Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

О ПРИНЦИПЕ ПРОФОРИЕНТИРОВАННОСТИ

Боброва Н.В.
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Этому вопросу посвящено достаточно много научных статей, конференций, круглых столов и т.д. В "полноценную систему профориентационной помощи" [1] исследователи включают следующие социальные институты: школу, различные психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.), клубы и дома технического творчества, профессиональные учебные заведения, предприятия, медицинские учреждения, общественные организации, правоохранительные органы, работающие с молодежью, средства массовой информации, местные органы власти и др. Но координирующую роль такой работы отводят именно школе, причем главными инициаторами по организации профориентационного взаимодействия считают школьных психологов, социальных работников и социальных педагогов. На уровне самой школы работа должна быть системной, т.е. в ней должны участвовать все, кто так или иначе работает с детьми: администрация школы, педагоги, школьные врачи, школьные психологи, социальные педагоги, родители школьников. Важнейшим условием реального взаимодействия становится грамотное планирование работы, когда общая цель профориентационной помощи разбивается на ряд частных задач и каждую из этих задач решает тот человек, который готов выполнить ее качественно и ответственно.

Однако, к сожалению, на практике чаще всего профориентационная работа школы сводится к запланированным диагностикам психолога; классным часам, посвященным той или иной профессии, на участие в которых учащиеся соглашаются без особого энтузиазма, поскольку они носят чисто декларативный характер, и позиции родителей, заключающейся в том, что их ребенок должен продолжить обучение там, где они хотят и могут себе позволить. Мы предлагаем включить в систему профориентационной помощи школьный учебник, поскольку он является основным и неотъемлемым средством обучения и работа с ним носит систематический, а не эпизодический характер.

В этой же связи одним из принципов, в соответствии с которым должен конструироваться школьный учебник математики, мы считаем, принцип профориентированности. В соответствии с ним в учебнике необходимо наличие материала, учитывающего различную профильную направленность школьников, и материала, ориентирующего школьников на различные профессии.

В.В. Старов определяет профессиональную ориентацию как "сиситему научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве" [1].

Профессиональная ориентация, являясь целостной системой, состоит из компонентов, объединенных общностью целей и задач: профессиональное просвещение, профессиональное консультирование и психологическая поддержка.

Основной целью профессионального просвещения является ознакомление учащихся с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалифицированного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Таким образом, профессиональное просвещение формирует у школьников мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

Профессиональное консультирование подразумевает оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональная ориентация включает в себя также психологическую поддержку, под которой понимают методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

Мы считаем, что немалая часть задач, заложенных в компоненты профессиональной ориентации, может быть реализована посредством школьного учебника. Так, для реализации профессионального просвещения, которое тесно переплетается с требованием наличия в учебнике материала, ориентирующего школьников на различные профессии, в учебник математики, например, можно включить практические задачи из разных отраслей трудовой деятельности с использованием (и объяснением в сносках) специфических терминов и обозначений, реалистичных числовых данных. При этом у учащихся должна быть свобода выбора фабулы задачи. Для этого при изучении одной темы в задачнике должны быть предложены задачи с одинаковой математической моделью, но различным практическим содержанием. Кроме того, на первом (мотивационном) этапе работы над новым компонентом содержания, необходимо усиление практической значимости изучаемого компонента за счет использования большого количества примеров конкретных практических ситуаций, которые, в свою очередь, будут нести не только мотивационную, но и профориентационную функцию. Еще одним видом деятельности, позволяющим реализовывать задачи профессионального просвещения, может служить самостоятельная работа по составлению практических задач на усвоение как одного компонента содержания, так и целой конкретной темы; как с опорой на конкретную математическую модель, так и чисто творческие задания. Отметим, что данное задание должно предлагаться в учебнике естественным образом, среди прочих задач. Такой вид деятельности к тому же несет информацию о предпочтениях учащихся об их самоопределении, что позволяет частично решить задачи такого компонента профессиональной ориентации, как профессиональное консультирование, и реализовать требование наличия в учебнике материала, учитывающего различную профильную направленность школьников.

С целью оказания помощи учащимся в профессиональном самоопределении можно включить в приложение к учебнику тесты, позволяющие выяснить профессиональную направленность и профессиональную пригодность учащихся. Другими словами, тесты должны быть составлены таким образом, чтобы учащиеся получили рекомендации о возможных направлениях профессиональной деятельности не только в соответствии с желанием учащихся и осознанием экономической выгоды, но и в соответствии с их психологическими, психофизиологическими и, возможно, физиологическими особенностями.

Психологическая поддержка школьников, которая способствует снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем, на первый взгляд, доступна только для работы школьного психолога. Безусловно, большая часть профориентационной работы должна выполняться педагогами и квалифицированным школьным психологом. Однако, мы считаем, что некоторую долю психологической поддержки может оказывать и учебник, написанный в соответствии с принципом профориентации.

При таком подходе, профессиональная ориентация, являясь частью учебного процесса и частью учебника, будет выглядеть естественно, ненавязчиво и не будет требовать дополнительного или внеклассного времени.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Старов В.В. Профессиональная ориентация // Российское образование. Федеральный портал. - Абитуриент 2010. - http//[email protected]/.

Библиографическая ссылка

Боброва Н.В. О ПРИНЦИПЕ ПРОФОРИЕНТИРОВАННОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 4. – С. 80-81;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24655 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674