Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PAGE HISTORY YARANSK TECHNOLOGY COLLEGE: THE POST-SOVIET PERIOD

Chibakov A.S. 1 Kravchenko T.A. 1
1 Yaransk technological College
This paper completes the series of publications which the authors dedicated to the history of Yaranskiy technology College, the successor of the school of crafts, which became the efforts of the Zemstvo, one of the first professional educational organizations on the Vyatka land. This paper highlights the main events in the life of the institution during the post-Soviet years: from the early 90-ies of the last century to the present day. Keeping the chronology, the problems faced by the institution after the transition of the Russian economy to the market path of development are considered. Actions of the management and collective of the educational organization on the solution of the situations connected with new approaches to financing in education, increase of inquiries of society to quality of training, actual directions of professional training, vacancies in the labor market, introduction of personal and practice-oriented pedagogical technologies, modern forms of cooperation and partnership, demographic problems are called. The change of the status of the educational institution in 2010, when the school became a technical school, is mentioned. The activity of students and their achievements in various activities, including participation in the championship of young professionals of WorldSkills Russia and the Abilympics movement are noted. Current reference data on the technical school are indicated. Employees and veterans of the organization who have devoted to educational institution more than 30 years are listed.
history of vocational education
education in the Kirov region
modernization of vocational education
vocational school
technological College

В наших статьях, посвященных открытию в 1873 г. в городе Яранске ремесленной школы и ее развитию в дореволюционный и советский периоды, раскрываются предпосылки возникновения одного из первых в Вятской губернии учебных заведений для подготовки кустарных мастеров, а также анализируются и обобщаются факты и сведения о наиболее значимых в судьбе школы (училища) событиях до начала 1990-х гг.

В частности, главными причинами создания школы называются понимание земской властью потребности развивать кустарные промыслы и необходимости сокращать затраты на приобретение инструментов и инвентаря в соседних уездах и регионах, а также целенаправленные решения и активные действия земства по изысканию необходимых возможностей для организации и содержания учебного заведения. В свою очередь создание ремесленной школы способствовало экономическому и культурному росту Яранского уезда и Вятской губернии в конце XIX – начале XX вв. [1].

В советские годы смена статусов учебного заведения – учебно-производственная мастерская, профтехшкола, школа тракторных механиков и бригадиров, школа и училище механизации, профтехучилище, сельское и среднее профтехучилище – с периодичностью примерно 10 лет позволила выделить цикличность исторических перемен в советской системе профессионально-технического образования с неуклонным повышением требований к содержанию и качеству обучения. Достижением социализма стало создание эффективной государственной системы подготовки рабочих и служащих для всех отраслей экономики. А образовательная организация вышла на высокий уровень материального развития [2].

В статье, завершающей цикл наших публикаций по истории Яранского технологического техникума, которому в июне 2018 г. исполнилось 145 лет, перейдем к новейшим страницам, запечатлевшим события, происходившие после распада СССР по настоящее время.

Цель исследования: анализ фактов истории Яранского технологического техникума за постсоветский период и выявление эффективности решений руководства по обеспечению функционирования учебного заведения в условиях рыночных отношений, социально-экономических напряжений, нормативно-подушевого финансирования, модернизации российского образования.

Материалы и методы исследования

Сведения по истории Яранского технологического техникума, информация о реформировании российского образования, процессах модернизации профессионального образования, преобразованиях системы образования Кировской области в совокупности составили материал исследования. Исторические данные получены из фондов образовательного учреждения, публикаций в периодических изданиях, воспоминаний современников, ресурсов сети Интернет. Список литературы включает 15 источников.

Поставленная цель достигалась в ходе бесед, качественного и количественного анализа фактического материала, а также с помощью нарративного, историко-генетического, сравнительного, топологического и структурного методов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Первый Указ первого Президента РФ Б.Н. Ельцина «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» в июле 1991 г. был принят работниками образования и общественностью с надеждами на перспективные перемены. Но в реальности документ оказался лишь декларацией [3, с. 32]. Несмотря на закрепленные Конституцией РФ (статья 43) и федеральным законом РФ «Об образовании» в июле 1992 г. правовые основы образования, в частности, на получение профессиональной подготовки в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, и установление данным законом уровня начального профессионального образования (НПО), либеральные политические иллюзии и популистские заявления только ухудшали ситуацию в сфере образования. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О неотложных мерах по поддержке системы образования» в марте 1994 г. формировались единые фонды социальной защиты образовательных организаций. Однако целевое пополнение их средствами осуществлялось несвоевременно и далеко не в предусмотренных размерах. Задача приоритетного государственного материально-технического обеспечения учебных заведений, поставленная Президентом РФ, не выполнялась.

