Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF INCOMPLETE PATERNAL FAMILY

Voloshina I.G. 1 Vorobеva G.E. 1
1 Belgorod State National Research University
The article reveals the content and features of the organization of socio-pedagogical support of incomplete father’s family. An incomplete paternal family is a type of incomplete family with a child (children) and the sole breadwinner, in the role of which the father (or a person replacing him) acts as a result of the absence of the mother. Incomplete father’s family has specific characteristics, in its life faces a number of problems: socio-economic, psychological and pedagogical, socio –medical, psychological and other problems. One of the technologies of working with an incomplete father’s family is socio-pedagogical support. Socio-pedagogical support is a set of interrelated and complementary measures implemented by different methods and techniques. Socio-pedagogical support is an effective way to remove an incomplete father’s family from a difficult life situation, is carried out to ensure optimal conditions for the socio-psychological health of an incomplete father’s family. Modeling the system of socio-pedagogical support of an incomplete father’s family, it is necessary to rely on the following conceptual provisions: the family is both an object of socio-pedagogical influence in the process of correctional and preventive work, and an active subject of interaction with teachers, psychologists, other specialists and the environment of the family itself; close attention should be paid to the influence of various environmental factors on the development and socialization of an incomplete father’s family.
incomplete family
paternity
maintenance
social and pedagogical support

Проблема неполных семей остается актуальной на современном этапе развития общества, в большинстве случаев это неполные материнские семьи, однако в последнее время мы можем наблюдать увеличение неполных семей, возглавляемых отцом.

Неполная семья – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений «мать – отец – ребенок» [1].

Н.Ю. Егорова рассматривает неполную семью как нуклеарную семью, в которой отсутствует один из супругов и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. По мнению автора, к неполной семье относится семья, в которой из-за развода или смерти отсутствует один из супругов [2].

Под неполной отцовской семьей будем понимать тип неполной семьи с ребенком (детьми) и единственным кормильцем, в роли которого выступает отец (или лицо его заменяющее) в результате отсутствия матери.

Стоит отметить, что в таких семьях формируется специфическая система внутрисемейных отношений, согласимся с мнением А.И. Михайловой, что «неполная семья создает разного порядка трудности, отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего отцовского или материнского влияния» [3].

Материалы и методы исследования

Исследование проведено при помощи метода структурированного интервью.

В качестве респондентов выбраны специалисты некоммерческой организации неполных семей (БМООНС «Наследие») (n = 10), взаимодействующие с семьями данной категории, использовалось структурированное интервью экспертов – руководителей и сотрудников управлений и организаций, организующих и осуществляющих работу с неполной отцовской семьей. (n = 30). В обоих случаях выборка - целевая, респонденты были в возрасте от 25 до 57 лет. Обработка первичных данных осуществлялась при помощи пакета программ SPSS, составления сравнительных таблиц.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе опроса специалистов-экспертов были выявлены основные причины увеличения количества неполных отцовских семей в городе Белгороде: смерть супруги (65 %), развод родителей (25 %).

Определяя основные проблемы, присущие неполной отцовской семье, респонденты наряду с проблемами материального характера (72,5 %) и отсутствия материнской ласки (85 %) ставят проблему взаимоотношений ребенка (детей) и родителя (65 %) на третье место. Среди причин, осложняющих взаимоотношения, специалисты называют недостаточность психолого-педагогических знаний у отцов, отсутствие опыта воспитания детей, частые конфликты в семье.

Проведенное исследование позволило нам выделить наиболее важные, по мнению специалистов, направления работы с неполной отцовской семьи. Объединив их в группы, получим:

1. Информирование:

– получение информации о льготах, пособиях;

– консультирование родителей или лиц их заменяющих по медицинским, психолого-педагогическим вопросам;

– обеспечение информацией об организациях и учреждениях, оказывающих услуги неполным отцовским семьям.

2. Социально-медицинская реабилитация неполной отцовской семьи:

– оздоровление родителя и/или ребенка;

– лечение зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ;

– организация совместного досуга;

– организация поддержки семьи с ребенком (детьми) с ограничениями жизнедеятельности (физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями).

3. Социально-экономическая поддержка:

– помощь в оформлении льгот, пособий;

– содействие материальному благополучию семьи.

