Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE ALL-RUSSIAN SPORTS CHAMPIONSHIP FOR STUDENTS WITH DISABILITIES

Evtushenko I.V. 1 Korostelev B.A. 2 Ter-Grigoryants R.G. 2 Kotova G.L. 2 Tikhonova M.Yu. 2 Chernyshkova E.V. 3
1 Moscow Pedagogical State University
2 ANO «Scientific and Methodological Center of Education Upbringing and Social Protection of Children and Youth «SUVAG»
3 Volgograd boarding school № 7
In accordance with the provisions of the theory of heterogeneity of the structure of deviating development, a combination of the primary disorder, most closely associated with the biological factor of an organic nature, with secondary social disorders that impede the mastery of communication skills, the success of learning and socialization. One can single out the tertiary disorders of a psycho-traumatic nature, including negative experiences of one’s own failure in self-realization, self-expression, as well as destructive behavioral models. It is the tertiary violations that become the most serious obstacle in establishing primary contact with a child with disabilities, reinforcing stable patterns of impaired behavior. It has been established that the most effective in overcoming tertiary violations are accessible and interesting for children activities that are positively evaluated by society, such as: play games, sport, creativity, skills. The formation of a child’s self-reliance is a powerful factor in overcoming and compensating for secondary and primary violations. The article substantiates the need for sports championship for the successful socialization of children with disabilities and their integration into society. The results of a study conducted by SUVAG during the implementation of the project «Conducting sports championship for students with disabilities» under the Government Contract with the Ministry of Education and Science of the Russian Federation № 07.D06.12.0012 of May 21, 2018 are presented.
sports championship
physical education
students with disabilities

Проблема физического развития является одной из значимых в процессе социализации современной молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями, далее – ООП) [1]. Ее актуальность подтверждается исследованиями известных отечественных специалистов (Б.В. Белявский [2], С.П. Евсеев [3], В.М. Мозговой [4]). Стратегическими задачами государственной политики в области физического воспитания обучающихся с ООП являются положения, определяемые отечественным законом, указами Президента, распоряжениями и постановлениями Правительства Российской Федерации [5]. Среди мер, направленных на повышение качества жизни, здоровья подрастающего поколения и образования, изложенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», обозначена необходимость формирования модели здорового образа жизни и отказа от вредных привычек, создания условий, обеспечивающих систематические занятия физической культурой, спортом; достижение к 2024 г. таких критериев: конкурентоспособность на международном рынке образования российских образовательных моделей, занятие Россией места в десятке опережающих по качеству образования стран мира; становление гармоничной разносторонне развитой личности, обладающей социальной ответственностью, духовно-нравственными качествами, народными традициями, историческими и национально-культурными ценностями; реализация на всех уровнях общественного образования инновационных моделей, технологий обучения и воспитания, обеспечивающих активизацию положительных мотивов к обучению и самоорганизацию обучающихся в образовательном процессе; усовершенствование системы раннего выявления, помощи, развития потенциальных возможностей и способностей к творчеству у подрастающего поколения, созданной на принципах гуманизации, доступности; повышение качества образования, путем реализации адаптированных, вариативных, практико-ориентированных образовательных программ.

Актуальная ситуация, как в нашей стране, так и в мире, может быть представлена тенденцией к увеличению численности обучающихся с ООП, нуждающихся в обеспечении специальными условиями образования, физического воспитания, создании коррекционно-развивающих режимов [6–8]. По данным Росстата на 13 апреля 2018 г. среди несовершеннолетних в России насчитывалось 651 000 детей с инвалидностью [9]. Согласно данным заместителя министра просвещения России Т.Ю. Синюгиной, общее количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), нуждающихся в обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП) – более одного миллиона человек [10]. Примерно половина детей с ОВЗ обучается в специальных образовательных организациях и пропорционально по четверти от общей численности детей с ОВЗ обучаются в специальных классах общеобразовательных организаций и в обычных классах совместно с детьми с нормативным развитием.

Цель исследования: вовлечение лиц с ООП в процесс регулярных занятий физической культурой и спортом, сопровождаемое укреплением их здоровья, пропагандой здорового образа жизни с помощью проведения Всероссийской спартакиады для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (далее – Спартакиада).

