Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОСРЕДСТВОМ ИХ ПЕРЕДАЧИ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ

Латышев О.Ю. 1
1 Дирекция международных экспериментов телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко»
Данная работа включает в себя жанрово-стилевую адаптацию программного обеспечения Международного эксперимента по теме «Социализация детей, оставшихся без попечения родителей, посредством их передачи в замещающие семьи». Исследование реализуется на базе государственного казённого образовательного учреждения Ростовской области для детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома г. Азова (директор – д.п.н., заслуженный работник общего профессионального образования РФ Байер Е.А.). В статье находят развёрнутое представление актуальность исследования, цель, объект и предмет экспериментального исследования. Его задачи на ближайшие 5 лет подразделяются на три основных блока: нормативно-правовые и организационные; методические и психолого-педагогические; финансово-экономические. Высказанная нами гипотеза содержит условия, при выполнении которых определение воспитанников в замещающие семьи обеспечит новое качество их надлежащей социализации. Приводится перечень используемых методик и методов. Описан задействованный при этом инновационный потенциал. Представлены ожидаемые результаты исследования, а также их обсуждение. Завершает статью план поэтапной реализации эксперимента на 2016–2020 годы.
социализация
дети
оставшиеся без попечения родителей
Педагогика
замещающая семья
воспитатель
1. Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Пути поддержки одарённости детей‑сирот средствами информационно‑коммуникационных технологий и туристско-краеведческой деятельности // Опыт и проблемы социализации воспитанников детского дома средствами физкультурно‑спортивной и туристско-краеведческой деятельности: материалы опытно‑экспериментальной работы [науч. ред. Д. В. Смирнова]; ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» РАО, КОУ Воронежской области «Школа‑интернат № 1 для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». – М.: ФГНУ ИСМО РАО, 2013. – № 1. – С. 149–156.
2. Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Социализация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». – Тольятти, 2012. – С. 390–399.
3. Латышев О.Ю., Ильин В.Н., Байер Е.А. Задачи и содержание экологического просвещения учащихся интернатных учреждений в природной среде // Материалы конференции Управления по делам Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://predu.livejournal.com/202102.html.
4. Латышев О.Ю., Ильин В.Н., Макарова Л.Н. Общее образование детей-сирот средствами ИКТ // Матеріали міжнародній науково-практичній конференції «Інноваційні педагогічні технології у підготовці майбутніх фахівців з вищою освітою: досвід, проблеми, перспективи», Вінниця, ВНТУ, 8–10 жовтня 2013 року. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.google.com/file/d/0B23xOM6EvX0gNF9YV1JyV1Nwdlk/edit?usp=sharing.
5. Латышев О.Ю., Ильин В.Н., Макарова Л.Н. Туризм, краеведение и ИКТ в социализации учащихся // LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. – 96 с.
6. Латышев О., Сучкова В., Данилова Л. Естественнонаучное медиаобразование детей-сирот в школе-интернате // Матеріали Міжнародної науково-практичної Інтернет-конференції «Медіаосвіта – пріоритетний напрям в освіті ХХІ століття:проблеми, досягнення і перспективи», Харкiв, ХАРКІВСЬКА АКАДЕМІЯ НЕПЕРЕРВНОЇ ОСВІТИ, 2013. (Электронная версия): [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://conf-hano.at.ua/load/statti/latyshev_o_suchkova_v_danilova_l_estestvennonauchnoe_mediaobrazovanie_detej_sirot_v_shkole_internate/3-1-0-204.
7. Макарова Л.Н., Латышев О.Ю. Взаимодействие учреждений науки, культуры, образования и органов местного самоуправления по теме патриотического воспитания средствами туризма и краеведения // Опыт и проблемы социализации воспитанников детского дома средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности: материалы опытно экспериментальной работы [науч. ред. Д.В. Смирнова]; ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» РАО, КОУ Воронежской области «Школа интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». – М.: ФГНУ ИСМО РАО; Воронеж: КОУ ВО Школа-интернат, 2013. – № 1. – С. 100–105.
8. Макарова Л.Н., Латышев О.Ю. Роль урока географии в социализации детей-сирот средствами туризма и краеведения // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». – Тольятти, 2012. – С. 417–428.
9. Черненок Т.Д., Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Экспериментальная работа в школе-интернате № 1 г. Воронежа в 2007–2008 учебном году // Образовательные технологии ХХI века. ОТ’09. Материалы девятой городской научно-практической конференции / Под ред. Гудилиной С.И., Тихомировой К.М., Рудаковой Д.Т. – М. 2009. – С. 46–51.

