Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДЕТИ - СУБЪЕКТ ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОРДВЫ

Корнишина Г.А.
В научной литературе, в последнее время большое внимание стало уделяться вопросу о субъектах (носителях) традиционной культуры. В первую очередь здесь имеется в виду тот или иной человеческий коллектив: община, родственная или половозрастная группа, семья. Естественно, что роль их в обрядовой культуре была неоднозначной. Так, дети и подростки выполняли в основном «подсобные» роли во взрослых обрядах. Они собирали продукты и вещи, необходимые для проведения ритуала (сбор дров, старых вещей, хлама для рождественских и масленичных костров). Часто использовались дети и для оповещения участников какой-либо церемонии (молодежных посиделок, хороводов, различных помочей). Например, хозяйки обыкновенно нанимали подростков - подзывал, которые должны были собирать девушек и женщин на супрядки, которые были одной из форм коллективных работ по обработке конопли и шерсти, изготовлению одежды, постельных принадлежностей и др.

В некоторых обрядах дети и подростки выполняли и самостоятельные обрядовые функции. Это касается обхода домов на Рождество, Новый год и Масленицу. Эти праздники ассоциировались со временем «рождения» (нового года, весны), то есть были генетически связаны с различными молодыми группами, несущими идею обновления. Так, накануне рождества собирались группы мальчиков и девочек, которые совершали обход домов, исполняя продуцирующие заклинания (колядки, таунсяи). В обряде колядования был сосредоточен большой набор магических средств, заключающих идею плодородия. Это и величальные песни, содержащие описание жизненного благополучия, а также песни заклинательные, выражающие те или иные пожелания в хозяйстве. Во время колядования мальчики совершали обряд посевания, который был своеобразной имитацией весеннего сева. Вероятно, этот обычай был связан с поверьем о том, что удачный сев зависит от невинности сеяльщика. Недаром у многих европейских народов первую горсть в землю кидал мальчик или старик. Сходный ритуал совершал старший ребенок в семье, когда все семейные обходили дом и двор на Новый год: он осыпал зерном камень кардо-сярко (под которым по поверьям обитал покровитель двора), хлев, сельскохозяйственные орудия. На Масленицу ритуальный обход односельчан совершали девочки, исполнявшие при этом величально-поздравительные песни в честь хозяев. Дети также были основными участниками обряда «призыва» птиц. Они поднимались на крыши домов с лепешками в виде жаворонков, ласточек, сорок и исполняли там заклички - веснянки, в которых просили птиц поскорее прилететь и принести с собой весну. Во время Троицких обрядов дети вместе с молодежными группами ходили за березками, помогали украшать зеленью дома и хозяйственные постройки. Они участвовали во всех увеселениях, проводившихся во время этого праздника. Так, в некоторых местах маленькая девочка изображала Весну, которую несли впереди обрядовой процессии.

Присутствовали дети и во время ритуалов, связанные с хозяйственной деятельностью, что было необходимым не только из-за передачи определенного опыта, но и символизировало также устойчивость общинного коллектива, сохраняющего традиционный фон социально-психологического единства.

* Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 03-01- 00805 а/в


Библиографическая ссылка

Корнишина Г.А. ДЕТИ - СУБЪЕКТ ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОРДВЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 2. – С. 81-82;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22307 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674