Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Кажиакпарова Ж.С.

Современное общество выбрало своим путем для развития - информатизацию всех сфер и областей деятельности, в том числе и образование. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обусловлено рядом причин.

В первую очередь, ИКТ помогают сделать подачу материала более наглядной. Следовательно, внедрение ИКТ в образование помогает повысить уровень усвоения материала обучающимися.

В современном мире одна технология сменяет другую, увеличилось количество знаний и навыков которыми необходимо обладать человеку для того чтобы быть успешным. Поэтому применение ИКТ с целью повышения качества образования является приоритетным направлением. Это поможет человеку быстрее адаптироваться в современном обществе, развиваться и соответствовать требованиям времени. Если изменяется общество, принципы и приемы работы предприятий становятся более технологически совершенными, то и реформирование образования должно быть нацелено на то, чтобы соответствовать требованиям современного индустриального общества.

Так же, необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечается международными экспертами в докладах ЮНЕСКО. В этих докладах выражена главная мысль о том, что новые технологии должны способствовать созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи. ИКТ дают возможность открытия совершенно новых методов преподавания и обучения, именно поэтому так важно внедрять данное направление в образовательный процесс.

Двадцать первый век ставит перед человечеством сложные задачи:

  • в связи с накопившимися знаниями, основанными на информационно-телекоммуникационных технологиях необходимо создавать новую стратегию развития современного общества, отличную от тех, что применялись ранее;
  • развитие общества складывается из уровня развития каждого индивидуума. Невозможно построить высокоинтеллектуальное, мыслящее общество не развивая большинство. Поэтому фундаментальное образование должно быть нацелено на развитие способностей и качеств каждого человека;
  • теснейшая связь между уровнем благосостояния нации, национальной безопасностью государства и состоянием образования делает необходимым применение ИКТ в рассматриваемой сфере.

На данном этапе ИКТ получили достаточно хорошее развитие для того, чтобы в полной мере задействовать их в образовательном процессе. Всем известно, насколько дорого и сложно оснастить технические лаборатории ВУЗов всем необходимым оборудованием. Помимо этого, лабораторию необходимо обеспечить инструментами и расходными материалами. Необходимо постоянно наблюдать за состоянием приборов, чтобы они могли работать исправно и что самое главное, были безопасными для здоровья и жизни учащихся. Помимо этого, современные технологии развиваются такими мощными темпами, что успеть за ними, постоянно приобретая новое техническое оснащение, очень сложно.

Намного проще, и что немаловажно дешевле и эффективнее, применить ИКТ в качестве аналога технических лабораторий вузов. Подобные мультимедийные лаборатории должны обладать такими свойствами как: наглядность, активность, иметь систематизированный образовательный курс и быть последовательными, так же должны иметь индивидуальный подход к учащемуся. Компьютерные мультимедийные технологии, симулирующие технологические процессы, отвечают всем этим требованиям. Компании, работающие с оборудованием различной сложности, давно уже применяют данный вид ИКТ при подготовке специалистов для работы со сложнейшим сетевым оборудованием, моделирования работы систем управления техническими процессами и т.д. Одним из самых главных свойств таких систем является наглядность. Как уже упоминалось ранее, главная задача любого образовательного процесса - заинтересовать учащегося, пробудить в нем интерес к новым знаниям и навыкам. Это возможно, если сделать систему обучения наглядной применив ИКТ. Всем известно, какой большой интерес у человека вызывают компьютерные игры. Это происходит из-за того, что игры имеют красочный и яркий интерфейс, который притягивает внимание. Стоит воспользоваться данным наблюдением и, применив ИКТ в образовательном процессе, сделать обучающие программы настолько же яркими, красочными и интересными. Пришло то время, когда компьютерные технологии способны не только развлекать, но и развивать. На данный момент существует большое количество игровых симуляторов. Необходимо данный вид компьютерных мультимедийных технологий взять на вооружение техническим вузам. Подобные симуляторы применяются в подготовке авиаторов, но другие технические специальности, так же, требуют внимания и самого современного подхода при подготовке выпускников. Если внедрить данный вид мультимедийных технологий наравне с электронными учебниками и презентационными лекционными материалами, без которых нельзя представить современный образовательный процесс, то уровень выпускаемых специалистов станет в разы выше. Это, несомненно, поможет повысить конкурентоспособность выпускников вузов не только внутри страны, но и за ее пределами.

В связи с возрастающим интересом к получению образования с использованием дистанционного доступа нельзя не упомянуть и это направление ИКТ, применяемое в образовательном процессе. В условиях развития рыночных отношений в сфере образовательных услуг следует заметить, что внедрение дистанционного образования станет неотъемлемым условием для повышения конкурентоспособности вузов, не только внутри страны, но и за ее пределами. Дистанционная форма обучения является менее затратной для ВУЗов, что позволяет получить образование малообеспеченным слоям населения, а это является поддержкой программ социального развития общества.

Возможные социально-экономические результаты применения дистанционного образования в вузах заключаются в следующем:

  • увеличение доступности и повышении качества услуг высшего образования за счет возможного понижения цен образовательных услуг и расширении доступа для населения к потенциалу ведущих вузов, а также возможности получения престижного диплома для студентов из удаленных регионов, не имеющих экономической возможности получить очное образование в этих вузах;
  • повышение уровня знаний и, как следствие, интеллектуального потенциала и качества специалистов;
  • повышение внутренней эффективности функционирования вуза за счет уменьшения временных затрат преподавателя на рутинный труд и общей экономии затрат вуза.

Развитие инфосферы главным образом обязано появлению компьютерных систем и глобальных телекоммуникационных сетей. Именно эти средства стали основными звеньями планетарной инфраструктуры, связывающей все человечество. Примером успешной реализации ИКТ стало появление интернета - глобальной компьютерной сети с ее практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю. Данные возможности целесообразно использовать при создании национальной компьютерной научно-образовательной сети. Развитие национальной компьютерной научно-образовательной сети может способствовать стандартизации образования и обеспечит массовый доступ к образовательным ресурсам высокого качества. К созданию подобной сети человечество шло многие десятилетия, и сейчас существуют все необходимые технологии, для ее внедрения в образовательный процесс.

Все вышеперечисленное не оставляет сомнений в том, что активное внедрение ИКТ в процесс обучения студентов, должно стать одним из приоритетных направлений развития современного образования.

Список литературы

  1. Тихонов А.Н. Информатизация образования и науки. - 2009.
  2. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. - М., 2000. - 168 с.
  3. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. - 2001.
  4. Агапонов С.В., Джалиашвили З.О., Кречман Д.Л., Никифоров И.С., Ченосова Е.С., Юрков А.В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. Серия «Мастер решений». - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 336 с.: ил.
  5. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. - М.: Издательский дом «Камерон», 2004. - 216 с.

Библиографическая ссылка

Кажиакпарова Ж.С. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Современные наукоемкие технологии. – 2012. – № 7. – С. 64-66;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=30747 (дата обращения: 04.04.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074