Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Максимова М.Н.
Объективная необходимость современного этапа развития государственного регулирования социальной политики требует усиленного формирования и развития региональной социальной политики, выбора обоснованной стратегии социальных реформ с учетом специфических особенностей и конкурентных преимуществ каждого региона, разумного сочетания государственного регулирования и саморегулирования на местах, совмещение организующей роли плановых начал и творческой инициативы предпринимательства. Синтез плана и рынка социальной политики находит выражение в форме индикативного планирования, наилучшим образом совмещающего интересы государства и общества. Переход к индикативному планированию дает новый экономический ресурс в решении многих социальных проблем. Огромный потенциал заложен в использовании системы индикативного управления ресурсами на уровне региона, рассматриваемого в качестве целостной социально-экономической системы, ориентированной на развитие за счет собственных ресурсов.

Принятая в Республике Татарстан (РТ) система индикативного управления нацелена на формирование устойчивой траектории роста и реализацию эффективных управленческих технологий в области социальной сферы.

Индикативный план выступает в качестве интегрального механизма согласования (координации) использования ресурсов в следующих процессах:

  • макропланирования (социально - экономические прогнозы, бюджетные планы и государственные целевые программы);
  • мезопланирования (планы развития социальных отраслей и подотраслей);
  • территориального планирования (региональные бюджетные планы и программы);
  • микропланирования (бизнес-планы предприятий, планы, сметы учреждений и организаций).

Социальные функции структурной формы индикативного планирования потребуют: программы обучения, переподготовки кадров адекватно отраслевой структуре, повышение квалификации специалистов социальной сферы, социальной адаптации к структурным изменениям, определение стандартов потребления и страхования.

В настоящее время индикативное планирование в РТ имеет конъюнктурную и отчасти структурную форму. В то же время, наиболее целесообразным является использование структурно-стратегической формы индикативного планирования, предполагающей разработку индикативного плана на год, пятилетие и 10-летний период.

Центральным понятием системы индикативного планирования является индикатор - интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики того или иного события, процесса, явления. Индикаторы могут иметь смысл предельных пороговых (минимальных и максимальных) уровней прибыльности для отдельных подсистем (социальных отраслей, отдельных предприятий), пределов налоговых ставок, характеристик равновесных (сбалансированных) режимов развития многоресурсных систем. Несоблюдение пороговых значений приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в социально-экономической сфере. Наивысшая степень социально-экономической безопасности в обществе, а значит и эффективности системы индикативного планирования достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.

Планирование на основе индикаторов означает широкий охват различных факторов социально-экономической жизни (социо-культурных, демографических, экономических, экологических), выбор наиболее значимых параметров экономики, для которых устанавливаются фиксированные нормы развития с допустимыми пределами. Преодоление одного из порогов означает вступление в критическую зону - неблагоприятную социально- экономическую ситуацию, это влечет за собой необходимость применения корректирующих мер, либо изменения одной из задач плана.

По мере улучшения положения в экономике страны в целом и в республике в частности должна быть расширена сфера социальной стандартизации. При этом количественные значения стандартов также должны возрасти.

Основными приоритетами в области социальной стандартизации становятся разработка и совершенствование системы минимальных социальных стандартов в области социальной политики. Параллельно осуществляется нормативное закрепление прав, полномочий и обязанностей каждого уровня власти. Обязательства государства устанавливаются в соответствии с его возможностями, что позволяет восстановить доверие граждан к государству. Формируется двухуровневая система социальных гарантий, минимальный их уровень обеспечивается за счет бюджета и внебюджетных фондов, а общий уровень - еще и за счет средств предприятий и граждан на основе страховых взносов.

Также целесообразно введение индикатора развития человеческого потенциала. Важными индикаторами качества жизни должны стать индекс интеллектуального потенциала общества, коэффициент жизнеспособности населения. Оценка их эффективности также должны найти отражение в группе индикаторов, т.н. «социальной напряженности».

О результатах социальной политики можно будет судить по удельному весу среднего класса. Мировая практика показывает: если его величина превышает половину населения, доходы в обществе распределены достаточно равномерно и создано общество с благоприятным социальным климатом.    Перечень индикаторов социально-экономического развития республики следует расширить дополнительными социально-демографическими, экологическими индикаторами, отражающими социальную направленность развития экономики республики.

Социальная политика должна исходить из развития страховых принципов в сфере пенсионного обеспечения; осуществления госрегулирования рынка труда, пресечения попыток его монополизации со стороны предпринимательских структур; развития институтов социального партнерства.

