Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шилова В.С.
Современная высшая школа продолжает сохранять прочные позиции в развитии различных направлений науки. Одним из них выступает исследование проблемы социально-экологической деятельности, участия студенческой молодежи в решении ее конкретных задач, соответствующего социально-экологического образования.

Исследованию выделенной проблемы способствует наличие целого ряда существенных предпосылок: общепринятое определение категории деятельности, социально-экологической науки, выступающих основой соответствующего вида образования учащейся молодежи; накопленный историко-педагогический опыт образования в области взаимодействия общества с природой; заинтересованность общества и государства в подготовке экологически грамотных граждан; постепенное осознание каждой личностью необходимости перестройки социально-экологических отношений в сторону оптимальности и гармонии; достижения педагогической и психологической наук, рассматривающих образование в любой сфере жизни как особый вид социально значимой деятельности.

Изучение некоторых выявленных предпосылок привело к следующим результатам. Так, достижения философской науки позволили определить сущность исходных категорий: деятельность, труд, природопользование (Фролов И.Т., Каган М.С., Гирусов Э.В., Реймерс Н.Ф. и др.). Было установлено, что: деятельность в науке определяется через процесс; труд - процесс, форма, способ, целенаправленная деятельность; природопользование - процесс, совокупность взаимодействий. Все эти процессы отражают различные аспекты отношений природы и общества, или в соответствии с современной терминологией - социально-экологические отношения, отношения взаимного влияния при активной роли социального элемента. В связи с чем мы полагаем, что социально-экологическая деятельность представляет собой процесс взаимодействия общества с природной средой, направленного на использование природных условий и ресурсов с целью удовлетворения различных общественных потребностей (биологических, материальных, духовных) с учетом исторически и пространственно обусловленных меры, норм и правил; процесс, сущность которого составляет природопользование, т.е. сознательно регулируемый обмен веществом, энергией и информацией между обществом и природой с целью поддержания их равновесного состояния; это процесс природотворчества, включающий в себя охрану, восстановление и возобновление природно-ресурсного потенциала; процесс, в котором главным способом воздействия выступает труд.

В силу того, что активную часть системы «общество-природа» составляет общество, которое в свою очередь состоит из людей - активно действующих и познающих индивидов - в настоящем исследовании возникла необходимость рассмотрения социально-экологической деятельности личности, как ее субъекта. Иначе говоря, возникла необходимость раскрытия сущности понятия «социально-экологическая деятельность личности», особенностей ее проявления. Здесь учитывалась и сущность понятий: личность, деятельность, структура деятельности, личность - часть общества, что обусловлено спецификой решаемой нами задачи. В результате в общем плане социально-экологическая деятельность личности представляет собой процесс сознательного воздействия личности на окружающую природную среду; процесс, обусловленный ее мотивами и целями, проявляющийся в конкретных действиях и операциях, результатах. При этом опора осуществляется на имеющийся у личности опыт взаимодействия с природой, требования к взаимодействию, сформулированные в обществе в соответствии с хоро-хронологическими факторами, перспективами развития общества и самой личности. Каждая личность, так или иначе, включена в процесс природопользования, отдельные его виды (землепользование, водопользование и т.п.), причем как непосредственно, так и опосредованно.

Как любая другая деятельность, социально-экологическая деятельность личности осуществляется через два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира (в нашем случае окружающей природной среды) субъектом (опредмечивание) и изменение самого субъекта за счет усвоения им все более расширяющейся части предметного мира (распредмечивание) (И.Т. Фролов, А.Н. Леонтьев и др.). Главным каналом развития субъекта деятельности, по мнению психологов (П.Я. Гальперин и др.), выступает интериоризация - перевод форм внешней материально чувственной деятельности во внутренний план. Логично предположить, что процесс использования личностью природных условий и ресурсов с целью удовлетворения своих потребностей протекает именно по этому каналу, отличаясь от других видов деятельности своим специфическим содержанием. Включаясь в процесс природопользования, личность путем интериоризации усваивает общественно-историческую сущность опыта социально-экологических взаимодействий, формирует основы становления собственных, необходимых в этом случае новообразований: социально-экологических знаний, социально-экологических умений, способностей, мотивов, установок, готовности к оптимальному взаимодействию с природой, социально-экологической культуры. Основной способ воздействия личности на природу - труд.

Иначе говоря, социально-экологическая деятельность личности предполагает процесс взаимодействия личности с природной средой, определяемый экоцентрическим типом сознания и проявляющийся в конкретных действиях и поступках по изучению, охране, восстановлению и возобновлению природно-ресурсного потенциала, развитию среды жизни для будущих поколений.

Резюмируя, отметим, что социально-экологическая деятельность общества и личности представляет собой единый, целостный, сознательный, познавательно-практический процесс взаимодействия с природной средой, преломляющийся через специфические историко-географические, социально-экономические, социально-экологические и другие условия каждого общественного организма и составляющих его личностей, направленный, в конечном счете, на гармонию в отношениях, на создание сбалансированной среды жизни для настоящих и будущих поколений.

Однако, несмотря на определенные результаты, социально-экологическая деятельность, различные ее стороны требуют дальнейшего своего изучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии.- М., 1998.
  2. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя.- М., 1999.
  3. Каган М.С. Человеческая деятельность.- М., 1974.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.
  5. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование.- М., 1996.
  6. Реймерс Н.Ф. Природопользование.- М., 1990.
  7. Суравегина И.Т. Экология учителю. - М., 1999.
  8. Философия экологического образования / Под ред. Лисеева И.К.- М., 2001.
  9. Фролов И.Т. Философский словарь.- М., 1991.
  10. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.- М., 1996.
  11. Шилова В.С. Социально-экологическое образование школьников: теория и практика.- М.- Белгород, 1999.

Библиографическая ссылка

Шилова В.С. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 1. – С. 86-87;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24404 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674