Существенные преобразования в педагогическом процессе и хозяйственной деятельности Яранского профессионально-технического училища начались с изменением государственной поддержки профессионального образования, когда возникла насущная потребность в самофинансировании. Проблема сохранения в штате опытных мастеров производственного обучения и преподавателей требовала поиска новых способов функционирования в условиях зарождающейся рыночной экономики. Непростую задачу руководству учебного заведения удалось решить, подготовив и воплотив за короткий срок программу развития организации. Ее разработкой занимались директор, В.Н. Лобанов и руководители основных структурных подразделений. Программа опиралась на следующие положения:

– переход от подготовки кадров для производства к профессиям сервиса с учетом ситуации на рынке труда;

– увеличение направлений платной профессиональной подготовки;

– наращивание объемов и расширение ассортимента выпускаемой продукции и оказываемых услуг населению, не связанных с образованием.

Реализация программы требовала значительных финансовых средств и квалифицированных специалистов. А социальное напряжение тем временем только нарастало. Опрос общественного мнения, по данным Российского независимого института социальных и национальных проблем, в декабре 1996 г. показал, что ситуацию в образовании оценили как кризисную или катастрофическую 82,8 % респондентов [3, с. 34]. Несколько учебных заведений профессионального образования Кировской области закрылись. Задолженность по зарплате сотрудникам Яранского профтехучилища в 1997 г. достигла суммы за 4 месяца.

Мобилизация внутренних ресурсов организации позволила получить доходы от платных образовательных услуг, съемного проживания в комнатах общежития, автомобильных перевозок и деятельности учебного хозяйства, рентабельность которого превышала 200 %. В результате удалось избежать крайних сценариев, рассчитаться по зарплате с работниками, постепенно преодолеть кризис и приступить к решению задач созидания.

Расходы федерального бюджета на образование продолжали сокращаться. Если в 1992 г. они составили 5,85 %, то после непрерывного снижения в 1998 г. – всего 3,45 %. Недофинансирование образования достигло 35 %. В то же время Постановление Правительства РФ «О концепции реформирования системы начального профессионального образования» в июле 1997 г. предусматривало разделение учреждений НПО на 4 группы (государственные федерального уровня, государственные уровня субъектов РФ, муниципальные и негосударственные), ставило задачу разработки государственных образовательных стандартов, конкретизировало вопросы собственности и бюджетирования.

Руководству училища приходилось рассчитывать только на собственные резервы, которые были определены и использованы. К хозрасчетным группам по подготовке электросварщиков, водителей автомобиля категории «В» и категорий «ВС» вскоре присоединились бухгалтеры-продавцы, трактористы-машинисты, пользователи ПК. В районных центрах Арбаж и Кикнур открылись филиалы учебного заведения. Контингент обучающихся превысил 600 человек. Занятия в бюджетных и внебюджетных группах вели подготовленные преподаватели и мастера производственного обучения. Учебный процесс был обеспечен необходимым оборудованием. Работа по формированию групп осуществлялась совместно с районными Центрами занятости населения. Развивались отношения социального партнерства и сетевого взаимодействия с предприятиями и организациями. Конкурс среди поступающих на бюджетные места вырос и составлял 2–3 человека на место.

На рубеже тысячелетий внедрение новшеств продолжилось. Лаборатория пекарей приступила к выпечке хлеба для столовой и для нужд работников учреждения. Населению города и пригорода предлагались услуги мельницы. Небольшая часть площадей учебного корпуса была передана юридическому лицу в аренду под продуктовый магазин.

