Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И США

Бессарабова И.С.
Анализ подходов российских ученых к определению содержания поликультурного образования показал, что оно должно отвечать следующим критериям: 1) отражение в учебном материале гуманистических идей; 2) характеристика уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира; 3) раскрытие в культурах российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире и согласии; 4) приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях [2:6]; 5) гуманизм, который выражает веру в добрые начала, заложенные в природу ребенка; 6) демократизм, базирующийся на признании равных прав и обязанностей взрослых и детей, в предоставлении последним свободы жизнедеятельности в семье, школе, социальной среде; 7) толерантность к иным взглядам, нравам, привычкам, особенностям различных народов, наций, религий; 8) компетентность, т.е. необходимость формирования особых способностей учителя и учащихся по овладению знаниями, воспитания интеллектуальной личности, способной решать задачи творческого характера в поликультурном обществе; 9) базовое основание содержания поликультурного образования, в качестве которого призван выступить ценностно-культурологический, личностно-ориентированный подход [4:41].

Осуществление этих требований будет производиться вследствие внесения изменений в содержание учебных курсов по обществознанию, всеобщей истории, правам человека, по предметам естественнонаучного цикла, по искусству, трудовому обучению, технике и технологии.

В целом, как отмечают отечественные ученые, содержание общеобразовательных курсов дает школьнику возможность усвоить такие основные понятия и категории поликультурного образования, как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание, российская культура, мировая культура, общие корни культур, многообразие культур, различия между культурами, взаимовлияние культур, межкультурная коммуникация, культурная конвергенция, культура межнационального общения, конфликт, культура мира, взаимопонимание, согласие, солидарность, сотрудничество, ненасилие, толерантность и др.[2:6].

Особое внимание в содержании поликультурного образования, как в России, так и в США, уделяется обучению учащихся культуре мира и правам человека. Согласно Декларации и программе действий в области культуры мира, принятой на 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 13 сентября 1999г., культура мира является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, основанных на:

  • уважении к жизни, поощрении ненасилия и практическом отказе от насилия через посредство образования, диалога и сотрудничества;
  • полном уважении принципов суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств и невмешательства в вопросы, которые по своей сути относятся к внутренней юрисдикции любого государства;
  • полном уважении и поощрении всех прав человека и основных свобод;
  • приверженности к мирному урегулированию конфликтов;
  • усилиях, направленных на удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды;
  • уважении и поощрении права на развитие;
  • уважении и поощрении прав каждого на свободу выражения мнений и убеждений и свободу информации;
  • приверженности принципам свободы, справедливости, демократии, терпимости, солидарности, сотрудничества, плюрализма, культурного разнообразия, диалога и взаимопонимания на всех уровнях общества и между народами; и поощряемых национальной и международной средой, способствующей миру. Более полное становление культуры мира зависит от ликвидации всех форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости; продвижением идеалов взаимопонимания, терпимости и солидарности между всеми цивилизациями, народами и культурами, в том числе по отношению к этническим, религиозным и языковым меньшинствам [3: 350-351].

Для обучения правам человека в России имеется законодательная база, представленная конституционными положениями, объявившими впервые в национальной истории права и свободы человека в качестве высшей ценности, законом РФ «Об образовании», нормативно-рекомендательными документами Министерства образования РФ, в том числе и Федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе», утвержденной в 2001г. Правительством РФ.

В качестве основных целей обучения правам человека, которое должно носить непрерывный характер (начиная с этапа дошкольного образования), выдвигаются следующие:

  • воспитание человеческого достоинства;
  • формирование межличностных отношений в духе терпимости, ненасилия, уважения, солидарности;
  • трансляция знаний о правах человека в национальном и международном измерении;
  • воспитание понимания неразрывной связи прав человека и поддержания мира на планете [1:5].

