Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,641

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ АСТРАХАНСКОГО ГАЗОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ЗАВОДА

Доценко Ю.И.
Газовая, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленности в настоящее время являются одними из ведущих в тяжелой индустрии страны и имеют тенденцию к дальнейшему развитию, модернизации и расширению перечня производимой продукции.

Однако предприятия именно этих отраслей являются источниками наиболее разнообразных выбросов в атмосферу-оксидов углерода, азота, серы, различных углеводородов (предельных, непредельных, ароматических), метанола, моно- и диэтаноламина и целой группы других веществ.

Пуск в строй действующего на территории Астраханской области в 1987 году одного из самых современных в России и Европе Астраханского газоперерабатывающего завода (АГПЗ) создал определенные проблемы с охраной атмосферного воздуха области, ибо данное предприятие на сегодняшний день является основным стационарным источником загрязнения воздушной среды в Астраханской области.

Если брать только Астраханскую область, основным источником загрязнения является Астраханский газоперерабатывающий завод. В 2003 году все выбросы в области составили 264,8 тысяч тонн, в том числе от стационарных источников (АГПЗ, предприятия теплоэнергетики, коммунальное хозяйство и др.) 106,9 тысячи тонн (40,4% общих выбросов), а доля автотранспорта составила 157,9 тысячи тонн (59,6%). Ведущее положение среди стационарных источников, как уже было сказано, занимают различные предприятия ОАО «Астраханьгазпром»: в 2003 году его выбросы находились на уровне 86,9 тысячи тонн, что составляет 81,2%; следующее место занимают предприятия теплоэнергетики, общие выбросы которых в 2001-2003 гг. находились на уровне 4,5 тысяч тонн (4,2%).

Если же взять г. Астрахань, распределение выбросов выглядит иначе. Их общее количество в 2003 году было равно 90,6 тысяч тонн; при этом доля автотранспорта составила 81 тысячу тонн (или 88,3%), а стационарных источников - в основном, предприятия теплоэнергетики - 9,7 тысяч тонн (10,7%).

После пуска АГПЗ и постепенного наращивания выпуска его продукции-в том числе различных видов моторного топлива и очищенного товарного газа-состояние атмосферного воздуха в г. Астрахани и области имеет определенную тенденцию к улучшению, хотя все нарастающее количество автотранспорта ухудшает экологические показатели, сводит на нет все достаточно положительные сдвиги.

Намеченная на ближайшие 2-3 года реконструкция некоторых производств АГПЗ позволит уже в 2008-2010 году получать такую продукцию, которая должна существенно оздоровить окружающую среду - прежде всего, за счет новых видов моторных топлив, используемых астраханским автотранспортом.

Реконструкцией производства моторных топлив предусмотрено, что на Астраханском ГПЗ должно выпускаться почти 70% высокооктановых бензинов. При этом повышение октановых показателей новых видов бензинов будет проводиться не за счет увеличения в них количества ароматических углеводородов (бензола, толуола, ксилолов и др.), а за счет каталитической изомеризации легкого бензина (фракция 350-750С), что обеспечивает получение высокооктанового компонента, не содержащего ароматических соединений (бензола и др.).

Дизельное топливо вместо нынешнего содержания серы (0,5%) планируется выпускать с ее содержанием не более 0,05%, то есть с десятикратным снижением, что должно существенно снизить в выхлопных газах содержание диоксида серы SO2. В перспективе намечается еще большее ее снижение- до 0,02%, что соответствует лучшим мировым стандартам.

На 2005-2010 гг. запланирована замена стальных понтонов резервуаров на полимерные понтоны «Ультрафлоут» (среднеэксплуатационная степень улавливания нефтепродуктов-84%, максимальная - 95%). Также запланировано доведение степени очистки скрубберов на резервуарах хранения стабильного конденсата до 97%-для снижения выбросов сероводорода и смеси природных меркаптанов - в основном наиболее токсичных этил-метилсоединений.

Наконец, немаловажным экологическим фактором является также запланированный в ближайшие годы выпуск только 2-х видов серы - жидкой и гранулированной, заменив при этом комовую серу, которая пока выпускается в достаточно значительном количестве. Это дает возможность избежать загрязнения атмосферного воздуха при транспортировке серы в вагонах и на судах-баржах, а также при ее погрузке и выгрузке экскаваторами и на ленточных конвейерах.

Указанные мероприятия, а также другие, здесь не отмеченные, но имеющиеся на производстве (отборы проб лаборантами под вакуумом, постоянный контроль за всевозможными утечками и пропусками сырья, промежуточных и целевых продуктов, а также то, что называется высокой культурой производства, заключающейся в строгом соблюдении технологического регламента, своевременной замене износившегося оборудования, его ремонте с предварительной продувкой, промывкой и пропаркой различных емкостей и полостей) должны обеспечить такой уровень эксплуатации всех звеньев этого сложнейшего предприятия, чтобы уровень его экологического вреда был минимальным.


Библиографическая ссылка

Доценко Ю.И. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕКОНСТРУКЦИЕЙ АСТРАХАНСКОГО ГАЗОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ЗАВОДА // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 11. – С. 37-38;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26421 (дата обращения: 18.10.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.094