В целом период с 1991 по 2000 г. отличает переплетение целенаправленности и спонтанности преобразований в системе образования, дифференциация и диверсификация системы профессионального образования. Новшества представляли как научно обоснованные, проверенные временем концепции, так и сомнительные эксперименты. Сменяющие друг друга проекты правительственных комиссий внедрялись без должного анализа, выявления достоинств и недостатков. В качестве положительных изменений отметим утверждение в 1993 г. коллегией Минобразования РФ модели учебного плана для учреждений НПО и утверждение в 1994 г. Правительством РФ порядка разработки, утверждения и введения ФГОС НПО, а также перечня профессий и специальностей НПО и типового положения об учреждениях НПО. Но крайне слабо система поддерживалась финансами. К примеру, в 1999 г. федеральный бюджет выделил только 30 % средств от потребности учреждений НПО. Как закономерный результат, к началу XXI в. система НПО «оказалась в наиболее трудном, по сравнению с другими ступенями образования, положении» [4, с. 7] и «отставала от требований промышленных предприятий к качеству подготовки рабочих кадров примерно на 10–12 лет» [5, с. 28]. Тем не менее в 2000 г. учебными заведениями НПО было подготовлено 762,8 тыс. квалифицированных рабочих и служащих.

В начале нового тысячелетия после эксперимента в ряде субъектов РФ преобразования в системах начального и среднего профобразования были связаны с передачей учреждений в региональное подчинение. На заседании Госсовета «О развитии образования в Российской Федерации» в августе 2001 г. к ведущим направлениям модернизации отнесены реформирование экономики образования и кардинальное обновление содержания обучения.

В 2003 г. полномочия по предоставлению начального и среднего профессионального образования (СПО) официально распространялись на субъекты РФ. По всей стране начался переход на нормативно-подушевое финансирование. На заседании Кабинета Министров РФ в декабре 2004 г. рассматривался вопрос о приоритетных направлениях развития образования. Решение виделось в расширении полномочий бизнес-сообществ, которым предстояло установить, чему и как учить.

Учреждения НПО Кировской области в 2005 г. отошли к Департаменту образования. В этот период остро обозначилась демографическая проблема. Спад рождаемости в 1990-е гг. отразился снижением числа поступающих в учебные заведения, в том числе в Яранское профессиональное училище. Одновременно резко сократился конкурс в вузах. Многие выпускники городских и сельских школ юго-западных районов области устремились в Киров и Йошкар-Олу с намерением поступить на бюджетные места, получить среднее профессиональное или высшее образование и устроиться впоследствии на работу в региональных центрах.

Социально-экономическая ситуация в стране и области быстро менялась. В сложном положении оказались предприятия, занимавшиеся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Рынок труда выявил избыток одних и нехватку других профессиональных кадров рабочих квалификаций. Новые условия ставили перед руководством учреждения задачи дальнейшего развития организации и подготовки востребованных работодателями выпускников.

Опыт, приобретенный в предшествующее десятилетие, оказался полезным и позволил подойти к проблеме с разных сторон. Администрацией и коллективом сотрудников под руководством директора училища, В.Н. Лобанова, его заместителей, Н.П. Шелеметева, В.А. Огнетова, Т.П. Жаровцевой, А.Н. Русинова, методиста И.Г. Чибаковой в ходе кропотливой работы по адаптации ресурсов и возможностей учебного заведения к новым условиям функционирования, решались вопросы:

– реализации актуальных для рынка труда юго-западного региона Кировской области программ профессиональной подготовки;

– развития учебно-материальной базы выстраиванием на новом уровне отношений с работодателями и социальными партнерами;

– повышения качества обучения, внедрения в педагогический процесс личностно- и практико-ориентированных технологий;

– подготовки к переходу на образовательные стандарты нового поколения;

– преемственности профессионального образования, получаемого по очной и заочной формам обучения, и др.

Были приняты непростые решения по прекращению подготовки в бюджетных группах портных и трактористов-машинистов, ликвидации учебного хозяйства и передаче земель муниципалитету, закрытию филиалов. На смену потерявшим спрос, пришли востребованные профессии «Мастер отделочных строительных работ» и «Оператор ЭВМ».

