Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TO THE QUESTION ABOUT THE PRACTICE – ORIENTED TEACHING OF THE DESIGNER STUDENTS

Meseneva N.V. 1
1 Vladivostok State University of Economics and Service
Currently, designing environmental design is an actively developing field of activity of modern society, therefore, training of professional specialists in the field of design is relevant. The article considers the issues of practice-oriented training of students in the specialty design, as well as the issues of developing professional training of students in the face of increasing competition in the market of educational services and the organization of modern business activities of the university. The main directions of improving vocational education are considered on the example of the Vladivostok State University of Economics and Service at the Department of Design and Technology. The purpose of this work is to identify current theoretical and practical trends of practice-oriented training in the design and reconstruction of environmental design. The scientific relevance of practice-oriented teaching is the need to update the architectural and design theory in terms of a more humane attitude to society. The article sets the task of studying the existing problems that exist in the field of practice-oriented training in the design of environmental design. The concept of the article is to organize better training of design students for professional activities. As a result of the studies, the main components of the organization of practice-oriented training have been identified: the implementation of training projects on the orders of enterprises, training and production practices are carried out in production, the changing structure of the profession, new trends in professional activity, modern information technologies and their use in work, the need for advanced training are taken into account teachers.
design
research
concept
education
practice-oriented learning
trends

Сегодня в связи с постоянным усложнением содержания профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров и увеличением объема знаний в профессиональной подготовке студентов в вузах появилась тенденция объединения производства и образования. Требования, предъявляемые к дизайнерам, растут и изменяются значительно быстрее, чем это может учесть система образования [1]. Поэтому рассчитанные на подготовку дизайнеров программы и курсы должны постоянно модернизироваться [2].

В статье рассматриваются художественные и технические принципы проектирования дизайн-объектов в рамках дисциплины «Проектирование в дизайне среды», разработанной на кафедре дизайна и технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. На кафедре дизайна и технологий используется практико-ориентированный метод обучения студентов по дисциплине «Проектирование в дизайне среды».

Выявление современных тенденций практико-ориентированного обучения необходимых для решения комплекса творческих и практических задач при проектировании дизайна среды. Научная актуальность проблемы состоит в необходимости систематического обновления архитектурно-дизайнерской теории с точки зрения её гуманизации и более внимательного отношения к проблемам человека и общества [3]. Новизна данной работы состоит в исследовании современных тенденций практико-ориентированного обучения по дисциплине «Проектирование в дизайне среды» студентов-дизайнеров. Развитие информатизации общества требует высокого уровня профессиональной подготовки студентов, необходимости самообразования, самостоятельного решения задач, широкого кругозора, развития и совершенствования базовой подготовки студентов. Задача российского образования состоит в подготовке квалифицированных специалистов, владеющих своей профессией, конкурентоспособных, подготовленных в смежных областях профессиональной деятельности, разносторонних и мобильных в своей специальности.

Материалы и методы исследования

Концепция статьи состоит в исследовании современных тенденций практико-ориентированного подхода в системе образования студентов-дизайнеров. В статье рассматриваются современные проблемы, существующие в практико-ориентированном обучении студентов, отмечается важность выполнения реальных проектов в процессе обучения. Для решения задач исследования применены общетеоретические методы научных разработок.

Результаты исследования и их обсуждение

Составляющие дизайн-проекта включают творческую часть и техническое исполнение. В студенческих работах формируются основные качества будущего специалиста:

– умение выполнять предпроектный анализ, систематизировать характеристики проектируемого дизайн-объекта;

– умение работать в группе и индивидуально;

– выполнять дизайн-проект различного назначения (графика, интерьер, экстерьер, ландшафт);

– реализовывать и согласовывать дизайн-проект на практике;

– умение создавать концептуальные, индивидуальные характеристики проекта;

– приобретать навыки поиска необходимой литературы по проблеме;

– владеть навыками использования основных правил и норм проектирования среды, правильно оформлять проектную документацию;

– навыки оригинальной графической подачи проекта с применением современных графических программ;

– применение современных технологий и материалов в проектировании.