Актуальность исследования. Задача социализации детей, оставшихся без попечения родителей, посредством передачи в замещающие семьи тесно соприкасается с задачей проведения их широко направленного воспитания и развития. Решение обеих задач предусматривает воспитание воли, культуры поведения в коллективе, – например, в семье, в которой ребёнку предстоит расти далее, навыков командного взаимодействия и других социализирующих факторов.

Что же является основными источниками сплочения принимающей семьи, содержательной жизни ребёнка в ней и накопления позитивных жизненных впечатлений, с нашей точки зрения? В первую очередь, это посещение историко-краеведческих музеев, походы по историческим местам, организация и пополнение экспозиций музея внутри КОУ РО «Детский дом г. Азова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а затем и создание семейного музея, где будут представлены как вещи, которые дороги ребёнку, так и реликвии самой семьи [1, 2, 3].

Члены принимающей семьи в качестве семейного творческого дела могут провести интервьюирование участников и свидетелей исторических событий. Например, ветеранов Великой Отечественной войны, а также воинов, исполнявших свой гражданский долг в Афганистане. Определяющими формами представления собранного детьми и взрослыми материала семейных реликвий являются текстовые документы, фотографии, аудиофайлы и видеоролики. Они подвергаются тщательному и всестороннему анализу, обработке, редактированию для придания им свойств музейной наглядности. На основе совокупности данных материалов воспитанники КОУ РО «Детский дом г. Азова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» делают презентации в программе «Power Point» для показа на уроках в родной школе, а также на внеурочных занятиях. А в режиме дополнительного образования пополняют альбомы Мариинской галереи, создают новые альбомы, собирают пояснительный материал лично либо при помощи образовательных сайтов [3, 4, 5, 9].

Помимо возрастных возможностей восприятия, мы руководствуемся соображениями педагогического такта, чтобы воспитанники не знали, что они не социализированы, и не адаптированы в принимающей семье. Они будут скорее чувствовать, нежели осознавать недостаток у них социального опыта. Но и при таком незнании с их стороны результативность нашей работы не менее высока, поскольку объективной потребностью каждого ребёнка является потребность в общении, во внимании к нему со стороны сверстников и взрослых. Указанная потребность является для него движущей силой на пути познания, приводящей на практике к участию в сетевом проекте «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко». Таким образом, для нас открывается возможность проследить, как происходит социализация ребёнка в принимающей семье благодаря совокупности факторов культуры, истории и искусства, в данном случае – призванных сплотить семью в общем творческом и познавательном процессе [6, 7, 8].

Цель исследования – разработать и апробировать механизм социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.

Объект исследования – социализация воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.

Предмет исследования – процесс социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.

Задачи исследования на ближайшие 5 лет подразделяются на три основных блока: нормативно-правовые и организационные; методические и психолого-педагогические; финансово-экономические.

К нормативно-правовым и организационным задачам относятся:

1. Создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих сетевое сотрудничество образовательных учреждений в области социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.

2. Совершенствование механизма функционирования телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», направленного на реализацию модели социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи [7].

3. Реализация новых подходов к организационному построению процесса в области социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи, используя дистанционные образовательные технологии.

4. Организация повышения квалификации педагогических кадров, освоение ими открытых образовательных методик и технологий, ИКТ-компетенций.

5. Формирование системы мониторинга работы в рамках телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», а также управления им с целью оптимизации работы в области социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.

