Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE TEACHER-MANAGER AS A GUARANTEE OF THE SUCCESS OF ITS ACTIVITIES

Ashyrbekova A.S. 1
1 Kyrgyz State Technical University named after Iskhak Razzakov
The processes of transformation taking place today in the life of society concern all of its spheres, and, first and foremost, the sphere of education as the basic component of the formation of a personal worldview. Education serves as the most complex field of social practice, a social institution whose main tasks are the reproduction of the spiritual, intellectual and labor potential of the nation, as well as the formation of an active and socially responsible person. It is also an industrial and branch of human activity and a reflection of social relations. Scientific research has shown that the training system that has developed as a result of centuries of accumulation of methods and methods of teaching has, of course, considerable achievements. However, it can not ensure the maximum efficiency of the process of forming professional abilities. It is now generally known that human activity, in particular the assimilation of any knowledge, skills and skills, consists of specific actions, operations that it performs. Carrying out these actions, reflecting on their fulfillment, realizing the need for them and assessing their importance for themselves and society, a person thereby develops competence in this or that sphere. Necessity of development of communicative competence of teacher of the vocational training of obuslavlivaetsya also that the object of labour of representative of this profession is personality of man, the leading terms of development of which are productive activity and rich in content intercourse. A teacher, master of the production teaching, is constantly plugged in the process of intercourse, foreseeing various and mnogoplanovye relationships with a student, by their parents, colleagues on work.
communicative competence
pedagogical management
teacher-manager
specialist
modern education

Высшее учебное заведение несет особую ответственность перед обществом и учащимися за формирование качественно нового уровня воспитания, социальной зрелости человека, его ориентации в жизни, в обществе.

Важную роль в деятельности преподавателей, педагогов по производственному обучению играют их коммуникативные качества, способствующие установлению разнообразных взаимоотношений с учениками, родителями, коллегами.

Данную проблему исследовали такие отечественные ученые, как Н.А. Асипова, М.К. Асааналиев, Д.Б. Бабаев, Дж.У. Байсалов, И.Б. Бекбоев, К.Д. Добаев, А.Т. Калдыбаева, Л.П. Кибардина.

В педагогическом аспекте вопросы научной разработки организации коммуникативного процесса, формирования коммуникативной активности приобретают в настоящее время особую актуальность.

Цель статьи: проанализировать роль и место компетентностного подхода в современном образовании вообще и парадигму его применения в профессионально-педагогическом образовании в частности, рассмотреть коммуникативную компетентность педагога как средство оптимизации образовательного процесса в педагогическом менеджменте, который представляет собой управленческую деятельность в образовательном процессе.

Методы исследования: теоретический анализ, синтез, сравнение, наблюдение, самонаблюдение.

Коммуникативная компетентность: понятие, сущность

Проблема коммуникативной компетентности представляет собой один из аспектов обширной проблемы взаимопонимания, которая рассматривается сегодня как диалог культур, политических систем, различных религиозных мировоззрений. На данный момент в сфере образования требуется учитель, не только компетентный в своей дисциплине, способный объяснить тему и спланировать свою деятельность, но и умеющий грамотно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся. В работах В.С. Лазарева об управленческой деятельности педагога говорится как о »непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются их усилия» [1].

Международным департаментом стандартов в обучении, достижении и образовании (International Board of Standads for Training Performance and Instruction IBSTRI) дано следующее понятие компетентности: способность человека к осуществлению своей деятельности, выполнению заданий, работы. Компетентный человек должен иметь определенный набор знаний, навыков и умений, дающих ему возможность осуществлять свою деятельность, выполняя свои функции и задачи [2].

По результатам своих исследований ученые выделили качества, которые позволяют четко разделить хорошую и плохую работу, то есть компетентное и некомпетентное ее выполнение. В перечень этих качеств входят надежность, точность в ответах, способность отзываться на потребности производства без специальных на то указаний, умение сотрудничать, инициативность и ответственность [3].

В менеджменте понятия «управление» и «руководство» расходятся. «Управление» – более широкое понятие, чем «руководство». В.М. Шепель трактует это понятие так: «Управлять – это значит «озаботить» себя…; «Руководить» – это «озаботить» других…» [4]. Педагог-менеджер создает не просто учебную среду, а специфически организованное эмоционально-комфортное пространство социального взаимодействия для наилучшего самоопределения воспитанников и полноценного освоения ими самых разнообразных форм и видов человеческой деятельности. «Именно в поле социального взаимодействия начинается становление личности, ее самоопределение как выстраивание собственного жизненного пространства на базе культурно детерминированных, общих, и частных, индивидуализированных, смыслов и ценностей» [5].

