Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CRITERIA AND LEVELS OF FORMATION OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL COMPETENCE OF FUTURE EXPERTS IN THE NUCLEAR INDUSTRY

Ilmushkin G.M. 1 Nechaeva N.Yu. 1
1 Dimitrovgrad Engineering and Technological Institute of National Research Nuclear University MEPhI
The work is devoted to the development of the criterion-evaluation characteristics of the organizational and managerial competence of future specialists in the nuclear industry. In modern conditions of development of the nuclear industry, the production process in this industry is high-tech and knowledge-intensive. In this regard, increased demands are placed on the professional training of future specialists in the nuclear industry. Thus, organizational and managerial competence becomes one of the main components of their professional training, an indispensable condition for their effective adaptation in the production sphere and high-quality execution of managerial functions. To assess the effectiveness of the identified pedagogical conditions for the formation of the organizational and managerial competence of students in the process of their engineering training, a productive criterion-based appraisal apparatus has been developed and theoretically substantiated, adequate to the competence-based approach in accordance with educational standards. Assessment of the competence in question is carried out according to the following main leading criteria: cognitive, motivational, design research, activity and personal. The indicators and levels of development are determined and justified: adaptive, productive and reflexive-creative. In the process of research, systemic, competence, interdisciplinary and personal approaches have been implemented. The fundamental results of the study can be successfully implemented in any technical university in the process of forming managerial competencies of students.
competence
nuclear industry
pedagogical conditions
criteria
formation

Формирование управленческих компетенций выпускников технического направления инженерной подготовки является одной из сложных и масштабных проблем, при этом обладая определенными социально-организационными и педагогическими особенностями. Такие авторы, как Г.П. Корнев, В.А. Сластенин, В.С. Серикова, В.И. Столбов и др., посвятили свои исследования проблеме подготовки управленческих кадров, рассматривая её с точки зрения профессиональной педагогики. В дальнейшем О.В. Попова [1] изучала формирование управленческих компетенций у студентов вуза в процессе внеучебной деятельности или в своих исследованиях Н.А. Ран и А.Е. Шастина [2, 3] изучали особенности формирования и проблемы моделирования управленческих компетенций у студентов технических специальностей. И сегодня данная проблема является недостаточно разработанной.

Организационно-управленческая компетентность специалиста атомной отрасли нами понимается как системная психолого-личностная характеристика, включающая следующие основополагающие составляющие: когнитивную, мотивационную, деятельностную, проектно-исследовательскую и личностную, призванные обеспечивать ему эффективное выполнение организационно-управленческих функций в ходе реализации наукоемких производственных технологий [4, с. 194]. В современных условиях развития инновационных технологий приобретает особую актуальность проблема бесперебойного и надежного управления высокотехнологичным производством в атомной промышленности. Прежде всего, для этого требуется сформированность организационно-управленческой компетентности у будущих инженерных кадров в процессе их профессиональной подготовки. В свою очередь, продвижение данной компетентности обеспечивается созданием необходимых педагогических условий, изложенных нами в исследовании [4, с. 195–196]. Данный комплекс педагогических условий представляет собой те условия, обеспечение которых приводит к успешному продвижению её структурных составляющих.

Однако для оценивания эффективности педагогических условий формирования изучаемой компетентности у будущих инженерных кадров атомной промышленности предварительно необходимо разработать адекватную критериально-оценочную характеристику для рассматриваемой компетентности. В этой связи следует определить критерии, уровни и показатели сформированности данного феномена.

Безусловно, в этой ситуации в ходе продвижения данной компетентности у студентов ядерных специальностей делается упор на педагогические условия, этим требованиям в полной мере соответствуют выявленные педагогические условия. Тем самым приобретает особую актуальность проблема разработки критериально-оценочного аппарата для проверки эффективности предложенных педагогических условий в формировании организационно-управленческой компетентности будущих специалистов атомной промышленности.

Цель исследования: разработать эффективный диагностический инструментарий для измерения сформированности обозначенной управленческой компетентности в процессе профессиональной подготовки инженерных кадров для атомной промышленности.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу реализованного исследования составляют следующее: системный, компетентностный, междисциплинарный и личностный подходы, обеспечивающие разработку эффективного критериально-оценочного аппарата исследования по формированию изучаемой компетентности.