6. Разработка комплекса показателей педагогической эффективности работы образовательных учреждений, использующих ресурсы образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко».

7. Совершенствование процесса социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи в учреждениях, вовлечённых в экспериментальную работу образовательных учреждений с целью планомерного пополнения ресурсов «Мариинской галереи».

К методическим и психолого-педагогическим задачам относятся:

1. Освоение педагогами нового информационно-образовательного пространства, организованного в области социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи среди учреждений и образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», а также способов и приемов поиска и использования в образовательном процессе сетевых образовательных ресурсов и технологий социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.

2. Освоение педагогами практики составления и использования программ социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи, основанных на использовании сетевых образовательных ресурсов.

3. Освоение педагогами новых форм организации образовательного процесса.

4. Внедрение в практику педагогов-предметников открытых образовательных технологий, направленных на совершенствование процесса социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.

5. Введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи с целью унификации подходов к оцениванию в рамках образовательного проекта.

6. Освоение педагогами методов комплексного оценивания воспитанников, учитывающего результаты учебной деятельности в очном и дистанционном режиме обучения.

7. Разработка психологическими службами образовательных учреждений методов максимально эффективного функционирования воспитанников и педагогов в рамках телекоммуникационного образовательного пространства.

К финансово-экономическим задачам относятся:

1. Эффективное использование ресурсов образовательных учреждений, участвующих в реализации телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» с использованием дистанционного обучения.

2. Определение экономических индикаторов эффективности работы образовательных учреждений в условиях сетевого взаимодействия.

3. Разработка формы обоснования экономической целесообразности использования в учебном процессе дистанционных образовательных технологий и сетевых информационно-образовательных ресурсов.

4. Проведение сравнительного экономического анализа эффективности использования ресурсов (образовательных, кадровых, организационных, материально-технических) в условиях образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», не использующих и использующих в образовательном процессе механизмы совершенствования процесса социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.

5. Улучшение учебно-методической и материально-технической базы образовательных учреждений, участвующих в работе по данному эксперименту.

Гипотеза.

Определение воспитанников в замещающие семьи обеспечит новое качество их надлежащей социализации, если:

– разработана нормативно-правовая база, обеспечивающая сетевое взаимодействие образовательных учреждений в процессе социализации воспитанников детского дома путём определения в замещающие семьи воспитанников КОУ РО «Детский дом г. Азова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

– освоен механизм построения телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» и реализована модель определения в замещающие семьи воспитанников КОУ РО «Детский дом г. Азова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», адекватной образовательным потребностям и ресурсному обеспечению образовательных учреждений, входящих в сетевое взаимодействие;

– педагогами освоено новое информационно-образовательное пространство, способы и приемы поиска и использования в образовательном процессе сетевых образовательных ресурсов и технологий социализации воспитанников КОУ РО «Детский дом г. Азова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» путём их определения в замещающие семьи;

– в педагогическую практику введена критериальная система оценивания результатов социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи с целью унификации подходов к оцениванию в образовательных учреждениях сети;

– сформирована система мониторинга работы телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», а также управления ею с целью оптимизации работы по социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.

Перечень используемых методик:

– обобщение и анализ педагогического опыта социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи;

– диагностика процесса социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи;

– методика составления и использования программ формирования метапредметных результатов образования, основанных на использовании сетевых образовательных ресурсов;

– методика мониторинга работы телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» по социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи;

– анализ продуктов деятельности образовательных учреждений– участников площадки.

Инновационный потенциал:

– построение и реализация модели социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи;

– разработка технологии взаимодействия формального, неформального и информального образования по социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи;

– введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи;

– формирование системы мониторинга работы телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» по социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.

Ожидаемые результаты:

– разработка и апробация механизма социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи;

– решение нормативно-правовых, организационных, методических, психолого-педагогических и финансово-экономических задач.

