Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Проблема гендерного равенства в контексте поликультурного образования

Бессарабова И.С.
Одной из целей поликультурного образования выступает ликвидация всех форм дискриминации, в том числе и по половому признаку. В этой связи важной проблемой гендерных исследований ученые называют вопрос о гендерных стереотипах, т.е. о принятых в том или ином обществе представлениях о роли мужчины и женщины.

Поликультурное образование отрицает восприятие человека человеком на основе его родовой принадлежности. Идеалом мультикультурной воспитанности служит отношение к человеку на основе того, какой он есть. При этом выбор методов обучения и воспитания должен зависеть от индивидуальных особенностей каждого ученика, а не его родовых характеристик [1;78-79].

Расистский взгляд или отношение к человеку, основанные на половой принадлежности, рассматриваются в науке, как сексизм (Г.Д.Дмитриев). По сути сексизм выступает одной из разновидностей дискриминации. Сексизм начинает проявляться с момента рождения ребенка, задавая в дальнейшем разные направления развития девочкам и мальчикам. Еще до начала обучения в школе девочек готовят к хорошему поведению, соблюдению правил, подавлению собственной инициативы. Далее, когда ребенок приходит в школу, учителя поддерживают усилия родителей по формированию разного типа поведения у девочек и мальчиков. К примеру, учитель по-разному реагирует на мелкие нарушения учащимися дисциплины на уроке. Если в роли нарушителя выступает девочка, ей не избежать замечания учителя, что такое поведение «девочкам не к лицу». При этом учитель посчитает правильным поставить в известность родителей девочки, которые, в свою очередь, окажут дополнительное воздействие с тем, чтобы заставить ребенка подчиняться установленным нормам и правилам. Видеозаписи уроков в нескольких школах США показали, что, если девочка выкрикивает ответ с места или перебивает одноклассников, ее поведение осуждается учителем. Аналогичные же действия со стороны мальчиков воспринимаются учителями как норма [8].

Принято считать, что девочке достаточно просто знать тот или иной учебный материал, а не учиться самостоятельно находить ответы на поставленные задачи методом «собственного открытия». Любое стремление девочек проявить себя на уроке не встречает должной поддержки и внимания учителя, тем самым у них снижается мотивация к дальнейшему активному участию в диалоге. Опросы учителей американских школ показали, что некоторые педагоги поддерживают подобное отношение к девочкам, поясняя, что в будущем излишняя самостоятельность в принятии решений будет порождать проблемы в общении с «сильным полом». Такой женщине будет трудно найти спутника жизни, создать полноценную семью. При этом педагоги ссылаются на некоторые известные примеры, когда женщины (из числа руководителей или ученых), потерпевшие неудачу в личной жизни, не выполнившие своего «высшего предназначения», особенно в случае поражения в профессиональной сфере, начинают страдать различными психическими и сексуальными расстройствами, которые порой приводят к суициду [там же].

Одной из форм проявления сексизма является одностороннее или неравнозначное представление полов в школьных учебниках. Следует помнить, что школьный учебник является непременным атрибутом учебного процесса. Учащийся обращается к учебнику и в классе, и дома, рассматривая и заучивая предлагаемый материал. Следовательно, авторы учебной литературы должны отдавать себе отчет в том, что информация и иллюстрации учебника не могут не влиять на формирование у учащихся стереотипов гендерных ролей.

К примеру, анализ школьных учебников на предмет наличия в них сексизма, был проведен лидерами исследований гендерных проблем в американской школе, Дэвидом и Мирой Сэдкерами, которые подтвердили, что мальчики и мужчины являются на страницах книг главными действующими лицами, демонстрирующими смелость, отвагу, лидерство. Девочки и женщины, напротив, встречаются реже и изображены второстепенными персонажами, нуждающимися в мужской поддержке. Анализ учебников по истории Соединенных Штатов с точки зрения поликультурализма, как указывают Д.и М. Сэдкеры, показал, что женщинам посвящено менее трех процентов от тысячи страниц [6].

