Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ORGANIZATION OF GRAPHIC ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF ART PEDAGOGY

Reshetnikova E.N. 1
1 Omsk State Pedagogical University
The article outlines the multidimensional use of art pedagogy in the practical activities of specialists. The necessity of introducing art pedagogy into the educational process of preschool educational institutions at the present stage of development of education is substantiated. The relevance of the disclosure of creative potential in children of senior preschool age was emphasized by means of fine (sculpture, drawing, painting) art and the need for purposeful organization of the perception of his works to enrich the artistic and aesthetic experience of pupils. Designated pedagogical tasks solved by means of art in practice in art-pedagogical activities. The experience of using the means of art pedagogy for the formation of an aesthetic attitude to works of art and enriching the artistic image in the works of children 5-7 years is described. The definition of art classes is given, the structure and features of its conduct in a pre-school educational institution are described. The significance of the use of art teachers for children’s creativity is revealed. Describes the requirements for the teacher. In the process of implementing an additional general educational program of artistic orientation, the tasks of artistic and aesthetic perception, familiarization with artistic and expressive means of art, and tasks contributing to the mastery of new techniques and techniques of drawing were solved. The solution of these problems allowed us to determine the level of development of abilities that positively affect the artistic and figurative expressiveness in children’s drawings.
art pedagogy
art
perception
preschoolers
visual activity
additional education

Искусство, как средство преобразования внутренних ресурсов человека, способствует творческому осмыслению окружающего мира, формированию общечеловеческих ценностей, а значит, воспитанию гармонично развитой личности. Обновление содержания системы образования в рамках нацпроекта «Образование» позволяет рассматривать искусство как основу исторических и культурных традиций, как средство развития образовательного пространства.

Одним из новых практико-ориентированных направлений развития педагогической науки является арт-педагогика (Н.А. Вершинина, Л.А. Ивахнова, Е.Н. Кузнецова, Н.Ю. Сергеева), которая открывает безграничные возможности, в том числе и для педагогов-практиков. Как синтез педагогики и искусства, она способна решать педагогические задачи не только с помощью искусства, но и творческой деятельности, и не может быть аналогом или заменой терапии [1, с. 71]. Дополняя художественное образование и воспитание, арт-педагогика не ставит цели специального серьёзного художественного образования. (Е.Н. Кузнецова, Н.Ю. Сергеева, Л.А. Маковец, Е.В. Таранова).

В последние десятилетия в России возрос интерес к возможностям профессионального применения потенциала искусства (народного, классического) для совершенствования процесса образования, о чём свидетельствуют научные исследования учёных: Е.А. Медведевой, Н.Ю. Сергеевой, А.Ю. Сметаниной, О.В. Шатуновой, А.У. Уматовой, Е.В. Тарановой и др. Многоаспектность использования арт-педагогики в практической деятельности специалистов позволяет обозначить следующие направления: нравственное воспитание дошкольников и школьников (А.Г. Кузнецова, А.Ю. Сметанина, Е.В. Таранова, А.У. Уматова и др.); физическое воспитание студентов и школьников (Т.А. Соколова, М.В. Катренко, Н.Ю. Шумакова и др.); профессиональная подготовка будущих учителей (Л.А. Ивахнова, Н.Ю. Сергеева, Ж.С. Валеева, С.А. Тяглова и др.). Сегодня ведётся поиск инновационных технологий, методов и приёмов привлечения искусства, его видов и жанров в образовательный процесс.

Материалы и методы исследования

Целью нашего исследования стало теоретическое обоснование, практическая разработка и экспериментальная проверка эффективности введения арт-педагогических средств в изобразительную деятельность старших дошкольников.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности и значение развития изобразительной деятельности в образовании и воспитании детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучить теоретические основы проблемы развития изобразительной деятельности детей 5–7 лет.

3. Определить влияние арт-педагогических средств на выразительность образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста.

4. Обосновать педагогические условия формирования у старших дошкольников умений, влияющих на уровень развития изобразительной деятельности.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанных методов, приёмов, способов формирования у старших дошкольников умений создавать в рисовании выразительный образ средствами арт-педагогики для развития изобразительной деятельности.

Предмет исследования: содержание и методика формирования у старших дошкольников умений создавать в рисовании выразительный образ.

Объект исследования: процесс изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Методами исследования стали:

– анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, позволивший изучить теоретические основы проблемы развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста и его значение для всестороннего развития детей.

