Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

GENDER APPROACH IN TRAINING FUTURE ARCHITECT

Stolyarchuk L.I. 1 Samoilova N.V. 2 Bocharnikova N.V. 1
1 Volgograd State Social and Pedagogical University
2 Volgograd State Technical University
The Article is devoted to the study of opportunities and expediency of gender approach application in professional architectural education. The article describes the results of the pedagogical research on the implementation of gender approach in the professional training of future architects in the course of studying the disciplines of training courses of the direction of training 07.03.01 «Architecture». The authors set a goal-to theoretically justify and experimentally verify the feasibility of gender orientation of the content of training of future architects. To achieve this goal, the tasks were solved: to identify the levels of gender education of future architects (search and diagnostic stage); to design and implement gender-oriented training courses for future architects (design and procedural stage); to analyze and evaluate the results of experimental work to strengthen the gender aspect in the programs of educational disciplines of architectural education (reflexive evaluation stage). The first search and diagnostic stage allowed to reveal the levels of gender education (formulaic, normative, creative). At the second design-procedural stage, there was an increase in the level of gender education of future architects thanks to the author’s gender-oriented courses «History of spatial arts (urban planning)» and «Methodology of urban design». At the third reflexive evaluation stage, students consolidated their gender knowledge, reflected the gender stereotypes of others and their own gender biases, and sought to overcome them. Evaluation and analysis of the results of the study allow to make adjustments in the design and implementation of the gender approach in the professional training of future architects in the system of higher architectural education.
gender approach
professional training
future architects
gender stereotypes
gender equality

Современное образование не может существовать изолированно, вне контекста социальных изменений, происходящих в обществе. Политика гендерного равенства, направленная на демократические преобразования, проводится сегодня в европейских странах и России. Она разрушает традиционный гендерный порядок, отличавшийся строгой иерархией власти мужчин над женщинами на протяжении веков, который являлся ориентиром в воспитании у молодежи норм отношений полов. Однако жизнь современных мужчин и женщин стала динамичнее и разнообразнее, расширился диапазон индивидуального выбора профессий, стратегий поведения в производственной гендерной коммуникации [1].

Анализ научной литературы и практики в архитектурном образовании и сфере архитектуры позволил нам выдвинуть предположение о том, что гендерно ориентированное содержание подготовки будущих архитекторов позволит повысить уровень гендерной просвещенности студентов и создаст предпосылки для их дальнейших профессиональных успехов посредством преодоления гендерных стереотипов. В этой связи в нашем исследовании была выдвинута цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить целесообразность гендерной ориентированности содержания подготовки будущих архитекторов. Для достижения выдвинутой цели были поставлены следующие задачи: 1 – выявить уровни гендерной просвещенности будущих архитекторов (поисково-диагностический этап); 2 – спроектировать и реализовать гендерно ориентированные курсы профессиональной подготовки будущих архитекторов, способствующие повышению их гендерной просвещенности, расширяющие возможности самореализации в профессиональной деятельности (проектно-процессуальный этап); 3 – провести анализ и оценку полученных результатов экспериментальной работы по усилению гендерного аспекта в программах учебных дисциплин архитектурного образования (рефлексивно-оценочный этап).

Материалы и методы исследования

Гендерный подход, появившийся как альтернатива традиционным патриархальным установкам, направлен на осуществление политики гендерного равенства. В системе образования предполагается создание равных условий как для мужчин, так и женщин, обеспечивающих самореализацию обучающихся независимо от их половой принадлежности, привлечение к различным видам деятельности, овладению современными профессиями, в том числе и профессией архитектор, пока еще непривычной для женщин, недостаточно одобряемой обыденным сознанием общества. Гендерный подход в системе высшего образовании сегодня исследуют (Е.Н. Каменская, И.С. Клецина, О.И. Ключко, Л.И. Столярчук, Л.В. Штылева и др.). Их работы посвящены разработке психологического инструментария в подготовке студентов к реализации гендерного подхода в вузе [2], методологии подготовки к реализации гендерного подхода: «Гендерный подход помогает будущим педагогам проектировать целостный образовательный процесс… учитывая гендерные трансформации в обществе и образовании, развивать способность к критическому осмыслению педагогической реальности, преодолению гендерных стереотипов в общении, ориентироваться на реализацию индивидуальных способностей» [3, с. 24]. Исследователи под гендерно ориентированным образованием понимают «специально организованное взаимодействие субъектов образовательного процесса», «наполняемость его гендерным содержанием», «соблюдение принципа эгалитаризма, культивирование ценностей гендерного равенства» [4, с. 166]. Однако работ, посвященных специфике подготовки будущих архитекторов на основе гендерного подхода, в отечественных исследованиях мы не обнаружили. Зарубежными авторами поднята данная проблема [5; 6], однако она требует дальнейшего изучения, уточнения возможностей в различных образовательных условиях, на что и обращены наши научные поиски.

