Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МОЛОДАЯ СЕМЬЯ КАК ОДИН ИЗ АКТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ)

Т.В. Анафьянова
Проблема становления молодого поколения, его включение в социально-экономические процессы, происходящие в государстве, является одной из основных в системе проблем, стоящих перед обществом. В очень непродолжительный период времени, за 1990-2009 годы, в нашем обществе произошли разительные перемены. При этом острота, масштабность и значимость проблем молодежи не только не исчезла, а еще более возросла. Именно молодежь и молодые семьи являются ведущей силой в реализации практически всех Приоритетных национальных проектов России. Поколение молодых людей от 14 до 29 лет образовало новую структуру поколений и интересов, ориентаций и ценностей.

Молодежный возраст - период важнейших социальных и демографических событий в жизненном цикле человека: формирования собственного мировоззрения, выбора социальных и профессиональных ориентиров, начала трудовой деятельности, создания семьи. Этот возраст характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентации молодежи, в том числе - ориентации на устойчивую и благополучную семью, на ответственное родительство и ценности семейной жизни. Утверждение этих позитивных ценностей и установок - задача государственной молодежной семейной политики [8]. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни.

Объектом государственной семейной политики является семья, в том числе и молодая семья. Согласно государственным документам в определении молодой семьи должны выделяется: обязательная регистрация брака, продолжительность совместной жизни (без детей - до 3-х лет, с детьми - без ограничения продолжительности брака) и границы возраста супругов - до 30 лет [3, 4], а с 2006 года возраст обоих или одного родителя в неполной семье не должен превышать 35 лет [5].

Главные ориентиры государственной политики в отношении молодой семьи определяются основными направлениями государственной семейной политики [7]. В них указано, что приоритетным является создание единой федеральной и региональной инфраструктуры реализации государственной политики в отношении молодой семьи на основе мониторинга ее социально-экономического положения и репродуктивного поведения, а также проблем ресурсного потенциала молодой семьи [1].

Следовательно, формирование государственной политики в отношении молодой семьи призвано охватить значительную часть населения страны, развитие которой обусловлено состоянием именно молодых семей. Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним молодым семьям повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений. Актуальность глубокого анализа всех сторон жизни и развития молодой семьи определена ситуацией, сложившейся в России в настоящее время. Однако ее статус как объекта этой политики не означает пассивной роли молодой семьи в решении разнообразных проблем в отдельно взятом регионе. Для решения существующих проблем молодых людей в обществе должна осуществляться государственная молодежная политика.

В Республике Хакасия ярко проявляется дифференциация молодежи, расслоение по социально-экономическим характеристикам, по принадлежности к социальным и этническим группам. В ходе проведения собственного комплексного исследования семей (1997) и на основе материалов последней переписи населения в Хакасии (2002), нами была составлена скомпонованная структура этнических групп населения: коренное население (хакасы - 11,9%; шорцы и коренные малочисленные - 0,19%), пришлое население (русские - 80,28%; русскоязычные (белорусы, украинцы, поляки, болгары и др. - 19,72%), переселенцы - прочие (выходцы из стран ближнего и дальнего зарубежья) - 3,05%. Особенность республики является значительное преобладание пришлого населения над коренным.

Демографическая ситуация в республике указывает, что несмотря на достаточный удельный вес женщин фертильного возраста в общей численности всего населения (27,6%), суммарный коэффициент рождаемости в 2004 году в республике составил 1,4 при норме простого воспроизводства 2,15. Растет доля однодетных семей, трех- и двухдетная модели семьи стали нетипичными, а это означает начало процесса депопуляции. Увеличивается число факторов, способствующих росту семейного неблагополучия, нарушению социализации детей. Из-за разводов ежегодно в республике 3 - 4 тыс. детей остаются без одного из родителей. Увеличилось число детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. В 2006 году родилось 2474 таких ребенка, их доля в общем количестве родившихся - 45,2%. Все это характеризует нарастание нестабильности брака и семьи [2, 6].

Эффективность реализации государственной молодежной политики на территории Республики Хакасия непосредственно связана с достоверной информацией о группах молодежи, различающихся по половозрастным, образовательным, социально-профессиональным потребностям. Объектом государственной семейной политики является семья, в том числе и молодая семья. Однако ее статус как объекта этой политики не означает пассивной роли молодой семьи в решении разнообразных проблем.

Во-первых, молодежь составляет 138,267 тыс. человек (25,7% населения Хакасии зарегистрированного за 2008 год). К 2009 году их число снизилось на 0,62%. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года молодые семьи составляют 23,2% от общего числа семей. Из них имеют детей 70,6% семей: с одним ребенком - 55,29%, с двумя - 13,88%. Многодетные семьи составили долю в - 1,42% (с тремя 1,19%, более трех детей - 0,23%).

