Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Есенбаева Г.А. 1 Какенов К.С. 1
1 Карагандинский экономический университет
В статье рассматриваются результаты изучения мнений работодателей и академической общественности по ранжированию универсальных компетенций и их использование в целях разработки компетентностной модели выпускника и совершенствования модульных образовательных программ в высших учебных заведениях. Выявлены наиболее значимые компетенции, и оценена степень их достижения на примере одной специальности.
Болонский процесс
высшее образование
компетенции
модульная образовательная программа
1. Байденко В.И. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 244 с.
2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84 с.
3. Сенашенко В.С., Кузнецова В.А., Кузнецов В.С. О компетенциях, квалификациях и компетентности // Высшее образование в России. – 2010. – № 6. – С. 18–23.
4. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
5. Yerevan communiqué // Bologna Process – European Higher Education Area. – URL.: htpp:// www.ehea.info/ Uploads /SubmitedFiles/ 5_2015/112705. pdf (дата обращения 19.05.2015).

Главный вектор реформирования высшего образования в Республике Казахстан в настоящее время определяется присоединением к Болонскому процессу, что ставит перед вузами задачу совершенствования образовательных программ, разработанных на основе компетентностного подхода.

В Ереванском коммюнике Министров высшего образования европейских стран подчеркивается, что образовательные программы должны позволить студентам развивать компетенции, которые смогут лучше всего удовлетворить личные стремления и социальные потребности посредством эффективной образовательной деятельности [5].

Поскольку первым этапом разработки образовательной программы является определение ее целей и результатов обучения, необходимо построение компетентностной модели выпускника. Особенно это важно в современных реалиях, когда профессиональные стандарты, описывающие с единых позиций требования к квалификации выпускников, разработаны не по всем специальностям.

Цель исследования

Целью данной работы явилось выявление наиболее значимых компетенций выпускников с позиции академического сообщества и работодателей для совершенствования модульных образовательных программ специальности «Стандартизация, сертификация и метрология».

Материалы и методы исследования

Нами использовались концептуальные идеи общеевропейского проекта «TUNING» (Настройка образовательных структур в Европейском пространстве высшего образования) [1], которые применялись с учетом специфики отечественной системы высшего образования. В частности, мы опирались на методологию, направленную на обеспечение сопоставимости программ, основанную на формулировке общих (универсальных) компетенций, независимых от предметной области [2]; формулировке профессиональных компетенций, специфических для каждой предметной области [3]; разработке новых образовательных технологий и принципов оценки; разработке систем обеспечения качества образования в вузе.

Результаты исследования и их обсуждение

На первом этапе исследования респондентам (работодателям и представителям академического сообщества – профессорско-преподавательского состава вузов) было предложено оценить важность каждой из универсальных компетенций выпускника специальности «Стандартизация, сертификация и метрология» по 100-балльной шкале. В результате изучения мнения работодателей (ведущих специалистов, 90% из которых являлись представителями баз профессиональных практик), было выявлено, что наиболее востребованными являются выпускники, обладающие такими компетенциями, как:

– способность к обучению (98%);

– способность применять знания на практике (95%);

– умение быстро адаптироваться в меняющихся жизненных и профессиональных ситуациях (88%);

– письменная и устная коммуникация на государственном языке, компьютерные навыки (85%);

– компьютерные навыки, готовность к саморазвитию, генерированию новых знаний (83%);

– готовность к саморазвитию, генерированию новых знаний (81%);

– способность к анализу и синтезу (80%);

– базовые знания по специальности (78%);

– способность к разработке проектов и управлению ими (76%);

– умение ориентироваться в потоке информации, использовать современные технологии для ее анализа и трансформации (75%);

– способность к организации и планированию (73%);

– способность предвидеть и решать проблемы (72%);

– умение самостоятельно критически и творчески мыслить (68%);

– базовые общие знания (65%);

– коммуникабельность и умение работать в разных командах (62%);

– коммуникативные навыки на иностранном языке (58%);

– активность в достижении поставленных целей, стремление к успеху, ответственность, приверженность этическим ценностям (52%);

– способность к лидерству (51%);

– способность работать автономно (50%);

– способность принимать решения (46%);

– ответственность, приверженность этическим ценностям (45%);

– исследовательские способности (42%);

– способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях (39%);

– способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия (38%);

– способность работать в международном контексте (22%).

