Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROFESSIONAL ORIENTATION OF YOUTH WORKERS TO THE PROFESSION BY MEANS OF FILM IN 1920–1930-IES

Lobanova O.B. 1 Kolokolnikova Z.U. 1 Plekhanova E.M. 2 Pilchuck M.D. 3
1 Lesosibirskij Pedagogical Institute - branch of Siberian Federal University
2 Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev
3 Siberian Federal University
The article shows that young people as a special socio-demographic group has always played a crucial role in the formation of the labor resources of society. Therefore, today it is necessary to purposefully organize and manage the process of choosing a future profession for young people, which is required by the economic situation in the labor market. Interest in the problem of career guidance has a rich history, the study of which is due to the importance of the professional orientation of young people in the working profession. Therefore, the appeal to the experience of the organization of vocational guidance work in the period of formation of the Soviet state to obtain specialties in the system of vocational education by means of propaganda and propaganda is of particular interest. Since the 1920s, issues related to the promotion of working professions were of paramount importance for the new Soviet state. This task was facilitated by the cinema, which the new state used to agitate and promote its ideas. Advantages of film propaganda were obvious: screen propaganda was visual, bright and easy to perceive for a wide range of viewers of different ages and social status. If the book, newspaper, poster required the ability to read, the films were clear to all, causing a vivid emotional response. The article analyzes the films of the 1920-1930s and shows their role in career-oriented work with young people in the study period.
soviet cinema
industrialization
career guidance
industry
metallurgy
workers
1920-1930-ies
agitation and propaganda

Молодежь, как особая социально-демографическая группа, всегда играла решающую роль в формировании трудовых ресурсов общества. Поэтому сегодня необходимо целенаправленно организовывать и управлять процессом выбора молодежью будущей профессии, чего требует и экономическая ситуация на рынке труда. Необходимость рационального использования трудовых ресурсов всегда была в центре внимания общества и находила отражение в государственных документах (Конституция РФ, Постановления Правительства РФ, Закон РФ «Об образовании в Российской федерации» и др.). На современном этапе, в условиях сокращения трудовых ресурсов, усложняется социально-экономическое развитие страны. Это связано с тем, что в фокусе внимания современной молодежи преобладают профессии сферы умственного труда (педагога, психолога, врача, инженера, экономиста, юриста, программиста), требующие высокого уровня умственного развития, коммуникативных способностей и наличия высшего образования. Тогда как в сфере рабочих специальностей наблюдается тенденция дефицита квалифицированных кадров, притом что именно рабочие специальности все больше востребованы среди работодателей, и все менее популярны среди абитуриентов. Поэтому все более остро стоит вопрос о профессиональной ориентации молодежи на круг рабочих специальностей.

В нашей стране проблеме профориентации на рабочие профессии посвящено большое количество исследований, среди которых работы О.И. Власовой, Н.Б. Костиной, С.С. Змияк, С.В. Семухиной, С.Г. Тягловой и др. В практике зарубежных исследований (Э.С. Куннен, М. Заман, М.Дж. Монтгомери, К. Тибос, Л. Феррер-Вредер, Л. Эрнандес, Р. ван Эсброк и др.) в русле профессионального ориентирования, особую значимость приобретают модели поэтапного развития профессиональных и личностных интересов и качеств в рамках профессионального выбора. Ориентация подростков и юношества по выбору профессии должна охватывать не только профессиональную сферу, но также личную сферу и глобальную идентичность. Так, рассматриваются соответствия выбранного места образования личным ценностям, навыкам и предпочтениям, потому как профессиональное обязательство в его оптимальной форме – это не просто выбор, который в данный момент кажется привлекательным. Профессиональное обязательство включает в себя знания о том, кем вы хотите быть, и поэтому оно требует развития личных обязательств [1–3]. Следует отметить, что в профориентации молодежи на рабочие специальности накоплен значительный опыт, где особую значимость приобретает организация профориентационной работы при помощи кинематографа в период становления народного хозяйства.

Цель исследования: обращение к историко-педагогическому опыту организации профессиональной ориентации молодежи на рабочие профессии средствами кинематографа в 1920–1930-е г.

