Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,641

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Березнева Е.Ю. 1 Крысова Т.И. 2
1 ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2 БОУ «Гимназия № 147»
В работе выявлены условия, способствующие проявлению одарённости в различных видах деятельности через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.Одновременно с реализацией стандарта общего образования в гимназии №147 выстраивается система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода обучения в гимназии, создается и поддерживается творческая среда, обеспечивающая возможность самореализации обучающихся. В работе сформулированы основные направления развивающей деятельности с подростками и основные элементы системы работы с одаренными детьми. По результатам исследования выделены приоритетные формы работы с родителями обучающихся: дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям.
способствующие проявлению одарённости
условия
индивидуальная образовательная траектория
одарённость
1. Березнева Е.Ю. Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития / Е.Ю. Березнева, Т.И. Крысова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – Москва «Академия естествознания», 2015. – № 6 (часть 2). – С. 335–338.
2. Березнева Е.Ю. Взаимосвязь мотивации учебной деятельности подростков с видами темперамента, ситуативной тревожностью и межличностными отношениями в семье/ Е.Ю. Березнева, Т.И. Крысова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – Москва «Академия естествознания», 2015. – № 10 (часть 2). – С. 357–360.
3. Кристофер Э. Тренинг лидерства / Э. Кристофер, Л. Смит. – Спб.: Питер, 2002. – 320 с.
4. Локалова Н.П. «Уроки психологического развития в средней школе» – М., Издательство «Ось-89», 2001. – 128 с.
5. Психология одаренности: от теории к практике / под ред. Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.

Работа по развитию одаренности детей – это проблема, требующая совместных действий учителей и родителей, а также создание оптимальных условий не только для получения совокупности знаний, но и дающих возможность к самоосмыслению и самореализации. Одаренные дети – очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают обратную картину. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Одним из источников этого риска являются трудности контактов со сверстниками, свойственные в особенности исключительно одаренным детям. Способности детей, в том числе самые выдающиеся, не являются чем-то раз навсегда данным. Люди могут научиться лучше или хуже употреблять свои способности. Наиболее крупные интеллектуальные достижения совершаются людьми, которые сумели при помощи большой работы правильно направить свой ум [5]. У одарённых детей достаточно высокая потребность к творческой и научно-исследовательской деятельности, которая позволяет обучающимся проявить свои возможности, помогает им самореализоваться и самоутвердиться. Поэтому цель нашей работы – выявление условий, способствующих проявлению одарённости в различных видах деятельности через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования (разработка индивидуальной образовательной траектории).

Материалы и методы исследования

В эксперименте приняли участие обучающиеся 5–8 классов, всего 56 чел., БОУ г. Омска «Гимназия № 147».

Обучающимся были представлены психодиагностические методики, направленные на выявление и сопровождение одарённого подростка: «Определение уровня умственного развития школьников», Э.Ф. Замбицявичене; стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равенна; «Теоретическое мышление», А.З. Зак; методика Б. Лонга «Особенности творческого воображения»; изучение мотивации обучения у старшеклассников, Лукьянова М.И.; «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша; «Самочувствие, активность, настроение» (САН).

Диагностируемые характеристики: направленность личности (на себя, взаимодействие, задачу); самооценка; коммуникативные и организаторские склонности; лидерские качества; опыт организаторской, творческой, интеллектуальной деятельности.

Мы выделяем в гимназии три группы одарённых подростков:

– высокий общий уровень развития интеллектуальных способностей, явно превышающий средний уровень; творческий подход и настойчивость в достижении цели. У этих детей сильно развито чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей;

– наблюдаются признаки специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к неречевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением;

– не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты входной/промежуточной диагностики и их обсуждение

(Октябрь 2014 г. – май 2015 г. Всего обследовано 56 подростков)

1. Эмоциональное напряжение «САН»: чрезмерное напряжение – 58 %–39 %, неуверенность – 34 %–31 %, нормальное состояние – 8 %–30 %.

2. Состояние тревожности: высокая – 37 %–27 %, умеренная – 31 %–28 %, низкая – 32 %–45 %.

3. Мотивация, уровень: познавательная – выше среднего (в.ср.) у 21 %–34 %, средний (ср.) у 66 %–57 %, ниже среднего (н.ср.) у 13 %–9 %; коммуникативная – в. ср. у 63 %–65 %, ср. у 30 %–29 %, н.ср. у 7 %–6 %; эмоциональная – в.ср. – 17 %–17 %, ср. – 30 %– 34 %, н.ср. – 53 %–49 %; саморазвитие – в.ср. – 19 %–24 %, ср. – 45 %–47 %, н.ср. – 36 %–29 %;

4. Наглядно-образное – в.ср. у 33 %– 35 %, ср. у 67 %–65 %.

5. Логические связи – в.ср. у 34 %–38 %, ср. у 66 %–62 %.

6. Теоретическое – в.ср. у 33 %–39 %, ср. у 67 %–61 %.

7. Воображение – в.ср. у 41 %–58 %, ср. у 59 %–42 %.

