Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OF THE COLLECTIVE OF FIRST CLASSES IN EDUCATIONAL ACTIVITY

Lazarev M.A. 1 Moskvina A.S. 2 Kurbatova N.V. 3
1 Chekhov technical college
2 Moscow State Regional University
3 Academy of Fine Arts and watercolors by Sergey Andriaka
The article deals with the problem of studying children’s collective from the position of pedagogical knowledge. A theoretical analysis of Russian literature on pedagogy is conducted to identify the definition of «collective». The process of formation and development of children’s collective is shown. The importance of uniting children’s collective and collective education is revealed. An attempt is made to understand the realization of the formation of the personality, which occurs under the influence of the collective in the process of interpersonal interaction. The formation of the collective of first-graders, the issue of education in the team, is of exceptional interest and relevance at the present time. The issue of upbringing in the collective and through the collective remains relevant at the present time. The effectiveness of the developed program for the formation of the first-graders’ collective, which can be used in the work of elementary school teachers, is experimentally tested. The results of the «Methods for studying the level of development of children’s collective» are analyzed after the implementation of the program on the methodology «What is our collective?». The purpose of this methodology, the identification of the degree of cohesion and the attitude of children towards the collective of the school class. After the implementation of the program, an analysis of the results of the «Questioning of Teachers and Teachers» is made using the example of the author’s questionnaire of surveys of teachers and educators working with primary school classes.
formation of a collective
unification of pupils
model of society
personality of the child
domestic system of upbringing
educational process
interpersonal relations of schoolchildren

Исследования в области педагогики коллектива в нашей стране имеют давнюю традицию. В настоящий период развития отечественной педагогики от термина «коллектив» отказались. Однако оказалось, что достаточно чётких представлений о воспитательном процессе коллектива не имеют. Непонятны и механизмы воздействия на личность ребёнка внутри детского коллектива. Воспитатели нередко заменяют без достаточных для того оснований воздействия одного типа воздействиями другого.

В отечественной литературе принципы коллективного воспитания обоснованы в педагогических трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Центральное место в теории коллективного воспитания занимают труды крупнейшего советского педагога А.С. Макаренко, разработавшего модель «воспитательного коллектива».

В начале XX века великие педагоги П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский занимались изучением организационных условий поддержки и сопровождения в группе сверстников, атмосферы взаимовыручки и сотрудничества. Авторы рассматривали непосредственно вопросы формирования коллектива и использования его ресурсов для гармоничного развития личности.

Проведённый анализ педагогической литературы выявил противоречие между необходимостью развития детского коллектива младших школьников и недостаточной разработанностью методического обеспечения формирования коллектива первоклассников.

Цель исследования: выявить педагогические условия формирования детского коллектива.

Объект исследования: процесс формирования коллектива младших школьников.

Предмет исследования: педагогические особенности формирования коллектива первоклассников в учебной деятельности.

Задача исследования:

1. Рассмотреть исторические предпосылки исследования детского коллектива в отечественной литературе.

2. Проверить эффективность ранее разработанной программы и провести анализ результатов формирования коллектива первоклассников в учебной деятельности.

Материалы и методы исследования

1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирический (наблюдение, анкетирование беседы с педагогами, учащимися первого класса, родителями).

3. Метод качественной и количественной обработки данных исследований (обработка и оформление результатов исследований в виде таблиц).

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 31 г.о. Мытищи Московской области. В эксперименте принимали участие 25 учеников 1 «А» класса в возрасте 7–8 лет (10 мальчиков и 15 девочек).

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретический анализ научной литературы по проблеме данного исследования в области педагогики показал, в частности, что становление и развитие детского коллектива, переход его от стадии к стадии, реализация воспитательных функций – процесс не стихийный, а управляемый. Управляют данным процессом педагоги, задавая и совершенствуя организационную структуру коллектива, обогащая её жизнедеятельностью, путём развития детское самоуправления.

Интересен тот факт, что для высокоразвитого коллектива характерно наличие личных отношений и связей, чувство коллективизма и высокой информированности о внутриколлективных процессах. Однако имеются и отрицательные характеристики – это «закрытость системы и её низкая организованность» [1, с. 534].

Согласно результатам исследований отечественной системы воспитания, ведущая роль в формировании личности принадлежит коллективу. Данное утверждение является одним из принципиальных отличий российской системы от зарубежной системы.

В педагогической литературе коллективом называется объединение учеников-воспитанников, которых объединяет общая цель, деятельность, ответственность и руководящий орган. Влияние коллектива на становление личности ребёнка, регламентировано границами и интенсивностью сферы влияния детского коллектива, а также положением (психологически комфортное или некомфортное) ребёнка в системе отношений коллектива.

Понятие «коллектив» в педагогику введено А.С. Макаренко, который под коллективом рассматривал систему организованных и целеустремлённых личностей, обладающих органами коллектива. Автор отмечал, что коллектив является живым организмом, «имеющим свои органы и закрепленные за этими органами функции, полномочия и ответственность» [2, с. 103].

Необходимым условием развития коллектива является наличие общей цели, которая может не только увлечь, но и сплотить воспитанников. Очень важным представляется наличие традиций, которые скрепляют коллектив на всех стадиях его развития.