Проблема коммуникативной компетентности, то есть умение свободно и эффективно общаться с другими людьми, всегда интересовала людей, проявлявших этот интерес еще в античные времена в связи с потребностью использовать этот опыт на практике, в особенности в связи с необходимостью воздействовать одним человеком на поведение других эмоциональным словом. Так, например, древнейшая дисциплина риторика возникла как наука о способах речевого воздействия на аудиторию слушателей для получения нужного результата.

В целом, таким образом, коммуникативная компетентность представляет собой уровень обученности индивида общению с окружающими, который необходим ему для успешного функционирования в обществе и выполнения своих профессиональных задач. Однако степень коммуникативной компетентности индивида зависит не только от степени его обученности основам общения, но и от изменений, происходящих в обществе, а также от его предыдущего раннего межличностного опыта.

Педагогический менеджмент можно рассматривать как особую отрасль менеджмента, имеющую свою специфику и закономерности, присущие только ей. Специ- фичность педагогического менеджмента состоит в исключительности предмета, продуктов, орудий и результата труда менеджера образовательного процесса. Предмет труда менеджера образовательного процесса – деятельность субъекта управления, продукт труда – информация об учебно-воспитательном процессе. Орудием труда выступает слово, речь. Результат труда – уровень грамотности (обученности), воспитанности и развития объекта педагогического менеджмента – обучаемых [6].

Успешной коммуникативной компетентности содействует личный опыт индивида, его успешное развитие, которое связано с культурой и ценностями общества. Коммуникативная компетентность создается соборно, всем обществом. Эту особую культуру, накопленную повседневным общением, М. Мид рассматривала как залог умственного здоровья народа. По ее словам, «только вместе люди могут быть людьми, их человечность зависит не от индивидуального инстинкта, а от традиционной мудрости общества. Когда люди теряют ощущение того, что они могут положиться на эту мудрость – потому ли, что они оказались в среде тех, чье поведение не является для них гарантией преемственности цивилизации, или же потому что они больше не могут пользоваться символами своего общества, – они сходят с ума, часто ведя безнадежные бои, отдавая свое культурное наследие, усвоенное с таким трудом, но никогда настолько прочное, чтобы гарантировать судьбу следующего поколения» [7]. Как ни странно, иметь способность переносить эмоциональные перегрузки вышла на одно из первых мест при оценке уровня коммуникативной компетентности. Для формирования коммуникативной компетентности люди, прежде всего, нуждаются в такой межличностной среде, которая способствует росту открытости во взаимоотношениях, преодолению настороженности друг к другу, преодолению нетерпимости других [8].

Во многих работах по проблемам развития и воспитания личности отмечается важная роль коммуникативных качеств, навыков и умений человека, необходимых для успешного включения в процесс межличностных отношений.

Коммуникативные качества педагога-менеджера

Педагогу-менеджеру необходимы такие качества, как терпеливость, целеустремлённость, доброта, интерес к жизни учащихся, лояльность, обязательность, порядочность, честность, стремление к использованию новых методик обучения и многое другое. Ведь также большое значение для деятельности педагога-менеджера имеют такие коммуникативные качества, как умение работать в групповой работе, самообладание и ориентация в конфликтных ситуациях, коммуникативная компетентность при достижении поставленных целей и др. Сегодня общеизвестно, что деятельность человека, в частности усвоение любых знаний, умений и навыков, складывается из конкретных действий, операций, которые он выполняет. Выполняя эти действия, размышляя над их выполнением, осознавая потребность в них и оценивая их важность для себя и общества, человек тем самым развивает компетентность в той или иной сфере.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность, при этом первое из них «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», а второе соотносится с «владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [9].

При этом следует отметить огромную роль, которую играет в деятельности педагога коммуникативная деятельность, что дает нам право называть педагогов менеджерами. Таким образом, можно сказать, что педагогический менеджмент – это управление педагогическим производством, включающее в себя принципы, методы, формы, технологические приемы, средства управления для достижения целей обучения и воспитания молодых поколений.

