Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВНОВЬ О СТОИМОСТИ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПУТЁВКИ

Александров В. В. Литвяк Б. И.

Разразившийся мировой экономический кри­зис, может быть в последний раз, дал шанс Рос­сийской туристской индустрии вернуть россиян на отечественные курорты и восстановить утрачен­ные позиции внутреннему туризму. По итогам новогодних (2009 года) праздников совокупное снижение спроса на туристские услуги составило порядка 30%.(!)1 И по прогнозу специалистов сни­жение спроса продолжится и в ближайшем буду­щем. Ослабление рубля, рост безработицы, сни­жение доходов населения будет делать путешест­вия (особенно заграничные) всё более накладным занятием.

Несмотря на спешно введённые скидки зару­бежными гостиницами, стоимость авиаперевозок в рублёвом выражении всё равно выросла и тем самым нивелировала скидки хотельеров. В свете растущей курсовой разницы более предпочтитель­ными уже летом могут оказаться внутрироссийские направления. В этом и будет положительное влияние мирового финансового кризиса, который повернёт российского туриста лицом к неисчер­паемому туристскому потенциалу нашей необъят­ной страны.

Но готова ли туристская индустрия к такому неожиданному повороту событий и смене турист­ских предпочтений? Авторы опасаются утвердительно ответить на этот вопрос. Пока фактически у внутреннего туристского потока в России суще­ствует только два (!) наработанных направления: пляжный отдых в Краснодарском крае и экологи­ческий лечебнооздоровительный на Кавказских Минеральных Водах. На них приходится 40% (!) всего внутреннего туризма. При этом цены на от­дых в Сочи уже давно превышали соответствую­щие турецкие цены, а мировой кризис сочинцы восприняли как повод повысить цены (?!). Недав­но стало известно, что гостиницы «всероссийской здравницы» в преддверии нового сезона уже объя­вили об увеличении цен на свои услуги. Не после­дуют ли за ними санатории Кавминвод, да и по примеру транспортных компаний, существенно повысившими тарифы на перевозку пассажиров. Как бы не ответили и они на эту ситуацию очеред­ным повышением цен, подгоняя их под «европейский» уровень..

Авторы уже вносили предложения по разви­тию санаторнотуристского комплекса Кавказских Минеральных Вод в своих статьях в журналах

К итогам туристского сезона//М. Ж.»Турбизнес», №2, С.14.

Российской Академии Естествознания2. [См.: 1.66­67; 2.132.], в том числе и по стоимости путёвки на лечение. Однако, существенных изменений не произошло. Вернёмся вкратце к нашим предложе­ниям в свете происшедших событий.

Отмечалось, что, даже в условиях переходно­го периода к социальноориентированной рыноч­ной экономике, 27% россиян не имели возможно­сти, изза отсутствия средств, поехать на лечение и отдых изза повышения на 30% стоимости пу­тёвки , по сравнению с 2004 годом, но и позже она повышались неоднократно. Вносились пред­ложения о передаче профсоюзных санаториев, пансионатов и учреждений туризма в ведение Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а собственность на них и земли с природными гидроминеральными ресурсами муниципальным органам. Кроме того, в целях недопущения «разбазаривания» земель городовкурортов Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и Железноводск и районов, входящих в регион Кавминвод, в интересах развития Особой эконо­мической зоны рекреационного типа (ОЭЗ РТ «КМВ»), устанавливать повышенную плату за землю с желающих её приобрести и только для налаживания производства товаров курортного назначения или создания предприятий, обслу­живающих курорт и курортников. Ставился также вопрос об интеграции санаторнокурортной и туристической сфер в единый Экологический са­наторнокурортный и туристической комплекс, способный обеспечить успешное выполнение «Стратегии социальноэкономического развития особоохраняемого экологокурортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод до 2020 года на базе ОЭЗ РТ «КМВ».

Большой проблемой, на наш взгляд, и поны­не, является недостаточное использование рыноч­ных экономических законов в санаторнокурортной сфере, проявляющееся в том, что в зимнее время спрос на путёвки падает, но цены на путёв­ки не снижаются против заранее запланирован­ной. Причём 100процентная заполняемость сана­тория в зимнее время «достигается» путём исклю­чения определённого количества коек из их обще­го количества по санаторию для проведения ре­монта. К тому же, количество коек в 2007 г. в санаториях и организациях отдыха в России со­кратилось по равнению с 2005 годом на 12 тысяч3.

