Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Особенности функционирования школьного музея в пространстве образовательного учреждения

Горшкова В.В.
Каждый учитель в процессе своей профессиональной деятельности использует краеведческие знания, материалы по краеведению. Но более целесообразно, доступно, наглядно это можно сделать в школьном музее.

Термин «школьный музей» появился в конце 19-начале 20 веков. Созданные в то время музеи имели целью повышение качества образования за счет включения в образовательный процесс краеведческих материалов (в настоящее время функции школьных музеев значительно шире).

В современных условиях школьные музеи создаются с теми же целями, что и государственные музеи: комплектование, сохранение, экспонирование и популяризация памятников материальной и духовной культуры, являющихся первоисточниками знаний о развитии природы и человеческого общества. Отличие школьного музея от государственного состоит в том, что объем сохраняемого, экспонируемого материала в школьном музее значительно меньше, хотя и в школьном музее должны быть подлинные предметы (50 и более) и научная организация его функционирования.

Создание и открытие школьного музея - это определенный этап жизнедеятельности образовательного учреждения, которому предшествует долгая исследовательская, собирательская работа. Школьный музей может быть открыт как самостоятельно, так и на базе выставки, мемориального зала, уголка, комнаты при условии наличия подлинных предметов, систематизации их в тематико-экспозиционные разделы, выделении специального помещения и оборудования для хранения и показа собранных материалов, наличия руководителя-педагога, постоянного актива школьного музея из коллектива учащихся, представителей общественности.

Данное направление деятельности регламентируется государственными и региональными документами: Конституцией Российской Федерации, законами «Об образовании» (1991 г.), «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.), приказом  комитета по образованию депар-тамента социальной политики администрации Воронежской области №103 от 9.03.1995 г. «О работе музеев образовательных учреждений» и др.

Традиционно музейная сеть включает в себя музеи:

  • естественнонаучные (биологические, антропологические, ботанические, зоологические, географические, охраны природы и др.);
  • исторические:
  • археологические, этнографические, истории школы, интернациональной дружбы;
  • историко-революционные (ленинские, рассказывающие о событиях революционного прошлого страны, края);
  • военно-исторические (боевой, трудовой, пионерской, комсомольской славы, истории колхоза, предприятия);
  • общественно-политические;
  • общеисторические (истории страны, области, города, села);
  • сельскохозяйственные;
  • технические;
  • архитектурные;
  • литературные, художественные, музыкальные, театральные, медицинские, спорта, фотографии;
  • мемориальные;
  • краеведческие;
  • музеи-ансамбли, музеи-заповедники.

Эту же классификацию правомерно отнести и к школьным музеям.

В период массового создания школьных музеев (50-70 годы 20 века) это были, в основном, мемориальные, военно-исторические, историко-революционные, общеисторические музеи. Паспортизация школьных музеев 2000-2005 г.г. в Борисоглебском городском округе Воронежской области показала изменение их профиля и основной тематики. Сегодня и в городских, и в сельских школах преобладают комплексные музеи, так как имеют тематические разделы, посвященные истории школы, судьбам выпус-кников разных лет, выдающимся выпускникам или землякам (например, Героям Советского Союза), истории населенного пункта, быту русского народа 19 - начала 20 веков.  Например, в Борисоглебском городском округе Воро-нежской области это: музей «Наследие» школы-гимназии №1, руководитель Черных О.В.; музей «Родной дом» школы-интерната основного образования, руководитель Караваев В.И.; музей «Оберег» МОУ СОШ №10, руководитель Нагибина Н.П.; музей «Вехи» МОУ СОШ №13, руководитель Ерина Н.Б.; музей «Память» МОУ Танцырейская СОШ, руководитель Перегудова Т.Ю.; «Музей родного края» МОУ Третьяковская  СОШ, руководитель Мерзликин И.П.; музей «Наше наследие» МОУ Боганская СОШ, руководитель Солодкова М.В.; музей «История села» МОУ Макашевская  СОШ, руководитель Старостина С.В. и др. Часть музеев сохранили  ярко выраженную военно-историческую проблематику: это школьные музеи  «История 217-ой стрелковой дивизии» МОУ СОШ №2 и «Патриот» МОУ СОШ №9.

Этнографическими признаны школьные музеи «Русская изба» МОУ Чигоракская  СОШ, руководитель Попова Т.В.;  «Быт русской крестьянской семьи конца 19-начала 20 веков» МОУ Тюковская  СОШ, а также музей «Истоки»  подразделения юных туристов Борисоглебского центра внешкольной работы, руководитель Иванников И.И. «Школьный музей им. Павловского Е.Н.» МОУ СОШ №5, руководитель Слукина И.Ю.,  остался мемориальным (и это один из первых школьных музеев, орга-низованных в г.Борисоглебске, дата открытия  которого 1960 год).

50-70 годы 20 века можно охара-ктеризовать как период массового приобщения учащихся и педагогов к школьному краеведению. Результатом их активной работы стало открытие школьных музеев, которых только в Воро-нежской области в этот период насчитывалось около 1000.

На 1 августа 2002 года по Воронежской области насчитывалось 199 школьных музеев. Несмотря на то, что, на данном этапе интерес к данной проблематике вновь возрос, в Борисоглебском районе Воронежской области зарегистрированными оказалось всего 3 школьных музея.

