Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,858

ОБЗОР РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КОНТЕЙНЕРНОГО ФЛОТА

Боева Н.И. 1 Бурменский А.Д. 1
1 ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
1. Бурменский, А.Д. Развитие и современное состояние открытых контейнеровозов / А.Д. Бурменский, Н.А. Тарануха // Морские интеллектуальные технологии. – 2011. – №2. – С.49–53.
2. История Отечественного судостроения. В пяти томах. Т.5: Судостроение в послевоенный период / А.М. Васильев и др. – СПб.: Судостроение, 1996. –544 с.
3. Тарануха, А.Н. Безлюковые контейнеровозы / А.Н. Тарануха, А.Д. Бурменский. – Владивосток: Дальнаука, 2010. – 249 с.
4. Холоша В.И. Проектирование и эксплуатация сухогрузных судов / В.И. Холоша – Л.: Судостроение, 1984. – 216 с.

Контейнерные перевозки развиваются большими темпами, уже в 80-е годы доля генерального груза перевозимого в контейнерах составляла 60 % всей мировой морской торговли и имела тенденцию к дальнейшему повышению. В последние годы мировой контейнерный флот увеличивался в среднем на 12 % в год, а рост флота у крупнейших операторов контейнерных перевозок – на 20 %. В настоящее время 90 % тарно-штучных грузов перевозится в контейнерах.

В отечественном флоте, первоначально, контейнеры перевозились на универсальных сухогрузных судах. Первые специализированные контейнеровозы постройки ГДР типа «Василий Кучер» стали поступать в состав отечественного торгового флота с 1971 года.

Отечественные контейнеровозы специальной постройки начали поступать на флот только с 1972 года. Первый контейнеровоз «Сестрорецк», разработанный на базе лесовоза типа «Пионер Москвы», был построен на Выборгском судостроительном заводе. За два года было построено шесть контейнеровозов этого типа. Эксплуатация головного контейнеровоза выявила недостаточную контейнеровместимость и плохую приспособленность судна к перевозкам 40-футовых контейнеров. В результате проведенных работ по модернизации вместимость судов данного типа была увеличена на 39 %.

В 1972 году на флот стали поступать контейнеровозы отечественной постройки типа «Александр Фадеев» вместимостью 358 контейнеров. За три года Херсонским судостроительным заводом было построено пять контейнеровозов этого проекта.

В 1975 году отечественный флот начал пополняться контейнеровозами нового типа «Меркур-I», постройки ГДР. Всего отечественный флот получил 10 судов этой серии.

В конце 70-х годов отечественный транспортный флот стал осваивать международные контейнерные линии. Это потребовало увеличения в составе флота количества новых судов повышенной контейнеровместимости. В конце 1979 года головной контейнеровоз «Капитан Сахаров» проекта 15903 был передан Дальневосточному морскому пароходству (ДВМП). Суда типа «Капитан Сахаров» стали последними контейнеровозами построенными на отечественных верфях. В дальнейшем отечественный контейнерный флот пополнялся только за счет заказанных судов за рубежом.

С 1982 года морской флот страны стал пополняться сразу двумя сериями контейнеровозов: тип «Симон Боливар» и тип «Капитан Гаврилов». Ячеистые контейнеровозы типа «Симон Боливар» были построены на болгарской судостроительной верфи имени Г. Димитрова в Варне. Контейнеровозы типа «Художник Сарьян» (тип «Меркур–II») строились в ГДР. В процессе эксплуатации суда типа «Художник Сарьян», работая на линии «порт Восточный – Австралия», стали испытывать недостаток вместимости, в отдельных рейсах приходилось отказываться от перевозки 100 и более контейнеров. Кроме того, появились предложения о дополнительных портах захода с соответствующим увеличением грузопотока. Все это поставило вопрос о необходимости замены судов, работающие на этой линии, на контейнеровозы большей вместимости.

В 1986 году флот ДВМП пополнился двумя универсальными сухогрузными судами (УСС) типа «Капитан Серых» вместимостью 1304 TEU, еще два УСС типа «Механик Молдованов» вместимостью 1158 TEU пароходство получило в 1991 году. В 1991-1993 годах на верфях ФРГ для Советского Союза строилась большая серия современных контейнеровозов типа «Сенатор» вместимостью 2668 TEU. Однако, в связи с распадом Союза и развалом экономики страны, контейнеровозы данного типа были выведены в оффшорные зоны и в списках отечественного флота не числились.

С переходом на новые условия хозяйствования, ДВМП сделало акцент на развитие контейнерных перевозок. В начале 90-х годов ДВМП являлась единственной транспортной компанией в России, располагающей собственным флотом контейнеровозов.

С 1993 года ДВМП начинает активно сотрудничать с верфью «Stocznia Szczecinska Nowa» (г. Щецин, Польша). В 1994 году контейнерный флот компании пополнился тремя фидерными контейнеровозами польской постройки типа «Капитан Бянкин» (проект В183-III) вместимостью 1012 TEU. В 1997 году на японских верфях было построено два фидерных контейнеровоза типа «FESCO Trader». В 1998 году на верфях Щецина для ДВМП было построено три контейнеровоза типа «Капитан Афанасьев» (проект В170-IV) вместимостью 1748 TEU.

С 2005 года ДВМП возобновляет программу пополнения своего контейнерного флота. Компания начинает заключать контракты на строительство нескольких серий контейнеровозов различной контейнеровместимости. В 2006-2008 годах флот ДВМП пополнился серией из шести фидерных контейнеровозов типа «FESCO Ascold» вместимостью 1080 TEU, построенных на верфи «Jiling Shipyard» в Китае. В 2006 году на верфи «Aker Ostsee» (г. Висмар, Германия) для ДВМП была построена серия из трех контейнеровозов вместимостью 2741 TEU типа «FESCO Baykal». В 2008-2009 годах флот Транспортной группы FESCO (ДВМП) пополнился тремя контейнеровозами польской постройки типа «Fesco Vitim» (проект В170-V) вместимостью 1730 TEU. В 2009 году флот ДВМП пополнился контейнеровозом «Fesco Diomid» вместимость 3100 TEU. Он стал первым панамаксом и самым крупнейшим контейнеровозом в истории пароходства. Планировалось к постройке четыре контейнеровоза данного типа, но согласно решению Еврокомиссии верфь в г. Щецин была закрыта. Поэтому пароходство второй аналогичный контейнеровоз «Fesco Almathea» приобрела у другой судоходной компании.

Наряду с ДВМП, в последние годы и другие отечественные судоходные компании стали развивать свой контейнерный флот. Так в период 2006-2009 годы ОАО ГМК «Норильский никель» на верфях Финляндии и Германии построила пять фидерных контейнеровозов вместимостью 648 TEU. Северное речное пароходство приобрело безлюковый контейнеровоз «Dubai Fortune» (ex. «Euro Power»). Сахалинское морское пароходство для своих сервисов взяло во фрахт два фидерных контейнеровоза.

Всего для отечественного контейнерного флота за годы его развития было построено более 80 специализированных контейнеровозов. Однако следует отметить, что более 80 % судов было построено на зарубежных верфях по зарубежным проектам. На сегодня перерыв в отечественной практике строительства контейнеровозов составляет более 30 лет. Все это делает актуальным развитие отечественной практики проектирования современных контейнеровозов для возобновления их строительства на отечественных верфях.


Библиографическая ссылка

Боева Н.И., Бурменский А.Д. ОБЗОР РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КОНТЕЙНЕРНОГО ФЛОТА // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 8-1. – С. 111-112;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32538 (дата обращения: 22.10.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252