В ходе предварительных опросов студентов 1–3 курсов Института архитектуры и строительства ФГБОУ ВО «ВолгТУ» в ходе случайной выборки была выявлена низкая гендерная просвещенность будущих архитекторов, как женщин, так и мужчин, которая сопровождается отсутствием веры мужчин в успех женщин-архитекторов, а у женщин – будущих архитекторов – веры в себя, традиционным тиражированием гендерных стереотипов, препятствующих достижению женщинами успехов в избранной профессии.

Анализ полового состава в сфере архитектуры показал динамику изменений, произошедших в течение последних 50 лет при выборе абитуриентами профессии архитектор. Если 25 лет назад такое соотношение составляло около 75 % мужчин к 25 % женщин, то в настоящее время соотношение в исследуемых группах составило: 68 % женщин к 32 % мужчин. Но, несмотря на получение архитектурно-строительного образования, только десятки остаются в профессии и лишь единицы самых смелых, талантливых и решительных женщин впоследствии возглавляют архитектурные фирмы, «пробиваются к профессиональным вершинам» наравне с мужчинами.

В нашей экспериментальной работе приняли участие студенты 3-х курсов (средний возраст 21 год) Института архитектуры и строительства ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», по направлению 07.03.01 «Архитектура»: 2016 г. набора – 54 женщины и 26 мужчин (80 человек) – экспериментальная группа; 2015 г. набора – 49 женщин и 30 мужчин (79 человек) – контрольная группа. Общее количество студентов в экспериментальной и контрольной группах составило 159 человек.

Таблица 1

Оценка студентами различных типов неравенства в отношениях преподавателей

Тип неравенства

Результат, %

женщины/мужчины

Сталкивались ли вы с неравенством отношения, связанным с половой принадлежностью?

47

женщин

Сталкивались ли вы с неравенством отношения по национальной принадлежности?

20

женщин и мужчин

Сталкивались ли вы с неравенством отношения по другим причинам?

11

женщин и мужчин

 

Таблица 2

Предпочтения студентов по половой принадлежности преподавателей

Направление подготовки

Не имеет значения, %

Предпочли бы преподавателя женского пола, %

Предпочли бы преподавателя мужского пола, %

Композиция

80

18

2

Математический блок подготовки (предметы, связанные с расчетами)

82

5

13

Лекционные курсы теоретической подготовки

82

15

3

Архитектурное проектирование

78

7

15

 

На первом, поисково-диагностическом этапе исследования проводилось тестирование по опроснику С. Бем, адаптированному к нашему исследованию, в котором студентам задавались вопросы об их отношении к маскулинности, фемининности. Предлагалось из 60 предложенных качеств выбрать наиболее значимые, которыми должны обладать современные женщины и мужчины. Повторяющиеся в равной степени ответы по шкале маскулинности и фемининности позволяли выявить отношение студентов к андрогинности, как универсальной характеристике, важной сегодня как для мужчин, так и для женщин. Студентам также был предложен опросник Л.Н. Ожиговой, позволивший выявить неосознаваемые и осознаваемые гендерные установки и стереотипные предубеждения. Анализ авторского анкетирования «Я – будущий архитектор», включенного наблюдения, бесед и корреляции полученных данных способствовал выявлению исходных уровней гендерной просвещенности студентов.

Выполняя самостоятельное задание «Любимые архитекторы», студенты выбрали 24 архитектора, среди которых 23 мужчины и 1 женщина (Заха Хадид). Это подтверждало тот факт, что сегодня мир архитекторов глазами студентов имеет мужское лицо. Эта проблема существует не только в конкретном, исследуемом университете, но и во многих университетах мира. Как показывают различные опросы, основные проблемы связаны с неравенством оплаты труда мужчин и женщин и сексуальной дискриминацией [7].

