Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кондрашова Е.В. Скворцова Т.В. Лобанов Ю.В.
Постановка задачи

Анализ статистических данных и опыта работы различных предприятий автомобильного транспорта говорит о том, что указанные показатели работы автомобильного парка находятся в прямой зависимости от уровня профессионального мастерства водителей, качества их подготовки. Исследования, проведённые в течение 2008-2009 годов, и полученные экспериментальные данные, показывают, что с повышением уровня профмастерства водителей значительно улучшаются показатели экономичности движения, в частности, расход топлива сокращается на 6...13 %, износ шин - до 30 %.

Научная экспозиция

«Главная цель обучения водителей - это привитие им знаний и навыков, способствующих безопасному движению» [1]. От уровня профессиональной подготовки, квалификации водителей во многом зависит состояние аварийности на автотранспорте. Статистика аварийности показывает, что почти ¾ всех дорожно-транспортных происшествий (ДТП) возникает по вине водителей. Причём нередко это происходит из-за недостаточного профессионального мастерства водителей. Часто при совершении ошибки водителя обвиняют в невнимательности, небрежности или недисциплинированности, в то время как истинными причинами являются дефекты обучения. Ошибку водителя при управлении автомобилем следует рассматривать как отказ основного звена, а, следовательно, всей системы «автомобиль-водитель-дорога-среда», независимо от исхода дорожной ситуации.

Анализ существующих методологических подходов к решению данной задачи

Надо отметить, что попытки создания методик оценки профессиональных навыков и необходимого для этого аппаратурного обеспечения предпринималась неоднократно. Постоянно исследуются отдельные аспекты оценки профмастерства, касающиеся техники вождения, нарушений, Правил дорожного движения и Правил эксплуатации транспортных средств. Но, несмотря на всю актуальность и необходимость таких работ, проблема научно обоснованной, достаточно объективной оценки профмастерства водителей остаётся незавершенной.

Исследовательская часть

Выполненный анализ профессиональной деятельности водителя позволяет утверждать, что мастерство водителя следует рассматривать как совокупности его знаний, навыков и умения выполнять конкретные технологические операции по управлению транспортным средством. При этом качество работы водителя должно характеризоваться производительностью (КП), экономичностью (КЭ) и безопасностью управления (Кб).

При оценке профмастерства с точки зрения надёжности целесообразно учитывать не только количество совершенных водителем ошибочных действий, но и степень их опасности, характеризуемую уровнем самой ошибки и объёмом её действия.

Параметром оценки производительности будем считать работу, совершенную в единицу времени.

Экономичность управления автомобилем с точки зрения расхода технического ресурса его агрегатов целесообразно оценивать по двум показателям: степени равномерности работы двигателя и степени правильности пользования коробкой передач.

Для характеристики мастерства водителя в целом применяется интегральный показатель оценки профмастерства водителя К по формуле

, (1)

Таким образом, для расчёта показателя уровня профмастерства К на основании частных показателей производительности, экономичности и безопасности работы водителя применяется формула мультипликативного типа.

Апробация

С целью апробации разработанной на основании теоретических исследований методики оценки и повышения профмастерства водителей автомобилей и проверки работоспособности разработанной бортовой регистрирующей аппаратуры были выполнены экспериментальные исследования. Экспериментальные исследования проводились на ходовой лаборатории, которая оснащена бортовой регистрирующей аппаратурой. Частные показатели оценки профмастерства водителей в общем случае принимают значения, близкие 1,0. Причём, если мастерство водителя высоко, то эти значения КП, КЭи Кб ≥1,0. Если мастерство водителя недостаточно, значения показателей КП, КЭ и Кб <1,0. При этом возможно, что одновременно значения одних из показателей будут высокими, что свидетельствует о недостаточном мастерстве водителя (низкая средняя скорость движения или отсутствие навыков экономичного управления автомобилем). Следовательно, величина интегрального показателя К в общем случае будет стремиться к 1,0. Это даёт возможность производить оценку каждого водителя в отдельности по широко используемой на практике 5-ти балльной системе на основании специальной оценочной шкалы.

Список литературы

  1. Муряхина, Н.А. Оптимизация подготовки водителей / Н.А. Муряхина. - М.: МАДИ. -  № 98, 1975. - С.117-121.

Библиографическая ссылка

Кондрашова Е.В., Скворцова Т.В., Лобанов Ю.В. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 9. – С. 102-103;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25362 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674