Во-вторых, практика показывает, что семьи в 82,62% создаются в молодые годы (по данным собственных исследований, 1997). При этом 40,68% молодых семей создаются в возрасте от 16 до 21 года, а средний возраст вступления в брак - 18,5 лет для женщин и 20,5 лет для мужчин. Имели детей до брака 1,52%. Такое положение характерно для молодежи, только начинающей процесс социализации и определяющей молодую семью как группу социального риска.

В-третьих, статистика свидетельствует, что молодая семья менее устойчива. Около 23% зарегистрированных впервые семей расторгли брак (из их числа семьи с детьми - 2,27%). При этом, 0,43% разводов приходится на семьи, существующие менее года, 2,19% - с брачным стажем от года от 2 до 4 лет; 5,66% с брачным стажем от года от 5 до 7 лет и 4,32% с брачным стажем от года от 8 до 10 лет.

В-четвертых, деторождение, а, следовательно, будущее Хакасии, в основном, связано с молодой семьей (72,38% общего числа детей - у родителей моложе 30 лет).

В-пятых, молодые семьи находятся в более сложном материальном положении,

  • нуждаются в государственной поддержке - 70,3%;
  • родительской поддержке - 93,88%;
  • не имеют собственного жилья - 41,48%;
  • проживают вместе с родителями - 54,14,
  • обладают повышенными запросами социально-медицинского плана (96,5% - в социальном и психологическом консультировании, 59,85% - коррекции поведения, 11,35% -контроле состояния здоровья жены, 29,69% - представление социального жилья, 1,31% - динамическом наблюдении за состоянием здоровья членов молодой семьи).

В-шестых, в отличие от молодежи советского периода, современная молодежь с 1990 года вынуждена вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. При этом молодые супруги работают в - 51,96%, учатся - в 16,15%, учатся и работают в - 23,38%, являются иждивенцами - 8,51%.

На основе общепринято использование в работе социальных служб понятия приоритетности семьи, следует выделить молодую семью как семью:

  1. Социально-благополучную - это семья, способная осуществлять свои основные функции: репродуктивную, воспитательную и экономическую.
  2. Социально-неблагополучную - это семья, которая не может осуществлять, кукую-то одну или несколько функций, и нуждается в помощи государственных органов в полном объеме.
  3. Семью медико-социального риска - это семья, способная к осуществлению всех своих основных функций, но нуждающаяся в поддержке государственных органов частично.

В этой ситуации необходимо обеспечить молодой семье такие условия ее жизнедеятельности, при которых она, опираясь на собственный потенциал, получая стратегическую поддержку со стороны государства и общества, станет способной самостоятельно реализовывать все свои социальные функции и репродуктивные установки.

Результаты анализа государственной семейной политики в СССР и Российской Федерации показали, что имеет место недооценка правоспособности молодой семьи, важности правового регулирования ее отношений с государством и другими социальными институтами [1]. Семья, в том числе молодая, как правило, не привлекалась к активному участию в реализации мер государства и общества в рамках социальной политики. Семейная политика во многих аспектах отождествлялась с социальной защитой и регулированием брачно-семейных отношений. В системе взаимоотношений «семья - государство» имела место недооценка социального статуса и социально-ролевых функций семьи, и, прежде всего, молодой семьи. Государственная поддержка молодой семьи не выступала в качестве самостоятельного направления социальной политики, в рамках которой необходимо учитывать и решать многие вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности молодой семьи как субъекта и объекта общественного развития. В то же время политика государства в отношении молодой семьи все еще четко не сформулирована (ее предмет концептуально не разработан) и сводится, в основном, к государственным мерам, связанным с социальной защитой материнства и детства, и нормативному регулированию семейно-брачных отношений. Решения, принимаемые на государственном уровне, как правило, адресованы не молодой семье как институту, а отдельным ее членам. Отмечается факты противоречивости и нарушения координации государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях. «Стратегия государственной молодежной политики», фиксируя ряд этих и других особенностей становления и развития молодых поколений и их влияния на развитие Российской Федерации, прямо отмечает издержки и просчеты семейной политики, оплачиваемые всем российским обществом, оценивает их как резко отрицательные, с которыми невозможно смириться.

Законодательные новации последних лет, в значительной мере изменившие отношение государства к осуществлению защиты прав и интересов семьи, задачи, поставленные Президентом России по реализации приоритетных национальных проектов, потребовали новых подходов к разработке региональной Концепции на среднесрочную перспективу (2007 - 2010 годы) и в Республике Хакасия.

Концепция является научно обоснованным методическим фундаментом реализации социальной политики в республике, поддержки семьи и домохозяйств, организации взаимодействия отраслей социальной сферы с целью оптимизации условий жизнедеятельности семьи. Она включает целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Отражает отношения между семьей как полноценным социальным субъектом и системой комплексной деятельности государства в отношении семьи, при которых семья трактуется в качестве активного партнера государства.