При выполнении учебных проектов изучаются методы моделирования пространства и объектов, которые формируются на основе проектируемой концепции проекта и позволяют студенту представлять, понимать проблемы проектируемого пространства среды в целом. Организация эмоционально окрашенного пространства выполняется при создании концепции дизайн-проекта. Концепция проекта формируется с учетом существующих характеристик дизайна среды: физических, конструктивных, художественных. Создание дизайн-концепции – основной этап проектирования. Важным на этапе создания проектной концепции является метафора [4]. На кафедре дизайна и технологий учебные проекты в основном выполняются на основе заказов подразделений ВГУЭС, заказов города, края. В соответствии с программой дисциплины «Проектирование в дизайне среды» выполняются следующие проекты:

– во втором семестре (2 модуль) – разработка объекта с несложной функцией в городской среде (место для общения);

– в третьем семестре (3 модуль) – разработка упаковки, оформление витрины;

– в четвертом семестре (4 модуль) – разработка фирменного стиля компании;

– в пятом семестре (5 модуль) – разработка интерьеров жилого пространства (квартиры, коттеджа);

– в шестом семестре (6 модуль) – разработка интерьеров общественного пространства (кафе, офис, университет, медицинские учреждения); ландшафтная организация рекреационного объекта (придомовая территория);

– в седьмом семестре (7 модуль) – разработка интерьера многоуровневого пространства; ландшафтная организация среды (сквер, парк);

– в восьмом семестре (8 модуль) – по заказам предприятий выполняется выпускная квалификационная работа. Студенты работают с заказчиками, включая все этапы дизайн-проекта (рис. 1, 2).

Во время обучения студенты выполняют работы самых различных направлений: графический дизайн, дизайн интерьера жилого и общественного пространства, ландшафтный дизайн.

За 2013–2019 учебные годы на кафедре дизайна ВГУЭС студентами было выполнено много практико-ориентированных дизайн-проектов, таких как: «Разработка интерьеров медицинской клиники», «Разработка интерьеров мотеля по трассе М60», «Разработка интерьеров международной школы», «Разработка интерьеров кубриков детского оздоровительного центра “Океан”» и т.д. [5].

Студенты в процессе всего обучения участвуют в проводимых в городе, крае, а также в международных конкурсах. При подготовке студенческих дизайн-проектов к выставкам и конкурсам рассматриваются основные характеристики проектов: актуальность, креативность, профессиональность, качество графического выполнения, учет региональных особенностей и современных тенденций проектирования.

Подготовка к конкурсам и выставкам положительно влияет на профессиональную познавательную мотивацию студентов, способствует развитию профессиональных качеств.

На конкурсах курсовых проектов и выпускных квалификационных работ студенческие проекты ВГУЭС отмечаются заслуженными дипломами, грамотами:

– Интернациональный форум «Новые идеи нового века» (ТОГУ г. Хабаровск);

– Pacific Stale and Design Week 5.0 Международная выставка-конкурс достижений преподавателей, студентов и творческих коллективов Дальнего Востока России и стран АТР «5.0 » (ВГУЭС, г. Владивосток);

– Международный фестиваль искусств «Пространство Амур» г. Благовещенск;

– открытая выставка-конкурс архитектурно-дизайнерского творчества молодежи ПАРАЛЛЕЛИ ДВФУ (г. Владивосток);

– Мир искусства на Русском (ДВФУ, г. Владивосток).

Проекты, выполненные по реальным заказам предприятий, создают значительную заинтересованность у студентов, повышают качество выполнения проектов. Заказчики, работающие со студентами, высоко оценивают выполненные дизайн-проекты. В учебном проектировании при практико-ориентированном подходе последовательность создания художественного образа дизайн-проекта включает:

– составление концепции решения, поиск образа проектируемого объекта;

– составление ассоциативного ряда проектируемого объекта и его составляющих, указывающего на проектируемое пространство;

– результат, защита дизайн-проекта, предоставляются альбомы чертежей и планшеты работ.

mes1a.tif mes1b.tif

mes1c.tif

Рис. 1. Дипломный проект «Разработка интерьера квартиры» студентки Т.А. Кондрашиной (ВГУЭС, 2019 г.)

mes2a.tif mes2b.tif

mes2c.tif

Рис. 2. Дипломный проект «Разработка фирменного стиля» студентки Д.Ю. Адушевой (ВГУЭС, 2019 г.)

