Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МЕДИАТЕКИ КАК ХРАНИЛИЩЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИСТОРИИ НАУКИ (О ПРОЕКТЕ «ЗОЛОТОЙ ФОНД МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА – ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ»)

Л.А. Коханова В.И. Штепа
производные пиримидина
янтарная кислота
антиоксиданты
гипоксия
перекисное окисление липидов

Будущее вузовской науки невозможно без знания об ее прошлом, о тех людях, которые ее создавали в мировом пространстве как академическую науку. Общепризнано, что огромную роль в развитии науки в России и мире сыграли отечественные ученые. Так, академик
Ж.И. Алферов был одним из первых, кто фактически занялся нанотехнологиями. За разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и макроэлектронных компонентов Алферову присуждена Нобелевская премия по физике 2000 г.

Сегодня мы говорим об информационном обществе, выстраивая его идеологию. Но без технологических новаций вряд ли оно могло состояться. Изобретения российского ученого - одни из основных, благодаря которым стало возможным создание современного информационного общества как технологически, так и на уровне философских обобщений. На их основе построены оптические системы хранения и передачи информации. Без них невозможно представить современную компьютерную технику, сотовые телефоны и многие другие технические достижения.

Сегодняшняя Российская академия наук - это в большинстве своем ученые с мировым уровнем. Они активно сотрудничают с высшей школой. Только в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова трудится более сотни академиков и членов-корреспондентов РАН, которые читают лекции, ведут практикумы, руководят подготовкой курсовых и дипломных работ.

К сожалению, в основном это люди преклонного возраста. «Главная проблема, - считает академик Ж.И. Алферов, - в кадрах появился разрыв в поколениях».

Это, действительно, так. Поэтому закономерно возникает вопрос, как этот разрыв ликвидировать или хотя бы минимизировать. Современное поколение ученых - это носители ценнейшей информации не только научного толка, но и о времени и о себе во времени, о том, как они себя сделали. Это важный опыт для молодых поколений, который может быть безвозвратно утрачен.

Они еще не овладели должным образом в силу своего возраста теми богатствами, которое накопило человечество и отечественная наука в том числе. Но у молодого поколения есть свои преимущества. Они в совершенстве владеют современными информационными технологиями, так как росли вместе с ними. Это их среда обитания, что важно признать. Они с помощью цифровой кинокамеры, фотоаппарата, мобильного телефона способны зафиксировать мгновение, сделать его достоянием истории.

Поэтому есть реальная возможность развернуть эти поколения друг к другу, расширить возможности только общения в рамках учебного процесса, а в итоге лучше узнать друг друга. Именно из этого мы исходили, начиная проект «Легко ли быть молодым» на Интернет-ресурсе «Фотин», открытие которого было приурочено к 39 Международной олимпиаде школьников 2007 года. Проходила она на базе химического факультета МГУ и собрала юных химиков из 69 стран.

Школьникам и студентам было предложено зафиксировать урок любимого учителя или лекцию своего профессора. Присланные материалы стали поводом для обозначения второго этапа проекта. Собранная информация заставила задуматься об обеспечении ее хранения, обработке и визуализации. Более того, перед организаторами проекта встала задача создания языка новых медиа, которые развиваются благодаря новым информационным технологиям и прежде всего Интернета. «Оцифрованные тексты, аудио- и видеоклипы в Интернете создают новые возможности для работы журналистов, - пишет профессор Я.Н. Засурский. - В результате онлайновые новости воссоздают более всестороннюю картину жизни, подается более объемная информация, которую можно воспринимать и с помощью зрения, с помощью слуха, осмысливать в тексте. Все это, безусловно, привносит новую аналитичность, новое представление о развитии событий, и новый синкретизм восприятия журналистики развивает объединяющее синергическое взаимодействие средств массовой информации. Можно сказать, что сегодня происходят существенные сдвиги в деятельности СМИ. Разделенные после начала конвергенции и оцифровки различные медийные эпизоды материалов теперь объединяются и создают в цифре новый журналистский продукт, который позволяет более всесторонне охватить развитие событий».

Именно с этих позиций сегодня на химическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова реализуется следующий этап проекта: создается медиатека. Ее основой становятся материалы, фиксирующие деятельность научной элиты факультета. Поэтому этот этап проекта назван: «Золотой фонд МГУ имени М.В. Ломоносова - химический факультет».

Создана рабочая группа, которая занимается фиксацией современной жизни факультета, которая буквально на глазах становится историей. Основа работы - запись ведущих ученых на камеру и обработка полученного материала. Мы имеем как минимум три формата общения. Первое - это учебная лекция, которая предусмотрена учебным планом. Этот продукт конечным пользователем имеет студента, с помощью которого он лучше освоит материал и получит более высокую оценку на экзамене.

Второй формат - разговор с журналистом о науке, времени и себе. Ориентирован он на школьников, которые находятся на стадии выбора профессии. При падающем спросе на естественнонаучное знание такой разговор с ведущими профессорами химического факультета МГУ может стать для них хорошим импульсом для выбора профессии и своего будущего.

Третий формат - это актовая лекция ученого. Именно по этому пути пошли коллеги телеканала «Культура», запустив проект «Академия». Первую лекцию в эфире читал академии Ж.И. Алферов. Это хороший пример того, что потомкам в назидание останется великолепный материал, запечатленный на камеру. Но пока таких примеров немного.

Адресован этот проект студенческой аудитории. Но он вправе может быть ориентирован и на другие слои населения, в том числе и на научное сообщество. Ведь «информационное общество - считает основатель российского учебного телевидения профессор В.В. Егоров, - это некая совокупность, жизнь социальных институтов и граждан, заполненная различными каналами массовой информации, которые становятся - могут стать или не станут - главными источниками, откуда черпаются знания».

Именно продукция этого формата ставит перед собой цель способствовать накоплению и приумножению репутационного капитала вузовской науки как составной части науки России. Она вполне конкурентоспособна хотя бы потому, что именно перспективные ученые в своем большинстве уезжают за рубеж.

По мнению авторитетных экспертов, уезжать будут всегда. «Важно, каков масштаб это отъезда. Отъезд с возвращением, отъезд, который приводит к научному обмену, если не нарушается «критическая масса» научных сотрудников в стране, играет отрицательную роль, но последствия этого можно преодолеть. А когда количество отъезжающих нарушает баланс научных сил, то последствия могут быть необратимы».

Остановить этот процесс вряд ли в наших силах, но пополнить медиатеку лекционными материалами этих ученых - это вполне посильная задача. К тому же этот формат записи может использоваться и во время учебных занятий и даже для профориентационной работы. Рамки его подвижны, как показал уже наработанный материал.

В данное время проект «Золотой фонд МГУ имени М.В. Ломоносова - химический факультет» находится в процессе создания продукта. Получены первые результаты, но они обнадеживают. Как утверждает Ж.И. Алферов: «Наша страна сыграла огромную роль в развитии многих отраслей науки и может играть ее снова. Но для этого нужно добиться, чтобы наши научные результаты были востребованы у нас дома».

И еще, чтобы о них знали самые широкие массы населения. Причем необходимо, чтобы каждая аудитория получала адресованную именно ему информацию в формате, доступном для понимания и усвоения. Только при выполнении этих условий мы можем считать, что поставленные перед нами задачи выполнены, и проект максимально реализован.


Библиографическая ссылка

Л.А. Коханова, В.И. Штепа МЕДИАТЕКИ КАК ХРАНИЛИЩЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИСТОРИИ НАУКИ (О ПРОЕКТЕ «ЗОЛОТОЙ ФОНД МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА – ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ») // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 162-165;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26063 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674