Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Григорьева Д.Р.
Поиск путей эффективной реализации личностно-ориентированного подхода к развитию творческой познавательной активности студентов выявил необходимость разработки этапов организации данного подхода в рамках дидактического цикла. В связи с этим, при разработке и конструировании личностно-ориентированного подхода на уровне дидактического цикла мы исходили из следующих соображений.

Образовательный процесс есть дидактическое взаимодействие преподавания и учения, где механизмом этого взаимодействия выступает общение субъектов преподавания и учения. Только в условиях продуктивного дидактического взаимодействия на основе сотрудничества и диалога возможно взаимопонимание, самосознание участников этого процесса. Происходящее при этом развитие творческой познавательной активности является результатом акта дидактического взаимодействия и вместе с тем почвой для дальнейшего движения преподавания и учения. Начало одного акта является следствием предыдущего, его завершение - причиной возникновения следующего. Этот результат есть микрорезультат учения, это количественные изменения, происходящие в образовательных возможностях студента.

В образовательном процессе по ходу усвоения учебного материала и накопления опыта познавательной деятельности в условиях количественных изменений в содержании исследовательско-поисковой деятельности студента, естественно, может произойти качественное преобразование и его творческой познавательной активности.

Практический опыт показывает, что при совокупности определённых актов образовательного процесса происходит некий итог последовательных микрорезультатов познавательной деятельности студента, т.е. переход от количественного накопления знаний к качественному преобразованию состояния его готовности решать учебные задачи на новом уровне сложности и в новых ситуациях, что в своей основе предполагает цикличное обучение, где основным методологическим подходом должен быть представлен личностно-ориентированный подход.

Организационно учебный цикл при изучении того или иного курса начинается с совместного определения учебных задач и завершается контролем уровня их достижения. Между циклами предполагаются определённые связующие интервалы. И здесь от одного интервала к другому осуществляется творческая познавательная активность студентов, которая способствует своеобразному скачку обучения. И это всегда будет новое состояние студента как субъекта учения, как личности в целом. Результат отдельных же циклов - это уже макрорезультат познавательной деятельности (т.е. качественные изменения, которые произошли в студенте как личности). И основными параметрами циклов образовательного процесса являются цель, средства и результат.

С учётом основных положений личностно-ориентированного подхода и описанной выше цикличности процесса обучения, а также опираясь на теорию учебной деятельности В.В. Давыдова, можно представить следующие этапы организации личностно-ориентированного подхода в условиях дидактического цикла.

Этап совместного целеполагания и постановки студентом собственных целей познавательной деятельности обеспечивает выявление интересов студентов, возбуждение исходной мотивации, привлечение внимания к учебной дисциплине, создание ясной перспективы работы. Этап актуализации и обогащения субъектного опыта - одно из важнейших сущностных характеристик личностно-ориентированного подхода; именно он в значительной степени обеспечивает личностно ориентированную составляющую занятия, согласование имеющихся смыслов с научными. Основное назначение этого этапа в том, чтобы опереться в предстоящей учебной работе на тот запас знаний, который студентами был ранее усвоен, с тем, чтобы придать особую образовательную ценность субъектному опыту молодого человека. На этапе презентации новых знаний происходит восприятие и изучение, осмысление студентами нового материала, где учебным содержанием являются, прежде всего, существенные признаки нового. Здесь важно обеспечить эвристические способы (система логических приёмов и методических правил теоретического исследования) подачи учебного материала. Этап первичного закрепления и применения знаний на практике представляет собой суммирование и систематизацию новой информации, её осмысление, а также корректировку ошибочных знаний. В связи с этим на этом этапе важно максимально использовать индивидуальные, соответствующие предпочтениям студентов задания, которые способствуют их компетентности на данный момент и предоставляют возможность выбора формы познавательной деятельности и способа познания.

Этап рефлексии и обратной связи обеспечивает самоанализ студентами своей познавательной деятельности и ее результата, а также самокоррекцию ими своей работы (в случае необходимости, когда обнаружились отклонения от намечавшегося результата познавательной деятельности). Важно, чтобы на этом этапе для каждого студента была создана ситуация постоянного проявления их творческой познавательной активности.

Этап итогового контроля - заключительный, предусматривающий выбор студентами наиболее творческих и подходящих для себя форм контрольных заданий.


Библиографическая ссылка

Григорьева Д.Р. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 1. – С. 77-78;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24399 (дата обращения: 20.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252