В период с 2000 по 2008 г. количество выпускников учреждений НПО в РФ неизменно уменьшалось от нескольких тысяч до десятков тысяч ежегодно. Наиболее ощутимо численность подготовки рабочих и служащих изменялась в 2003 г. (–23,8 тыс. человек к АППГ), 2006 г. (–22,8 тыс.), 2007 г. (–23,7 тыс.), 2008 г. (–51,3 тыс.). Всего в 2008 г. системой выпущено 604,7 тыс. рабочих, что составило 79,3 % от уровня 2000 г. Причиной явились процессы интеграции НПО и СПО. Как следствие, акцент сместился на обучение рабочих кадров в техникумах и колледжах, выпуск которых в 2006 г. составил 699,5 тыс. человек, что почти на 20 тыс. больше, чем в профессиональных училищах. Число учреждений НПО в стране с 3893 в 2000 г. уменьшилось до 2855 в 2008 г., а в Кировской области с 52 до 36. В то же время количество учреждений СПО в РФ, напротив, увеличилось с 2703 до 2784, при том, что государственных и муниципальных вместо 2589 стало 2535, а число негосударственных выросло со 114 до 249.

С 2002 по 2013 г. учебные заведения НПО Кировской области переживали реорганизацию в учебные заведения СПО. Название профессиональной образовательной организации в Яранске в 2001 г. изменилось на государственное образовательное учреждение профессиональное училище № 40 имени А.Д. Ваганова, а в 2003 год – на государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 40 имени А.Д. Ваганова.

Исторической вехой для учебного заведения и новой точкой отсчета стало распоряжение Правительства Кировской области № 139 от 04 мая 2010 г. «Об изменении типа и вида областных государственных образовательных учреждений» и приказ Департамента образования Кировской области № 5-348 от 19 мая 2010 г. В соответствии с данными документами изменился статус и название организации. На тожественной линейке 1 сентября 2010 г. в присутствии общественности, заместителя Главы Департамента образования Кировской области, А.М. Измайлова, корреспондентов районной газеты «Отечество», сотрудников заведения, родителей и обучающихся было объявлено новое наименование – государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Яранский государственный технологический техникум» (рис. 1). Новую вывеску открывали отличницы учебы Альбина Веверица и Надежда Зверева.

chib1a.tif chib1b.tif

Рис. 1. Церемония открытия технологического техникума (1 сентября 2010 г.)

С этого дня техникум приступил к подготовке специалистов среднего звена по специальности «Технология продукции общественного питания». На следующий год получить образование стало возможным по новым специальностям «Информационные системы» и «Страховое дело», а открывшееся заочное отделение занялось комплектованием групп технологов общественного питания и техников-электриков по эксплуатации и обслуживанию электрического и электромеханического оборудования. При этом лица, имеющие соответствующую рабочую квалификацию, по заочной форме смогли обучаться ускоренно.

В соответствии с федеральным законом № 260 от 10 ноября 2009 г. с 2011/12 учебного года в техникуме реализуются основные профессиональные образовательные программы, разработанные на основе ФГОС. В том же году после успешной защиты экономического проекта перед комиссией при Департаменте образования Кировской области в техникуме создан ресурсный центр по отрасли «Общественное питание». Закуплено оборудование для учебных лабораторий и столовой. Открыт буфет на 20 мест в общежитии. Воплощение замыслов позволило создать новые рабочие места, расширить ассортимент продукции столовой и пекарни, повысить уровень сервиса и обслуживать в установленные часы горожан. Вложенные в реализацию проекта почти 2 млн руб. окупились ранее чем через 2 года.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в редакции 2012 г. и государственная программа «Развитие образования на 2013–2020 г.» задали новые горизонты развития системы профобразования. Начались процессы интеграции учреждений, направленные на устранение дублирования профессий и специальностей, повышение эффективности использования финансов, материальных ресурсов и кадрового потенциала.

В 2013 г. Яранский технологический техникум присоединился к Всероссийскому добровольческому движению. Благотворительные и трудовые акции обучающихся стали регулярными. Тесное сотрудничество установлено с волонтерскими отрядами других образовательных и молодежных организаций, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, краеведческим музеем, епархией, домом-интернатом для престарелых и инвалидов и др. В декабре 2018 г. активность членов кружка «Волонтер» под руководством Т.А. Кравченко отмечена грамотой Главы администрации муниципального района.

К концу 2015 г. завершен процесс информатизации учебного заведения. В каждой учебной аудитории установлены ноутбуки или компьютеры с широкоформатными телевизорами или интерактивными досками. Линия оптико-волоконной связи и беспроводной Wi-Fi обеспечивают скорость передачи данных до 30 МБ/с. На сайте техникума отражается актуальная информация.