В ходе исследования было установлено, что преподаватели мужского пола негативно относятся к студентам женского пола. Степень негативного отношения варьируется от легкой до достаточно жесткой формы – например, «место женщины на кухне, а не в архитектуре» (табл. 1).

Как видно из данных табл. 1, 78 % опрошенных студентов сталкивались с различными типами неравенства. Лидирующее место (47 %) занимает неравенство отношения к студентам, связанное с половой принадлежностью. Такая позиция преподавателей усиливает негативное отношение студентов мужского пола к будущей профессии – архитектор в лице женщины. Несмотря на то что женщины, выбравшие эту профессию, проявляют к ней интерес, негативное отношение со стороны мужской группы внутренне подавляет их, подрывает веру в их возможности.

Изучались предпочтения студентов к полу преподавателей. Наряду с толерантным отношением, наблюдались также и предпочтения относительно пола в зависимости от направления подготовки (табл. 2).

Следует дополнить данные последней строки табл. 2 тем, что в исследуемой группе студентов за 3 года обучения по дисциплине «Архитектурное проектирование» у 45 % опрошенных преподавали дисциплину исключительно мужчины. Общее соотношение преподавателей по дисциплине по исследуемому курсу составило 64 % мужчин к 36 % женщин. Дискриминационное отношение к преподавателю-женщине обнаружилось в том, что студенты сомневаются в профессионализме преподавателя-женщины, не доверяют ей так, как мужчине. Когда студенты видят в преподавателе не просто человека, а мужчину или женщину, таким образом, проявляются традиционные гендерные предубеждения.

Анализ гендерной просвещенности студентов – будущих архитекторов показал, что низкий уровень наблюдается не только у мужской части группы, но и у женской. Низкий уровень – шаблонный (38 %), характеризовался общими «житейскими» представлениями, гендерными стереотипами, поверхностными шаблонными гендерными знаниями или их отсутствием. Студенты со средним – нормативным уровнем гендерной просвещенности составили 62 %. Они обладали определенными научно-теоретическими гендерными знаниями, познавательной активностью, но недостаточными умениями по реализации гендерного подхода в образовании, в разрешении гендерных конфликтов. Студентов с высоким уровнем гендерной просвещенности не было обнаружено. Выявленные уровни гендерной просвещенности (шаблонный, нормативный и творческий) явились основанием для проектирования гендерно ориентированных курсов профессиональной подготовки будущих архитекторов, которые осуществлялись на аудиторных, внеаудиторных занятиях в вузе и в периоды производственных практик.

В этой связи на втором, проектно-процессуальном этапе исследования осуществлялось проектирование и реализация гендерно ориентированного процесса профессиональной подготовки будущих архитекторов, в центре которого стояло гендерное просвещение студентов. Под гендерным просвещением исследователи понимают передачу обучающимся основ гендерных знаний, информирование их о существующих проблемах в сфере гендерных отношений, средствах преодоления возникающих гендерных проблем и конфликтов, направленных на достижение гендерного равенства (О.И. Ключко, Л.И. Столярчук, Л.В. Штылева).

Мы знакомили студентов – будущих архитекторов с тенденциями, происходящими в мире, характеризующимися все большим признанием женщин во всех сферах жизни, включая архитектуру. Мы подчеркиваем, что начиная с 2010 г. не менее одной из пяти наград в области архитектуры в США получили женщины. На основании данных Национального центра статистики образования (NCES), 41 % (10 893 степени) от общего числа архитектурных степеней в 2012–2013 гг. были присуждены женщинам. Это доказывает, что, несмотря на существующие сложности, отдельные женщины активно стремятся к освоению профессии архитектор и успешной в ней карьере. Однако данная информация недостаточно широко популяризируется, поэтому и была включена нами в содержание гендерного просвещения.