При практико-ориентированном методе обучения важно:

– учитывать влияние современных тенденций проектирования дизайна среды;

– развивать и формировать образно-ассоциативное мышление у студентов;

– учитывать в дизайн-проектах художественные, культурные и национальные традиции;

– создавать функциональное, выразительное, художественное многообразие проектируемого пространства;

– учитывать тенденции современного искусства, применять художественный подход при проектировании;

– учитывать, что композиция проектируемого объекта дизайн среды может меняться под влиянием различных условий;

– изучать концептуальные работы ведущих дизайнеров и архитекторов мира;

– направлять студентов на поиск новых идей при проектировании художественно привлекательных пространств.

Цель практико-ориентированного обучения – систематизировать и упорядочить конкретную практическую задачу для достижения необходимого результата дизайн-проекта. Для этого необходимо:

– создавать на кафедре архив наглядных образцов (альбомов, планшетов) учебных и профессиональных проектов;

– разрабатывать, создавать методики процесса проектирования конкретного дизайн-проекта;

– рекомендовать и представлять специальную профессиональную и нормативную литературу по проектированию среды;

– учитывать возможные социально-экономические изменения в обществе;

– уметь работать с заказчиком;

– учитывать необходимость включения аналитической и исследовательской работы;

– формировать дисциплинированность студентов, умение планировать, оценивать свою деятельность, чувство ответственности.

Требования, предъявляемые к преподавателям проектирования:

– создавать возможность обучения студентов в производственных условиях, организовывать учебные и производственные практики на производстве;

– учитывать меняющуюся структуру профессии, современные трансформирующиеся тенденции профессиональной деятельности;

– участвовать в организации профессиональных и студенческих конференций, выставок, конкурсов;

– учитывать индивидуальные требования заказчика, технические и финансовые возможности заказчика;

– организовывать и проверять самостоятельную работу студентов;

– активно использовать при выполнении проектов современные графические программы и информационные технологии;

– учитывая, что знания в настоящее время быстро устаревают, непрерывно и постоянно повышать свою квалификацию.

Заключение

В настоящее время в связи со стремительным развитием техники и технологий во всех областях деятельности общества требования к проектированию объектов дизайна меняются и растут, изменяются условия рынка труда, формируются новые тенденции социально-культурных взаимосвязей, постоянно трансформируются технологии поиска концептуальных решений в дизайн-проектировании.

Практико-ориентированный метод обучения формирует и повышает у студентов творческую, познавательную и научно-исследовательскую деятельность, в результате подготовка к будущей специальности становится эффективнее. Выполнение практико-ориентированных проектов формирует профессиональное мышление студента, способного отвечать требованиям современного рынка труда, быть востребованным специалистом многопрофильного уровня. «Атлас новых профессий» прогнозирует, что к 2030 г. исчезнет 57 «традиционных» профессий и при этом появится 186 новых [6].

Сегодня преподаватели дизайнерских кафедр – это одновременно дизайнеры и педагоги, и у каждой из этих обязанностей есть свои специфические особенности.

В результате выполненных исследований определены основные современные тенденции организации практико-ориентированного обучения студентов-дизайнеров:

– выполнение учебных проектов и дипломных работ по заказам предприятий;

– учебные и производственные практики необходимо проводить на производстве под руководством преподавателя и заказчика;

– организация участия проектов в студенческих выставках, конкурсах и конференциях;

– учитывается меняющаяся структура профессии, современные тенденции профессиональной деятельности;

– изучение современных графических программ, информационных технологий и применение их в работе над проектом;

– необходимость постоянного повышения квалификации во всех областях профессии;

– самостоятельное изучение творчества ведущих дизайнеров и архитекторов мира.

Современное профессиональное образование требует подготовки квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, широко образованных, обладающих знаниями и навыками в смежных областях деятельности, способных к работе по специальности, ориентированных на социальную и профессиональную мобильность.

Рассмотренные в статье направления и тенденции являются неполным перечнем вопросов, которые решают дизайнеры при организации городской среды [7].