Однако по стране реформирование системы СПО в настоящее время происходит в условиях истощенности ресурсного потенциала и неустойчивости взаимоотношений между участниками рынка труда. Имеют место фрагментарность и низкая координация действий, недостаточность достоверной и актуальной информации для формирования и осуществления образовательной политики, обеспечивающей качественную подготовку рабочих, служащих и специалистов [6]. Вместе с тем воплощаются Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций до 2020 г., приоритетный проект «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров», ФГОС по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям.

В 2010–2016 гг. бюджетные расходы в РФ на СПО хотя и выросли на 22 %, однако в действительности их размер ускоренно снижался. По расчетам Аналитического центра Федерального казначейства из консолидированного бюджета в 2011 г. на СПО и НПО в ценах 2010 г. с учетом инфляции было выделено 167,5 млрд руб., тогда как в 2016 г. только 125,3 млрд руб. Иначе говоря, сокращение за 6 лет составило 25,2 %. В реальных размерах доля федерального бюджета уменьшилась в 4 раза, а доля региональных бюджетов увеличилась в 1,3 раза. При этом количество организаций системы СПО по стране оставалось около 2,8 тыс.: максимум в 2013 г. – 2981, минимум в 2014 г. – 2709.

Ситуацию в сфере СПО осложняют различия в развитии региональных экономик, а также общественные и профессиональные трансформации (ресурсное сжатие, инфраструктурный сдвиг, сужение кадрового потенциала и др.). Тем не менее в 2016 г. в рамках перспективного проекта «Образование» конкретизирована цель системы СПО, которая заключается в достижении конкурентоспособного уровня, соответствии качества подготовки кадров требованиям современных стандартов (в том числе WorldSkills) и передовым технологиям, а также увеличении числа выпускников к концу 2020 г. до 50 тыс. человек.

Важно констатировать, что приоритет в решении актуальных проблем подготовки кадров рабочих, служащих и специалистов среднего звена «в условиях рынка принадлежит представителям педагогической науки» [7, с. 132]. Признанной ценностью обладают: методика разработки модели рабочего широкого профиля, новые формы повышения квалификации инженерно-педагогических работников и организации хозрасчетных учебно-производственных объединений, цехов и бригад обучающихся (С.Я. Батышев); система контроля качества знаний, ведущие идеи и принципы развития профессионального образования (А.М. Новиков); концепция развития профтехобразования (И.П. Смирнов); основы высшего рабочего образования и теоретическое обоснование профессионального ремесленного образования (Г.М. Романцев); положения о становлении личности в профессионально-образовательном пространстве (Э.Ф. Зеер); гуманизация и гуманитаризация профобразования, регионализация и инновационные процессы, проектирование образовательных стандартов, аспекты качества и управления системой подготовки кадров (Г.В. Мухаметзянова); методика концентрированного обучения, ресурсная модель управления учреждением (Г.И. Ибрагимов) и др.

Развивая профессиональное образование в новых условиях и современной системе общественных отношений, обучающиеся и педагоги Яранского технологического техникума активно участвуют в региональных, всероссийских и международных творческих конкурсах, в том числе в чемпионате молодых профессионалов WorldSkillsRussia и движении Абилимпикс, где добиваются достойных результатов. Бесспорная значимость конкурсов профессионального мастерства заключается в формировании компетенций и мотивационной готовности обучающихся к трудовой деятельности [8]. Поэтому актуальна интеграция стандартов WorldSkills в образовательные программы СПО через разработку контрольно-измерительных материалов [9], организацию практик [10], обновление профмодулей [11].

Учащийся Яранского технологического техникума, Кузнецов Иван, в октябре 2015 г. стал победителем XII Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи и Всероссийского фестиваля «Меня оценят в XXI веке», проводимого национальной системой «Интеграция» в ФГБУ ДДО «Непецино» Управления делами Президента РФ среди школьников, студентов среднего и высшего профессионального образования и аспирантов. В номинации «Информатика» Иван удостоен Диплома Государственной Думы РФ и высшей награды – серебряного знака отличия (рис. 2).

chib2.tif

Рис. 2. Вручение награды И. Кузнецову генерал-майором авиации, депутатом ГД I–IV созывов, кандидатом исторических наук, Н.М. Безбородовым (ФГБУ ДДО «Непецино» УД Президента РФ, октябрь 2015 г.)

chib3.tif

Рис. 3. Межрегиональные соревнования по гиревому спорту в спортзале Яранского технологического техникума

Ежегодно на протяжении двадцати лет учебное заведение становится победителем или лауреатом областного фестиваля художественного творчества среди организаций среднего профессионального образования. С танцевальными, литературными, юмористическими номерами и песнями наши учащиеся выступают на сценах Яранска и Кирова.