4. Психологическая помощь:

– помощь в решении социально-психологических проблем (психодиагностика, психокоррекция, психотерапия, семейное и индивидуальное психологическое консультирование);

– консультирование по вопросам детско-родительских отношений;

– психологическая помощь отцу (или лицу его заменяющему) по преодолению страхов, тревог, связанных с одиночеством;

– психологическая помощь ребенку по преодолению страхов и тревог.

5. Социально-педагогическая поддержка:

– консультации и рекомендации по устранению психолого-педагогической неграмотности отцов, воспитывающих ребенка без матери;

– помощь в совмещении социальных ролей отца и профессиональных ролей;

– оказание содействия отцу в выполнении воспитательных функций;

– организация воспитательной деятельности по поло-ролевой идентификации и ориентации ребенка (детей).

6. Трудоустройство.

Специалисты отмечают, что работа с неполной отцовской семьей должна осуществляться комплексно, командой специалистов разного профиля. По оценкам опроса респондентов (100 %) одним из актуальных направлений работы с неполными отцовскими семьями является социальное сопровождение. Остановимся на социально-педагогическом сопровождении.

Социально-педагогическое сопровождение является своевременным оказанием помощи членам неполной отцовской семьи через систему коррекционных мер на основе постоянного отслеживания изменений в семье. Социально-педагогическое сопровождение обеспечивает положительную динамику социального развития, социализации и социального воспитания членов неполной отцовской семьи, их активного самопроявления в жизни.

Социально-педагогическое сопровождение осуществляется с целью преодоления педагогических ошибок и конфликтных ситуаций в семье. В осуществлении данного направления принимают участие социальные педагоги дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных учреждений; классные руководители; психологи.

Специфика данного направления предполагает:

- организацию помощи в обучении и формировании педагогической культуры родителя;

- организация совместного досуга (родитель + ребенок);

- раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения ребенка (детей);

- консультирование по вопросам педагогической и социально-психологической подготовки родителей к воспитанию детей;

- коррекция взаимоотношений между родителем и ребенком (детьми);

- консультирование по вопросам и особенностям воспитания «трудных» подростков;

- подготовка детей к обучению в школе;

- в случае непосещения ребенком школы или образовательного учреждения применение коррекционно-развивающих методов;

- обучение и консультирование особенностям воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.

Рассмотрим основные формы и методы социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи, обеспечивающие ее полноценное функционирование и гармоничное развитие ее членов.

Наиболее действенными формами социального сопровождения неполной отцовской семьи являются индивидуальная и групповая работа.

Групповые формы работы могут быть как одновременно со всеми членами неполной отцовской семьи, так и организация групп само- и взаимопомощи.

Данные группы возникли сравнительно недавно, но в основе их лежат отношения, которые существовали между родственниками, друзьями, соседями издавна и регулировались либо обычаями и традициями, либо законом.

Группы самопомощи – это объединения индивидуальных или коллективных членов, деятельность которых направлена на оказание помощи самим себе [4].

Группы само- и взаимопомощи отличаются от психотерапевтических групп и дискуссионных групп. Они не предполагают участие специалиста-психолога, специалиста по социальной работе и психотерапевтической работы. На встрече может присутствовать специалист, но он будет являться участником.

Специалист социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи использует междисциплинарные методы работы: наблюдение, интервью, беседа, биографический метод, комплексное психосоциальное моделирование, тренинги, консультации, дискуссия, убеждение, формирование навыков и привычек поведения и т.д. [5].

Все указанные методы применяются в определенных сочетаниях и нацелены на развитие личности всех членов семьи, их социализацию, адаптацию к условиям жизни, одновременно влияя на сознание личности, деятельность и поведение.

Реализуется социально-педагогическое сопровождение неполной отцовской семьи с помощью:

– консультационно-разъяснительной работы с одиноким отцом (или лицом его заменяющим);

– организации коррекционно-реабилитационной деятельности;

– привлечения необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб;

– патронажа неполных отцовских семей;

– разработки и реализации целевых программ и технологий, направленных на решение социальных, педагогических и психологических проблем неполной отцовской семьи.

Организация социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи включает в себя несколько основных аспектов:

1) формирование доверительных отношений. Клиент должен почувствовать безопасность и убедиться в благожелательном отношении со стороны социального работника;

2) мотивирование клиента на участие в социальном сопровождении.