Воспитание «человека культуры» требует, по словам авторов концепции школы диалога культур, преобразования содержания образования с учетом принципа диалога. В условиях сложной этнокультурной ситуации, в которой существует сегодня Россия, особое значение приобретает сама возможность осуществления культурных диалогов с представителями других культур, которые не должны восприниматься, как «чужие». Диалог воссоединяет между собой черты различных национальных культур (М.С. Уваров).

По справедливому замечанию ученых, только диалог с культурой позволит нам увидеть полифоничный и многогранный характер мира, узнать о существовании множества истин, среди которых следует найти те, что помогут понять себя, осознать необходимость согласовывать свои интересы и ценности с потребностями и установками других людей на основе принципов демократии, справедливости, терпимости к различиям между людьми в обычаях, вероисповеданиях. Только диалог поможет понять, «что человеческая цивилизация представляет сложную систему, функционирующую на основе взаимосвязи различных культур, и эта взаимосвязь обеспечивает общий язык для всех людей. В диалоге носитель определенной культуры контактирует с другими культурами и личностями, вбирает или отвергает черты этих культур и людей на основе собственного жизненного опыта, анализа социокультурной ситуации, учебного материала [2:9].

Следует подчеркнуть, что взгляды ученых России и США относительно содержания поликультурного образования имеют, как общие, так и особенные черты. Российские и американские исследователи едины во мнении, что поликультурное образование носит междисциплинарный характер, т.е. поликультурный подход должен пронизывать все предметы учебной программы, быть интегрированным в нее, а не сводиться к простому дополнению существующей программы специальными поликультурными курсами. По справедливому замечанию С. Ньето, отношение к поликультурному образованию как «к отдельной дисциплине, имеющей свою программу и учителя, повлечет за собой серьезные ошибки в реформировании школы» [6:35]. Здесь, по нашему мнению, весьма полезными для отечественных разработчиков программ поликультурного образования могут быть рекомендации Дж.Бэнкса относительно поэтапной интеграции поликультурного компонента в содержание учебных дисциплин [5].

На наш взгляд, главное отличие в подходах российских и американских ученых к содержанию поликультурного образования заключается в следующем: в концепциях российских исследователей на первый план выдвигается идея о том, что содержание образования должно способствовать расширению образовательных, научных и культурных перспектив личности учащегося, вводить его в богатый мир родной, российской и мировой культуры. Американские исследователи убеждены в том, что только знаний о многообразии культур в обществе и в мире недостаточно для достижения справедливости в отношении всех граждан, для этого требуются активные действия. Поэтому содержание поликультурного образования должно отражать его нацеленность на воспитание учащихся активными участниками социальных преобразований в обществе: в первую очередь, вооружить учащихся умением грамотно подходить к обсуждению проблемы дискриминации и переходить к активным действиям по предупреждению ее проявления, как в учебном заведении, так и в обществе. Следовательно, принципиальное различие российских и американских концепций содержания поликультурного образования в том, что первые - больше ориентированы на культурное многообразие России и мира, а вторые - на структуру американского общества и формирование в этой связи у учащегося соответствующей активной позиции по отношению к неравенству и несправедливости.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Болотина Т.В. Проблема прав человека в содержании образования/ Т.В. Болотина// Педагогика.1999.№2.
  2. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы/ В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова // Педагогика. 1999. №4.
  3. Толерантность / Общ. ред. М.П. Мчедлова. М.: Республика, 2004.
  4. Цыбанев Н.П. Повышение квалификации педагогов гимназии для реализации поликультурного образования/Н.П. Цыбанев // Дис. ...канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2002.
  5. Banks J.A. Cultural diversity and education: Foundations, curriculum, and teaching/ J.A. Banks. Boston: Pearson Education, Inc., 2006.
  6. Nieto S. Affirming diversity: The sociopolitical context of multicultural education/S. Nieto. New York: Longman, 2000.

Библиографическая ссылка

Бессарабова И.С. СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И США // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 8. – С. 73-75;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24153 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674