Методы исследования:

– анализ и обобщение научных исследований и актуального педагогического опыта;

– диагностика характеристик процесса социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи;

– анализ мониторинга работы телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи;

– анализ продуктов и результатов деятельности учреждений-участников площадки.

По результатам экспериментальной работы планируется:

– метапрограммы педагогов-участников площадки;

– рекомендации образовательным учреждениям по организации сетевого взаимодействия в решении проблемы метапредметных достижений воспитанников;

– система мониторинга социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи;

– научно-методическая конференция «Социализация воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи».

План поэтапной реализации эксперимента

Первый этап – диагностико-ориентировочный – 2015 г.

– Проведение комплексного анализа по сопоставлению образовательных потребностей и ресурсов образовательных учреждений – участников сетевого взаимодействия. Выявление дополнительных потребностей в ресурсах сети.

– Определение модели сетевого взаимодействия базового образовательного учреждения (КОУ РО «Детский дом г. Азова») с другими образовательными учреждениями.

– Конструирование единой региональной системы мониторинга социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.

– Разработка содержания метапрограмм социализации воспитанников детского дома путём их определения в замещающие семьи.

– Проведение мониторинга образовательных потребностей воспитанников и принимающих их родителей (в рамках работы новых структурных подразделений, таких как: служба профилактики раннего сиротства, служба приёмных родителей, служба сопровождения принимающих семей, служба сопровождения выпускников).

– Ревизия внутренних образовательных ресурсов учреждений сети (профильные, базовые, элективные курсы для принимающих семей, лабораторная база, цифровые образовательные ресурсы).

– Мониторинг внутренних кадровых ресурсов (педагоги профильного обучения и предпрофильной подготовки, педагоги, обеспечивающие базовое образование, уровень ИКТ-компетенций педагогического состава, педагоги, имеющие квалификацию сетевых педагогов и сетевых тьюторов по вопросам замещающих семей).

– Анализ возможностей информационно-технического обеспечения образовательного процесса учреждений – участников сетевого взаимодействия (компьютеры, принтеры, проекторы, экраны, наличие локальной сети, компьютерные классы, медиатеки, возможность выхода в Интернет и т.п.).

Второй этап – проектировочно-организационный – 2016 г.

– Утверждение сетевой модели использования информационно-образовательных ресурсов в решении проблемы социализации воспитанников путём определения в замещающие семьи.

– Завершение комплексного анализа возможностей воспитания и развития и потребностей воспитанников базового экспериментального учреждения.

– Подготовка рекомендаций учреждениям государственной поддержки детства (в зависимости от типа) по организации сетевого взаимодействия.

– Освоение психолого-педагогической диагностики уровня социализации воспитанников путём определения в замещающие семьи в условиях сетевого взаимодействия.

– Поэтапная реализация разработанных программ с использованием на занятиях школы принимающей семьи приемов открытых образовательных технологий.

– Отбор критериального аппарата, единого для всех участников телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», реализации метапредметных программ.

– Выявление образовательных учреждений, готовых к обмену ресурсами в решении проблемы социализации воспитанников путём определения в замещающие семьи посредством метапрограмм.

Третий этап – аналитико-корректировочный – «Совершенствование» – 2017–2020 гг.

– Подведение промежуточных итогов деятельности учреждений-участников телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» по реализации проблемы исследования.

– Диссимиляция положительного педагогического опыта на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях.

– Проведение оценки эффективности использования ресурсов телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» в решении проблемы социализации воспитанников путём определения в замещающие семьи.

Мы склонны полагать, что успешная реализация выше приведённой программы внесёт свою посильную лепту, чтобы решение задачи социализации детей, оставшихся без попечения родителей, посредством их передачи в замещающие семьи стало ещё одним своевременным и адекватным шагом к стабилизации существующего в настоящее время социального положения в Российской Федерации и государствах СНГ.


Библиографическая ссылка

Латышев О.Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОСРЕДСТВОМ ИХ ПЕРЕДАЧИ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ СЕМЬИ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 11. – С. 75-79;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35184 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674