Основываясь на анализе литературы в социально-педагогическом сопровождении, понятно, что оно включает в себя этапы:

– диагностический этап;

– поисковый;

– содержательный (отбор и применение методических средств);

– аналитический (результативный, рефлексивный этап).

Мероприятия, проводимые на диагностическом этапе, позволяют специалисту сформировать представление о внутренних личностных и семейных процессах, а также позволяют конкретизировать стратегию будущего взаимодействия с семьей.

Зачастую после диагностического этапа специалисты используют поисковый этап. На данном этапе анализируется полученная информация о социальной ситуации развития неполной отцовской семьи. Происходит обсуждение способов решения проблем семьи и определяются необходимые условия для реализации социального сопровождения.

Содержательный этап предполагает разработку на основе полученных диагностических данных программ, индивидуальных и групповых мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для функционирования неполной отцовской семьи. На этом этапе может потребоваться вмешательство внешних специалистов – психологов, медицинских работников, юристов и других специалистов. Функцию координатора в данном случае будет принимать специалист сопровождения. [6].

Аналитический этап (результативный, рефлексивный) предусматривает проведение анализа проделанной работы, подготовку рекомендаций по дальнейшему взаимодействию с семьей в целях создания положительных условий для жизнедеятельности неполной отцовской семьи.

По мнению В.М. Соколова, данный этап включает в себя анализ полученной информации и совместный поиск специалистами сопровождения причин возникновения данных проблем и их дифференцирование [7].

Для достижения положительного результата социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи необходимо:

– проводить диагностику личности ребенка (детей) и родителя, проанализировать влияние социальной среды на формирование личности членов семей;

– прогнозировать развитие проблем и их решение в процессе оказания помощи;

– привлекать всех членов неполной отцовской семьи для взаимодействия со специалистами;

– содействовать исправлению ошибок воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка;

– содействовать реализации личности ребенка и отца;

– информировать о правах в области социальной защиты неполной отцовской семьи.

Эффективность системы социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи будет зависеть от вовлеченности в нее различных специалистов; наличия муниципальных планов и программ, направленных на решение проблем; высокой квалификации специалистов; системного подхода и оперативности решения проблем.

Значительное количество опрошенных специалистов (75 %) отмечают, что для эффективного социального сопровождения неполной отцовской семьи необходимо комплексное взаимодействие всех социальных институтов.

Однако специалисты отмечают, что на территории г. Белгорода практика социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи недостаточно широка и для ее совершенствования необходимо разработать действенную программу социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи (40 %), увеличивать финансирование учреждений работающих с неполными отцовскими семьями (15 %). Также необходимым условием совершенствования является разработка механизма межведомственного взаимодействия, привлечение общественных организаций, привлечение спонсорских средств, создание фондов оказания социальной помощи неполным отцовским семьям.

Вместе с тем специалисты отмечают, что при наличии ситуации социального неблагополучия в семье работа на ранних стадиях ее неблагополучия будет эффективнее.

По мнению респондентов, специалисты по социально-педагогическому сопровождению должны координировать деятельность специалистов, вовлеченных в реализацию программы социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи (35 %), проводить оценку потребностей и внутренних ресурсов неполной отцовской семьи (30 %), а также не менее важной является подготовка комплексного индивидуального плана сопровождения (40 %). Это объясняется тем, что каждая неполная отцовская семья имеет свои индивидуальные особенности личности, поведения и жизнедеятельности.

Неполная отцовская семья требует выбора и осуществления индивидуальных мер, которые наиболее соответствовали бы особенностям родителя, детей (ребенка) и членов семьи, специфике кризисной ситуации, в которой она в данное время находится, и вследствие этого давали бы максимальный эффект.

Выводы

Таким образом, своевременное и точное применение форм и методов работы с неполной отцовской семьей в социально-педагогическом сопровождении поможет семье справиться с трудными жизненными ситуациями, нейтрализовать или разрешить проблемы, связанные с трудоустройством, пережить потерю близкого человека, приспособиться к изменившимся жизненным условиям и выживать в трудной жизненной ситуации, а также выработать конструктивные социальные навыки сотрудничества, партнерства и построить новые безопасные и здоровые отношения.