Реализован системный подход в раскрытии критериев формирования организационно-управленческой компетентности будущих специалистов атомной отрасли, поскольку совокупность выделенных критериев, по существу, представляет систему со всеми её составляющими и взаимодействиями между ними. В частности, в работах М.К. Бочарова, В.Г. Афанасьева, В.А. Зверева, Ю.В. Васильева, Т.И. Шамовой, С.Я. Батышева, А.П. Беляевой раскрывается содержание понятия «управление» посредством системного образования в управлении. Системный подход является универсальным по своей природе и сущности, посредством которого можно разработать критериально-оценочный аппарат для определения уровня сформированности организационно-управленческой компетентности специалистов атомной отрасли, и является одним из основных общенаучных методологических подходов. Основная цель использования системного подхода состоит в том, чтобы описать структуру объекта исследования (системы).

Современная атомная промышленность нуждается в специалистах с междисциплинарными знаниями на стыке различных сфер наук, генерирующих идеи, способных к инновационной и предпринимательской деятельности, принятию нестандартных решений. Этим обстоятельством вызвано использование междисциплинарного подхода в разработке диагностического инструментария по определению сформированности рассматриваемой компетентности.

Особую актуальность приобретает использование компетентностного подхода в разработке критериального аппарата исследования организационно-управленческой компетентности специалистов атомной отрасли, поскольку идея данного подхода оказывает существенное влияние на содержание профессиональной подготовки, а также на его структуру, формы, методы и технологии обучения.

Личностный подход изучает влияние личностных качеств на продвижение организационно-управленческой компетентности.

Результаты исследования и их обсуждение

Итак, для оценки эффективности предложенных педагогических условий формирования организационно-управленческой компетентности студентов в условиях инженерной подготовки для предприятий атомной отрасли необходимо определить адекватную критериально-оценочную характеристику данной компетентности. То есть проявляется насущная необходимость разработки объективного критериально-оценочного аппарата для измерения сформированности составляющих исследуемой компетентности.

Проблема измерения результатов формирования организационно-управленческой компетентности связана с проблемой определения критериев и уровней её сформированности. Безусловно, эти критерии наиболее широко нами раскрываются посредством введенных показателей. По мере проявления этих показателей можно утверждать о степени выраженности того или иного критерия [5, с. 125–126].

Из содержания определения организационно-управленческой компетентности специалиста атомной отрасли следует, что данный феномен следует измерять по следующим критериям: когнитивный, мотивационный, деятельностный, проектно-исследовательский, а также личностный. Для этого использован системный подход, поскольку выделенные критерии, в свою очередь, образуют системное образование.

Далее введём в рассмотрение уровни сформированности для когнитивной составляющей изучаемой компетентности, которая определяется в 100-балльной рейтинговой системе путем использования специальных разработанных заданий. Обозначим через R общее число баллов, набранных студентом в течение текущего контроля, при этом 0 ≤ R ≤ 100.

Определены следующим образом уровни сформированности для рассматриваемой составляющей: при R ≤ 60 – адаптивный (низкий) уровень; при 60 ≤ R ≤ 80 – продуктивный (средний) уровень; при 80 ≤ R ≤ 100 – рефлексивно-творческий (высокий) уровень.

Изложенные выше положения позволили нам разработать систему критериев, показателей и уровней сформированности рассматриваемой компетентности. В основу выделения уровней положена степень продвижения студента достижений целостного развития выявленных составляющих. Слово «уровень» означает количественное состояние, ступень, достигнутую в развитии чего-либо. Для измерения сформированности любой компетентности большинство исследователей выделяют три или четыре уровня. В частности, В.Б. Беспалько, М.Б. Лебедева выделяют три (понимание; применение по образцу; творческое применение).

Как правило, эти уровни носят название низкого, среднего и высокого. Для оценки уровня выделяются критерии. Критерий должен быть адекватен тому явлению, измерителем которого он является.

Итак, приведём следующей таблицей критериально-оценочную характеристику по формированию организационно-управленческой компетентности студентов ядерных специальностей – будущих инженерных кадров атомной промышленности.

Критериально-оценочная характеристика сформированности организационно-управленческой компетентности будущих специалистов атомной отрасли

Уровни

Критерии

Когнитивный

Мотивационный

Деятельностный

Проектно-исследовательский

Личностный

1

2

3

4

5

6

Адаптивный

Обладание теоретическими и прикладными знаниями в предметной области по управленческой деятельности в сфере атомной промышленности, необходимыми в социальной и профессиональной деятельности носят бессистемный характер.

Недостаточно ещё сформированы знания о влиянии управленческой компетентности на эффективное развитие наукоемких производств.

Слабо выражены знания основных факторов, определяющих эффективность системы управления производством, коллективом и т.д.