Материалы и методы исследования

Для реализации цели в период с 17 по 21 сентября 2018 г. в Москве была организована и проведена Всероссийская спартакиада для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Организатором Спартакиады выступило Министерство просвещения Российской Федерации с помощью научно-методического центра образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ», выступившего исполнителем проекта «Проведение спартакиады для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ», имеющего богатейший опыт проведения Всероссийских мероприятий (Ставропольский край, 2014; Брянск, 2015; Ульяновск, 2016; Московская область, 2017) [11; 12]. Задачами Спартакиады были определены следующие положения: пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата; популяризировать физическую культуру и спорт, гуманистические идеалы Паралимпийского (Сурдлимпийского) движения; обобщать и распространять опыт организации адаптивного спорта обучающихся с ООП; социально адаптировать обучающихся с ООП с помощью расширения жизненного опыта и социальных контактов; привлечь внимание общества к проблемам функционирования физической культуры и спорта для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Участие в Спартакиаде приняли 298 обучающихся из пятидесяти регионов Российской Федерации обоего пола в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, обучающихся в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы: для детей с нарушениями слуха, с нарушениями зрения; с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учет различных функциональных возможностей отдельных категорий спортсменов способствовал их дифференциации по следующим категориям: группа «А» – обучающиеся с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие или позднооглохшие, перенесшие операции по кохлеарной имплантации; группа «В» – обучающиеся, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата с различной степенью поражения: от незначительных ограничений двигательных функций до значительных ограничений функций нижних конечностей, с последствиями детского церебрального паралича; группа «С» – обучающиеся с нарушениями зрения: слепые, слабовидящие. В Официальном Положении о Всероссийской спартакиаде для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (Письмо Министерства просвещения от 13 августа 2018 г. № ТС-1715/07) были установлены условия проведения Спартакиады по видам адаптивного спорта, формы проведения соревнований и критерии оценки. В личном, командном и общекомандном зачете определялись победители и призеры среди юношей и девушек, отдельно для групп «А», «В» и «С»: а) в каждой дисциплине, по лучшему результату; б) по каждому виду адаптивного спорта, по наименьшей сумме мест, занятых участником / командой в отдельных дисциплинах. При проведении соревнований по легкой атлетике и гимнастике внутри группы «В» применялись разные нормативы выполнения упражнений для участников с детским церебральным параличом и участниками с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Например, по легкоатлетической дисциплине «Метание мяча»: юноши с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 2 кг, девушки с с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 1 кг, участники с детским церебральным параличом – 1 кг. Были созданы специальные условия проведения соревнований для тотально слепых участников Спартакиады (бег в тандеме, шашки для слепых, предоставление информационных и раздаточных материалов с использованием рельефно-точечного шрифта). Для глухих участников Спартакиады обеспечивался перевод на русский жестовый язык.

Мероприятия проводились в «Центральном спортивном клубе Армии» (рис. 1).

evtuh1.tif

Рис. 1. Торжественная церемония открытия Спартакиады

Соревнования среди участников Спартакиады включали три вида адаптивного спорта: легкая атлетика (бег на дистанцию 30 и 60 м (рис. 2); прыжки в длину с места толчком двумя ногами (рис. 3); метание набивного мяча весом 1 или 2 кг двумя руками из-за головы (рис. 4)); гимнастика (подтягивание из виса на высокой перекладине, подтягивание из виса на низкой перекладине с высотой грифа 90 и 110 см; максимальное количество поднимания туловища из положения лежа на спине на время (за 1 мин); сгибание и разгибание рук в упоре лежа на бедрах на полу, сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу); соревнование по шашкам.

evtuh2.tif evtuh3.tif evtuh4.tif

Рис. 2. Бег 60 м Рис. 3. Прыжок в длину Рис. 4. Метание мяча

В процессе соревнований Спартакиады проводилось подведение личных, командных и общекомандных зачетов. В личных зачетах победители и призеры среди девушек и юношей определялись отдельно для групп «А», «В» и «С»: каждая дисциплина, лучший результат; каждый вид адаптивного спорта, наименьшая сумма мест, занятая участником в отдельных дисциплинах. Победители и призеры определялись в соответствии с действующими правилами видов спорта. Командные зачеты определяли победителей и призеров среди команд субъектов Российской Федерации: каждый вид спорта раздельно для групп «А», «В» и «С»; каждый вид спорта, наименьшая сумма итоговых мест, занятых командами субъекта Российской Федерации по трем группам: группа «А» + группа «В» + группа «С» (победителями становились команды, участники которых заняли большее количество первых, вторых, третьих мест). В общекомандном зачете победители и призеры среди команд субъектов Российской Федерации были определены раздельно по группе «А», группе «В» и группе «С». Победителями и призерами считались команды, набравшие наименьшие суммы командных мест, занятых по трем видам адаптивного спорта в каждой отдельной группе. Каждая команда субъекта Российской Федерации суммировала места, занятые участниками команды в легкой атлетике, гимнастике и шашках, отдельно по группе «А», группе «В» и группе «С». Победили команды, участники которых вышли на большее количество первых, вторых, третьих мест. Главным судьей был назначен С.Г. Халатян, заслуженный тренер России, подготовивший победителей и призеров Сурдлимпийских игр, чемпионата России по легкой атлетике среди глухих и слабослышащих спортсменов (Кирилл Цибизов, Кирилл Парахин и Дмитрий Кочкаров).