Важной особенностью педагогического менеджмента является общественный характер управления системой образования, проявляющийся в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители педагогического и ученического коллективов, родителей, общественности. Их участие в управлении создает предпосылки для развития творческой атмосферы хорошего психологического климата в учебном заведении.

Реальным воплощением общественного характера управления на уровне общеобразовательной школы является совет школы, конференция и устав [10].

Управленческую компетентность руководителя образовательного учреждения рассматривают как способность с помощью своего опыта, знаний, практических умений, личных качеств осуществлять управленческую деятельность в образовательном процессе. Для менеджера-педагога необходимо хорошо знать стратегию образования, содержание, формы, методы, цели образования, технологии инновации в педагогической деятельности, умение разрешать конфликтные ситуации в коллективе [11]. Поэтому одним из важнейших направлений педагогического менеджмента сегодня является повышение компетентности, профессионализма педагога как менеджера, так как только эффективное выполнение функций менеджмента в образовательном процессе может обеспечить развитие каждой обучающейся личности.

Ряд авторов уделяют внимание такой компетенции руководителя образовательного учреждения, как психолого-управленческая компетентность. Психолого-управленческая компетентность – это совокупность личностных качеств, стилей взаимодействия, общепрофессиональных, специальных знаний и умений, способов выполнения задач менеджера, обеспечивающая эффективную деятельность.

В качестве основных показателей психолого-управленческой компетентности менеджера рассматривают совокупность инвариантных знаний (общепрофессиональные параметры, сущность и основные задачи управленческой деятельности) [12].

Потребности современной социальной жизни требуют поиска новых форм деятельности, новых направлений работы, таких как педагогический менеджмент профессиональной деятельности, а также педагогический менеджмент в системе государственной и муниципальной власти. Кроме того, чиновники, муниципальные служащие, руководители, ежедневно работающие в контакте с другими людьми, должны развивать свои дидактические умения и совершенствовать личностный потенциал [13]. Формирование коммуникативной компетентности требует не только повышения эффективности и качества существующих форм и методов учебно-воспитательной работы, но и специальных комплексных целенаправленных педагогических мероприятий [14]. Педагогу-менеджеру необходимо развивать в себе высокую коммуникативную компетентность, так как его деятельность связана с людьми, которые профессионально связаны с содержательным общением.

В основе приобретения коммуникативной компетентности лежат разные источники: жизненный опыт, искусство, литература, а также научные методы. Однако главную роль играет личный опыт, то есть уровень коммуникативной компетентности становится выше с приобретением жизненного опыта, освоением культурных и общественных ценностей в развитии и постоянном изменении.

В то же время коммуникативную компетентность нельзя представлять как личный опыт и как базовую характеристику личности.

Так, М.А. Лукашенко выделяет четыре ключевых компетенции менеджера.

Первой компетенцией является целеполагание, способность определять цели и ценности компании. Каждому менеджеру необходимо уметь определить смысл жизни и смысл существования своей компании, формировать смысл жизни как свой собственный, так и компании, в которой менеджер работает, то есть необходима способность корпоративной и самоидентификации.

Второй важной компетенцией менеджера является коммуникативная компетентность. Как показывает управленческий опыт, от 70 до 90 % своего рабочего времени менеджер проводит в общении с другими людьми как в самой организации, так и вне ее. Так, менеджмент даже часто называют «прогуливающимся менеджментом».

Третьей важной компетентностью является управленческая компетентность, в которую входит способность подбирать для своей образовательной организации знающих сотрудников, использовать в работе их сильные стороны. Эта сторона компетентности педагога-менеджера очень важна, так как от нее зависит дальнейший успех работы организации. Поэтому педагогу-менеджеру важно уделять большое внимание работе с кадрами, их подбору на ключевые посты.

Четвертой важной компетентностью менеджера является организация своей деятельности, своего рабочего времени, а также деятельности и времени сотрудников своего учреждения. Таким образом, педагог-менеджер должен планировать свое время так, чтобы успевать выполнять важные задачи, распределять свою работу, направлять себя на выполнение сложных задач. Однако повышение своей личной способности организовать свою деятельность еще недостаточно для успешной работы всего коллектива. Важная роль в эффективной работе учреждения образования принадлежит всем членам педагогического коллектива, их умению организовать свою деятельность [15].