Традиционным стало проведение Фондом поддержки и развития гиревого спорта Кировской области в спортивном зале техникума межрегионального турнира памяти Героя Советского Союза А.Д. Ваганова (рис. 3). Общее число участников в последние годы превышает 200 человек. Каждый раз наши юноши и девушки достойно представляют техникум, город и область, занимают места на пьедестале почета, соревнуясь со спортсменами Татарстана, Удмуртии, Марий Эл, Чувашии, Нижегородской области и других регионов России.

В настоящее время КОГПОАУ «Яранский технологический техникум» реализует 6 образовательных программ среднего профессионального образования. Перейдя в новый статус, учебное заведение не отказалось от подготовки квалифицированных рабочих и служащих и, сохранив полуторавековые традиции, ежегодно производит набор в учебные группы по рабочим профессиям. Постепенно осваиваются актуализированные стандарты и готовится переход на профессии и специальности ТОП-50. Учреждение предлагает дополнительные образовательные услуги по 9 рабочим профессиям. В техникуме функционирует 12 кружков, секций и клубов для обучающихся. Контингент очного и заочного отделений образовательной организации в октябре 2018 г. составил 348 человек.

В штате педагогических работников 32 преподавателя и мастера производственного обучения. У 26 из них первая или высшая квалификационная категория. 10 человек в течение 2017/18 учебного года прошли дистанционное обучение и получили квалификацию эксперта демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. В наших рядах Почетный работник НПО РФ (В.Н. Лобанов) и Почетный работник общего образования (И.Л. Поварницына), коллеги, награжденные грамотами Министерства образования и науки РФ (Т.П. Жаровцева, В.Н. Лобанов, Н.П. Пушкарев, А.В. Чашечников, Л.Б. Черепанова) и Министерства образования Кировской области (Т.Н. Кукарева, И.В. Недопекина, А.Н. Русинов, И.С. Суслова, И.Г. Чибакова, Е.И. Швецова), работники, отмеченные нагрудным знаком «Педагогическая слава» (А.С. Чибаков) и ставшие Лауреатами Премии Правительства Кировской области (И.В. Суслова, А.С. Чибаков, Е.И. Швецова), а также молодые перспективные педагоги (Т.С. Бакшаева, Е.С. Беляева, Т.А. Кравченко, Т.А. Кукарева, М.В. Несветаева, К.Н. Пенкин, Е.Ю. Тамбекова и др.).

Преподаватели общеобразовательных и профессиональных дисциплин, мастера производственного обучения и педагоги дополнительного образования активно приобщают обучающихся к творчеству в процессе целенаправленной организованной совместной деятельности [12]. А приобретенный опыт представляют на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, публикуют в изданиях, включенных в перечень ВАК, входящих в международную библиографическую систему Scopus и наукометрическую базу РИНЦ.

Подводя общий итог сказанному в трех наших публикациях, следует констатировать, что периоды, обособляемые учеными: а) в контексте современной социокультурной и гуманистической интерпретации историко-педагогического процесса и представления целостной картины становления и развития отечественного профессионально-технического образования [13]; б) на основе субъектно-деятельностного фактора, аксиологического, культурологического, формационного и цивилизационного подходов к истории профессионального образования в России [14]; в) с помощью системно-генетического подхода, а также путем выделения наиболее значимых мероприятий и нормативных актов [15], – характеризуют основные этапы становления и профессиональной образовательной организации города Яранска. Значит процессы развития системы подготовки рабочих кадров и специалистов, обусловленные техническим и социальным прогрессом, общие для многих профессиональных учебных заведений, свойственны и нашему учреждению. Следовательно, Яранская ремесленная школа – профессиональное училище – технологический техникум в течение своей истории находились в центре основных событий общества, государства и региона, в чем убеждает проведенный исторический анализ. А отличительные особенности функционирования учебного заведения обусловлены природно-климатическими условиями, видами хозяйственной деятельности населения, культурными традициями, системой коммуникаций, руководящими директивами и решениями администрации учреждения.

