Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА

Нурутдинова А.Р.
Главная особенность современной цивилизации состоит во всё большей роли научно-технического прогресса, определяющего характер и направления общественного развития. Наиболее рельефно данный процесс наблюдается на примере промышленно развитых (постиндустриальных) стран. Наука и научно-технический потенциал становятся главным фактором общественного развития, более важным, чем размер территории, численность населения и природные ресурсы. Опыт развития государственной инновационной политики многих стран показывает, что, как правило, она не является «чистым» выражением определенной теоретической модели, а представляет собой синтез разнонаправленных мероприятий.

Переход национальной экономики на инновационный путь развития связан с масштабными вложениями инвестиций в человеческий потенциал. Требуется повышение престижа труда в области образования, обеспечивающих поступательное развитие общества, а это, в первую очередь, сфера образования и науки.

Инновационный потенциал является стратегическим ресурсом, определяющим место национальной экономики в мировой экономической системе. В большинстве стран инновационный потенциал рассматривается в качестве основополагающего источника экономического развития и является важнейшей составляющей национального богатства. Проблемы формирования и использования инновационного потенциала актуальны для РФ. Недооценка инновационного потенциала, его недостаточное использование затрудняют реалтзацию обозначенной государством стратегии экономического развития, сдерживают процесс развития конкурентоспособной, социально ориентированной рыночной экономики. В условиях перехода страны на инновационный путь особое значение приобретают создание и развитие инновационных центров, способных не только генерировать технические идеи, но и доводить их до коммерциализации на внутреннем и внешнем рынках. Инновационные центры призваны формировать экономическую среду, способствовать реализации научно-технической и инновационной политики государства, повышать эффективность взаимодействия между научно-техническим, образовательным и промышленным комплексами. Инновационно-технолические центры призваны стать связующим звеном мужду фундаментально-прикладной наукой и производством.

Определяющим направлением деятельности инновационных центров является содействие освоению новых наукоёмких технологий и эффективному использованию научно-технического потенциала вузов, а так же кадровому обеспечению инновационной деятельности предприятий, организаций и малого наукоемкого бизнеса. Влияние науки на производственную сферу привело к формированию наукоёмких отраслей. Специфика данных отраслей общественного производства заключается в резком росте доли затрат на научные исследования и опытные разработки нового продукта в сумме общих затрат. Интеллектуализация производства предопределила, в свою очередь, активное развитие образования как сферы воспроизводства научного потенциала и производительных сил в целом. Образование в условиях индустриального общества увеличивает производительность труда и делает результаты труда ценными как с точки зрения качества последнего, так и важности его для общественного развития в целом.

Кроме того, уровень образования в обществе увеличивает количество и скорость совершения научных открытий, а так же быстроту их распространения в производственной сфере. Современный научно-технический прогресс привёл к существенным изменениям в науке, технике и образовании, что связано с качественно новым уровнем взаимодействия этих важнейших сфер жизнедеятельности общества.

Процесс интеграции захватывает и преобразует все уровни образования, систему и инфраструктуру науки и производства. В настоящее время научная политика направления:

  • на создание резерва фундаментальных научных идей и способствование подготовке соответствующих специалистов для разработки новых технологий;
  • на снижение финансового риска научно-технических проектов;
  • на осуществление посредничества при организации взаимодействия академической и прикладной науки.

Результаты исследований Научно-Исследовательского Института Высшего Образования (НИИВО) позволяют выделить следующие типы интеграционного процесса в зависимости от этапа технологического развития общественного производства.

  1. Интеграция при сложившейся технологии производства и постепенном накоплении знаний, необходимых для перехода на очередной этап технологического развития.
  2. Интеграция при внедрении передовой технологии, переходе от «монотехнологии» к комплексной, «высокой» технологии на отдельном предприятии или отрасли производства.
  3. Полномасштабный процесс исследований, разработок и внедрения комплекса новых технологий с четким выделением приоритетов развития.