– эксперимент, проводимый на базе дошкольного образовательного учреждения. Для реализации программы дополнительного образования «Образ. Творчество. Дошкольник» были созданы условия: занятия проходили во второй половине дня в кабинете изодеятельности, один раз в неделю в рамках изостудии. Два занятия по 30 мин проходили вместе с интервалом в 10 мин, позволяющим использовать художественно-развивающие игры, динамические паузы, конструктивные беседы, «минутки любования» и т.д. Тем самым экономилось время на организацию рабочих мест. Программа представляла комплекс творческих заданий, организацию восприятия произведений искусств (изобразительное, словесное, музыкальное). В задачи входило знакомство со средствами выразительности искусства и художественных детских работ и их использование в детской изобразительной деятельности. Часть заданий была направлена на изучение новых техник рисования и технических приёмов, не используемых воспитателями в основной программе дошкольного учреждения и во внеурочной деятельности. Кроме этого, в эксперименте было использованы наблюдение и анализ продуктов детской изобразительной деятельности. В исследовании участвовало две группы по 12 воспитанников: экспериментальная и контрольная, в которой испытуемые не посещали изостудию.

Необходимость привлечения средств арт-педагогики в образовательный процесс дошкольных учреждений обусловлена важностью данного периода для формирования эстетических чувств и накопления творческого потенциала (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и чувственного познания окружающего мира (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина). Познание средствами разных видов искусств обогащает эстетический опыт ребёнка и содействует его творческому проявлению в изодеятельности.

Привлечение арт-педагогических средств обусловлено существованием противоречий на современном этапе гуманитаризации образования:

– между потребностью общества в гуманистически развитой личности и недооценкой возможностей воспитанников к творческому освоению искусства в дошкольных учреждениях;

– между требованиями Государственного стандарта в развитии предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства и отсутствием условий для систематической деятельности в данном направлении в дошкольных учреждениях;

– между потребностью общества в переосмыслении форм приобщения детей дошкольного возраста к искусству и традиционной практикой организации данной деятельности.

Воздействуя на ребёнка эмоционально, произведения искусства развивают познавательный интерес и художественный вкус, способствуют личностному росту ребёнка, содействуют развитию эмоционально-образного познания, эстетическому отношению к художественной деятельности. Искусство способно формировать эстетические чувства дошкольника, положительно влиять на его художественное развитие, обогащать опыт творческой деятельности при условии организации деятельности. Детское изобразительное творчество – это «процесс корреляции ребёнком личностного опыта и художественно-изобразительного потенциала в процессе усвоения традиций искусства» [2, с. 47]. Этот опыт позволяет ребёнку в старшем дошкольном возрасте видеть разницу между реальным и изображаемым и оценивать произведения искусства, высказывая своё отношение к ним.

Реализация программы художественной направленности «Образ. Творчество. Дошкольник» позволила использовать средства арт-педагогики для решения таких педагогических задач, как:

– создание условий для проявления познавательного интереса, обогащения представлений об окружающем мире и мотивации на изобразительную деятельность,

– развитие восприятия художественных образов в произведениях искусств, детских творческих работах и осознание детьми взаимосвязи между образами и средствами выразительности;

– воспитание интереса к произведениям искусства (музыкального, словесного, изобразительного), формирование элементарных представлений о его видах и жанрах;;

– ознакомление с «языком» искусства (средствами образной выразительности, техниками и техническими приёмами) и содействие желанию использовать средства выразительности на практике;

– овладение изобразительными техниками, приемами и навыками в работе с художественными материалами, так как умение обращаться с ними способствует развитию и самовыражению ребёнка [3].

Отличительной особенностью данной программы является реализация задач образной выразительности. Работа над созданием образа проходит в несколько этапов (4–5 занятий), включая восприятие произведений искусства, эскизирование на этапе «замысливания» образа, подбор техник, технических приёмов и использование их сочетаний, выполнение творческих заданий – упражнений. Часть заданий – знакомство с новыми техниками рисования (1–2 занятия на технику): «Потрескавшийся воск», «Монотипия пейзажная», «Грифонаж», «Акварель + фломастеры» и др. Изучаемые техники мы рассматриваем в произведениях художников и в детских художественных работах сверстников. Обязательное условие – восприятие нескольких вариантов произведений. При восприятии ребенок учится не только воспринимать, но и осмысливать художественный образ произведения, эмоционально переживать его, находить изобразительно-выразительные средства для воплощения собственного видения образа в своей изобразительной деятельности.