На втором этапе исследовательской работы нами был разработан курс «История пространственных искусств (градостроительство)» и «Методология градостроительного проектирования» на основе гендерного подхода. Задачами проектируемых курсов, наряду с основными профессиональными задачами, предполагалось гендерное просвещение, включающее: информирование студентов о достижениях женщин-архитекторов, добившихся вершин мировой известности; знакомство с понятием «гендер»; формирование ценностного отношения к идее гендерного равенства в профессиональной деятельности будущих архитекторов. В рамках разработанных курсов в 5–6 семестрах происходило информирование студентов о достижениях женщин-архитекторов, включающее дополнительные сведения о Захе Хадид, имя которой в переводе с арабского означает «блистательная» (араб. stol1.wmf англ. Dame Zaha Mohammad Hadid, 1950–2016), призере Притцкеровской премии (2004) – аналоге Нобелевской премии в архитектуре. Уточняем, что она представляет параметрическую архитектуру, нарушающую традиционные пропорции и, казалось бы, законы геометрии своими необычными сооружениями. Мы также знакомим студентов с другими известными именами: Франсиной Хубен (Francine Houben, 1955 г. рожд.); спроектированные ею сооружения гармонично вписываются в объекты окружающей среды; она активно работает сегодня над незавершенными проектами (Нью-Йоркская публичная библиотека, Северная станция городского дизайна, Шэньчжэнь, Тайнаньская публичная библиотека). Студенты в ходе самостоятельных заданий находят интересную для них информацию о неординарной француженке Одиль Декк (Оdile Decq, 1955 г. рожд.), зарекомендовавшей себя в профессии необычными формами и высокими технологиями, создавшей собственную архитектурную школу, спроектировавшей Музей современного искусства (Италия), фонд архитектуры современного искусства (Франция), ресторан «Фантом» в здании парижского «Гранд-Опера», отличающиеся современным ярким интерьером, который гармонично сочетается с традиционной классической архитектурой. Студенты обнаруживают информацию о своих будущих коллегах: Винке Дубблдам (Winka Dubbeldam, 1966 г. рожд.), сооружения по проектам которой выглядят причудливыми и кажутся неустойчивыми; Элизабет Диллер (Elizabeth Diller, 1954 г. рожд.), знакомой москвичам по столичному парку «Зарядье» (архитектор с художественным видением в сотрудничестве с партнером и мужем архитектором Рикардо Скофидио, балансирующих на грани архитектуры и завораживающего арт-шоу). После награждения в 2018 г. журналом Time Элизабет Диллер, входящая в 100 самых влиятельных людей мира, с радостью отметила, что индустрия архитектуры, наконец, начинает делать шаги в направлении гендерного равенства [8]. Студенты – будущие архитекторы с удовольствием презентуют собранную информацию своим сокурсникам в ходе лекций и практических занятий.

Формирование ценностного отношения к идее гендерного равенства, ее реализации в профессиональной деятельности будущих архитекторов осуществляется в ходе осмысления ими информации о мировых достижениях женщин в архитектуре наряду с мужчинами, анализа международного опыта по внедрению гендерного подхода в образовании, различных сферах исследовательской и художественно-творческой деятельности [9]. В процессе изучения курса «История пространственных искусств (градостроительство)» и «Методология градостроительного проектирования» на протяжении 5–6 семестров обучения студенты 3 курсов Института архитектуры строительства ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет» используют следующие средства реализации гендерного подхода: ретроспективный анализ развития архитектурного образования для женщин наравне с мужчинами в контексте выполняемого архитектурного проекта; рассмотрение профессиональных проблем в русле изучаемой темы с учетом гендерного аспекта (например, сооружения Древнего мира – особенности планировки помещений для проведения досуга мужчин; ставятся вопросы: были ли объекты для досуга женщин, каковы были предназначение помещений и декор для женщин?); дискуссии о роли каждого пола в развитии архитектуры и градостроительства (например, роль княгинь Ольги (X век) и Елены Глинской (XVI век) в развитии градостроительной деятельности русского государства); презентации заданий самостоятельной работы, направленные на гендерное измерение дисциплины (например, с помощью сравнительного анализа при изучении планировки архитектурного объекта сопоставляются потребности каждого пола: как они проектировались в различные исторические периоды и как трансформированы в настоящее время); достижение гендерного баланса предлагалось обеспечить студентами при самостоятельном поиске научной литературы (подбор авторов трудов по истории архитектуры и градостроительству требовался в равном соотношении полов: один автор – мужчина, другой автор – женщина); использование понятия «гендер» не как изолированной категории, а реализуемой в контекстах современных реалий: мужской и женской социальных групп, универсальных профессий, важных как для женщин, так и мужчин, и др.