Материалы и методы исследования

В статье будет показана роль кинематографа в популяризации рабочих специальностей в России, когда в стране происходили глобальные культурно-исторические и социально-экономические перемены, определившие направления экономического развития страны. В ходе подготовки статьи авторы использовали метод сравнительно-исторического анализа историко-педагогических источников, хронологический, историко-ретроспективный, сравнительно-сопоставительный метод и метод обобщения. Источниковая база исследования представлена периодикой 1930-х гг., современными отечественными и зарубежными исследованиями по изучаемой проблеме.

Результаты исследования и их обсуждение

Начиная с 1920-х гг. вопросы, связанные с пропагандой рабочих профессий, имели для нового советского государства первостепенное значение. Экономическое положение было очень сложным: были разрушены фабрики и заводы, ощущался недостаток квалифицированных кадров. Поэтому необходимо было донести важность строительства крупных промышленных предприятий для идеи развития нового социалистического общества.

Ясно, что в рассматриваемый период сеть СМИ была развита слабо и главными средствами являлись листовки, плакаты, газеты и брошюры и т.д. Но при подавляющей безграмотности населения и недостатке необходимого оборудования и финансирования для их печати данное направление профориентации не приносило нужного эффекта. Решению этой задачи способствовал кинематограф, который новое государство использовало для агитации и пропаганды своих идей. Достоинства киноагитации были очевидными. Экранная пропаганда была наглядной, яркой и простой для восприятия широкого круга зрителей разного возраста и социального положения. Если книга, газета, плакат требовали умения читать, то фильмы были понятны всем, вызывая яркий эмоциональный отклик. Эта проблема развития кинематографа в СССР в 1920–1930-е гг. нашла отражение в работах большого количества исследователе, среди которых С.Н. Еланская, А.А. Иванов, А.В. Серебренников, Н.Ю. Спутницкая, А.В. Федюк, И.В. Шестакова и др.

В 1920-е гг. кинотеатров было недостаточно, строительство их требовало больших затрат. Эта проблема решалась через широкую сеть кинопередвижек (мобильных кинотеатров). В репертуар кинопередвижек входили в основном фильмы о гражданской войне, восстановлении сельского хозяйства и строительстве промышленных предприятий. Период 1920–1930-х гг. – время усиленного внимания к экономическому развитию страны, к становлению разных отраслей промышленности. С начала первой пятилетки (с 1928 г.) создавались различные направления в металлургической промышленности (алюминиевая, никелевая, твердых сплавов, медная и др.). Основываются и развиваются металлургические заводы на Кузбассе, в Ленинградской области, на Урале, в Челябинске, в Казахстане и др. В этот период начинается сооружение Волховской гидроэлектростанции, Днепрогэса и др. Многие исследователи социально-экономического развития нашей страны 1920–1930-х гг. посвятили проблеме индустриализации глубокие и интересные работы, среди которых В.А. Гордеев, А.А. Гордеев, В.Н. Кучер, А.Н. Макаров, В.А. Чолохян и др. Авторы отмечают, что по мере восстановления промышленности и улучшения социально-экономической ситуации в России в 1920–1930-е гг. вопрос о путях дальнейшего развития приобретал особый интерес, реализовывалась идея превращения страны из аграрной в передовую индустриальную державу [4]. Как было сказано выше, в период восстановления народного хозяйства кинематограф играет все более значимую роль в воспитании нового типа человека, его экранные образы с успехом используются для рекламы рабочих профессий. Для этого создаются и активно работают киностудии, которые выпускают фильмы о строительстве заводов, возведении гидроэлектростанций, что отражало развитие экономики страны, масштабное развертывание индустриализации.

В кинофильмах показывалось, как мощными темпами развивается экономика страны, идеализировался образ рабочего человека, прославлялся трудовой подвиг простого советского человека. В то же время в исследуемый период стал резко ощущаться недостаток технически подготовленных кадров, в том числе высококвалифицированных рабочих, что задерживало освоение и пуск новых предприятий [5]. В стране в рамках культурной революции создавался новый человеческий капитал, отвечающий требованиям нового индустриального общества.

