Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЗНАЧЕНИЕ МОРСКИХ И СУХОПУТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ В РАЗ­ВИТИИ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА (ЕврАзЭС)

Красильникова О.А. 1 Семенова А.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»

При оценке конкурентоспособности того или иного маршрута необходимо опираться на обще­известный при транзитных перевозках «коммерческий треугольник» – «время – сервис – та­риф». Основная причина недостаточности транзитных перевозок с использованием сухопут­ных международных транспортных коридоров государств – членов ЕврАзЭС – это неоспоримые преимущества морского фрахтового пути доставки грузов из восточных и южных провинций Китая и стран Юго-Восточной Азии.

Среди основных конкурентных преимуществ морских маршрутов транзита в сравнении с сухо­путными следует выделить следующие:

– выгодные тарифы – транснациональные судовые компании (в особенности японские) с де­шевым флотом в состоянии предложить минимальные портовые тарифы и фрахтовые став­ки (за последние 10 лет объемы морских перевозок увеличились на половину). Стоимость перевозки, несомненно, зачастую является решающим фактором для отправителей, жела­ющих во что бы то ни стало сократить транспортную составляющую в конечной стоимости продукта для повышения конкурентоспособности товара в стране назначения. В условиях резкого падения Baltic Dry Index, являющегося индикатором ценообразования услуг по транспортировке сырьевых материалов (нефть, металлы, зерно и т.д.) по морю, на 90 % в 2010 году, тарифы, предлагаемые судовыми компаниями (по крайней мере, в краткосроч­ной перспективе) находятся вне конкурентной досягаемости.

Однако, судя по всему, данная логика справедлива лишь для доставки транзитных грузов в сообщении Восток – Запад – Восток. Что же касается другого приоритетного направления раз­вития транзитного потенциала для государств-членов ЕврАзЭС – Север – Юг, то данный маршрут является конкурентоспособным альтернативному морскому. По подсче­там, доставка одной тонны груза из Германии в Индию через Суэцкий канал обходится в $ 3,5 тыс. и производится за 40 дней. Контейнерная перевозка по МТК Север – Юг будет обходиться в $ 2,5 тыс. и осуществляться за 15–20 суток (Евроазиатский транспортный союз);

– клиентоориентированность и соответствие меж­дународным стандартам качества – судо­вые компании, помимо привлекательных тарифов, предлагают отправителям высококачес­твенный сервис, начиная с отслеживания груза в пути и прекрасно развитой логистической сети и заканчивая гарантиями доставки грузов точно в срок и сохранностью отправляемого товара. Используются передовые технологии, скидки для постоянных клиентов и т.д.

У сухопутного транзитного пути, однако, есть важное конкурентное преимущество перед мор­скими перевозками – «фактор времени». Идеальные сроки доставки груза из восточных про­винций Китая и стран Юго-Восточной Азии до Западной Европы железнодорожными и авто­мобильными транспортными коридорами через государства – члены ЕврАзЭС в среднем в 2–2,5 раза меньше, чем при отправке грузов судами через Суэцкий канал. Тем не менее, фактор времени также является в определенной степени спорным, если сроки доставки рассчитывать кумулятивно для крупных партий. Так, по экспертной оценке, в 2012 году средняя контейнеровместимость магистральных судов, работающих в направлении Азия-Европа, по сравнению с 2010 годом выросла на 30 % и достигла 7100 TEU. В то же время, по данным ОАО «Казахстан Темир Жолы», в 2012 году в среднем один специальный контейнерный поезд в том же направ­лении перевозил до 270 TEU.

Простые подсчеты не демонстрируют преимущества сухопутного транзита. Однако неболь­шие сроки доставки чрезвычайно важны для определенных видов товаров (скоропортящаяся продукция либо срочные заказы «от двери к двери»). К тому же, быстрая доставка позволяет повысить оборачиваемость банковских средств за счет сокращенного срока совершения опе­рации. И тогда, выби­рая между низкой ценой перевозки и сжатыми сроками, грузовладелец предпочитает второе. Ускорение доставки означает высвобождение крупных финансовых ресурсов, которые, на пе­риод следования груза, фактически замораживаются. Исходя из этого, мы относим фактор времени к неоспоримому конкурентному преимуществу сухопутных транспортных путей для определенного вида товаров, клиентов и регионов.


Библиографическая ссылка

Красильникова О.А., Семенова А.И. ЗНАЧЕНИЕ МОРСКИХ И СУХОПУТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ В РАЗ­ВИТИИ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА (ЕврАзЭС) // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 8-1. – С. 127-128;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32559 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674