На третьем, рефлексивно-результативном этапе исследования студенты ИАиС ВолгГТУ рефлексируют полученные гендерные знания, осуществляют критический анализ гендерных предубеждений, проявляемых окружающими людьми, выявляют также свои собственные гендерные стереотипы и стремятся к их преодолению. Выйдя на производственную практику в институт «Волгоградгражданпроект», научно-исследовательский и проектный институт «Русстройпроект», Архитектурное бюро Александра Бурова и др., студенты приходят к выводу, что в период обучения в вузе гендерные стереотипы присутствуют, но в производственной деятельности они еще более сильны и устойчивы (табл. 3).

Таблица 3

Факторы влияния на рейтинговую оценку студента и карьерный рост в предстоящей профессиональной деятельности

Вопрос

Результат

Какие факторы влияют на рейтинговую оценку студента?

Посещение 28,6 %

Работа на занятии 28,9 %

Качество, выполненных заданий 32,8 %

Пол 5,4 %

Национальность 4,4 %

Какие факторы влияют на карьерный рост?

Профессионализм 29,5 %

Коммуникабельность 28,5 %

Услужливость 20,8 %

Пол 12,3 %

Национальность 8,9 %

 

На третьем этапе исследования в образовательном процессе вуза в период прохождения профессионального гендерно ориентированного курса продолжали создаваться условия гендерно чувствительной образовательной среды к любым дискриминационным проявлениям, касающимся признаков пола, ситуации востребованности и накопления личностного опыта эгалитарных равноценных гендерных профессиональных взаимоотношений – взаимоуважения, партнерства и сотрудничества.

Результаты исследования и их обсуждение

В заключение эксперимента анализировались результаты с помощью повторной диагностики: тестирования, анкетирования, наблюдения, бесед и сравнения результатов с данными, полученными на первом, поисково-диагностическом этапе исследования. В конце 6 семестра была проведена диагностика контрольной группы, в которой профессиональный курс проводился без гендерной ориентации, затем в экспериментальной группе, где проводились занятия по гендерно ориентированным профессиональным курсам. Сравнение результатов итогового контроля в экспериментальной и контрольной группах показало, что в контрольной группе отсутствовали студенты с высоким и средним уровнем гендерной просвещенности. В экспериментальной группе в начале эксперимента студентов с высоким уровнем гендерной просвещенности не было обнаружено, но после прохождения гендерно ориентированных профессиональных курсов их стало 14 % (11 % женщин и 3 % мужчин). Студенты высокого (творческого) уровня могли развести понятия «пол» биологический и «гендер» – социальный пол. Они понимали их принципиальное различие, могли анализировать исследовательские позиции, суть теоретических положений и аргументировать – к какой парадигме они относятся: биолого-эволюционной – патриархальной, традиционной или социально-конструктивистской – современной, перспективной; были готовы к эгалитарным гендерным взаимоотношениям в будущей профессиональной деятельности, творчеству, вариативности, диалогу в решении гендерных проблем. Студентов со средним (нормативным) уровнем гендерной просвещенности стало 77 % (51 % женщин и 26 % мужчин). Студенты данной группы уже обладали определенными научно–теоретическими гендерными знаниями, познавательной активностью, но пока не могли достаточно адекватно применять понятие «гендер» в образовательной практике, разрешать конфликтные гендерные ситуации. Студентов низкого (шаблонного) уровня осталось 9 % (из них 7 % мужчин и 2 % женщин). Они характеризовались поверхностными шаблонными гендерными знаниями, ограниченными в понимании термина «гендер» стереотипными представлениями о взаимозависимости биологических различий мужчины и женщины и объяснениями этой зависимости их «природным предназначением» в обществе, профессии; некоторые женщины дополнили ответы сомнением о гендерном равноправии в современной семье «мужчина все-таки должен быть чуть главнее» и т.п.; в гендерном самосознании студентов еще были сильны и устойчивы гендерные предрассудки (табл. 4).

Таблица 4

Обобщенные показатели по уровням гендерной просвещенности студентов после гендерно ориентированного курса

Вопросы

Ответы

Какой смысл Вы вкладываете в понятие «гендер»?