Из результатов видно, что за время развивающей деятельности улучшилось эмоциональное состояние у 30 % и понизился уровень тревожности у 10 % подростков; несколько повысился уровень развития мышления у 3 %, воображения – у 17 % и познавательной мотивации – у 17 % подростков; большинство подростков склонны работать индивидуально, достаточно эмоциональны. Данные результаты не являются окончательными и предполагают перспективы развития межличностного взаимодействия и духовно-нравственных качеств у школьников средствами дополнительного образования.

Одновременно с реализацией стандарта общего образования мы выстраиваем систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода обучения в гимназии, создаём и поддерживаем творческую среду, обеспечивая возможность самореализации обучающимися и повышение мотивации к учебной деятельности [1, 2].

В целях создания благоприятной среды для проявления и развития способностей каждого ребенка в гимназии:

а) создана система внеурочной и внеклассной деятельности (олимпиады, конкурсы, интернет-конкурсы для обучающихся, конференции и семинары);

б) практика дополнительного образования;

в) отработаны механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся;

г) в учебные планы гимназии включаются программы элективных (спецкурсов) курсов по углубленному изучению предметов и соответственно увеличивается процент вовлечённости детей в творческую и исследовательскую деятельность.

Система дополнительного образования гимназии позволяет развить интересы обучающихся в различных областях. Так, в 2012 г. в гимназии было создано «Туристическое агентство «Путешествие к своему «Я», где занимаются обучающиеся 5–8 классов с повышенными интеллектуальными и творческими способностями. В основе содержания деятельности агентства – человек и его индивидуальная образовательная траектория.

В гимназии есть одарённые дети и педагоги, способные с ними работать, но отсутствует механизм взаимодействия для более успешной и результативной работы.

Основные направления развивающей деятельности с подростками:

1. Создание системы учета одаренных детей через:

– анализ особых успехов и достижений ученика;

– создание банка данных по талантливым и одаренным подросткам;

– диагностику потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;

– преемственность между начальным и средним образованием посредством создания программы взаимодействия.

2. Основные блоки содержания деятельности: диагностический, коррекционный и развивающий.

Групповая развивающая работа с подростками направлена на формирование различных сторон «Я» подростка – мотивации научно-исследовательской деятельности, умений и навыков межличностного общения, автономного поведения и самопознания [4]. Методы развивающего обучения сочетают традиционные приемы, хорошо известные учителю, и методы обучения в группе, применяемые реже. Освоение методов обучения в группе позволит учителю сделать уроки более качественными и интересными для подростков. Успех любых учебных материалов зависит от уровня подготовки учителей, которые ими пользуются.

3. Стимулирование обучающихся к занятию интеллектуальностью, развитию и проявлению творческих способностей: сборник методических материалов НПК и Конкурса (совместно с ОмГМУ, ОмГУ, СибГУФК); функционирование стенда «Ими гордится гимназия»; НПК «Мы выбираем здоровье!», Конкурс социальных проектов (гимназический, муниципальный, областной уровень).

4. Педагогическая поддержка одарённых детей: создание целевой творческой группы педагогов; повышение профессионального мастерства через систему тематических семинаров гимназии, обобщение опыта педагогов; создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ученика; стимулирование педагогической поддержки одаренных детей.

В работу с одаренными учащимися, в первую очередь, включаются учителя, которые:

– развивают способности обучающихся в виде помощи и поддержки;

– могут решать возникающие проблемы и нести ответственность за принимаемые решения;

– склонны к интеллектуальному самосовершенствованию.

В качестве основных элементов системы работы с одаренными детьми мы выделяем:

1. Дифференцированность и индивидуализацию обучения.

2. Важной концептуальной особенностью воспитательно-образовательного процесса гимназии является перенос акцентов с обучения на воспитание, признание за воспитанием ведущей роли в формировании собственной личности и «автономного поведения как способа успешной самореализации».

3. Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности [3].

4. Инструментами развития способностей выступают: образовательная технология социального проектирования, система дополнительного образования для творческих, спортивных способностей.

5. Работа с родителями одарённых детей.

В гимназии сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность гимназии через познавательные, творческие и спортивные мероприятия. В нашей гимназии приоритетными формами работы стали дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям:

1. Система информирования родителей (информационные печатные сборники «Превентивное образование в образовательном учреждении», сайт гимназии, сайты отдельных учителей в сети Интернет) и пр.

2. Родительские собрания, проводимые в индивидуальной форме (индивидуальная беседа каждого родителя с членами администрации, классными руководителями, учителями-предметниками, психологом).

3. Круглые столы, общешкольные мероприятия с привлечением родителей в качестве участников.

4. Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка.

5. Привлечение родителей одарённых подростков к совместной деятельности (родитель – подросток) и поддержка и поощрение родителей – Грамоты, Благодарственные письма.

Таким образом, специальная психологическая диагностика и выявление способностей являются важным и необходимым моментом работы с одаренными детьми. Создание же условий, способствующих проявлению одарённости в различных видах деятельности через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования (разработка индивидуальной образовательной траектории) позволяет обучающимся проявить и развить их интеллектуальные и творческие возможности.


Библиографическая ссылка

Березнева Е.Ю., Крысова Т.И. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 10. – С. 72-74;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35161 (дата обращения: 22.11.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252