Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,858

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Бучельников В.В.

Изменение роли преподавателя вуза в образовательном процессе и его функций является особенностью современной системы образования, так как она раз­вивается в условиях информационного общества. Изменения связаны с появлением новых задач в образовательной деятельности. Развитие информационной компетентности преподавателя обусловлено переходом от квалификационного подхода в образовании к компетентностному.

Под «информационной компетентностью (information competence) преподава­теля вуза» мы понимаем интегративное свойство личности преподавателя, ос­нованное на внутренней готовности к взаимодействию с обучаемым в инфор­мационной среде с использованием, в том числе, особой - цифровой формы представления информации, базирующееся на обладании знаниями основ ин­формационной грамотности и информационной безопасности, наличии навы­ков использования аппаратно-программных средств, желании овладеть эффек­тивными технологиями обработки и преобразования информации и стремлении использовать новые информационные технологии в учебном процессе для дос­тижения главной цели обучения - формирование личности обучаемого, компе­тентной в современном информационном мире.

Структура информационной компетентности преподавателя вуза включает в себя знания информационной среды, умения использовать новые информационные технологии в образовательном процессе, навыки применения компьютерно-те­лекоммуникационного оборудования для достижения педагогических целей, а также готовность и желание осуществлять обучение в новых образовательных условиях в едином информационном пространстве.

Развитие информационной компетентности преподавателя предполагает развитие всех ее компонентов до определенного уровня. Для информационной компетентности препода­вателя возможно выделение следующих уровней информационной компетент­ности: недостаточный (D), базовый или пользовательский (C), методический (B) и профессиональный (А). Учитывая современный скачок в развитии информационных технологий часто информационная компетентность преподавателя не соответствует требованиям.

Создание системы подготовки кадров новой формации, обладающих наряду с высокой профессиональной подготовкой в предметной области специфическими знаниями в области информационных технологий, является основой развития современной системы образования. Определение и фиксацию уровней развития информационной компетентности преподавателя возможно проводить в системе повышения квалификации в соответствии с международным стандартом оценки компетентности [1].

Преподаватели гуманитарных дисциплин при прочих равных условиях имеют меньшие знания и навыки по новым информационным технологиям в силу своего базового образования. Поэтому небходимо дифференцировать категории преподавателей в контексте развития информационной компетентности.

Основными методами развития информационной компетентности преподавателя вуза в системе повышения квалификации должны стать: проблемная лекция, круглый стол, семинар, деловая игра, тренинг, дискуссия, обмен опытом, проведение открытых занятий. Особое место в перечисленных методах должен занимать тренинг.

Для оценки уровня развития информационной компетентности преподавателя в системе повышения квалификации должны применяться следующие методы контроля: резюме, самооценка, исследование документов, компьютерное (письменное) тестирование, семинары, отчеты и собеседование, выполнение методического задания по преподаваемому курсу.

Организация развития информационной компетентности преподавателя в системе повышения квалификации наиболее оправдана на
2-3 недельных учебных потоках проводимых на базе высшего учебного заведения соответствующего профиля, либо с использованием дистанционных методик с обязательными 2-3 дневными тренингами в базовых ВУЗах. Подтверждением полученного или имеющегося уровня развития информационной компетентности должен стать соответствующий сертификат.

Таким образом, развитие информационной компетентности преподавателя обусловлено объективным требованием компетентностного подхода в образовании применительно ко всем субъектам образовательного процесса и должно соответствовать потребностям информационного общества. Это заставляет определять и фиксировать уровни роста различных аспектов информационной компетентности преподавателя на определенных этапах. Наиболее очевидным представляется выделение четырех уровней развития информационной компетентности(A, B, C, D), что соответствует международным стандартам. В системе повышения квалификации данный принцип может быть реализован при 3-5 летнем интервале фиксации уровней развития информационной компетентности. Основным способом определения степени компетентности должно стать компьютерное тестирование и самоаттестация преподавателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   ICB IPMA Competence Baseline (version 3); publisher IPMA, ISBN 0-9553213-0-1, edition June 2006.


Библиографическая ссылка

Бучельников В.В. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА // Современные наукоемкие технологии. – 2009. – № 10. – С. 91-92;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25790 (дата обращения: 23.10.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252