Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Ларичева В.В.
Проблема изучения процессов саморазвития, их прогнозирования и коррекции является психологической и педагогической проблемой.

Различить процессы развития и саморазвития достаточно сложно.

В 2003 г. при Международной академии наук педагогического образования был образован «Центр развития и саморазвития личности». Президент МАНПО академик РАО В.А. Сластёнин утвердил положение об экспериментальной площадке МАНПО. Новая межрегиональная экспериментальная площадка МАНПО на базе «Центра» объединяет различные образовательные учреждения и группы профессионалов системы образования Российской Федерации, реализующих инновационные технологии, основанные на парадигме саморазвития личности. В настоящее время экспериментальную базу «Центра» представляют:

- в рамках Российской Федерации - 137 школ;

- в странах ближнего зарубежья (Белоруссия, Казахстан, Украина, Азербайджан) -14 образовательных учреждений [2, с.11].

Саморазвитие часто рассматривается как следствие предшествующего развития, воспитания, обучения; как их субъектное продолжение. При таком подходе саморазвитие выступает в качестве более высокого уровня процессов развития личности, интегрирующего их в себе, а сам выход на данный уровень рассматривается в качестве критерия успешности процессов развития. Многие ученые отводят феномену саморазвития личности статус фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом бытия, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, процессы саморазвития рассматриваются как исходные, жизненно необходимые, постоянно самовоспроизводящиеся во всей деятельности человека. Личностное саморазвитие человека может быть адекватно понято лишь в контексте рассмотрения сущности процесса развития [1, с.49].

Некоторые критики и теоретики полагают, что телевидение как средство массовой информации, безотносительно к содержанию программ, влияет на мышление, социальную деятельность и другие стороны жизни. Они считают, что телевидение вытеснило из нашей жизни внутрисемейное общение, игры и другие занятия; что оно негативно сказывается на здоровье, физической форме и школьной успеваемости; а также что оно прививает пассивный подход к обучению, ослабляя творческий потенциал и воображение.

Телевидение - необходимое условие успешной адаптации в обществе. Современный человек должен ориентироваться в создаваемом телевидением мире: знать о новостях, кинофильмах, музыкальных исполнителях. Можно сколько угодно рассуждать о том, как плохо, что теперь люди меньше говорят о литературе, классической музыке. Но осведомленность о «приземленных» вещах необходима в общении, хотя бы для того, чтобы элементарно поддержать беседу. И детское общество в этом отношении ничем не отличается от взрослого. Только фильмы, музыка и новости у детей свои.

Итак, без телевидения наша жизнь сегодня немыслима. И телевизор обязательно должен присутствовать в жизни каждого ребенка. Однако телевидение это еще не весь мир. В этом смысле телевидение сродни эффективному лекарству: должно применяться строго по назначению и в определенных дозах. Иначе вместо пользы от него будет один вред. Кроме того, многие специалисты полагают, что мультфильмы и фильмы, созданные для детей-иностранцев, далеко не всегда полезны русским детям. И дело тут вовсе не в патриотизме. А в том, что у жителей разных стран объективно разные системы ценностей, своя складывавшаяся веками культура, другие условия жизни. Любому ребенку принесет гораздо больше пользы просмотр мультика про Чебурашку и крокодила Гену, который учит дружить, говорить правду, уважать старших, чем один из американских мультиков, где основной целью героев является сжить друг друга со свету.

Стоит ли потом удивляться, что ребенок может ударить сверстника, что он мучает животное? Наверное, нет. Ведь именно так поступают его любимые телевизионные герои. Более того, подобное поведение преподносится как нечто остроумное и забавное. Ребенок попросту берёт с телевизионных героев пример.

Мультфильмы и фильмы высокого качества не только учат детей тому, что такое «хорошо» и «плохо», они еще и развивают воображение. Ребенок придумывает истории о любимом персонаже, рисует его, изображает в игре. Однако это тоже хорошо в меру. Ребенок должен идентифицировать себя не только со сказочными персонажами, но и с реальными людьми. Иначе ему сложно будет адаптироваться в жизни, которая значительно отличается от выдуманного мира. Чтобы этого избежать нужно стараться, чтобы интересы ребенка были разнообразными. Пусть он смотрит разные фильмы, а не один и тот же. Не поощрять чрезмерное увлечение ребенка каким-либо персонажем, при котором он выпрашивает игрушки, канцелярские принадлежности, одежду с его изображением. Объяснять ребенку действия и мысли киногероев. Подчеркивайте, что это выдуманная история, чтобы он научился отграничивать реальность и вымысел [4, с.476].

