Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

И.А. Романовская
тромбоцитарный гемостаз
дети
младший школьный возраст
реологические свойства крови
внутрисосудистая активность тромбоцитов

В связи с новыми целевыми установками образовательной сферы, ориентирующими на прогнозирование развития образования, исследование его соответствия тенденциям мирового образовательного процесса, стимулирование на научной основе повышения уровня педагогической компетентности кадров, а также с переходом большинства высших учебных заведений на многоуровневую систему образования становится возможным говорить о приоритетности исследовательской функции образовательных учреждений. Именно данная функция в настоящее время является ведущей. Это в значительной мере изменяет характер подготовки педагогических кадров, поскольку специалист-исполнитель уже не может удовлетворить запросы общества. Сегодня требуется специалист-исследователь, ориентирующийся в многообразии педагогических технологий, обладающий инновационным стилем мышления, способный и готовый самостоятельно решать серьезные исследовательские задачи.

Новые государственные стандарты предполагают увеличение часов, отведенных на самостоятельную, в том числе исследовательскую, работу. Сама идея непрерывного педагогического образования предполагает выход студентов на каждом новом этапе образовательного маршрута на более высокие уровни исследовательской самостоятельности. Цепочка реферат - курсовая работа - бакалаврская и (или) дипломная работа имеет своим логическим продолжением обобщение результатов в магистерской диссертации. И, на наш взгляд, это оправдано и своевременно. Действительно, современная ситуация модернизации российского образования складывается благоприятно для прихода в академическую науку молодых педагогов-исследователей, подготовленных к научной разработке стратегии образования в конкретных условиях, к выбору и реализации определенной педагогической системы и концепции, к преодолению стагнации, стремящихся к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.

Непременным условием выполнения вышеозначенного требования является все более активное вовлечение студентов в исследовательскую деятельность, в сферу научной жизни вуза; включение в предлагаемый студентам цикл психолого-педагогических дисциплин методологических знаний. Ощущается острая потребность в приобщении будущих учителей к науке. Однако, несмотря на декларирование подобных идей о важности и необходимости подготовки педагога-исследователя, у будущих учителей нередко наблюдается полное или частичное отсутствие навыков проведения исследовательской деятельности, недостаточность теоретических и методологических знаний, не сформирована система отношений к исследовательской деятельности. У студентов часто отсутствует устойчивый интерес к научно-поисковой деятельности, причем даже к моменту написания квалификационных работ. Более того, молодые учителя - выпускники вуза, разрабатывающие новые технологии на практике и желающие привнести эти инновации в педагогическую науку, не владеют в достаточной мере методологическими и теоретическими знаниями, навыками применения методов педагогических исследований, систематизацией и обобщением достоверных данных.

Внимание государства и общества сосредоточено на проблемах образования. В рамках приоритетного общенационального проекта в области образования важным признается сориентировать образовательную сферу на принципы работы, соответствующие времени. Отмечается и необходимость современного образования в квалифицированных кадрах. Концептуальные идеи Национальной доктрины развития образования в Российской Федерации, рассчитанной на 2000-2025 гг., звучат следующим образом: «интеграция научных исследований с образовательным процессом», «участие педагогических работников в научной деятельности». Все это также позволяет утверждать об актуальности проблемы формирования исследовательской позиции будущих учителей.

В современных исследованиях отечественных ученых неоднократно в связи с вопросами подготовки педагога-исследователя упоминается понятие «исследовательская позиция». Речь, как правило, идет об исследовательской позиции учителя-практика. И в данном контексте эта категория рассматривается как необходимость при подготовке и проведении урока анализа различных видов деятельности (учебной деятельности ученика; собственной деятельности на уроке; анализа подготовки учащегося к уроку и др.). Существует и другой подход, при котором занять исследовательскую позицию - значит выработать достаточно отчетливое представление о решении какой-либо педагогической задачи, определить личностное отношение к нему. Вместе с тем ни в первом, ни во втором случае не раскрывается сущность такого феномена, как исследовательская позиция, не определяются ее структурные и функциональные компоненты.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что до настоящего времени при наличии многочисленных исследований по проблеме подготовки педагога-исследователя формирование исследовательской позиции студентов вуза специально не исследовалось.

В рамках нашего исследования особенно ценным нам представляется понимание категории «исследовательская позиция» в контексте теоретико-методологических вопросов отношений В.Н. Мясищева.

Ученый считает, что личность представляет собой систему отношений, характеризующихся инициативностью, избирательностью, сознательностью и активностью. Теория отношений В.Н. Мясищева служит методологической основой ряда педагогических исследований. Для нашей работы также важным представляется подход к определению сущности позиции личности через систему отношений к себе, другим людям и деятельности, в которую включен индивидуум.

Анализ литературы по исследуемой проблеме обогатил наши представления о сущности исследовательской позиции, под которой мы понимаем генерализованное образование личности будущего учителя, в основе которого лежит система мотивационно-ценностных отношений к исследовательской деятельности, а также к себе как к исследователю педагогических реалий.

Психолого-педагогические и методологические знания, убеждения, представления непременно присутствуют в исследовательской позиции, хотя она ими не исчерпывается. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа позволяет утверждать, что исследовательская позиция является единством сознания и поведения, единством субъектных побуждений к действиям с реально осуществляемыми поступками.