Специалистами Института географии РАН выделены три стадии территориального взаимодействия образования, науки и производства (ОНП).

Для первой стадии характерна ведущая роль университетских центров, находившихся либо в небольших городах, либо в крупнейших агломерациях. Университеты стягивали в эти центры, специализированные лаборатории и институты, конструкторские бюро, которые занимались разработкой новых технологий и производств, и одновременно играют роль своеобразных «инкубаторов» научно-технических фирм.

Для второй стадии характерен процесс постепенной концентрации прикладной науки в промышленных районах, повторяя складывающуюся территориальную структуру экономики.

Третья стадия соответствует современному этапу НТР. Для неё характерно то, что районы «теряют исключительное право сосредотачивать учреждения науки, причём наиболее современного уровня, возникает в районах нового освоения».

В соответствии с этапами развития производства происходит развитие форм его интеграции с научно-исследовательскими институтами и всеми уровнями образовательной системы, включая вузы. Роль и место последних в этом процессе повышается по мере появления и совершенствования разнообразных направлений и форм интеграции. Наиболее полная классификация возможных направлений и форм интеграции образования, науки и производства (ОНП) представлена в работах А.Н. Авдулова, Т.С. Георгиевой, C.B. Дружининой, Т.А. Тартарашвили и Н.Г. Хохлова.

Первым направлением интеграции ОНП является формирование единой информационной среды. Информация в современном обществе играет исключительно важную роль как в коммуникации, общении между людьми, так и в научной, учебной и производственной деятельности. Активное взаимодействие между наукой, образованием и производством обусловлено тем, что носителями информации здесь выступают часто одни и те же субъекты коммуникации. Информационная интеграция ОНП позволяет ускорять научно-технический прогресс и рационально использовать интеллектуальный потенциал науки и образования не только в рамках отдельной страны, но и всей цивилизации в целом.

Вторым направлением интеграции ОНП должно быть создание эффективной системы непрерывного (пожизненного) образования. Пожизненное образование стало ответом на трансформации в мировом сообществе последних лет, связанные с изменением структуры производства, интернационализацией общественной жизни, развитием новых технологий.

Третьем направлением интеграции ОНП определяется актуализацией взаимосвязи подготовки кадров и цикла «жизни техники». Техника в своём развитии проходит следующие этапы: разработка, проектирование, испытание, производство, эксплуатация и списание. Каждый из выше описанных этапов цикла требует достаточное количество специалистов определённого уровня подготовки и профиля.

Четвертым направлением интеграции ОНП является кадровый заказ, номенклатура и содержание подготовки специалистов. Только интеграция ОНП может решить проблему востребованности кадров, трудоустройства молодых специалистов.

Взаимодействие ОНП не может не отразиться на методах и формах подготовки в рамках профессионального образования. Синтез комплекса учебных дисциплин, форм и методов обучения направлен на формирование у будущего специалиста более полного представления об объекте его будущей профессиональной деятельности. Важным направлением интеграции является формирование открытого пространства образования, дающего возможность специалисту вне зависимости от национальной и государственной принадлежности заниматься профессиональной деятельностью в соответствии со своей квалификацией.

В качестве отдельного направления можно выделить интеграцию обучения, науки и производства. Она предусматривает соединение процесса обучения с научной и/или производственной активностью, и является важнейшей формой адаптации специалиста к условиям дальнейшей профессиональной деятельности.

Формы реализации направлений взаимосвязи ОНП возможно классифицировать на основании уровня, на котором происходит взаимодействие.

Простейший (межучережденческий) уровень предполагает взаимодействие отдельных научных, образовательных и производственных организаций и их подразделений.

