Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ К ХРОНИЧЕСКОМУ СТРЕССУ

Смирнова Т.С. Капитонова М.Ю. Дегтярь Ю.В. Шараевская М.В.
Исследования последних лет показали, что в адаптации организма к стрессу наряду с активацией гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной оси важное значение имеет изменение функционального состояния гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной оси (В.И. Логинов, 2007; N.Kiuokia et al., 2002; D.L.Helmreich et al., 2005). Неоднократно было продемонстрировано, что острый и хронический стресс могут нарушать секрецию тиреоидных гормонов и существенно изменять морфологию железы, вызывая при этом различные по выраженности и направленности изменения, вплоть до диаметрально противоположных (V.Rajkovic et al., 2003, 2006 J.L.Klein et al., 2006; L.I. Nadolnik et al., 2008), что может быть связано как с параметрами самого стрессорного воздействия, так и с особенностями состояния организма на момент моделирования стресса, особое значение для характеристики которого имеет возраст.

В литературе имеются достаточно обширные сведения относительно возрастных особенностей гистофизиологии щитовидной железы и различий постстрессовых изменений в ней в различных возрастных группах экспериментальных животных (G.Cizza et al., 1995; D.G.Moreira et al., 2005; Z.Kmiec et al., 2006), однако период раннего пренатального онтогенеза остается практически неизученным с точки зрения стресс-индуцированных изменений в щитовидной железе и в деятельности гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной оси в этот наиболее чувствительный к стрессорным воздействиям возрастной период.

Целью настоящего исследования является оценка возрастных особенностей адаптации щитовидной железы растущего организма к хроническому действию жесткого стрессора.

Исследование проведено на крысах породы Sprague Dawley в возрасте 21 и 30 дней с использованием модели жесткого хронического иммобилизационного стресса (R.Kvetnansky et al., 1970) с ежедневными 5-часовыми сессиями стресса на протяжении 7 дней. Каждая возрастная экспериментальная группа состояла из 8 животных, столько же особей составляли группу возрастного контроля, таким образом общее число животных в исследовании составило 32. Экспериментальные и контрольные животные содержались раздельно, вне аудио-визуального контакта друг с другом. По окончании эксперимента крысы взвешивались и забивались декапитацей. Щитовидная железа, гипофиз, надпочечники, а также тимус и желудок животных забирались, взвешивались, фиксировались формалином, заливались в парафин. Гистологические срезы щитовидной железы, гипофиза, надпочечников, тимуса окрашивались гематоксилином-эозином. Дополнительно срезы щитовидной железы окрашивались иммуногистохимически кроличьими поликлональными антителами против тироглобулина (№0251, DAKO, Дания) с кросс-реактивностью к тканям крысы, с применением страптавидин-биотин-пероксидазного метода. После иммуногистохимической окраски гистологические срезы подвергались количественной с помощью цифрового имидж-анализа с определением удельной площади и численной плотности иммунореактивных клеток с применением программы ImageProPlus 4.5.

В результате исследования продемонстрировано, что у экспериментальных животных обеих возрастных групп прибавка в весе за неделю эксперимента была меньше, чем у контрольных животных, причем в группе 21-дневных животных это различие достигало уровня значимости (р<0,05). У крыс обеих экспериментальных групп имели место гипертрофия надпочечников и акцидентальная инволюция тимуса, а также точечные кровоизлияния на поверхности слизистой оболочки желудка, эти изменения также были выражены больше в группе животных возраста, соответствующего переходу на самостоятельное питание. Микроскопические изменения в тимусе, надпочечниках, гипофизе были характерными для стрессорной реакции при хроническом стрессе в раннем постнатальном онтогенезе (М.Ю.Капитонова и др., 2007, 2008).

Гистологическое исследование щитовидной железы показало, что хроническое действие стрессора в обеих возрастных группах экспериментальных животных вызывало изменение размеров и формы фолликулов, высоты клеток фолликулярного эпителия, размеров и численности резорбционных вакуолей в коллоиде, тинкториальных особенностей коллоида. Они заключались в увеличении размеров фолликулов, появлении фолликулов неправильной формы, снижении высоты клеток тироцитов, исчезновении у тироцитов апикальных выбуханий, выявлении отдельных фолликулов с чрезвыйчайно низким эпителием, увеличении плотности и оксифилии коллоида, уменьшении в нем размеров и численности резорбционных вакуолей вплоть до их полного исчезнования, наличии выраженных микроциркуляторных повреждений в строме железы..

Имидж-анализ показал, что при иммуногистохимическом окрашивании на тироглобулин удельная площадь иммунореактивных клеток достоверно снижалась как у 21-дневных (р<0,01), так и у 30-дневных (р<0,05) животных, достигая при этом большего уровня значимости в возрастной группе, соответствующей переходу на самостоятельное питание.

Таким образом, проведенное исследование продемонстрировало возрастные особенности адаптационных изменений в щитовидной железы экспериментальных животных в раннем постнатальном онтогенезе при хроническом действии жесткого психо-эмоционального стрессора, указав на большую чувствительность щитовидной железы к стрессорному воздействию в период перехода на самостоятельное питание.


Библиографическая ссылка

Смирнова Т.С., Капитонова М.Ю., Дегтярь Ю.В., Шараевская М.В. ВОЗРАСТНЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ К ХРОНИЧЕСКОМУ СТРЕССУ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 10. – С. 46-47;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24268 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674