Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

ТЕХНОЛОГИЯ ИСТОРИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нур Г.К. 1
1 Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова
В данной статье рассмотрена актуальная проблема внедрения в процесс обучения инновационных технологий. Одной из таких технологий является разработанная нами технология историзации математического образования. Показана возможность эффективного применения данной технологии историзации математического образования в условиях общеобразовательных школ. Разработанные курсы по выбору, опробированные в России и Казахстане могут быть использованы на математических факультетах и отделениях любых вузов.
инновации в образовании
инновационные технологии
технология историзации математического образования
1. Белик Е.В. Теория и методика реализации общекультурного потенциала математического анализа в процессе подготовки бакалавров физико-математического образования: дис. ... кан. пед. наук. – Ростов на/Д, 2007. – 157 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1994.
3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Педагогика, 1960. – 370 с.
4. Жмурова И.Ю. Дидактические материалы к курсу «Основы дискретной математики»: методическая разработка. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2005.– 24 с.
5. Кондрашова З.М. Подготовка учителей математики к внедрению технологии гуманитаризации в школьное математическое образование: дис. ... канд. пед. наук. – Ростов-н/Д, 2001. – 216 с.
6. Кожабаев К.Г. Воспитательно-развивающее обучение математике и подготовка к ней будущего учителя: учебно-методическое пособие. – Алматы, 2009. – 273 с.
7. Михайлова М.И. Технология историзации школьного математического образования: автореф. … кан. пед. наук. – Ростов-на/Д., 2005. – 22 с.
8. Пырков В.Е. Факультативный курс «Двойственные преобразования». Программа курса и материалы к проведению занятии // Практические советы учителю: методический журнал. Вып. 8. – Ростов-н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2003. – С. 36–47. –1,2 п.л.
9. Романов Ю.В. Реализация исторического потенциала курса геометрии как средство гуманитаризации подготовки учителя математики // Гуманитаризация образования: материалы межвуз. науч. конф. – Карачаевск: Изд-во КГПУ, 1997. – 0,1 п.л.
10. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Изд. АПН СССР, 1995.

В настоящее время в Казахстане идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Инновационный характер осуществляемых в образовании перемен требует создания инновационных технологий и активного использования в массовой практике. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Речь идёт об управляемости педагогического процесса и создании инструментария для работы учителя – о педагогической технологии в педагогическом процессе. Поэтому технологизация образовательных систем стала новым перспективным направлением педагогической науки и практики.

Концепции педагогических технологий обосновали Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, М.Б. Волович, М.В. Кларин, В.В. Краевский, А.К. Колеченко, И.Я. Лернер, В.М. Монахов, Г.К. Селевко, И.С. Якиманская и др. В нашей республике известны педагогические технологии, разработанные Галиевым Т., Жанпеисовой М.М., Нургалиевой Г.К. В работах К.К. Кабдыкаирова, И.В. Логиновой, Л.Н. Оразбековой отражены основные результаты внедрения в учебный процесс школы педагогической технологии В.И. Монахова.

Данные фундаментальные исследования могут служить основой разработки педагогической технологии обучения, теории проектирования методической системы обучения. Анализ вышеназванных работ показал, что в них недостаточно изучены вопросы проектирования методической системы по конкретным предметам, диагностики отношения учителей и студентов к данной проблеме, оценки эффективности использования технологии в учебном процессе. Таким образом, налицо явное противоречие между необходимостью обновления методической системы обучения конкретно по учебным предметам и неразработанностью научно-теоретических основ этой проблемы. Поэтому в данной работе рассматривается проблема разработки технологии историзации математического образования.

Сущность педагогической технологии обучения впервые была раскрыта в работах академика РАО В.П. Беспалько [2]. Он под педагогической технологией понимает проект педагогической системы, реализованной на практике. По определению В.П. Беспалько педагогическая система обучения – определённая совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного и целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Составной частью педагогической системы является методическая система обучения. Методическая система – это совокупность основных компонентов образовательного процесса: цели, содержание, методов, форм и средств обучения. Необходимо отметить, что разработка и внедрение педагогической технологии обучения в практику, предполагает изменения всей педагогической системы, т.е. изменения методической системы и дидактического процесса. Исходя из этих общих требований к педагогическим технологиям, мы разработали свою педагогическую технологию историзации математического образования.

Концептуальную основу технологи историзации математического образования составляет важнейший принцип, по которому развивается математическое образование – принцип гуманизации. Гуманитаризация одно из средств реализации принципа гуманизации в математическом образовании. Учитывая тот факт, что историзация является одним из направлений гуманитаризации математического образования, за основу создаваемой нами технологии мы взяли технологию гуманитаризации математического образования З.М. Кондрашовой [5].