Знания о роли организационно-управленческой деятельности в развитии инновационных наукоемких технологий носят неосознанный характер

Недостаточное ещё представление о мотивационно-познавательных ценностях в ходе занятий по управленческой деятельности.

Слабо выражена мотивация к необходимости изучения теоретических и прикладных управленческих знаний.

Ценностно-смысловое отношение к формированию основных составляющих организационно-управленческой компетентности в процессе самостоятельной работы проявляется в целом ещё неосознанно.

Слабо выражена потребность в овладении методами и способами организации самостоятельной работы по изучению прикладных вопросов по эффективному управлению персоналом на предприятиях атомной отрасли

Недостаточно сформированы навыки выполнения индивидуально подобранных прикладных задач в области управленческой деятельности.

Слабо ещё выражены навыки использования инновационных средств и методов решения управленческих задач в условиях работы на предприятиях атомной отрасли.

Неустойчивые способности принятия адекватных управленческих решений в нестандартных ситуациях.

Недостаточно владеет умениями по организации самостоятельной работы в сфере организационно-управленческой деятельности.

Владеет в недостаточной мере системой практических умений и навыков, обеспечивающих успешное управленческое решение в условиях наукоемких технологий в атомной отрасли.

Слабо выражены способности добиваться намеченной цели в процессе управленческой деятельности

Недостаточно выражены навыки выполнения работ исследовательского характера в области решения управленческих исследований. Реализуются работы лишь на уровне реферативных исследований.

Не владеют методологией научных исследований в сфере управленческой деятельности, вследствие этого в целом осознанно её не используют в студенческих исследовательских работах.

Не владеют математико-статистическими методами обработки результатов экспериментального исследования.

Не обладают необходимыми навыками оформления творческих работ в виде докладов, различных презентаций, рефератов и т.д.

В целом ситуативно проявляются такие личностные качества, как:

ответственность;

способность добиваться намеченной цели;

способность принимать адекватные управленческие решения в критической ситуации;

коммуникативность;

решительность;

настойчивость;

способность работать в команде

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

Продуктивный

Систематизированы и осмыслены теоретические и прикладные знания в предметной области по управленческой деятельности в сфере атомной промышленности, необходимые в социальной и профессиональной деятельности.

Полностью осознается важность знаний о влиянии управленческой компетентности на эффективное развитие наукоемких производств в атомной отрасли.

Сложились устойчивые знания о ведущих факторах, влияющих на эффективность системы управления производством, в целом коллективом.

Сформированы систематизированные и осмысленные знания о роли организационно-управленческой деятельности в развитии инновационных наукоемких технологий в атомной промышленности

Осознанное представление о мотивационно-познавательных ценностях в процессе учебных занятий по управленческой деятельности.

Ярко выражена мотивация к необходимости изучения теоретических и прикладных управленческих знаний.

Ценностно-смысловое отношение к формированию основных составляющих организационно-управленческой компетентности в процессе самостоятельной работы происходит в целом осознанно и ярко.

Проявляется осознанная потребность в овладении методами и способами организации самостоятельной работы по изучению прикладных вопросов по эффективному управлению персоналом на предприятиях атомной отрасли

Сформированы достаточные навыки выполнения индивидуально подобранных прикладных задач в области управленческой деятельности.

На достаточном уровне выражены навыки использования инновационных средств и методов решения управленческих задач в условиях работы на предприятиях атомной отрасли.

Сформированы достаточно устойчивые способности принятия адекватных управленческих решений в нестандартных ситуациях.

Владеет осознанно необходимыми умениями по организации самостоятельной работы в сфере организационно-управленческой деятельности.

Владеет в достаточной степени системой практических умений и навыков, обеспечивающих успешное управленческое решение в условиях наукоемких технологий в атомной отрасли.

Достаточно уверенно выражаются способности добиваться намеченной цели в процессе управленческой деятельности

Сформированы в целом навыки выполнения работ исследовательского характера в области решения управленческих исследований.

Представляются на достаточно высоком уровне исследовательские работы к опубликованию в журналах, индексируемых в РИНЦ.

Владеют в должной мере методологией научных исследований в сфере организационно-управленческой компетентности, тем самым на соответствующем научно-теоретическом и методическом уровне научно проводятся студентами исследовательские студенческие работы.

Владеют необходимыми навыками математико-статистической обработки результатов экспериментального исследования в сфере управленческих научных исследований.

Обладают достаточными навыками поиска необходимой научной литературы

На должном уровне сформированы необходимые навыки выступления на всевозможных конференциях, представления результатов исследований на выставках, всевозможных конкурсах и т.д.