Перелистывая страницы истории Яранского технологического техникума, считаем необходимым назвать имена сотрудников, которые непрерывно работают в нем более 30 лет: В.Н. Лобанов, трудится в техникуме на протяжении 27 лет и в настоящее время его директор; И.В. Недопекина и А.В. Чашечников, преподаватели; Н.П. Пушкарев, мастер производственного обучения, Л.В. Уразбахтина, кассир; А.А. Воронцов, водитель; Л.Б. Черепенова, секретарь. Приближается к указанному сроку трудовой стаж у Т.П. Жаровцевой, заместителя директора по УВР, и И.В. Суслопаровой, кладовщика. Находятся на заслуженном отдыхе уважаемые работники – Л.А. Баранова, К.Г. Ведерникова, Г.Н. Воронцова, И.М. Грудцина, И.А. Киверина, Т.А. Кривошеина, В.А. Кузнецов, В.Д. Петраков, В.Н. Ронжина, Г.М. Староверова, Г.Л. Уржумцева, А.А. Халтурин, Н.П. Шелеметев – посвятившие также более трех десятилетий родному заведению, воспитанию и профессиональному становлению молодого поколения. Земной поклон Вам и огромное Спасибо за Великий труд!

В памяти современников остаются праздничные мероприятия 1998 г. по случаю 125-летия открытия ремесленной школы. Тогда в Яранское профессиональное училище № 40 имени Героя Советского Союза А.Д. Ваганова были приглашены выпускники, руководители организаций и ведомств, работники, ветераны педагогического труда и обучающиеся. Концертный зал Дома культуры механического завода, арендованный на торжественный вечер, был переполнен собравшимися.

Заключение

Сравнительно короткий промежуток времени в истории профессиональной образовательной организации в Яранске с 1991 г. по настоящее время отличают своевременные, расчетливые и выверенные стратегические решения, которые принимались руководством заведения. Благодаря им обеспечено эффективное функционирование учреждения в непрерывно и существенно изменявшихся условиях.

В 1990-х гг. минувшего столетия после рыночных преобразований в экономике, обвала централизованного выделения средств при возросшем социальном напряжении потребовались меры по самофинансированию, разработка и воплощение программы развития училища. Были пересмотрены направления подготовки, открыты платные курсы и расширены предложения для населения по предоставляемым услугам. Открылись филиалы организации в райцентрах области. Увеличен контингент обучающихся. Вырос конкурс среди поступающих.

В 200-е гг. на подушевое финансирование в образовании и обострение демографического кризиса, преобразования на базовых предприятиях и ситуация на рынке труда побуждали к дальнейшему совершенствованию образовательных услуг. Ликвидировано учебное хозяйство. Открыты новые направления профессионального образования. Предусмотрена преемственность получения рабочих профессий по очной форме и специальностей СПО по заочной форме на основе программ ускоренного обучения. На новых условиях развивались отношения сотрудничества и социального партнерства. В 2010 г. профессиональное училище стало технологическим техникумом.

Во второе десятилетие XXI в. на очередном этапе модернизации российского образования началось обучение по программам подготовки специалистов среднего звена. Защищен экономический проект и открыт ресурсный центр по отрасли «Общественное питание». В общежитии заведения оборудован буфет. Техникум влился в добровольческое движение волонтеров и движение молодых профессионалов WorldSkills. Осуществлена информатизация учебного заведения. Обучающиеся под руководством наставников продолжили участвовать в конкурсах и соревнованиях. Ежегодным стало проведение в техникуме межрегионального турнира по гиревому спорту памяти Героя Советского Союза А.Д. Ваганова.

Итак, 145 лет существует в Яранске профессиональное учебное заведение. Не за горами полуторавековой юбилей. Значит, настало время новых задач и планов. Богатый опыт, накопленный поколениями, позволяет устремить взоры в будущее, решать актуальные и перспективные задачи воспитания и профессионального образования юношей и девушек, использовать новые психолого-педагогические подходы и технологии, чтобы лучшим образом распорядиться имеющимися ресурсами. Верим в благополучие нашей организации и процветание родного края, ибо сказано: «Благословенна земля яранская».

С Днем рождения, Техникум! Со славной датой в Твоей истории!