Аналогичный анализ отечественных учебников по литературе, биологии и математике, осуществленный Г.Д.Дмитриевым, показал, что в них мало представлены или вообще отсутствуют женщины-ученые, писатели, которые внесли не менее весомый вклад в науку и культуру страны, по сравнению с мужчинами. Такое представление таит в себе опасность закрепления в сознании школьника стереотипа о том, что женщина не способна совершать великие открытия, что существуют чисто мужские и женские занятия.

Подобное представление полов в школьных учебниках Г.Д.Дмитриев квалифицирует, как «расистское стереотипирование и дискриминацию». Однако при этом подчеркивает, что авторов учебников не следует обвинять в сознательном расизме, так как они «находятся в плену прежних традиционно-консервативных представлений» [1;80-82].

Мы согласны с Г.Д.Дмитриевым, что школа посредством учебников закрепляет те стереотипы ролей мужчины и женщины, которые ребенок наблюдает дома. Действительно, в данном случае трудно противостоять сексистскому влиянию, так как оно оказывается в основном косвенным образом - через учебники поступает информация о так называемом «истинном» предназначении женщин в обществе. Существует опасность, что в будущем девушка будет строить свои жизненные планы на основе усвоенных стереотипов, не учитывая своих интересов, личностных качеств и способностей, что в итоге приведет к неудовлетворенным потребностям, нереализованным способностям, неверному выбору профессии и стиля жизни.

В этой связи следует отметить мнение американских психологов по поводу организации профконсультаций в учебных заведениях. Основная ошибка консультантов заключается в том, что при работе с девушками они акцентируют их внимание на том, как тот или иной выбор профессии отразится в будущем на создании семьи, руководствуясь при этом устоявшимися стереотипными представлениями о роли женщины. В итоге девушка делает выбор в пользу менее творческой профессии [5].

Для того, чтобы избежать подобных ошибок, психологи К.Холлингер и Э.Флеминг предлагают специальную программу профориентации для одаренных девушек, способствующую реализации природных возможностей. Данная программа уделяет особое внимание развитию самооценки, формирующейся на основе двух составляющих самовосприятия - инструментальности и экспрессивности [3,4].

При этом под инструментальностью авторы понимают отношение к себе как к компетентному лицу и убеждение в своих способностях эффективно действовать, оказывать влияние и принимать самостоятельные решения. Данные качества традиционно принято связывать с маскулинностью. Инструментальность выступает ведущим компонентом высокой самооценки. Женщинам, которые отличаются высокой степенью инструментальности, присущи такие качества, как активность, решительность, склонность к риску. Инструментальность защищает девушек от отвержения в группе и служит основой для развития уверенности в себе. Экспрессивность, в свою очередь, определена, как восприятие себя заботливым, общительным, способным к аффилиации человеком. Женщины, обладающие высокой степенью экспрессивности, отличаются сензитивностью к межличностным отношениям, а также высокоразвитым самосознанием и самопониманием.

Многочисленные исследования американских ученых свидетельствуют, что девочки подвергаются сексизму в школе намного чаще по сравнению с мальчиками.

Исследования, проводимые Америка-нскими психологами, подтвердили, что учителя не поощряют проявление девочками активности, любознательности, стремления к самостоятель-ному исследовательскому поиску, т.е. качеств, необходимых для развития способностей [8].

Д.и М. Сэдкеры также пришли к заключению, что девочки не получают качественного образования в школе по сравнению с мальчиками. Учителя осуществляют различную обратную связь по отношению к мальчикам и девочкам. Именно на мальчиков направлено их основное внимание в классе, которое выражается в форме похвалы, своевременной помощи, исправления ошибки, критики. В адрес девочек в основном звучит только поверхностное замечание «о´кей». Любой ответ девочки просто принимается с выставлением соответствующей оценки. В то время как от мальчика требуется самостоятельный поиск правильного решения. Ответы мальчиков получают более развернутую оценку с указанием слабых и сильных моментов. Правильный ответ всегда сопровождается похвалой в присутствии всего класса [2].

