммы первых членов геометрической прогрессии применяются при решении нестандартных задач по математике?

Созидательная часть указанного компонента включает в себя задания на получение результатов, отражающих специфику исследования и развития методов или теоретических основ решения указанного вида задач, в качестве которых может быть создание презентации «Сумма членов геометрической прогрессии»; анимационной презентации «Суммы отношений площадей вписанных друг в друга квадратов»; памятки «Что нужно знать для решения задач с использованием формул суммы первых членов геометрической прогрессии».

Оформительская часть указанного компонента состоит, прежде всего, в разработке проекта по теме «Исследование использования формул суммы первых членов геометрической прогрессии в нестандартных ситуациях», который включает в себя исследовательскую работу, аннотацию и презентацию.

Творческим же потенциалом, связанным с формированием критического мышления школьников, обладает и следующий компонент информационного контента тематического образовательного Web-квеста – ошибки. Это и определяет специфику его заданий. В частности, познавательная составляющая этого компонента включает в себя задания на исследование таких проблем, как: распространённые ошибки, допускаемые при решении задач на суммирование членов геометрической прогрессии; заблуждения (недоразумения), связанные с формулами на нахождение сумм членов геометрических прогрессий; математические софизмы, связанные с суммированием членов геометрических прогрессий.

Созидательная часть указанного компонента включает в себя задания на получение результатов, отражающих специфику исследования трудностей решения указанного вида задач, в качестве которых могут быть: банк математических ошибок по теме «Сумма членов геометрической прогрессии»; памятка «Так нельзя применять формулы суммы членов геометрических прогрессий» при решении математических задач»; плакат-предостережение «Осторожно, ошибка!».

Оформительское звено указанного компонента состоит, прежде всего, в разработке проекта по теме «Ошибки и софизмы по формулам суммы членов геометрических прогрессий», который включает в себя творческую работу, аннотацию и презентацию.

Универсальность описанных заданий информационного контента тематического образовательного Web-квеста определяет возможность их переноса на многие темы школьного курса математики или вузовских курсов элементарной математики, которые связаны с изучение методов решения основных типов математических задач.

Выполнение такого рода заданий в малых группах или индивидуально позволяет педагогу организовать проектную деятельность обучающихся, а самим обучающимся сформировать соответствующие навыки создания проектов по итогам выполнения каждого задания.

За необходимой помощью в выполнении заданий Web-квеста школьники обращаются в ресурсный центр, расположенный на методическом сайте: www.edquest.ru.

Использование современных Web-квест-задачных технологий предоставляет возможность организовать уроки различными способами: выполнение заданий Web-квеста по каждой учебной теме может быть осуществлено в малых группах или индивидуально; в классе под руководством педагога или самостоятельно в домашней работе; оформление проектов по итогам выполнения каждого задания также предполагает различные варианты – в печатной, рукописной форме (реферат, исследование, творческая работа) или в виде компьютерного файла, презентации и т.п.

Таким образом, использование рассмотренного в статье подхода к построению урока при изучении школьниками естественно-математических дисциплин позволит повысить уровень сформированности компетенций обучаемых (в частности, информационной и коммуникационной), готовности их к самообразованию и самостоятельному решению проблем, но и разнообразить формы проведения занятий, что в целом, способствует совершенствованию образовательного процесса не только в общеобразовательной школе, но и в дальнейшей учебной деятельности школьника.


Библиографическая ссылка

Напалков С.В. ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ WEB-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКАМИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 11. – С. 87-91;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35186 (дата обращения: 24.09.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.094