Основополагающими признаками арт-педагогики является процесс, в котором «взаимосвязаны художественное развитие, эстетическое воспитание, обучение и художественно-творческая деятельность» [4, с. 63]. При этом воспитательные задачи способствуют формированию личностных качеств, отношения к себе, другому человеку, обществу, природе. Их выполнение помогает при организации коллективной деятельности, в отношениях между педагогом и воспитанниками, в приобретении коммуникативных навыков. О приоритете воспитательных целей в арт-педагогической деятельности «говорят» исследования Е.В. Тарановой, А.Г. Кузнецовой, А.У. Уматова и др. Благодаря их решению создаются условия, благоприятно влияющие на адаптацию личности в социуме, на развитие её самостоятельности и отзывчивости.

Решение развивающих задач в изобразительной деятельности дошкольников способствовало развитию мотивационной, эмоционально-ценностной сферы; развитию психических процессов; этических и эстетических чувств. Решение образовательных (технических) задач было направлено на развитие трудовых навыков, технических умений и приёмов; на ознакомление детей с новыми техниками рисования. В программу вошли творческие задания с эскизной проработкой образа; художественно-развивающие игры; экскурсии в музей изобразительного искусства, проблемные и игровые ситуации, направленные на решение задач образной выразительности рисунков.

Используемые нами средства арт-педагогики: произведения искусства, процесс восприятия, художественно-развивающие игры, нетрадиционные техники и технические приёмы рисования, дидактические пособия, организация выставок, артзанятия и др. – способствовали развитию эстетического отношения к произведениям искусства и обогащения художественного образа в изобразительной деятельности детей. Например, в рисовании на тему «Натюрморт для мамы» у многих детей появилось желание нарисовать для мамы её любимые цветы как на репродукциях с картин художников, дополнить фон рисунка интересными деталями. Особый интерес у дошкольников вызвало использование в рисовании печатей из ластика, поролона и короткостриженых кистей для приёмов «тычком» и «прокручивание». Практика показала, что в технике «Граттаж» детям не интересен длительный процесс подготовки бумаги с помощью воска, поэтому мы использовали желток. Поверхность бумаги становится глянцевой и на неё легко ложится тушь без добавок.

Для определения уровня развития способностей, влияющих на образную выразительность детских рисунков, была выбрана и адаптирована методика «Критерии оценки и показатели уровня художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста». Н.В. Шайдуровой [5, с. 127]. Были выделены критерии выразительности детского рисунка:

1. Технологичность. Владение специальными художественно-изобразительными знаниями, умениями, навыками. В процессе изобразительной деятельности и в её продуктах (рисунках) учитывалось: умение передавать форму предмета, соблюдение пропорций; владение формообразующими движениями; плановое построение композиции, умение пользоваться карандашом, кистью и красками.

2. Образность. Развитие способности восприятия произведений искусства. Показателями стали способности: эмоционально реагировать на произведения и высказывать простейшие суждения; проявлять устойчивый интерес к прекрасному; различать виды и жанры изобразительного искусства, видеть их особенности; умение использовать средства образной выразительности.

3. Индивидуальность. Учитывалась творческая активность дошкольника в изодеятельности, к экспериментированию с художественно-выразительными средствами рисунка и живописи, оригинальность замысла, увлечённость и эмоциональность процесса создания образа в рисунке.

При оценивании учитывался уровень проявления интереса, самостоятельности и осознанности применения художественно-выразительных средств.

В процессе проведения арт-занятий решались задачи:

– освоение новых техник и использование технических приёмов для образной выразительности детских рисунков;

– овладение определёнными художественными средствами выражения и отображения;

– развитие творческого воображения, эмоциональной памяти;

– воспитание самоидентификации личности ребёнка;

– приобщение к общечеловеческим ценностям.

Арт-занятие – это форма организации образовательной деятельности и педагогического взаимодействия, построенная на интеграции художественного и учебно-воспитательного содержания. Особенностями организации арт-педагогического занятия в дошкольном образовательном учреждении является решение педагогических задач средствами искусства (не коррекционных) с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников с целью развития их познавательного интереса и желания в самореализации.