Для более успешной социализации обучающихся, многие из которых впервые получили возможность попасть в Москву, были организованы такие культурно-досуговые мероприятия, как вечер знакомств, дискотека, мастер-класс «Олимпийский урок», игровые мероприятия; экскурсионные поездки; посещение музеев Москвы. Для повышения профессиональной квалификации педагогических работников и сопровождающих, среди которых были медицинские, социальные работники и родители, был проведен семинар по вопросам развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

Результаты исследования и их обсуждение

Призовые итоговые общекомандные места завоевали: I место – команда Свердловской области; II место было распределено между командами Алтайского края и Воронежской области; команда Московской области заняла призовое III место. Победителями и призерами в общекомандных зачетах среди обучающихся с нарушениями слуха стали: I место – команда города Москвы; II место – команда Пензенской области; III место – команда Волгоградской области; среди обучающихся с нарушениями зрения: I место – команда Свердловской области; II место – команда Московской области; III место – команда Ивановской области; среди обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: I место – команда Алтайского края; II место – команда города Москвы; III место – команда Республики Тыва. Победителями и призерами в общекомандном зачете по легкой атлетике стали: I место – команда Московской области; II место – команда города Москвы; III место – команда Волгоградской области. В общекомандном зачете в соревнованиях по легкой атлетике среди обучающихся с нарушениями слуха победителями и призерами стали: I место – команда города Москвы; II место – команда Волгоградской области (рис. 5); III место – команда Краснодарского края; среди обучающихся с нарушениями зрения: I место – команда Московской области; II место – команда Свердловской области; III место – команда Ивановской области; среди обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: I место – команда Алтайского края; II место – команда города Москвы; III место – команда Республики Тыва.

Победителями и призерами в общекомандном зачете по гимнастике стали: I место – команда Свердловской области; II место – команда города Москвы; III место – команда Воронежской области. В общекомандном зачете в соревнованиях по гимнастике среди обучающихся с нарушениями слуха на Спартакиаде победителями и призерами стали: I место – команда Чеченской Республики; II место – команда Пензенской области; III место – команда Ленинградской области; среди обучающихся с нарушениями зрения: I место – команда Свердловской области; II место – команда Ивановской области; III место – команда города Москвы; среди обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: I место – команда города Москвы; II место – команда Алтайского края; III место – команда Республики Тыва.

evtuh5.tif

Рис. 5. Дебютанты Спартакиады, команда Волгоградской области

Победителями и призерами в общекомандном зачете по шашкам стали: I место – команда Алтайского края; II место – команда Чеченской Республики; III место – команда Свердловской области. В общекомандном зачете в соревнованиях по шашкам среди обучающихся с нарушениями слуха победителями и призерами стали: I место – команда Липецкой области; II место – команда Нижегородской области; III место – команда Удмуртской Республики; среди обучающихся с нарушениями зрения: I место – команда Свердловской области; II место – команда Республики Бурятия; III место – команда Омской области; среди обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: I место – команда Алтайского края; II место – команда города Москвы; III место – команда города Москвы.

Мониторинг региональных сайтов средств массовой информации, органов управления образованием, отдельных образовательных организаций (Алтайский край, Брянская область, Республика Крым, Липецкая область, Москва, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Ростовская область, Свердловская область, Республика Тыва, Тюменская область, Ярославская область) продемонстрировал высокую оценку, данную участниками организаторам Спартакиады. Результатом подобных мероприятий становится популяризация адаптивного спорта, выделение дополнительного финансирования региональными органами управления для строительства новых спортивных сооружений, обеспечения спортивным оборудованием и инвентарем образовательных организаций, реализующих АООП для обучающихся с ООП.

Заключение

В ходе исследования было подтверждено предположение об эффективности проведения Всероссийской спартакиады для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ для их привлечения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни. Было доказано, что внеурочная деятельность, включая дополнительное образование, существенно дополняя урочные формы работы, являясь наиболее предпочтительной для обучающихся с особыми образовательными потребностями, выступает мощным эффективным фактором успешной социализации, самореализации и интеграции обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в современное общество, опираясь на добровольный выбор технических, естественно-научных, творческих, художественных, спортивных доступных видов деятельности [13–15].