Как известно, основой формирования стоимо­сти путёвки является структура расходов на один койкодень. Этот показатель меняется изза колебаний цен на коммунальные услуги, про­дукты питания, транспортные расходы, на покуп­ную минеральную воду и лечебную грязь, на медикаменты и лечение, роста заработной платы. В здравницах КМВ цены характеризуются существенным ростом, вследствие повышения уровня налогов и увеличения в структуре себестои­мости путевки расходов на вышеперечисленные компоненты.

Цена путевок, которая берется в расчет плани­рования средств на очередной финансовый год, зачастую не обеспечивает рентабельную работу здравниц. Об этом свидетельствует структура себестоимости путёвки по санаториям КМВ в 2007 году: продукты питания 18%, медикаменты и инструменты  8%, культмероприятия  1%, соци­альные отчисления  4%, заработная плата  14%, прочие расходы 16%, коммунальные услуги 39%4. Это объясняется тем, что в перечень кальку­лируемых затрат включен чрезвычайно малый объ­ем лечебных услуг (8%), при слишком высокой доле коммунальных услуг, что вызывает законные возмущения лечащихся, тем более, что за дополни­тельные услуги приходится доплачивать.

В то же время, у санаториев имеются резервы для снижения затрат. Рассматривая структуру расходов обычной путевки (себестоимость 16000 рублей или 760 руб. в день), можно отме­тить, что, например, крупнейшая статья затрат коммунальные платежи (39%), которые составля­ют  300 руб. на койкодень, а в 2008 году  ещё существенно повышены. Или явно завышенная следующая статья  прочие расходы  составляет 16%  (120 руб. в день). Именно в таких нерас­шифрованных статьях затрат скрываются резервы для сокращения затрат.

Снижение неэффективных расходов позволит санаториям либо уменьшить цены на путевки, либо направить сэкономленные деньги на увеличе­ние набора оказываемых услуг и повышение их качества

Но есть и другой подход при формировании цены на путёвки. В рыночных условиях, чувствуя спрос на услуги, некоторые собственники санато­риев пошли по пути максимизации цен по номе­рам люкс и апартаментам. С 2006 года путёвки в номера такого класса в санаторий «Горный воз­дух» (Железноводск)  150 тыс. рублей, а в сана­торий «Плаза» (Кисловодск)  минимальная 52800 рублей, максимальная 252 тыс. рублей.

Продавая путёвки богатым клиентам, эти здравницы имеют возможность компенсировать так называемые социальные путёвки. И совсем в другом положении оказываются здравницы, где нет такого номерного фонда и всего сервиса ус­луг, предлагаемого за 1 тыс. рублей в сутки.

Кроме того, разнообразие собственников на Кавминводах, которые сами определяют ценооб­разование и сами решают вопросы выделения до 50% всех путёвок для реализации по коммерче­ским ценам, создали условия, когда одни здравни­цы принимают курортника в одноместный номер на 21 день за 16 тыс. руб., а другие санатории при­нимают решение, что один койкодень должен быть не менее 3000 руб. в сутки, то есть 63 тыс. рублей и намного выше. Кроме того, цены на пу­тевки завышаются на летний период, что позволя­ет санаторию компенсировать некоторые убытки от реализации путёвок на зимний период.

Федеральный Совет Независимых Профсою­зов России, имеющий в собственности 43 санато­рия в городахкурортах Кавминвод, даже в условиях развивающегося мирового экономического кризиса, не снижает, а повышает стоимость путе­вок в своих санаториях. Так, если в кварталах 2009 года стоимость одного койкодня путёвки в двухместном номере санатория им. Лермонтова (г. Пятигорск) стоила 1500 рублей, то на Ш1V квартал она определена уже в 1700 рублей; в санатории «30 лет Победы»  соответственно по­вышена с 2750 до 2900 рублей и в санатории име­ни Тельмана (г Железноводск) 2250 до 2500 руб­лей, в Ессентукских санаториях «Жемчужина Кав­каза» с 1900 до 2300 рублей, а в санатории Цен­тросоюза с 1500 до 1700 рублей; в санатории «Виктория» (г. Кисловодск)  с 2500 до 2950 руб­лей. Какая же это «забота» о трудовом человеке в период кризиса?

