Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Цветков В.Я. Корнаков А.Н.
Одной из простейших моделей является расчёт себестоимости по видам деятельности (Activity Based Costing, ABC). Эта аналитическую модель описывает как конкретные продукты или клиенты используют различные объемы услуг, поставляемые из непрямых или дополнительных источников. В модели ABC расходы, на приобретаемые ресурсы увязываются с выполненными действиями и процессами. Концепцией, положенной в основу модели является то, что связанная совокупность «издержки, качество и временные затраты» - характеризуют результаты любого процесса. Качество и время измерить несложно, но издержки рассматриваются как некая аналитическая модель, которая в явном виде не всегда осязаема.

Первая функция модели ABC направлена на определение издержек операционного процесса Она дает возможность точного определения расходов организации: на закупки, производство, распределение или доставку. Отсюда, адекватно составленная модель ABC является основным элементом оценки затрат, связанных с качеством и временными издержками. Такая модель ABC используется непосредственно в управленческом учете или как внутренняя составляющая сбалансированной системы показателей.

Вторая функция модели ABC направлена на управление тех видов деятельности предприятия, которые повышают эффективность, сокращают затраты и улучшают использование активов. Модель ABC позволяет либо увеличить мощность, либо снизить расходы таким образом, чтобы для производства продуктов или услуг компании требовалось меньше физических, человеческих и оборотных капитальных ресурсов. Финансовая выгода от управления на основе модели ABC оценивается сокращением затрат, ростом доходов (за счет более оптимального использования ресурсов), а также возможностью уклониться от издержек, поскольку наращивание производительности существующих ресурсов устраняет необходимость дополнительных инвестиций в капитал и людей.

Менеджмент на основе модели ABC влечет за собой улучшение производства и представляет процесс, состоящий из пяти этапов: разработка деловой ситуации, выбор приоритетов, обоснование затрат, отслеживание возможных выгод, оценка результатов непрерывных улучшений.

Развитием этого подхода является процессно-ориентированное управление (Activity-Based Management, ABM). Оно является методом оценки бизнеса на основе учета затрат и анализа цепочки создания стоимости. Модель ABM осуществляет оценку деятельности предприятия и выявления необходимости реорганизации по совершенствованию стратегического и оперативного управления в организации. Она является звеном, решающим главную проблему, возникающую в реализации корпоративной стратегии - отсутствие механизма, увязывающего стратегические цели и оперативные показатели реальной ситуации.

Различают оперативное ABM, которое использует информации ABC модели для повышения эффективности текущего производства и стратегическое ABM, которое направлено на принятие решений о выпуске продукции в будущем.

Следующим этапом этого направления развития управления можно считать концепцию управления эффективностью бизнеса CPM (Corporate Performance Management). Под аббревиатурой CPM понимается «объединение всех процессов, методологий, метрик и систем, необходимых для измерения показателей деятельности организации и управления этими показателями». Основной акцент в этом определении ставится на интеграцию аналитических приложений в единую корпоративную систему, позволяющую осуществлять контроль и анализ всей деятельности компании на всех необходимых уровнях.

В отличие от ERP-систем, которые предоставляют возможности оперативного управления бизнесом, в круг задач CPM входят стратегические аспекты деятельности. Поэтому системы CPM представляют собой набор возможностей многомерного анализа, бизнес планирования и бюджетирования в масштабах всей компании. Концепция CPM включает в себя две системы, покрывающие основные бизнес-задачи по управлению эффективностью деятельности предприятия: систему бюджетирования и систему аналитики

Инструментарий CPM рассчитан на специалистов, занимающих в компании различные должности и имеющих разные обязанности. По сути, система синхронихирует деятельность всех сотрудников организации, снабжая их надежной и достоверной информацией о деятельности компании.

В практическом плане концепцию CPM можно определить как интеграцию и автоматизацию процессов мониторинга, системы сбалансированных показателей, аналитических приложений и средств бизнес-планирования. Именно интеграция разобщенных информационных систем позволяет наладить конструктивное взаимодействие сотрудников разных подразделений компании. На основе концепции СРМ руководители компании и топ-менеджеры получают единую информационную среду, обеспечивающую эффективную поддержку процесса принятия решений.


Библиографическая ссылка

Цветков В.Я., Корнаков А.Н. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 1. – С. 100-101;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24417 (дата обращения: 17.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252