Несколько иначе обстояло дело с содержанием голивудских и западноевропейских фильмов. Можно сказать, что ориентации на выбор профессии как таковой не было. В фильмах рекламировали предпринимательство, показывали возможность заработка денег («Золотая лихорадка» (1925 г.), «Энни с Клондайка» (1936 г.) и др.) Это объясняется тем, что в США – это время кризиса, который заставил искать новые формы зарабатывания денег. Кинематограф показывал, как можно задействовать людей в малом и среднем бизнесе.

В кинематографе США и Западной Европы кинокартин, созданных с целью идеологической и культурно-просветительской работы, для молодежи практически не существовало. В 1920–1930-е гг. в западных странах и США ресурс кинематографа не рассматривался как средство идеологической, культурно-просветительской и профориентационной работы. В то время как в зарождающемся советском государстве практически все виды искусства должны были способствовать утверждению новой идеологии, популяризации труда и рабочих профессий. Период конца 1920-х – 1930-е гг. – период индустриализации. Средства массовой информации, и в первую очередь кинематограф, пропагандировали новый курс экономического развития страны.

Список кинофильмов о строительстве промышленных предприятий в 1920–1930-е гг.

Год создания

Киностудия

Фильм

1925

Госкино

«Вчера и сегодня»

1928

Совкино (1-я фабрика)

«Кружева»

1929

Совкино (Л.)

«А почему так?»

ВУФКУ (Киев)

«Ветер с порогов»

Мосфильм

«Перегон смерти»

МЕЖРАБПОМФИЛЬМ

«Рельсы гудят»

Госкинпром Грузии

«Скорый № 2»

1930

ГТК

«Враг на пути»

Украинфильм (Киев)

«Контакт»

Союзкино (Ленинград)

«Наши девушки»

1931

Киевская киностудия

«Гегемон (Огни Бессемера)»

Госкинпром Грузии

«Дело доблести (Ударник)»

«Союзкино» (Ленинград)

«Товарный № 717»

1932

Росфильм

«Встречный»

УКРАИНФИЛЬМ

«Иван»

Кинематограф исследуемого периода является не только новым видом искусства и символом технического прогресса, но и мощным, зрелищным средством информации и коммуникации. Именно эти функции кинематографа были использованы при популяризации рабочих профессий, и в исследуемый период кинематограф становился инструментом формирования общественного мнения. Среди общих тенденций в развитии роли кинематографа, в русле организации идеологической, просветительской и профориентационной работы с молодежью в период становления советского государства можно выделить расширение круга фильмов о рабочих профессиях; доступность просмотра фильмов (кинопередвижки, воскресные киносеансы и др.); разработка педагогически целесообразных рекомендаций по подготовке ребенка к посещению кинематографа и просмотру кино; подготовка кинопедагогов.

В 1920–1930-е гг. фильмы для детей перестали быть случайным явлением, они появлялись регулярно и выражали стремление кинематографистов использовать киноискусство для «коммунистического воспитания подрастающего поколения». Советский кинематограф поставил своей целью формирование у молодого поколения общественного сознания, взглядов, вкусов, привычек нового человека социалистического общества [6]. Экранные образы героев способствовали не только выбору будущей профессии, но и формированию мировоззрения. Школьников и молодежь привлекали фильмы с яркими героями, что зачастую служило толчком к размышлению о важности выбора профессии, о таких ценностях, как любовь, вера, дружба, добро. В связи с этим актуальной становилась проблема выявления роли кинематографа в профориентационной работе.

Например, в основе сюжета фильма «Ветер с порогов» (1929 г.) лежит история семьи Остапа Ковбаня, дети которого становятся первыми строителями Днепростроя. Воздействие на зрителя в данной картине происходит благодаря созданию образов молодых людей, увлеченных масштабным строительством и понимающим его значение для будущего страны. О важности строительства гидростанций повествовали кинофильмы 1932 г. «Встречный» и «Иван». Фильмы рассказывают о годах первой пятилетки, когда молодые рабочие, сознавая важность получения электроэнергии для страны, отдают все силы на конструирование новой турбины («Встречный»), самоотверженно работают на строительстве, становясь передовиками производства («Иван»). Фильмы повествуют о дружбе и взаимовыручке на производстве, о взаимопомощи, неравнодушии к делу и нетерпимости к тунеядству.