Аналогичное отношение к людям проявили и авиакомпании страны, не отменившие топливный налог, что существенно повысило стоимость пере­лёта отдыхающего, несмотря на существенное снижение цен на топливо на мировых рынках. Как же будут добираться до Кавминвод люди, живу­щие на Дальнем Востоке?

С сожалением необходимо констатировать, что в новых условиях рыночной экономики отече­ственный курортный комплекс оказался не готов к жёсткой конкурентной борьбе с развитыми стра­нами по трём причинам:

Вопервых, это несоответствие цены и качест­ва курортных услуг.

Вовторых: некорректное формирование базо­вой структуры путёвки. Это связано, прежде все­го, с практикой применения полной максимальной усреднённой стоимости, когда потребитель платит за услуги, которых не получает. Негативное влия­ние оказывает также неоправданное расширение базового пакета в связи со льготой по НДС и от­сутствие в стоимости путёвки расходов на транс­портные услуги;

Наконец, недостаточное продвижение курорт­ного продукта на государственном и региональ­ном уровне, что связано в первую очередь с недос­таточным финансированием на всех уровнях и неумелым использованием данных маркетинга. Так, иностранные государства тратят на продви­жение своего продукта за рубежом в среднем 34 млн. евро в год, ежегодно увеличивая расходы на 20%, а Россия смогла выделить всего около 3 млн. евро5.

Однако и в отношениях санаториев с турист­скими фирмами  не всё просто: реализация путе­вок происходит не так успешно ввиду того, что некоторым турфирмам выгоднее работать напря­мую с зарубежными санаториями, потому что, вопервых, санатории представляют турфирмам зна­чительные комиссионные, что даёт возможность не завышать цены на путёвки, вовторых, заблаго­временно, как правило за год, формировать цены по сезонам.

При формировании ценовой стратегии, осо­бенно в условиях мирового экономического кри­зиса, необходимо учитывать некоторые характерные особенности, влияющие на процесс ценообра­зования санаторнокурортных услуг в такой важ­ной сфере экономики, как санаторнокурортный и туристический комплекс.

В этих целях необходимо:

-  осуществлять государственное регулирова­ние ценообразования санаторнокурортных услуг через снижение фиксированных цен и увеличение размеров дотаций на путевки в зависти от социаль­ного статуса потребителей (больной с хрониче­ским заболеванием, пенсионер, инвалид, ветеран войны, труда или ребёнок); изменение условий закупки их внебюджетными фондами, колебаний налоговых льгот, а также недопущения при опто­вом характере реализации путёвок через ведомст­ва, различные фонды, профсоюзные организации, туристские фирмы включения в их базовые цены пакета максимальновозможного набора услуг;

-  государственным органам страны потребо­вать от соответствующих министерств принятия неотложных мер по снижению тарифов на комму­нальные услуги, налогов на лечебные услуги, пре­жде всего, в учреждениях здравоохранения и са­наторнокурортном и туристическом комплексе;

-  распространить решение Правительства РФ о льготных тарифах на перевозку авиационным и железнодорожным транспортом отдельных кате­горий граждан и на граждан, проживающих в Вос­точной Сибири и Дальнем Востоке, выезжающих на лечение по санаторным путёвкам на курорты Кавминвод.

По мнению авторов, в данном направлении необходимо: внедрить во все санаторнокурортные организации, предложенный Пятигор­ским Государственным НИИ курортологии Минздравсоцразвития РФ программный метод сана­торнокурортных учреждений и ввести в практику медикоэкономические индивидуальные стандар­ты, обеспечивающие прозрачность стоимости пу­тёвки, которые бы позволили человеку в зависи­мости от его финансовых возможностей, ещё до приезда в санаторий знать и определять набор тех или иных лечебнодиагностических процедур, которые он получит по путёвке и что может ещё приобрести за дополнительную оплату;


Библиографическая ссылка

Александров В. В., Литвяк Б. И. ВНОВЬ О СТОИМОСТИ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПУТЁВКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 7. – С. 89-92;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26511 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674