Отечественный опыт включает спектр ОНП:

  • Учебно-научно-производственные комплексы (УНПК) и учебно-научно-производственные объединения (УНПО), являющиеся в первом случае формой сотрудничества высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов (НИИ) и промышленных предприятий, а во втором объединением кафедр (факультетов) вузов, лабораторий (отделов) с опытно-производственными участками и цехами НИИ и промышленного предприятия. Главной целью данных структур является обеспечение эффективности подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров и проведения научно-исследовательской работы. Необходимо упомянуть о существующей практике создания филиалов и базовых кафедр высших учебных заведений в производственных и научных организациях. Как правило, филиалы кафедр создаются для возможности использования современной лабораторной базой НИИ и предприятий, а базовые кафедры, при открытии в вузе новых специальностей, требующих нового оборудования и квалифицированных специалистов. И филиалы, и базовые кафедры необходимы для повышения уровня подготовки будущих специалистов и приближения учебного процесса к реалиям современного производства.
  • Научно-учебные центры (НУЦ), объединяющие высшие учебные заведения, академические и отраслевые НИИ. Главная задача, поставленная перед данной структурой, состоит в концентрации научного потенциала для решения фундаментальных научно-технических проблем и параллельной подготовке специалистов в рамках соответствующей проблематики.
  • Последним направлением интеграции являются инженерные центры (ИЦ), объединяющие вузы, НИИ и КБ. Главное направление деятельности центров состоит в разработке и внедрении новой техники и технологии, подготовки кадров, необходимых для внедрения новинок в производство.

Среди зарубежных форм межучережденческой интеграции ОНП наибольший интерес представляет американский опыт. С начала 70-х годов в США создаются Cooperative research centers - кооперативные исследовательские центры (КИЦ). Исследовательские центры концентрируют научный потенциал университетов, являющихся крупнейшими научно-исследовательскими, образовательными учреждениями, и промышленными фирмами. Цель их сотрудничества состоит в проведении совместных научных исследований, исключающих дублирование в решении фундаментальных научно-технических проблем.

В 80-е годы в США происходит создание Engineering research centers - центров инженерных исследований (ЦИИ). Главным отличием ЦИИ от предыдущей формы интеграции ОНП является более узкое поле деятельности. Центры инженерных исследований специализируются на разработке техники и технологии и использовании её в обрабатывающей промышленности, строительстве и биотехнологии. Научно-технический прогресс повышает роль государства в планировании и координации научно-исследовательской деятельности, кроме того, характер научно-технических проблем делает невозможным их решение даже при участии крупнейших монополий Соединённых Штатов.

Это стало причиной создания контрактных научных заведений или научно-исследовательских заведений нового типа - федерально-финансируемых исследовательских и разработочных центров (ФФИРЦ). Основными заказчиками ФФИРЦ являются ЭРДА (Агентство по атомной энергетике и ракетостроению), Министерство обороны и HACA (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства), субсидируемые в свою очередь в основном из государственных источников. Это определяет двойное подчинение ФФИРЦ заказчику-финансисту и основному исполнителю, каковым выступает университет, ФФИРЦ управляется университетами, промышленными фирмами или некоммерческими институтами. Использование разнообразных форм интеграции ОНП в США позволяет снизить затраты на проведение НИОКР, повышение их эффективности и устраняет ненужное дублирование.

Региональный уровень интеграции ОНП составляют так называемые научно-производственные комплексы (НПК), представляющие собой территориальные объединения научных (и образовательных в том числе) учреждений и промышленных предприятий, связанные совместной разработкой, испытаниями и производством различных видов промышленной продукции.

Интеграция чистых форм науки, образования и производства в конкретном случае даёт новое, территориальное качество. Наиболее распространённые разновидности НПК более подробно будут рассмотрены ниже.

1. На общегосударственном (национальном) уровне взаимодействие ОНП осуществляется в рамках национальных исследовательских программ (НИП). В разработке и реализации таких программ участвует весь научно-технический потенциал государства. В передовых странах НИП стали основным инструментом государственной образовательной и научно-технической политики, обеспечивающим продвижение вперёд по актуальным направлениям научно-технического прогресса.

