Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

Болонский процесс и высшее образование в России

Никитина В.В. Абдулнатипов А.И
У истоков Болонского процесса лежит Сорбонская декларация, которую в 1998 году подписали министры образования Франции, Германии, Италии, Великобритании. Основные принципы Сорбонской декларации таковы: Европа должна стать континентом образования; установление принципиальной границы продолжительности обучения на первом (базовом) этапе «бакалавр» не менее 3х лет; степень первого уровня признается на европейском уровне как достаточный уровень квалификации. Отличительной особенностью является то, что первая ступень (бакалавр) определяется не годами, а кредитными единицами (ECTS). Кредитные единицы выступают как системооброазующий фактор реформирования высшего образования, своего рода один из элементов международного признания, а также служат условием для реализации вузами своего права на автономность и экономическую свободу. ECTS -это некий внешний эквивалент учебных курсов с учетом всего многообразия образовательной деятельности студента, так сказать, внутренняя мера его учебной активности. ECTS, другими словами, это, своего рода, величина, выражающая учебную нагрузку студента. Тем самым, различия в системе подготовки «бакалаврмагистр» определяются кредитными единицами. Так, например, первая ступень -бакалавр -должна соответствовать 180240 единицам ECTS. И так далее: степень магистра - 300320 единиц и научная степень доктора (в общей сложности 78 лет).

Начало Болонскому процессу на уровне государств было положено 19 июня 1999 года, когда 29 министров от имени своих правительств подписали документ, получивший название «Болонская декларация». Дальнейшее свое развитие Болонский процесс получил в Праге, где представители уже 33х стран Европы подписали Пражское коммюнике. На Берлинской встрече (2003) Россия вместе с шестью другими странами присоединилась к Болонской инициативе. Сейчас в Болонском процессе участвуют 40 стран Европы.

Цели и задачи Болонских реформ - сделать вузы стран ЕС мировым образцом качества, и рассматривать их надо, прежде всего, как процесс кардинальных реформ высшего образования с целью придания последнему тех качеств, структур и параметров, которые востребованы обществом, а также как направленные на то, чтобы усилить роль высших учебных заведений как институтов современной интеграции (реинтеграции) Европы.

Процесс реформирования высшего образования в России протекает сложно в силу ряда сложившихся обстоятельств. Учитывая давние традиции системы российского образования и науки, России будет непросто отказаться от многих преимуществ.: от традиционной подготовки специалиста, кандидатской и докторской степеней, от кафедры как институциональной ячейки. Наиболее сложным для высшей школы представляется переход на двухуровневую систему подготовки кадров «бакалаврмагистр». В законах РФ об образовании она уже упоминается. Более того, Европа уже определяет наше высшее образование как двухступенчатое. Основные задачи, намеченные Болонской декларацией, должны быть решены ориентировочно к 2010 году. Образование в ведущих зарубежных странах давно стало статьей государственного дохода. По расчетам, проведенным группой специалистов в 2003 году в США, доход от обучения иностранных студентов достиг более 10 млрд долларов, в Великобритании - около 40 млрд долларов, в Италии 1170 млн, в Греции - 80 млн долларов. В России насчитывается около 90 тысяч иностранных студентов, из них около 53 % из них обучаются за счет госбюджета. Средняя стоимость обучения составляет 3 тысячи долларов в год, всего же Россия получает по этой статье 143 млн долларов в год. Болонский процесс имеет целью повышение конкурентноспособности европейского образования на мировом рынке образовательных услуг.


Библиографическая ссылка

Никитина В.В., Абдулнатипов А.И Болонский процесс и высшее образование в России // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 7. – С. 76-77;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23018 (дата обращения: 18.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252