Таблица 1

Результаты ранжирования компетенций представителями академического сообщества и работодателями

Компетенции

Работодатели

Преподаватели

способность к обучению

1

3

способность применять знания на практике

2

5

умение быстро адаптироваться в меняющихся жизненных и профессиональных ситуациях

3

9

письменная и устная коммуникация на государственном языке

4

4

компьютерные навыки

5

11

готовность к саморазвитию, генерированию новых знаний

6

7

способность к анализу и синтезу

7

6

базовые знания по специальности

8

1

способность к разработке проектов и управлению ими

9

15

умение ориентироваться в потоке информации, использовать современные технологии для ее анализа и трансформации

10

8

способность к организации и планированию

11

14

способность предвидеть и решать проблемы

12

13

умение самостоятельно критически и творчески мыслить

13

10

базовые общие знания

14

2

коммуникабельность и умение работать в разных командах

15

19

коммуникативные навыки на иностранном языке

16

17

активность в достижении поставленных целей, стремление к успеху

17

20

способность к лидерству

18

22

способность работать автономно

19

21

способность принимать решения

20

16

ответственность, приверженность этическим ценностям

21

18

исследовательские способности

22

12

способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях

23

24

способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия

24

23

способность работать в международном контексте

25

25

Таблица 2

Уровень достижения студентами компетенций

Компетенции

Оценка

5

4

3

2

1

2013

2015

2013

2015

2013

2015

2013

2015

2013

2015

компьютерные навыки

50%

92%

50%

8%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

использование современных технологий

55%

70%

45%

30%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

способность предвидеть и решать проблемы

40%

50%

37%

45%

23%

5%

0%

0%

0%

0%

коммуникабельность

84%

92%

16%

8%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

ответственность

50%

90%

50%

10%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

готовность к саморазвитию, генерированию новых знаний, применению знаний на практике для решения профессиональных задач

55%

83%

45%

17%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

базовые знания по специальности

63%

75%

31%

20%

6%

5%

0%

0%

0%

0%

владение иностранными языками

25%

37%

50%

48%

25%

15%

0%

0%

0%

0%

Таким образом, опрос показал, что работодатели больше всего ценят способность учиться, а не тот фактический уровень знаний, которым обладает выпускник на момент трудоустройства. Базовые знания по специальности занимают восьмую позицию, а общие знания – двенадцатую.

В то же время работодатели высоко оценивают способность выпускника применять знания на практике, умение быстро адаптироваться в меняющихся жизненных и профессиональных ситуациях, готовность к саморазвитию, генерированию новых знаний, знание государственного языка, креативность, умение ориентироваться в потоке информации, использовать современные технологии для ее анализа и трансформации.

Следует отметить, что мнения работодателей не совпадают с мнением опрошенных преподавателей вузов (табл. 1).

Так, наличие исследовательских способностей оценивается выше преподавателями (12 позиция), чем работодателями (22 позиция). В связи с этим в разработанной нами образовательной программе было предложено несколько образовательных траекторий: как для студентов, желающих в дальнейшем продолжить обучение в магистратуре, так и для тех, кто нацелен работать на производстве.

Анализ результатов ранжирования компетенций также показал, что следует больше уделять внимания формированию у студентов способностей к организации и планированию, разработке и управлению проектами, умения самостоятельно и критически мыслить. В связи с этим при разработке модульных образовательных программ по данной специальности был выделен отдельный проектно-управленческий модуль, введены такие дисциплины, как «Проектный менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Планирование профессиональной карьеры».

Отметим, что работодатели намного выше, чем преподаватели, оценивают способность работать в команде, коммуникабельность, активность в достижении поставленных целей, стремление к успеху, лидерству. Все респонденты способность работать автономно оценили ниже, чем работу в команде.

Повышается оценка важности полиязычного обучения, знания выпускниками как государственного, так и иностранных языков. Интересно отметить, что в перечне универсальных компетенций работодатели стали отмечать «способность работать в международном контексте» – в ранее проведенных опросах эта компетенция ими обычно не оценивалась. Очевидно, это связано с пониманием важности интеграционных процессов в экономике, сфере технического регулирования, вступления Казахстана в ВТО.

На втором этапе оценивались предметно-специфические и специальные компетенции [4], уточнялись требования к профессиональным компетенциям выпускника.

По мере внедрения новых образовательных программ работодателям предлагалось по 5-балльной шкале (от 1 (низкий) до 5 (сильный)) оценить уровень достижения студентами некоторых компетенций по результатам прохождения профессиональной практики (табл. 2).

Сравнение уровня достижения компетенций показал в целом положительную динамику по всем позициям, которые предлагались для оценки.

В результате проведенной работы была разработана компетентностная модель выпускника и спроектированы модульные образовательные программы по специальности «Стандартизация, сертификация и метрология».

Выводы

В контексте требований Болонского процесса вузам важно определить, какие компетенции должны развивать предлагаемые ими образовательные программы. Регулярное изучение мнения академического сообщества и работодателей при разработке образовательных программ дает возможность своевременной актуализации их структуры и содержания в соответствии с требованиями рынка труда, способствует успешному трудоустройству выпускников.


Библиографическая ссылка

Есенбаева Г.А., Какенов К.С. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 11. – С. 71-74;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35183 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674