Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО И ПРОБЛЕМА МАТЕРИНСТВА

Литовченко Л.П. 1 Алимбаева С.А. 2
1 Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова
2 Детский дом

Одной из важных проблем нашего времени является социальное сиротство.

Сиротство как социальное явление существует столько, сколько существует человеческое общество. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия и другие причины приводили к гибели родителей, после чего дети становились сиротами. Однако возникло новое социальное явление – сиротство при живых родителях. Дети лишаются попечения родителей в силу нежелания осуществлять родительские обязанности. Родители отказываются от своих детей и устраняются от их воспитания. Причем число социальных сирот растет. Социальные сироты сегодня – это «бедные», «несчастные», «брошенные», «ущербные». Они – отказные, а значит, ненужными становятся для родителей.

Принято считать, что развитие общества определяется не только экономическим и социально-культурным уровнем, но и тем, как общество относится к обездоленным детям. Однако, на наш взгляд, следует считать первоначально то, как общество относится к семье и к матери. Благополучным состоянием общества может быть тогда, когда в нем нет обездоленных детей. При этом условии жизнь общества будет иметь высокий социально-культурный и экономический уровень. Социальное сиротство при живых родителях – это трагедия нашего времени и нашей жизни

Проблема материнства в социальном сиротстве обостряется и усложняется для воспитанниц детского дома, чьи родители отказались от них. Таким девочкам сложно в будущем ощущать священное чувство материнской любви к будущему ребенку, ибо их чувство материнства может быть не разбуженным.

Цель исследования – оптимизация мероприятий по снижению показателей негативного отношения к будущему материнству и ее составляющих (жалость и любовь со стороны матери к детям).

Задачи:

1. Определить отношение к Родине, к семье и будущему материнству.

2. Выявить факторы риска в группе воспитанниц детского дома старшего подросткового и старшего школьного возраста ( детские игры, отношения к родителям и взаимоотношения с воспитателями).

3. Определить прогностический вес выявленных факторов в группе воспитанниц, оценить степень их влияния на отношение к будущему материнству.

Обоснование методов исследования (в соответствии с изучаемыми параметрами):

1. Макроинформационная составляющая исследуется с помощью опросов и игровых упражнений по следующему параметру: полнота знаний о том, что такое хорошая мать, память о своей семье, образе родителей. При этом на основании результатов опроса статистически выделяются уровни представлений о своем будущем материнстве, определяется степень самостоятельности воспитанниц в получении знаний о матерях, достойных подражания.

2. Микроинформационная составляющая (взаимоотношения с воспитателями) исследуется с помощью опросов (по специально разработанной анкете), в наблюдениях, в изучении продуктов творческой деятельности и в индивидуальных беседах по параметрам: 1) желание стать матерью, 2) желание размышлять о будущем материнстве, 3) степень самостоятельности воспитанниц в получении знаний о матерях, достойных подражания, степень готовности посещать Школу материнства. Здесь также можно выделить уровни микроинформационной готовности воспитанниц по каждому из этих параметров.

Результаты исследования. Установлено, что в ощущении понятия «родина» представляется дом и семья (81,4 %), что родина начинается с матери (95,7 %). Следовательно, возникает проблема воспитания, прежде всего, человека – патриота, которая должна разрешиться в подготовке детей – сирот к будущей семейной жизни. Девочки хотят стать матерью (91.3 %), но только размышляли об этом 47,7 %. воспитанниц.

К факторам риска относится то, что воспитатель не является авторитетом для девочек. У воспитанниц нет доверительных отношений с воспитателями, и они не испытывают одобрительных оценок со стороны воспитателей (61,9 %). Случается, что воспитатели их унижают (34,7 %), не проявляют к ним жалость и уважение (61,0 %). Воспитатели ведут беседы с девочками о том, чтобы были аккуратными (39,9 %), не бегали и не прыгали (34,7 %), не порвали одежду и не испачкали ее (65,2 %), приносили хорошие отметки (78,2 %), а о будущем материнстве – 56,5 %.

Воспитанницы считают, что хорошая мать – это та, которая заботится о здоровье ребенка (60,8 %), оберегает, чтобы не попал в беду (4,3 %), может дать во время нужный совет (26,0 %), которая могла бы любить его и быть с ним всегда рядом (82,6 %). Отсутствие жалости и любви со стороны матери к своим отказным детям является результатом того, что девочкам сложно размышлять о своей будущей семье (52,3 %).

Анализ факторов риска и понимание того, что такое «хорошая мать» показал, что девочки в детстве играли с куклами – 93,3 %, но это были куклы Барби, игры с которыми не требовали ухода, заботы о них, ибо это был образ взрослой девушки, но не ребенка, и, которой нужны были наряды и украшения. Данная игрушка отвлекала от роли матери и не приучала к уходу и заботе о ней. У некоторых девочек кукла не была любимой игрушкой (30,0 %).

Воспитанницы сохранили образ своей прошлой семьи (69,6 %)), сохранился в памяти и образ своей матери (60,8 %), образ своего отца (56,5 %). Девочки готовы встать на колени перед матерью и поклониться в пояс в знак благодарности за данную им жизнь (47,7 %).

Степень самостоятельности воспитанниц в получении знаний о матерях, достойных подражания составляет 60,8 %, степень готовности посещать Школу материнства – 65,2 %. В Школе материнства желали бы узнать о будущей жизни и о будущем материнстве – 26,0 %, о смысле жизни – 8.6 %, о нормальной жизни после страданий – 44,5 %.