Исследовательская позиция имеет свою структуру. Опираясь на субъектный характер данных отношений и солидаризируясь с рядом исследователей, выделяющих трехкомпонентный характер профессионально-субъектной позиции, мы представляем исследовательскую позицию как структурное образование, включающее совокупность трех компонентов: когнитивного, мотивационно-ценностного и операционального.

Понимая исследовательскую позицию через систему отношений личности будущего учителя, рассмотрим каждый компонент более подробно.

Содержанием когнитивного компонента являются глубокие и прочные знания в области теории и методологии педагогики, степень развития особого, научного стиля мышления, а также методологическая рефлексия, являющаяся элементом методологической культуры и определяемая как размышления исследователя о применяемых им способах научного познания, о методологических характеристиках и логике его научной работы.

Безусловно, формирование исследовательской позиции будущего учителя непосредственно зависит от уровня соответствующих знаний. В.В. Краевский отмечает, что методология педагогики накопила подлинно научный потенциал, разработала комплекс нормативного, инструментального знания, прямо направленного на помощь исследователю, на формирование у него специальных знаний и умений при исследовательской работе. Систематически и основательно изучая методологию в педагогике, учитель будет владеть системой широких методологических подходов, расширяющих его кругозор как исследователя, и получит конкретные ориентиры для научной работы.

Следовательно, при подготовке педагога-исследователя значение имеет знание методологии педагогики, так как без этого невозможно правильно построить и провести педагогическое исследование.

Таким образом, учитель-исследователь должен владеть методологией педагогической науки, то есть использовать определенную совокупность знания, общефилософских и общенаучных, результаты методологических исследований в области педагогики, для обоснования программы исследования, его логике, методах, для оценки качества научной работы.

Когнитивный компонент выполняет информационную и оценочную функции и связан со способностью действовать в условиях свободы выбора содержания, способов и средств деятельности, способностью к рефлексии.

Однако формирование исследовательской позиции нельзя сводить лишь к процессу приобретения и усвоения знаний. Необходимо формировать соответствующие ценностные отношения в сфере познания и преобразования педагогической действительности.

Мотивационно-ценностный компонент характеризуется совокупностью мотивационно-ценностных отношений к исследовательской деятельности в профессиональной сфере. Речь идет об исследовательской направленности личности педагога, являющей собой иерархию наиболее устойчивых мотивов, побуждающих личность к поисковой деятельности, способствующих успешному овладению ею, и, наконец, обеспечивающих эффективность реализации исследовательской деятельности.

Таким образом, развитие внутренней исследовательской мотивации является важным фактором формирования исследовательской позиции будущего учителя. В отношении исследовательской деятельности ведущими являются познавательные мотивы, мотив стремления к самоактуализации в исследовательской деятельности, а также мотивы осознания способностей к научно-исследовательской деятельности, ведь нельзя отрицать того факта, что наличие у будущего специалиста исследовательских способностей и их развитие в процессе профессионально-педагогической подготовки является важным фактором формирования исследовательской позиции.

Самоактуализация понимается как желание человека стать тем, кем он может стать и представляет собой личностную категорию, состоящую из личностно-профессиональных ориентаций. С точки зрения изучения исследовательской позиции особый интерес представляют ценности, направленные на межличностные отношения и на собственное Я.

Закрепленные в сознании будущего учителя-исследователя ценности образуют систему его профессионально-ценностных ориентаций и находят выражение в мотивационно-ценностном отношении к исследовательской деятельности, к себе как к исследователю педагогической действительности.

Операциональный компонент исследовательской позиции характеризуется практически-действенным характером исследовательской позиции будущих учителей и проявляется в сформированности исследовательских умений и навыков, необходимых для успешного и результативного проведения поисковой работы. К такого рода умениям и навыкам относятся умение определять объект, предмет исследования, формулировать тему исследования; умение выдвигать и обосновывать гипотезы; умение отбирать адекватные поставленным задачам методы; умение выявлять и анализировать причинно-следственные связи и отношения; умение делать научно обоснованные выводы; навыки экспериментирования; навык работы с литературой.

Несомненно, что развитию у студентов исследовательских умений помогает наличие у них опыта самостоятельного осуществления познавательной и исследовательской деятельности. Это, в свою очередь, способствует повышению интереса к изучаемому предмету, а также преобразованию деятельности в творческую по своему содержанию и характеру.

Важно отметить, что рассмотренные компоненты исследовательской позиции взаимосвязаны и их выделение может быть принято только условно. Степень значимости представленных компонентов для процесса формирования исследовательской позиции носит динамический характер и изменяется на различных этапах этого формирования.

Вместе с тем среди трех компонентов «катализатором» исследовательской позиции выступает мотивационно-ценностный компонент. Именно мотивационно-ценностный компонент является основополагающим, поскольку вокруг него структурируются основные свойства и качества личности будущего учителя. Этот компонент выполняет ориентационную и активизирующую функцию и находит свое обобщение в мотивационно-ценностном отношении к исследовательской деятельности, к себе как к исследователю педагогической действительности.


Библиографическая ссылка

И.А. Романовская СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 127-131;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26052 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674