В связи с тем, что профессиональная деятельность менеджера осуществляется при помощи коммуникативного общения, педагогу-менеджеру необходимо, с одной стороны, повышать свой уровень профессиональной компетенции как специалиста по управлению образовательного учреждения с педагогическим коллективом, с другой стороны, развивать уровень своей коммуникабельности для более успешного умения слушать, убеждать, воздействовать на своего собеседника.

Руководитель образовательного учреждения должен хорошо осознавать необходимость своих деловых коммуникаций, в числе которых: понимание того, с кем ему нужно общаться, с какой целью, иметь необходимый объем психологических знаний для понимания собеседника и способности воздействия на него, а также противостояния влиянию другого человека.

Выводы

Итак, коммуникативная компетентность педагога-менеджера рассматривается как совокупность личностных, когнитивных, эмоциональных качеств и контакты с другими людьми.

В современных условиях необходим профессиональный подход к управлению образовательными организациями, педагоги-руководители должны соответствовать профессиональным требованиям современной управленческой науки.

Поэтому для эффективной управленческой деятельности ректоров, проректоров вузов необходимо создание и совершенствование эффективной системы управления в вузе; повышение требований к профессиональным и личностным качествам ректоров, деканов, зав. кафедрами и постоянная деятельность по повышению их квалификации; повышение их роли и ответственности за кадровую работу в вузе; повышение эффективности организации своего труда, высокой трудоспособности.

В жизни, общаясь со своим окружением и, как правило, не замечая и не осмысливая этого, человек вырабатывает свою идентификацию, уверен, что он и его партнеры видят окружающий мир одинаково. На основе этого знания он определяет свое коммуникативное намерение (формулирует цель коммуникации, координирует действия и мысли, преодолевает противоречия, учится).

Нормативно закрепленный опыт, обретенный индивидом, благодаря участию и повседневной жизни, является понятийной программой, которую он использует как код для переработки информации. Формирование коммуникативной компетентности требует не только повышения эффективности и качества существующих форм и методов учебно-воспитательной работы, но и специальных комплексных целенаправленных педагогических мероприятий.

Формирование коммуникативной компетентности требует не только повышения эффективности и качества существующих форм и методов работы, но и специальных комплексных целенаправленных педагогических. В вузах ректор или декан может преподавать на кафедре как преподаватель, тем самым расширяя свои полномочия уже в области контроля над студентами в учебном процессе.

Несмотря на непрерывную работу педагогов, психологов, социологов и представителей других наук по разработке путей формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов, остаются актуальными и требуют дальнейшего разрешения следующие противоречия между:

- насущной потребностью системы профессионального образования в педагогах с высоким уровнем коммуникативной компетентности и отсутствием должного внимания к ее целенаправленному формированию в процессе подготовки профессионально-педагогических специальностей;

- всё возрастающими требованиями к стандартизации профессионально-педагогического образования и отсутствием нормативных установок на развитие такого компонента компетентности педагога, как коммуникативная компетентность;

- необходимостью развивать коммуникативную компетентность как элемент профессионально-педагогической компетентности и профессиональную ценность у педагогов профессиональной школы и отсутствием отработанной методики, ориентированной на развитие и диагностику каждого компонента данного вида компетентности.

Это обуславливает важность роли компетентностного подхода в современном образовании также его применения в профессионально-педагогическом образовании. В вузах ректор или декан может преподавать на кафедре как преподаватель, тем самым расширяя свои полномочия уже в области контроля над студентами в учебном процессе. Следует отметить, что и ректор и декан являются педагогами-менеджерами, но уже с большими полномочиями, уже в области целого учреждения и отдела с большим количеством работников и учащихся. То есть, управляя сотрудниками и студентами, руководитель, уже как педагог-менеджер, должен обладать качествами и компетенциями, помогающими ему в повышении образовательного потенциала студентов и подчиненных ему педагогов, в совершенствовании различных знаний, умений и навыков, а также личностных качеств и способности творчески применять их на практике.

Мы считаем формирование коммуникативной компетентности требует не только повышения эффективности и качества существующих форм и методов работы, но и специальных комплексных целенаправленных педагогических программ.

Перспективным, на наш взгляд, представляется совершенствовать системы индивидуальных творческих заданий, тренинги для педагогов, расширение разнообразия методов и методических приемов формирования коммуникативной компетентности, увеличение временного периода для повышения квалификации с применением программ в области менеджмента для педагогов, непрерывное самообучение, в течение которого можно формировать и развивать коммуникативную компетентность в процессе ведения занятий и в педагогической деятельности вообще.