Структурно арт-занятие с детьми старшего дошкольного возраста планировалось как система этапов:

1. Мотивационно-установочный этап необходим для установления мотивационного компонента. Для дошкольников он может быть игровым, познавательным, созидательным, личностным и т.д. Создание проблемной ситуации, игровые приёмы способствуют развитию мотивации и помогают педагогу выстраивать этапы деятельности.

2. Организационный этап – этап планирования деятельности детей. В арт-педагогике всегда есть место импровизации, поэтому данный этап позволяет педагогу внести коррективы в запланированную им деятельность. Для детей цели могут быть игровыми, например игра-путешествие, в процессе которого решаются педагогические задачи.

3. Этап совместной деятельности может быть выделен в отдельный этап, а может входить в индивидуальную работу с детьми в процессе изобразительной деятельности. На этом этапе мы используем эскизы и черновики, на которых педагог может повторить для конкретного ребёнка важную часть информации или объяснить материал по-новому, учитывая его индивидуальные особенности. Этот приём даёт дошкольнику возможность выбора пути решения проблемы, не претендуя на самостоятельность его творческого решения. Например, показ новой техники рисования и знакомство с этой техникой на примере репродукций картин.

4. Этап самостоятельной деятельности присутствует на всех практико-ориентированных занятиях и является важным в плане выполнения творческого задания. Педагог должен быть готовым к импровизации как проявлению детской инициативы.

5. Оценочно-рефлексивный этап необходим педагогу для выявления уровня понимания и усвоения материала детьми. Детям – для осознания того, чему они научились, что узнали нового для себя, где смогут применить знания и умения. Рефлексия эмоционального состояния и настроения позволяет педагогу выявить эмоциональный настрой и уровень удовлетворённости воспитанников от проведённого занятия и оценить свою деятельность.

Арт-педагогическое занятие воздействует на эстетическую и эмоционально-нравственную сферу личности ребёнка, упрощает процесс общения педагога и воспитанника. Оно способно вооружить дошкольника механизмами самореализации и саморазвития, а значит, помочь ему в решении проблемы образной выразительности. Педагог, по мнению специалистов, должен уметь формировать свой стиль деятельности, ломая привычные стереотипы; испытывать потребность в самообразовании и самореализации. При проведении арт-педагогической деятельности педагогу необходимо знать основы педагогического творчества, владеть основами риторики, драматургии, умением применять их на практике и быть готовым к импровизации.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведённый нами эксперимент подтвердил гипотезу о том, что развитие изобразительной деятельности детей 5–7 лет средствами арт-педагогики будет эффективным, если в процессе обучения будут учтены теоретические основы развития изобразительной деятельности; включены средства арт-педагогики в содержание и методику обучения рисованию; занятия будут направлены на образную выразительность в рисунках детей; процесс обучения будет осуществляться во взаимодействии восприятия с практической изобразительной деятельностью.

В рисунках детей экспериментальной группы отмечена оригинальность замысла, которая базируется на наблюдениях и впечатлениях, полученных во время реализации программы. Восприятие произведений искусства и художественных детских работ расширило границы представлений дошкольников о художественно-выразительных средствах искусства. Выбор художественного материала, практическое освоение разнообразных техник рисования облегчили процесс создания образа. Приобретённые знания, умения, навыки помогли дошкольникам в создании образов, что положительно повлияло на выразительность рисунков, а значит, на развитие изобразительной деятельности в целом.

Научная новизна исследования проблемы развития изобразительной деятельности заключается в использовании арт-педагогических средств для положительного влияния на образную выразительность рисунков детей 5–7 лет. Уточнено содержание понятия «арт-занятие» для детей старшего дошкольного возраста и особенности его проведения. Для диагностики выразительности в детском рисунке уточнены критерии оценки (технологичность, индивидуальность, образность) и показатели уровня сформированности выразительности в детском рисунке.

Заключение

Исследование показало, что рост уровня восприятия обусловливает качественные изменения в степени овладения детьми средствами образной выразительности при создании рисунков. Также наше исследование выявило зависимость уровня восприятия от включения в него различных средств арт-педагогики, которые содействуют нахождению ребенком различных способов воплощения замысла и положительно влияют на технику рисования в процессе изобразительной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация программы дополнительного образования с использованием разнообразных средств арт-педагогики положительно влияет на развитие изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста и может быть применена в практике работы дошкольных учреждений.