Примеры, приводимые Д.и М. Сэдкерами, являются простыми, но в тоже время красноречиво описывают реальную ситуацию в американских учебных заведениях. Качество внимания, уделяемого учащимся в зависимости от пола, свидетельствует, что мальчиков школа приучает к преодолению трудностей, к стремлению достигать более высоких резуль-татов, а девочек больше призывают к соблюдению дисциплины, а не к получению знаний.

Интересно отметить, что проблема сексизма в американских школах акцентировала внимание к такому понятию, как «гендерное равенство», которое по сути подразумевает одинаковое отношение к девочкам и мальчикам. Поскольку реальная ситуация в школах не соответствует этому, С. МакДжи Бэйли, один из авторов вышеупомянутого доклада «Как школы обездоливают девочек», призывала учителей внимательнее относиться к собственному поведению на уроке. Учителям следует помочь девочкам развить способность высказываться в классе, а мальчикам - слушать и уважать их точку зрения [там же].

Интересные выводы и рекомендации содержатся в исследованиях М.Стейнкамп, автора «теории мотивационного стиля», согласно которой определенные виды исследовательского поведения, развиваемые у ребенка с детства, в будущем служат основой для стремления к научному поиску. Исследовательские качества формируются в условиях свободы от оценки и внешне стимулируемой деятельности. Современная школа, как подчеркивает ученый, напротив, воспитывает девочек в «подчиненном стиле», характеризующемся обязательным выполнением требований, зависимостью от внешних поощрений, потребностью во внешней обратной связи [7].

Анализ работ зарубежных и отечественных авторов по проблеме сексизма в учебных заведениях показал, что девочки страдают от несправедливого обращения в школе и дома намного чаще по сравнению с мальчиками. В будущем это не может не отразиться на правильном выборе жизненного пути и на достижении успеха в личном и профессиональном плане. Для преодоления устоявшихся стереотипов гендерных ролей необходимо направлять усилия на переобучение родителей и учителей с целью изменить их убеждения и ожидания относительно разных полов, взаимоотношений и взаимодействий между разными полами в семье и школе. Профконсультационная работа в школах должна строиться с учетом индивидуальных потребностей девушек при выборе карьеры, а не стереотипных представлений о «высоком предназначении женщины». Особое внимание должно быть уделено учебной литературе, в которую необходимо включать материал о женщинах, внесших весомый вклад в ту или иную область науки и искусства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование.-М.: Народное образование, 1999.
  2. Если они равны - это не значит, что они похожи// Эл. ресурс:http:// ps. 1september.ru/1999/33/4-1.htm.
  3. Hollinger C.L. Facilitating the career development of gifted young women// Roeper Review.-1991.-V.13.-No.3.-Pp.135-139.
  4. Hollinger C.L., Fleming E.S. A longitudinal examination of life choices of gifted and talented young women// Gifted Child Quart.-1992.-V.36.-No.4.-Pp. 207-212.
  5. Jacobs J.E., Weisz V. Gender stereotypes: Implications for gifted education// Roeper Review.-1994.-V.16.-No.3.-Pp.152-155.
  6. Sadker M. Sadker D. Is the OK Classroom OK? // Phi Delta Kappan.-1985.-No.55.-Pp. 358-367.
  7. Steinkamp M. Motivational style as a mediator of adult achievements in science// Steinkamp M., Maehr M. (eds.) Advances in motivation and achievement: Women in science.-NY.:JAI PRESS, 1984.-Pp. 281-317.
  8. Walker B.A., Reis S.M., Leonard J.S. A developmental investigation of the lives of gifted women// Gifted Child Quart.-1992.-V.36.-No 4.-Pp.201-206.

Библиографическая ссылка

Бессарабова И.С. Проблема гендерного равенства в контексте поликультурного образования // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 8. – С. 57-59;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24797 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674