В идеологических фильмах «Дело доблести», «Огни Бессемера» (1931 г.) показана борьба молодых рабочих заводов за повышение продуктивности труда и перевыполнение производственных показателей пятилетки на металлургических предприятиях. Тема металлургии в кинофильмах и кинохронике занимала особое место. В стране активно шло строительство доменных печей, что считалось показателем экономического развития: чем больше плавили сталь и чугун, темболее развитой считалось экономика государства. Это находило отражение в кинематографе.

Кинематограф исследуемого периода пропагандирует рабочие профессии не только для молодых людей, но и для девушек: главная героиня фильма «Скорый № 2» (1929 г.) – молодая девушка, стремится работать на производстве; фильм «Наши девушки» (1930 г.) рассказывает о бригаде девушек-токарей, которые с успехом работают на заводе.

В кинокартинах исследуемого периода показывают значимые исторические события Советской России 1920–1930-х гг. Мощное воздействие кинокартин на молодежь определяется тем, что, с одной стороны, образы героев, максимально приближенны к образам людей из реальной жизни, а с другой, герои кинокартин демонстрируют настоящий героизм на рабочих местах, жертвуют собой ради будущего родной страны, демонстрируют рабочее братство и взаимовыручку и поддержку.

При создании кинофильмов в исследуемый период учитывали следующие требования: воспитательность, комплексность, аналитичность, динамичность.

«Воспитательность» фильма – это качество, «пронизывающее все эпизоды и кадры, и поэтому она и не может быть осуществлена только в какой-либо части или случае». Всякий кадр должен быть «воспитательно» взвешен и подлежать критике в этом отношении. В качестве примера можно указать фильм «Перегон смерти» (1929 г.), где очень реалистично были обрисованы события гражданской войны (образовательная составляющая) и судьба машиниста Гаврилова, который находит свое место в новой эпохе (воспитательная составляющая). Художественный фильм должен обладать «могущественным средством показать саму жизнь во всей ее комплексной сложности: …восстановить эпохи прошлого и перенести зрителя в разные пространства» [7, с. 9]. Кроме того, фильм должен не только показывать самую действительность, но и путем подбора эпизодов и искусством монтажа давать ее толкование и анализ (реализация принципа комплексности). Аналитичность заключалась в изучении, основанном на мысленном расчленении предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе его свойств, умении выявлять причинно-следственные связи. Однако, как бы внимательно ни была проведена комплексность, как бы ни была осуществлена аналитичность, фильм будет педагогически недействителен, если он не динамичен. Динамичность фильма заключается в предложении материала, которое устремлено к единой цели воздействия на зрителя. Решить эту задачу может только профессиональный монтаж фильма. Общеизвестно, что получаемая человеком информация воспринимается и лучше запоминается, если она усваивается посредством разных способов (слух, зрение). Соединяет это воедино именно кинематограф. В кинофильме эффект воздействия достигается через звук и динамичность картинки. Поэтому учебный фильм, становление которого датируется 1930-ми гг., интересен, понятен, позволяет добиваться общепедагогических задач и с успехом используется по сей день [8].

Выводы

Так, историко-педагогической анализ позволяет показать, что советское кино 1920–1930-х гг. добилось не только важнейших художественных, но воспитательных, идейно-агитационных успехов и заслужило признание народных масс в Советской России и за рубежом. Социально-политические факторы, влияющие на кинематограф 1920–1930-х гг., открыли новый путь развития кино как средства организации просвещения, идеологического воспитания и агитационно-идеологической пропаганды в решении задач профессиональной ориентации молодежи. Яркость и реалистичность экранных образов, обогащение кино звуком, привлечение к съемкам профессиональных актеров театров позволило кинематографу данного периода стать эффективным средством поднятия престижа рабочих профессий, что способствовало развитию экономики страны.