Паспортизация школьных музеев 2000-2005 г.г. показала, что общее количество школьных музеев в Борисоглебском городском округе Воронежской области составило 14 музеев, из них подтвердивших звание «Школьный музей» - 7. 11 школьных музеев имеют отдельные помещения, и только3 расположены в приспособленных помещениях. Общее количество экспонатов в фондах музеев, имеющих свидетельство о регистрации, - 1588, в том числе подлинных - 868.

Функционирование школьных музеев на современном этапе имеет ряд особенностей.

Фонды школьных музеев комплектуются, экспонируются и используются в соответствии с учебно-воспитательными задачами образовательного учреждения, на базе которого они создаются. Например, у МОУ СОШ №10 всегда были тесные рабочие контакты с Борисоглебским высшим военным авиационным училищем летчиков им. В.П.Чкалова (воспри-емником боевых и трудовых традиций которого стал учебный авиационный центр подготовки летного состава), поэтому неслучайным разделом в экспозиции школьного музея являются материалы, посвященные истории военного училища, прославленному выпускнику -  летчику В.П.Чкалову.

Так как школьные музеи работают при образовательно-воспитательных учреждениях, а в сельской местности зачастую на сегодняшний день школа - единственный центр культуры, развития подрастающего поколения, то на школьные музеи возлагаются нетрадиционные для них функции: ознакомления школьников с окружающей действительностью региона, социальной адаптации подрастающего поколения, духовно-нравственного воспитания детей на лучших исторических, героических образцах поведения людей.

Школьные музеи решают проблему организации свободного времени детей: привлечение школьников  к поисковой, исследовательской, оформительской работе позволяет целенаправленно планировать, организовывать внеучебное время, формировать стойкое желание выполнить хорошо свою работу, стимулирует ценностный рост, формирует речевую культуру школьников.

Благотворно сказывается на работе школьного музея включение в его деятельность работы детского общественного объединения. Детское общественное объединение выполняет разнообразные функции, но на педагогическую функцию следует обратить особое внимание: это ориентация в системе социальных и нравственных ценностей, формирование культуры будущего гражданина своей страны, компенсация, коррекция личностных качеств. Все это создает условия для освоения опыта самореализации через социальное взаимодействие, удовлетворения потребностей, интересов. Цели детского объединения общественного профиля близки целям функционирования школьного  музея. Объединение их возможностей позволяет усилить  развивающую, культурную значимость воспитательной работы школы.

Очень важное направление деятельности образовательных учреждений - патриотическое воспитание. И школьные музеи являются непосредственным звеном в нравственном становлении гражданина своей страны, человека культуры.

Современные социокультурные условия поставили школьные музеи перед необходимостью расширения и видоизменения традиционных форм просветительской, образовательно-воспитательной деятельности. Для проведения мероприятий (например, краеведческих викторин, фольклорных праздников, уроков памяти и т.д.) совет школьного музея во главе с руководителем вовлекает широкие массы учеников, педагогов школы, объединяя ученический и педагогический коллективы в единое целое, создавая генеральную, ведущую идею воспитательной работы  школы, заинтере-совывая учеников, их родителей, педагогов новой информацией -  знаниями истории родного края. Заслуживает внимания, например, опыт МОУ Макашевская СОШ, разработавшей образовательную программу «Наследие» и реализующую ее совместно со школьным музеем; исследовательская и методическая работа музея «Истоки» структурного подразделения станции юных туристов Борисоглебского центра внешкольной работы, включающая школьников в реконструкцию обстановки русской избы, промыслов прошедших эпох; включение деятельности музея «Русская изба» МОУ Чигоракская СОШ в жизнь села; создание при музее «Оберег» МОУ СОШ № 10 инициативной группы, воссоздающей по старинным эскизам народные костюмы Тамбовской и Воронежской губерний (интерес к Тамбовской и Воронежской  губерниям понятен: так как г. Борисоглебск в разные периоды своей истории относился к этим губерниям, то в культурных особенностях нашего города нашли отражение традиции и Тамбова, и Воронежа).

 К недостаткам функционирования школьных музеев можно отнести:

  • отсутствие научной организации деятельности музея (инвентарные книги ведутся не всегда правильно и полно; выставляются для экспонирования все  музейные предметы, даже если они однотипные);
  • неправильное хранение, экспонирование музейных предметов (отсутствие отдельных помещений, решеток на окнах, закрытых витрин);
  • частая смена руководителей школьных музеев. 

Таким образом, в настоящее время школьные музеи - это развивающиеся образования, учитывающие изменения социо-культурной среды и отвечающие требованиям просвещения, воспитания, образования, социальной адаптации подрастающих поколений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Данные паспортизации школьных музеев Борисоглебского городского округа (2000-2005 годы). - 2006.
  2. Каталог школьных музеев Воронежской области (1998-2002 годы). - Воронеж, 2002.
  3. Палаткина Т.М. Школьный музей. - М., 2004.

Библиографическая ссылка

Горшкова В.В. Особенности функционирования школьного музея в пространстве образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 8. – С. 98-100;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24819 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674