9 % – низкий (шаблонный) уровень. Стереотипные представления о взаимообусловленности биологических различий м. и ж. и их «природном предназначении» в обществе, профессии

77 % – средний (нормативный) уровень. Определенные научно–теоретические гендерные знания есть, но недостаточно опыта в применении понятия «гендер» в образовательной практике

14 % – высокий (творческий) уровень. Понятие «гендер» – социальный пол – радикальный переход к социально-конструктивистской парадигме, отделяющей биологический «пол» в русле биолого-эволюционной парадигмы

Что Вы понимаете под гендерным равенством в профессиональной деятельности?

Студенты данной группы затруднились с ответом

Студенты данной группы признают, что в архитектурной и градостроительной деятельности в России пока доминируют мужчины, и относят это к проблеме гендерного неравенства. И понимают, что для достижения гендерного равенства ж. нужно стремиться состояться в профессии, а м. не препятствовать ж.; тем и другим преодолевать гендерные стереотипы

Студенты данной группы ориентированы на самореализацию в профессии, творчество, вариативность, диалог независимо от половой принадлежности будущих коллег, исходя из потенциала их индивидуальности; нацелены на гендерное равенство в архитектурном образовании, достижение успеха в будущей профессии

Окончание табл. 4

Вопросы

Ответы

Замечали ли Вы у себя гендерные стереотипы?

Студенты данной группы затруднились с ответом

Студенты приводят примеры обнаруженных у себя гендерных предрассудков

Студенты рефлексируют, выявляя у себя гендерные предубеждения и намечают пути их преодоления

 

Выводы

Подводя итог проведенного исследования, мы не испытываем иллюзий относительно того, что будущие архитекторы сразу стали гендерно просвещенными, патриархальные взгляды поменяли на эгалитарные. Однако будущие архитекторы узнали и задумались о существующей в обществе проблеме гендерного неравенства в области архитектуры, признали ее существование и перестали быть отстраненными от нее. Большая часть студентов, 91 % (представители групп среднего и высокого уровней), ориентированы на дальнейшее осмысление гендерных проблем в сфере архитектуры и поиск новых средств к их разрешению.

В заключение отметим, что в ходе первого, поисково-диагностического этапа подобранный, адаптированный к нашему исследованию и частично разработанный диагностический инструментарий (тестирование по опроснику С. Бем, опроснику Л.Н. Ожиговой, авторское анкетирование «Я – будущий архитектор», беседы и др.) позволили выявить уровни гендерной просвещенности будущих архитекторов (шаблонный, нормативный и творческий). На втором, проектно-процессуальном этапе спроектированные и реализованные гендерно ориентированные курсы профессиональной подготовки будущих архитекторов способствовали повышению уровней гендерной просвещенности студентов (низкий – было 38 %, стало 9 %; средний – было 62 %, стало 77 %; высокий – было 0 %, стало 14 %). Благодаря обогащению гендерным содержанием курсов «История пространственных искусств (градостроительство)» и «Методология градостроительного проектирования», реализованному в сотрудничестве со студентами, была создана гендерно чувствительная образовательная среда на занятиях, способствовавшая культивированию ценностей гендерного равенства, эгалитарных гендерных взаимоотношений. На третьем, рефлексивно-оценочном этапе, когда закреплялись, осмысливались, полученные гендерные знания, проводился анализ, оценка полученных результатов, осуществлялась корректировка проекта, стимулировалось самостоятельное критичное мышление студентов по отношению к гендерным стереотипам в архитектурном образовании и предстоящей профессиональной деятельности. В качестве главного профессионально-личностного результата мы определили – стремление будущих архитекторов к саморефлексии собственных гендерных предубеждений и их преодолению.

Таким образом, архитектурная и градостроительная деятельность в России действительно сегодня относится к сфере, в которой пока доминируют мужчины, проблема гендерного неравенства существует и в системе архитектурного образования. Проведенное исследование подтвердило целесообразность гендерной ориентированности содержания подготовки будущих архитекторов, способствующего повышению гендерного самосознания, расширяющего возможности самореализации в профессиональной деятельности на основе идеи гендерного равенства. Предложенный и примененный инструментарий диагностирования, разработанные показатели уровней (шаблонного, нормативного, творческого) гендерной просвещенности студентов, подобранное и структурированное гендерно ориентированное содержание профессиональных курсов могут использоваться в формировании содержательного наполнения программ других учебных дисциплин для реализации гендерного подхода в профессиональной подготовке будущих архитекторов в системе высшего архитектурного образования.