Наш концептуальный подход к построению педагогической теории имеет прочную психолого-педагогическую основу, исходящую из психологических утверждений С.Л. Рубинштейна[10] о включении объекта мысли в новые связи в процессе мышления. Другой психологической основой является теория Л.С. Выготского о переходе, в процессе обучения, умственного развития ученика из зоны «актуального развития» к зоне «ближайшего развития, осуществляющейся на основе деятельности, переходящей от репродуктивного уровня к продуктивному [3].

Важнейшей составляющей процесса обучения (дидактического процесса) является личностно-ориентированное обучение и воспитание, личностно-ориентированное взаимодействие ученика и учителя, студента и преподавателя. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования педагогических технологий характеризуют переход: от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное; от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным обучениям; от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Главным компонентом методической систем является цель обучения. Нами сформулированы цели историзации математического образования: повышение качества усвоения конкретных математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности, для продолжения образования, повышение уровня историзации процесса обучения, развитие мотивации учебной деятельности учащихся и студентов в области математики.

Принципы гуманизации и гуманитаризации образования ставят определённые требования к содержанию школьного и вузовского образования. Принципы структурирования содержания образования и критерии его отбора, которые зависят от известных принципов дидактики, рассмотрены в работах В.С. Леднева, И.Я. Лернера, Ю.К. Бабанского и др.; учитывая это мы считаем, что необходима ранжировка этих принципов по значимости. Например, теперь на главную позицию выходит принцип сознательности и активности, вместо принципа научности.

Методы обучения имеют много характеристик, по которым их можно группировать в системы на основе одного или ряда общих признаков. В настоящее время известны десятки квалификаций методов обучения. Мы в своей работе рассматриваем классификацию методов по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Поскольку главная цель образования – формирование саморазвивающейся личности, мы считаем, что ученик, студент должен овладеть методами и приёмами самостоятельной познавательной деятельности.

В условиях гуманизации образования основной формой обучения является групповая и индивидуалная. Фронтальная форма обучения используется преимущественно при ориентации, обсуждении и коррекции. Для определения форм историзации, уточним содержание этого понятия. В философии форма определяется как «порядок протекания процесса в отличии от его «аморфного» материала, содержания или содержимого». Согласно этого понятии под формой историзации математического образования можно понимать определённый порядок внедрения средств историзации в преподавание предмета. Мы разделяем точку зрения И.А. Михайловой в определении и характеристике форм историзации таких как систематическая, эпизодическая и случайная [7].

Гуманизация образования предполагает изменения и в отношении к средствам обучения. Это изменения должны быть направлены на то, чтобы эти средства обучения стали средствами, помогающие самим учащимся и студентам вести познавательную деятельность. В математическом образовании можно выделить две группы средств историзации: материальные и содержательные. Мы выявили и теоретически обосновали следующий компонент методической системы историзации школьного и вузовского математического образования, как средства историзации: задачи, содержащие элементы историзма и разработанные и апробированные в вузах России и Казахстана курсы по выбору.

В качестве средств историзации специальной подготовки учителя математики в педвузе, предлагаем классификацию Ю.В. Романова как средства историзации специальной подготовки учителя математики в частном. Это элементы историзма, исторические экскурсы, исторические беседы, исторические очерки, историзм в математическом объекте и др. Вторая – средства историзации специальной подготовки учителя математики в целом и включает историко-математические курсы, историзированное учебно-методическое обеспечение, аудиторные и внеаудиторные формы обучения историко-математического характера образовании [5].

Одним из фундаментальных средств историзации специальной подготовки учителей математики в педагогическом вузе являются курсы по выбору.

Разработанные и апробированные в вузах России и Казахстана курсы по выбору: «Технология историзации школьного математического образования» «История избранных разделов высшей геометрии», являясь фундаментальным средством историзации геометрической подготовки учителя математики, «Дискретная математика в приложениях и задачах», являясь фундаментальным средством реализации интеграционных связей дискретной математики, «Историко-методологические проблемы основ математического анализа» «Вопросы воспитания в процессе обучения математике», «История методики обучения математики», могут быть использованы в процессе обучения на математических факультетах и отделениях любых вузов [1, 4, 6, 7, 9]. Элективный курс «Двойственные преобразования» может быть продуктивно использован в профильном обучении математике [8].


Библиографическая ссылка

Нур Г.К. ТЕХНОЛОГИЯ ИСТОРИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 3. – С. 58-60;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=31506 (дата обращения: 17.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252