Прогностический вес выявленных негативных факторов в группе воспитанниц (не могут размышлять о будущем материнстве, потому что воспитателя не являются для них авторитетом, мало уделяют внимания беседам с девочками о будущем материнстве и потому они не знают, что мать, прежде всего, бережет ребенка от беды, представления о хорошей матери составляет 43,4 % , нет желания узнать о будущем материнстве, хотя хотят ею стать) превышает позитивные факторы, что может негативно сказаться на будущем материнстве воспитанниц детского дома. Однако есть возможные условия для переориентации своего отношения к будущему материнству, если учесть, что девочки понимают, что родина начинается с семьи, источником ее является мать, которая должна быть всегда рядом с ребенком и любить его. У воспитанниц есть желание жить после страданий и благодарить мать за данную им жизнь, а также желание знать о матерях достойных подражания.

Показатели информативности определили факторы риска в анализируемых группах девочек. Составлены прогностические таблицы для определения принадлежности воспитанниц детского дома к группе риска, требующей психологического сопровождения. Определено содержание программы Школы материнства. Необходимость открытия Школы материнства заставляет отказаться от традиционного подхода в воспитании девочек в детском доме. Девочкам требуется длительное время, чтобы подготовиться к будущему материнству в условиях детского дома. Девочки в условиях обучения в Школе материнства должны сами открыть свой алгоритм радостного отношения к будущему материнству. Ошибочные решения в семейной жизни, ее пробы не сотрешь, как меловые записи на школьной доске, не перепишешь заново. Все ошибки потянутся за ней из ее «вчера» в ее дальнейшее «завтра», станут болью и страданием не только для нее самой, но и для всех членов ее будущей семьи. Творить красоту жизни собственной семьи может мать. Как и в любом творчестве, здесь во многом зависит от самого художника семьи – Матери.

Выводы

1. Отношение воспитанников к Родине соответствует отношению к будущей семье. Развитие чувства любви к родному краю начинается с любви к своей семье, прежде всего, к матери.

2. Выявлены факторы риска, анализ которых показал, что у девочек нет доверительных отношений с воспитателями, которые не являются для них авторитетами. Поэтому у девочек нет заинтересованности в открытии смысла своей жизни и желания оберегать ребенка, чтобы он не попал в беду, чтобы во время суметь ему помочь и дать совет, что является составляющими для хорошей матери.

3. Смыслом для Школы материнства должен стать образ Матери – совести семьи. Молитва матери – это ее тайный труд души во благо своих детей. Ее нежность и сохранение мира в семье – это прорыв во враждебном мире пленения злобой ее детей. Это прорыв против страха смерти. В тишине ее улыбки светит солнце и возрождается мир в миру людей. Мать – творец духовной взаимосвязи ребенка с отцом, а ребенок – творец отношений между родителями. Такое творение любовью матери, есть природное первоначало будущей жизни ребенка и для всей его семьи, в которую он пришел. Он становится творцом нового смысла жизни для родителей. Это он утверждает значимость смысла созидания своей семьи в исполнении его судьбы.

4. Мать определяет устойчивость семьи и ее благополучие. Семья определяет культурный уровень общества. Отношение общества к обездоленным детям и к детям вообще определяет социально-экономический уровень его. А так как время является зеркалом отражения жизни, а жизнь человека – отношение к Родине. Если наступает кризис семьи, то можно судить и о состоянии патриотизма. Если вникнуть в причинно-следственную связь системы: «человек – род – семья – родина», то можно видеть, что кризис семьи отражает и состояние рода человеческого, с одной стороны, и Родины – с другой. Утрата корней рода представляет опасность – утрату родного языка. Язык – искусство самовыражения души. Язык – это живая жизнь живой души человека. Следовательно, кризис семьи – это и кризис духовности самого человека и общества в целом. Поэтому общество должно, прежде всего, заботиться о семье, ибо семья – это школа понимания Родины, а мать – источник любви к Родине. Проблема социального сиротства – это и проблема материнства. Утрачивается природное качество души матери такое как жалость, которое Мать-Природа дала всем живым существам на Земле. Без жалости нет добра, нет добродетели, нет и доброжелательности, а значит, нет и толерантности в обществе. У матери, когда она отказывается от своего ребенка, рвется духовная «пуповина» не только со своим ребенком, но и с родом своим. Так теряется связь с прошлым и с предками, а значит и Родиной. И ребенок остается в миру один и всем чужим. Это случается и потому, что мать теряет чувство материнства. И тогда ничто у такой «матери» не излучает чувство жалости к беспомощному ребенку.

5. Дифференцированное прогнозирование неблагоприятного отношения к своему будущему материнству показало, что обучение девочек в Школе материнства станет перспективным направлением. Ибо во взрослой жизни материнская любовь остается мировой величиной. Только она одна во Вселенной создает великую тайну, которую никто не может разгадать кроме самого ребенка. Именно поэтому она занимает в его жизни главное место. – как звезда для своей планеты. И в этом таится глубинная ее истина.


Библиографическая ссылка

Литовченко Л.П., Алимбаева С.А. СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО И ПРОБЛЕМА МАТЕРИНСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 6. – С. 42-44;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34650 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674