Формирование индикаторов производится на основе научно-обоснованных ориентиров направленности процессов развития экономики и общества. Социальные индикаторы рассчитываются на базе минимальных социальных стандартов, обозначенных государством. В РТ социальные индикаторы в рамках системы индикативного планирования рассчитываются на базе социальных норм и стандартов - на основе большого количества систематизированных естественных и экономических показателей не только статичного характера, но также на основе оценки изменения динамики того или иного процесса. Социальные стандарты и социальные натуральные нормы (СС и СНН) предназначены для оценки качества жизни населения и условий для его роста и для использования в качестве нормативной базы при расчете бюджетных потребностей предприятий, социальных учреждений и территорий. В процессе расчета бюджетной потребности формируется три вида социальных стандартов: минимальный, средний и рациональный.

Разработка государственных минимальных социальных стандартов осуществляется в республике по двум основным направления. Первое из них связано с обоснованием норм прямого действия, регулирующих сферу денежных доходов граждан и обеспечивающих гарантии приобретения ими минимума благ и услуг, предоставляемых на платной основе. Второе направление охватывает сферу бесплатного или частично оплачиваемого минимума социально значимых услуг. Для отраслей социальной сферы устанавливается минимальный фиксированный набор социально значимых услуг, ограниченный по виду и объему, с указанием порядка их предоставления.

Система социальных стандартов и норм (СССН) включает:

  • социальные нормативы и нормы обеспеченности населения социальной инфраструктурой;
  • социальные стандарты, натуральные и финансовые нормы обеспеченности населения услугами при пользовании социальной инфраструктурой;
  • нормативы времени и периодичность предоставления объектов государственной социальной стандартизации.

Система социальных стандартов и норм устанавливается и применяется для решения следующих задач:

  • нормативного обеспечения, формирования и использования бюджетных и внебюджетных средств на социальные нужды;
  • обеспечение государственной поддержки развития социальной сферы и улучшения среды обитания территорий региона, его городов и районов с учетом их особенностей;
  • оказание необходимой социальной помощи малоимущим гражданам и другим категориям нуждающихся граждан;
  • оценка уровня жизни населения региона и состояния окружающей среды;
  • разработки и реализации государственной социальной, экологической и экономической политики, региональных и муниципальных программ социально-экономического развития.

Формирование и применение государственных социальных стандартов в РТ осуществляется исходя из следующих принципов:

  • обоснованность устанавливаемых государственных социальных стандартов с учетом общей социально-экономической ситуации в стране, региональных и местных факторов и условий;
  • корпоративная ответственность всех уровней законодательной и исполнительной власти за соблюдение государственных социальных стандартов, рациональное распределение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления по формированию и использованию социальных норм и нормативов;
  • гласность и информированность населения о мерах государственной стандартизации социальной сферы.

Система индикативного управления экономикой в республике - это механизм государственного регулирования, в основе которого лежит совокупность целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления.

Для воздействия на объект системы индикативного планирования - район республики разработан интегральный индикатор «уровень жизни» и ряд его составляющих, но отдельно взятых индикаторов: средняя заработная плата, средний доход, коэффициент иждивенчества, уровень безработицы, инфраструктурная обеспеченность, обеспеченность жильем, уровень телефонизации. Интегральный показатель - «уровень жизни» измеряется как отношение дохода к стоимости жизни. «Уровень жизни» дополняется понятием «качества жизни». Система «уровень жизни» - «качество жизни» («условия жизни») в ряде стран используется уже несколько десятилетий для характеристики «уровня благосостояния».

Основополагающими принципами индикативного управления в РТ являются:

  •  принципы социальной направленности развития экономики, реализуемые в республике через Систему социальных стандартов и норм (СССН РТ) и главный интегральный индикатор - качество жизни;
  •  принцип социальной справедливости, реализуемый через систему социальных гарантий и выравнивание неоправданных различий в доходах населения.

Цели индикативного планирования в республике - обеспечение уровня экономической самодостаточности граждан и их семей, территорий, предприятий и республики в целом. В рамках системы индикативного планирования введены индикаторы оценки уровня самодостаточности, в т.ч. и для городов и районов. На основе детального совместного анализа реальной социально-экономической ситуации были определены пороговые значения 12 индикаторов. Это - уровень жизни, средняя заработная плата, обеспеченность жильем, социальной инфраструктурой, уровень безработицы, уровень газификации, телефонизации, обеспеченность дорогами и один из самых важных индикаторов - уровень обеспеченности собственными доходами. Итак, разработана система индикаторов для всех уровней. Органы государственного управления стали центрами ответственности за выполнение определенных функций. Для каждого района или города в качестве основных индикаторов определены: уровень жизни, средняя заработная плата, отставание выплаты заработной платы в среднем на одного работающего (на предприятиях с задолженностью по ее выплате) и т.д.

Итак, система индикативного управления предоставляет государству возможность разумно, не подавляя инициативы экономических субъектов и территорий, способствовать повышению эффективности их деятельности, переходу от выживания к стабильному росту.


Библиографическая ссылка

Максимова М.Н. ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2004. – № 4. – С. 101-103;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=21930 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674