Настоящая Концепция принимает в Республике Хакасия во внимание:

  • достижения предыдущего этапа реализации государственной семейной политики в Республике Хакасия;
  • изменения, происходящие в институте семьи, приводящие к возникновению и распространению многообразия форм семьи, особенности социального положения различных типов семей, интересы семьи, родителей и детей в современном обществе;
  • особенности этнического состава, культурные традиции, социально-экономические условия, географические и демографические особенности Республики Хакасия;
  • накопленный опыт социальной работы и социальной поддержки семьи, родительства и детства, методологические, теоретические и практические принципы, регулирующие взаимоотношения семьи и государства;
  • предложения и рекомендации министерств, ведомств и общественных организаций по осуществлению семейной политики Республики Хакасия;
  • возможности организационной системы по реализации семейной политики Республики Хакасия, а также учитывает достижения, опыт управления реализацией указанной политики за период с 2001 по 2006 годы.

Приоритетами семейной политики в Республике Хакасия на период 2007 - 2010 годов являются: поддержка молодой семьи, подготовка детей и подростков к браку; развитие службы планирования семьи; поддержка этнического своеобразия уклада жизни и семейного воспитания народов, проживающих в республике.


Таблица 1. Основные организационные меры реализации концепции семейной политики

Организационные меры

Цель

Ожидаемые результаты

мониторинг положения семьи

диагностика благополучия или неблагополучия разных типов семей

повышение статуса семьи и ее морально-нравственных устоев

оценка результатов и эффективности семейной политики

увеличение количества зарегистрированных браков

развитие системы экстренной помощи семьям группы риска

помощь в решении специфических потребностей семей на разных стадиях жизненного цикла

уменьшение числа разводов и неполных семей с детьми

усиление акцента на программах профилактики семейного неблагополучия

совершенствование существующих программ по профилактике алкоголизма и наркомании

уменьшении числа социально-неблагополучных семей

модернизация здравоохранения в рамках национального проекта

обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи,

 

усиление профилактической направленности медицинской помощи населению; дальнейшее развитие системы охраны репродуктивного здоровья женщин и мужчин

повышение рождаемости, сокращение числа абортов

улучшения материальных условий жизнедеятельности семьи

реализация новых социальных программ для молодой семьи (жилище, материнский капитал)

материальная поддержка развития семей с детьми

поддержка этнического своеобразия уклада жизни и семейного воспитания народов

оптимизации условий жизнедеятельности семьи;

сохранение особенностей этнической семьи

увеличение численности и сохранение здоровья коренных и малочисленных народов

В сфере реализации данной концепции, выделены основные организационные меры (табл. 1).

На основе привлечения государственных, региональных, местных ресурсов для решения проблем семьи и детей и внутреннего потенциала молодой семьи необходимо создать эффективный механизм осуществления разнообразных уровней поддержки, социальной работы по активизации молодых семей и источники финансирования семейной политики. Таким образом, следует считать, что на основе совершенствования отношений семьи и государства, будет происходить реализация институциональных прав и потребностей молодой семьи. Сочетание первичной государственной поддержки молодых семей с развитием их самостоятельности в решении проблем жизнедеятельности, усиление направленности медико-социальной работы с молодой семьей станет основой здорового общества будущего.

Выводы

Выделение молодых семей в самостоятельную социальную группу и формирование государственной политики по отношению к ним как части государственной семейной политики будет способствовать повышению устойчивости молодых семей за счет реализации комплекса мер такой политики.

Меры, предусматриваемые государственной политикой в отношении семей в целом, в значительном объеме относятся, прежде всего, к молодым семьям и ориентированы на решение проблем демографической ситуации в стране, что определяется стратегическим курсом государства.

Выделение в Республике Хакасия молодых семей в отдельную категорию позволит детально изучать проблемы жизнедеятельности молодого поколения, и будет способствовать более эффективному и адресному решению проблем жизнедеятельности молодой семьи, что приведет в перспективе к увеличению численности благополучных семей пришлых, коренных и малочисленных народов.

Список литературы

  1. Концепция государственной политики об Основных направлениях государственной молодежной политики Российской Федерации. Утвержд. мин.образования и науки РФ А.А. Фурсенко 08 мая 2007 №АФ-163/06.
  2. Молодежь в Республике Хакасия в 2008 году. Стат.сб. / Хакасстат - Абакан, 2008. - 90 с.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации об «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 03.06.1993 №5090-1.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005г. №865.
  5. Постановления Правительства РФ №285 от 31 мая 2006 года «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретения жилья в рамках федеральной целевой программе «Жилище на 2002 - 2010 годы (п.5).
  6. Семья в Республике Хакасия. 2008: Стат.сб. / Хакасстат - Абакан, 2009. - 75 c.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 14.05.96 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики».
  8. Шестой ежегодной демографический доклад», ЦДЭЦ ИНП РАН, 1999, с. 29.

Библиографическая ссылка

Т.В. Анафьянова МОЛОДАЯ СЕМЬЯ КАК ОДИН ИЗ АКТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ) // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 8. – С. 109-114;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25310 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674