Владеют на достаточно высоком уровне современными информационно-компьютерными технологиями представления результатов собственных научных исследований

Достаточно ярко проявляются такие личностные качества, как:

ответственность;

способность добиваться намеченной цели;

способность принимать управленческие адекватные решения в критической ситуации;

коммуникативность;

настойчивость; решительность;

способность работать в команде

Окончание таблицы

1

2

3

4

5

6

Рефлексивно-творческий

Сформированы высокие теоретические и прикладные знания в предметной области по управленческой деятельности в сфере атомной промышленности, необходимые в социальной и профессиональной деятельности.

Глубинное понимание и осознание особой важности знаний о влиянии организационно-управленческой компетентности на эффективное развитие наукоемких производств в атомной отрасли.

Сформированы глубинные и полноценные научно-теоретические и практические знания о ведущих факторах, влияющих на эффективность системы управления производством, в целом коллективом.

Придается приоритетная значимость роли организационно-управленческой деятельности в эффективном развитии инновационных наукоемких технологий в атомной промышленности

Рефлексивно-осознанное представление о мотивационно-познавательных ценностях в процессе учебных занятий по управленческой деятельности.

Мотивационно-ценностное отношение к формированию составляющих организационно-управленческой компетентности сопровождается посредством рефлексии и саморегуляции.

Высокая потребность в овладении методами и способами организации самостоятельной работы по изучению прикладных вопросов по эффективному управлению персоналом на предприятиях атомной отрасли

Высокий уровень сформированности навыков выполнения индивидуально подобранных прикладных задач в области управленческой деятельности.

Обладает высоким уровнем использования инновационных средств и методов решения управленческих задач в условиях работы на предприятиях атомной отрасли.

Сформированы ярко выраженные способности принятия адекватных управленческих решений в нестандартных ситуациях.

Владеет устойчивыми умениями по организации самостоятельной работы в сфере организационно-управленческой деятельности.

Уверенно владеет системой практических умений и навыков, обеспечивающих успешное управленческое решение в условиях наукоемких технологий в атомной отрасли.

Ярко проявляются способности добиваться намеченной цели в процессе управленческой деятельности

Сформированы устойчивые навыки выполнения исследовательских работ в области управленческих научных исследований.

На высоком уровне осуществляются научные исследования и имеют возможности опубликования их результатов в весомых научных журналах, в частности, ваковского издания.

Владеют на достаточно высоком уровне методологией научного исследования в области организационно-управленческой компетентности, что позволяет проводить научные исследования на высоком и надежном научно-теоретическом и методологическом уровне.

Владеют достаточно сложившимися навыками математико-статистической обработки результатов экспериментального исследования в сфере управленческих научных изысканий.

Владеют устойчивыми навыками поисковой работы с научной библиографией, широко используя также электронные ресурсы.

Продуктивно используются в научных исследованиях возможности современных информационно-компьютерных технологий. Ярко выражены способности по представлению результатов собственных научных исследований на всевозможные научные мероприятия

Сформированы на оценочно-рефлексивном уровне такие личностные качества, как:

ответственность;

способность добиваться намеченной цели;

способность принимать адекватные управленческие решения в критической ситуации;

коммуникативность;

настойчивость;

решительность;

способность работать в команде

Далее, возвращаясь к диагностике составляющих данной компетентности, следует отметить, что для измерения ее мотивационной составляющей нами использован модифицированный опросник ценностных ориентаций в карьере Э.Шейна («Якорь карьеры»). Диагностика деятельностной составляющей осуществляется посредством использования метода кейсов, имитационных управленческих игр, компетентностно-ориентированных управленческих заданий, метода «Мозгового штурма». Проектно-исследовательская составляющая определяется путем выполнения творческих заданий управленческого характера (рефераты, представление исследовательских работ на конкурсы, по результатам выполнения студенческих научных исследований, студенческие публикации и т.д.) Сформированность личностных качеств обучающегося, прежде всего, выявляется в процессе их учебной деятельности, в частности путем наблюдения, межличностной коммуникации и т.д.

При этом, периодически проводя диагностику сформированности компонентов, можно обнаружить процесс продвижения данной компетентности. Безусловно, результаты диагностики уточняются другими методами.

Выводы

Разработан критериально-оценочный инструментарий для статистической обработки результатов экспериментального исследования по формированию организационно-управленческой компетентности будущих специалистов атомной отрасли. Данный диагностический аппарат, прежде всего, необходим для отслеживания динамики продвижения студентов на любом этапе их формирования данной компетентности и позволяет своевременно принимать коррекционные управленческие действия в случае несоответствия достигнутых результатов ожидаемым.