Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,858

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Карро И.И. 1 Сорокина О. 1 Леонова Е. 1
1 Филиал Воронежского ГАСУ

Инновации сегодня являются главным конкурентным преимуществом организаций, нацеленных на постоянное развитие и устойчивый рост. Это объясняется в том числе ускорением темпов изменений, которые происходят в глобальной экономике. Новые технологии быстро устаревают, а предпочтения потребителей постоянно меняются, и это заставляет руководителей принимать новые решения.

Стратегия инновационной деятельности предприятия ориентирована на научно-технический прогресс (НТП), на использование его результатов для повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Это становится реальностью при условии детальной разработки целей инновационной деятельности на основе стратегических программ предприятия. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии и инновационной политики, а также конкретных мер по их реализации. Под нововведением принято понимать конкретный объект или мероприятия, внедренные в производство по результатам проведенного научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Нововведениями называют: неизвестные потребителю блага или новая продукция, услуги; неизвестный метод производства продукции или услуг; разработка новых материалов и элементов; получение нового источника сырья и энергии; организационные нововведения (освоение нового рынка, получение новых форм финансирования и др.).

Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Инновации можно разделить на два основных вида: технические и организационные.

В современных условиях сложились устойчивые механизмы управления научно-технической деятельностью, отражающие особенности интеграции науки и производства, главными из которых являются: ориентация исследований и разработок на потребности рынка; усиление влияния рыночных факторов и рыночной конъюнктуры на определение целей и стратегий предприятий. Формы организации и управления научными исследованиями имеют большое разнообразие: 1) государственные научно-технические центры и программы; 3) независимые научно-технические организации; 4) внутрифирменные научно-технические центры; 5) научно-технические филиалы и дочерние научно-технические компании промышленных фирм и ТНК; 6) внутрифирменная сеть научных подразделений (подразделения НИОКР); 7) научно-технические (творческие) коллективы по программам и проектам. 8) технопарки; 9) корпорации научных и технических коллективов типа «вуз-завод», «университет-фирма» и другие.

Главной задачей системы управления нововведениями стало внедрение более гибкой и комплексной системы планирования, координации и стимулирования инноваций, направленных на развитие предприятия, а также ускорение разработки и внедрения новой продукции за счет специализации работ в рамках инновационного процесса. Организационно это реализуется путем рассредоточения служб и отделов, занимающихся реализацией технической политики и управлением нововведениями, по различным уровням организационной структуры и внедрения отлаженной системы их взаимодействия и контроля. Такой подход отражает высокий уровень специализации производственных отделений и других структурных подразделений предприятия и предполагает раздельное планирование и финансирование новой продукции и новых видов создаваемых изделий. Этот подход имеет широкое распространение и продолжает эффективно функционировать во многих ведущих компаниях.

В наукоемких отраслях произошел переход к новой интегрированной системе управления инновационным процессом как самостоятельным объектом управления, которая подразумевает:

1) создание на высшем уровне управления предприятием специализированных формирований и подразделений в форме советов, комитетов или рабочих групп по разработке научно-технической политики (инновационной политики) предприятия, корпорации; создание центральных служб новых продуктов;

2) выделение целевых проектных групп по разработке новой продукции; повышение роли подразделений НИОКР в производственных отделениях, научных лабораторий и научных центров, занимающихся инновационной деятельностью;

3) образование венчурных подразделений и фондов стимулирования инновационной деятельности; организацию консультационной помощи в области нововведений;

7) создание специальных отраслевых лабораторий по проблемам освоения новой технологии.

Можно сделать следующие выводы:

1. Инновации являются главным средством обеспечения конкурентоспособности продукции и обеспечения устойчивости успеха предприятия (корпорации) на рынке в целом. В силу этого управление инновационный деятельностью является составной частью и одним из основных направлений стратегического управления предприятием.

2. Новым продуктом называют товар с новыми свойствами, производство и сбыт которого добавляются к существующему ассортименту.

3. Процесс инноваций включает ряд последовательных этапов: систематизация поступающих идей нововведений, формирование идеи нового продукта, анализ экономической эффективности нового продукта, создание нового продукта, тестирование нового товара на рынке, принятие решения о внедрении нового продукта в производство.

4. Реализация инновационного процесса может быть организована по одному из трех известных практически апробированных методов:

– последовательная форма организации работ;

– параллельная форма организации работ;

– интегральная форма организации работ.


Библиографическая ссылка

Карро И.И., Сорокина О., Леонова Е. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 10-2. – С. 265-266;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33478 (дата обращения: 16.12.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252