2. В настоящее время происходит активное формирование надгосударственного (межнационального) уровня интеграции ОНП. Наиболее активно данный процесс развивается в странах Европейского союза и в ряде других регионах земного шара параллельно с политической, экономической, научной и образовательной интеграции.

Исследования, проведенные группой ученых (В.А. Сластенин, В.И. Жог, И.Ю. Борисова, В.А. Плешаков, Л.С. Подымова), позволили определить наиболее значимые виды научной и образовательной международной интеграции:

  • Создание информационных ресурсов, обеспечивающих международную интеграцию; международный обмен преподавателями, аспирантами, студентами, осуществление заграничных стажировок, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава; проведение совместных научных исследований, обмен научной информацией, педагогическими технологиями; совместная публикация монографий, научных статей.
  • Привлечение сотрудников из вузов-партнеров к управлению университетом, создание дочерних структур, создание муждународных центровмежвузовской и международной интеграции; организация университетских лекций с привлечением крупнейших зарубежных специалистов, выдача двойных дипломов, занятость иностранных граждан в качестве преподавателей, создание и реализация совместных образовательных программ, подготовка по дополнительным образовательным программам в сфере изучения иностранного языка, обучение студентов по совместным международным образовательным программам.
  • Реализация международных социальных проектов, организация совместных благотворительных мероприятий, сотрудничество с зарубежными вузами в культурной и спортивной сфере, проведение международных студенческих олимпиад, совместных культурных мероприятий, посвященных национальным праздникам различных стран, встречи с деятелями культуры различных стран.

Рассмотренный материал позволяет судить об объективном характере интеграции образования, науки и производства. При этом данный процесс осуществляется в различных направлениях: единая информационная среда, система непрерывного образования, подготовка кадров и цикла «жизни техники», кадровый заказ и подготовка специалистов, создание комплекса дисциплин, форм и методов обучения, открытое образовательное пространство) и имеет разнообразные формы (научно-производственные комплексы, научно-учебные и инженерные центры, исследовательские и разработочные центры, система «завод-вуз», УНПК и УНПО, филиалы и базовые кафедры, технополисы и технопарки.

Список литературы

  1. Абалкин Л.И. Государство в меняющемся мире // Вопросы экономики. - 2009. - №1. - C. 7-12.
  2. Богомолов В.А., Егоршев И.М. Научные парки и технополисы в развитых капиталистических странах // Итоги науки и техники. - 1991. - Т. 13. - С. 142-177.
  3. Габитов А.Ф. Формированиеи государственное регулирование инновационнои системы России в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. экон. наук - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. - С. 45-51.
  4. Глазьев С.Ю. Экономическая теория экономического развития. - М.: Наука, 1990. - 232 c.
  5. Кислякова М.Е. Переход России к инновационнои экономике: проблемы и условия // Вестник ТИСБИ. - 2006. - №4. - С. 52-56.
  6. Опыт рыночных трансформаций в странах Северо-Восточной Азии (институциональные аспекты) / отв. ред. П.А. Минакир. - Владивосток: ДВО РАН, 2005. - 256 с.
  7. Попова Е. Меры по стимулированию инновационного развития России (результаты научных исследовании) // Интеллектуальная собственность: Промышленная собственность. - 2006. - №10. - С. 4-12.
  8. Саитов М.А.Х. Современные формы развития и тенденции функционирования научно-технологических зон в мировой экономике // Вопросы экономических наук. - 2004. - №1. - C. 229-237.
  9. Тацуно Шеридан. Стратегия - технополисы: пер. с англ. / под общ. ред. и вступ. ст. В.И. Данилова-Данильяна. - М.: Прогресс, 1989. - C. 39-54.

Библиографическая ссылка

Нурутдинова А.Р. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА // Современные наукоемкие технологии. – 2012. – № 4. – С. 24-27;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=30754 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674