Результаты широкомасштабных корреляционных исследований стабильно указывают на слабую зависимость между пристрастием к телевизору и низким уровнем школьной успеваемости. По данным 23 исследований, в которых приняли участие тысячи детей, у детей, которые смотрели телевизор более 10 часов в неделю, увеличение этого времени обычно приводило к снижению успеваемости. Однако успеваемость улучшалась при увеличении времени просмотра до показателя 10 часов в неделю (Р. A. Williams, Haertel, Walberg, & Haertel, 1982).

Исследователи попытались определить, обусловлена ли зависимость между временем телепросмотров и низкой успеваемостью тем, что оба этих параметра связаны с другими факторами, такими как социальный статус и уровень интеллекта. Хотя дети из малообеспеченных семей больше смотрят телевизор и учатся не так хорошо, как дети из семей среднего класса, связь между телепросмотрами и успеваемостью сохраняется даже в рамках одного социального класса. Однако при одинаковом интеллекте наблюдается лишь слабая связь между временем телепросмотров и успеваемостью по большинству школьных предметов или развитием когнитивных навыков (D. R. Anderson & Collins, 1988).

Чтение - единственное занятие, на которое телепросмотры оказывают негативное влияние, однако оно незначительно. Например, в исследовании, проведенном в Британской Колумбии, маленькие дети из города, в котором отсутствовало телевещание, лучше справлялись с тестами на чтение, чем контрольная группа детей из городов, где принимались телесигналы. Два года спустя после организации телевещания у детей младших классов уровень развития навыков чтения оказался ниже (Т. М. Williams, 1986). В США пристрастие детей к развлекательным передачам обнаруживало незначительную связь с низким уровнем развития навыков чтения. Однако навыки чтения в гораздо большей степени зависели от практики и от отношения к самому чтению. Дети, которые смотрят телевизор и интересуются книгами, как правило, читают лучше (М. Morgan & Gross, 1982; Ritchie, Price, & Roberts, 1987).

Разные типы телепередач по-разному влияют на успеваемость и когнитивное развитие. Как мы уже отмечали, при просмотре «Улицы Сезам» дети узнают буквы, расширяют словарный запас, учатся считать. Документальные и учебные телепрограммы могут быть эффективно использованы для приобретения знаний по широкому кругу вопросов (Liebert & Spratkin, 1988).

В самых замечательных телепрограммах и оригинальных проектах воспитания недостает «малого золотника», который хоть и мал, да дорог: активного использования закономерностей внутренней психической деятельности ребенка как субъекта самоопределения, самовоспитания, самостроительства, саморазвития [3,с.453].

Процессы саморазвития постоянно протекают на внутриличностном уровне, но, к сожалению, без направленного педагогического руководства, без осознанного участия в нем самих школьников, причем по весьма простой причине: ребенок не знает о том мощном «механизме», которым наградила его природа. Стоит его «запустить», придать ему ускорение, и он поможет школьнику самому решать многие его проблемы

Наш инновационный курс «Влияние телевидения на саморазвитие личности младшего школьника» есть, по существу, сквозной воспитательно-образовательный курс, выстроенный на основе психолого-педагогических знаний о младшем школьнике и о телевидении. Технология саморазвития личности и этот курс могут быть использованы школой в различных вариантах:

а) как общешкольная образовательно-воспитательная технология;

б) как основа построения программы воспитательной работы;

в) как методическая разработка в помощь учителю начальных классов, воспитателю;

г) как материал для работы с родителями и их детьми;

д) как отдельный психолого-педагогический курс.

Все варианты способствуют одному - воспитанию нравственного человека, постоянно самосовершенствующегося и уверенно идущего по жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Куликова Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: учебное пособие. - Хабаровск: Изд-во Хабар.гос.пед. ун-та 2005. - 320с.
  2. Селевко Г.К. Соловьёва О.Ю. Центр саморазвития завоёвывает позиции. //Педагогическое образование и наука - 2006 - №2. С.11.
  3. Развитие личности ребёнка /Н. Ньюкомб. - 8-е изд. - СПб.: Питер,2003. - 640с.
  4. Яковлева Ю.А.Телевизор: окно в мир без границ /Развитие личности ребёнка от семи до одиннадцати. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 640 с.

Работа представлена на II всероссийскую научную конференцию «Современные проблемы науки и образования», г. Москва, 14-16 мая 2007 г. Поступила в редакцию16.05.2007.

Библиографическая ссылка

Ларичева В.В. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 12. – С. 95-97;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25839 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674