Так, рассматривая процесс становления и развития детского коллектива, Л.И. Новикова и А.Т. Куракин подчёркивают необходимое наличие управления таким процессом, при его переходе от этапа к этапу. Авторы особенно выделяют ведущую роль педагога в управлении детским коллективом, так как только учитель, задавая целевые ориентиры в совместной деятельности, совершенствует структуру организации детского коллектива, наполняя содержательно его жизнь и развивая детское самоуправление.

Только педагог, развивая внутренние и межличностные отношения в коллективе, за счёт введения в его жизнь уместных и целесообразных ситуаций, направляет и координирует деятельность детей, способствуя развитию их самоорганизации, одновременно включая детский коллектив в общественную систему социальных отношений [3, с. 12].

Главная отличительная особенность воспитательного коллектива заключается в социальной функции воспитания, которая определяет специфику его структуры. Любой коллектив представляет собой систему из двух относительно независимых коллективов. В состав могут входить воспитанники – учащиеся – воспитатели – педагоги – обучающиеся. При этом педагогическое обеспечение воспитательного процесса направлено на организацию воспитания жизнедеятельности воспитанников, в которую включают их педагоги.

Исследователь А.Н. Лутошкин рассматривает коллектив как компонент образовательного процесса социокультурного развития, который, развиваясь сам, создаёт среду для развития учащегося. Важным условием развития классного коллектива является наличие благоприятного климата для развития и проживания в нём всех субъектов этого процесса. Каждый ребёнок, участвуя в образовательном процессе, вносит свой вклад в психологический климат класса, при этом чувствуя на себе его влияние [4, с. 33].

В организации и развитии детских коллективов, их жизнедеятельности и коррекции межличностных отношений школьников могут быть использованы микрогруппы, показавшие высокую эффективность. Применение индивидуального подхода предоставляет комфортные условия для их развития в коллективной системе, оказывая эффективное воздействие через коллектив на индивидуальное личностное развитие школьника.

Ученический коллектив – группа сверстников, связанная общей (учебной) целью и деятельностью, обладающая общими выборными органами, характеризующаяся сплоченностью, ответственностью, взаимозависимостью и равенством всех членов группы в правах и обязанностях. Нужно отметить, что одним из основных условий формирования коллектива первоклассников является организация целенаправленной, систематической и управляемой деятельности школьника, сочетающей учебную деятельность, а также направленной на достижение общих целей в учёбе, спорте, общественно-полезной работе и творческой деятельности.

В работе М.А. Лазарева и О.А. Савченко разработана и реализована программа «Формирование коллектива первоклассников в учебной и внеурочной деятельности» [5]. На основании данной работы проведена диагностика с целью проверки эффективности программы и проведён анализ результатов формирования коллектива первоклассников в учебной деятельности.

Благодаря реализованной программе в результате эксперимента выявлено понижение количество конфликтов, сопровождаемых открытой агрессией между первоклассниками. При проведении совместной деятельности дети стали объединять свои усилия, и проявлять групповую активность, помогая друг другу. Наиболее показательны в этом отношении совместные соревнования и подготовка к праздникам.

Для изучения уровня сформированности коллектива первоклассников была применина методика, разработанная А.Н. Лутошкиным, «Какой у нас коллектив?». Результаты проведённой диагностики представлены в табл. 1.

Таблица 1

Методики исследования уровня развития детского коллектива после реализации программы

п/п

Уровни развития коллектива

Показатели

До экспериментальной работы

После экспериментальной работы

1

Низкий

60 %

12 %

2

Средний

24 %

60 %

3

Высокий

16 %

28 %

Из результатов, представленных в табл. 1 видно, что произошли количественные изменения. Показатели высокого уровня с 16 % (4 ученика) до 28 % (7 учеников) и среднего уровня с 24 % (9 учеников) до 60 % (15 учеников), за счёт уменьшения количества первоклассников с низким уровнем сплоченности коллектива с 60 % (15 учеников) до 12 % (3 ученика).

После реализации программы «Формирование коллектива первоклассников в учебной деятельности» выявлены сдвиги на всех трех уровнях:

– 28 % младших школьников от общего количества группы стали оценивать свой класс, как дружный и сплочённый коллектив, где отношения строятся на взаимовыручке и взаимопонимании;

– 60 % школьников оценили свой класс как дружный, но с незначительными ограничениями в межличностном общении, определив класс как коллектив средней сплоченности;

– и только 12 % первоклассников оценили коллектив как не сплоченный, но в перспективе возможны изменения мнения (это было обозначено самими школьниками).

Таким образом, на основании полученных данных по данной методике изучения уровня развития детского коллектива можно сделать вывод, класс имеет высокий уровень и высокую тенденцию к формированию коллектива с выраженными признаками сплоченности и развитыми отношениями внутри коллектива, так как кроме учебной деятельности детей объединяет интерес к внеклассным совместным мероприятиям. Проведя оценку состояния внутри класса, его можно оценивать как достаточно благоприятный и для формирования личности в коллективе, и коллектива класса.

Для оценки эффективности сформированности детского коллектива использована авторская анкета опроса педагогов начальной школы, работающих с этим классом. Анкета содержала пять вопросов и предполагала три варианта ответов: да, нет, иногда. Полученные результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты анкетирования педагогов и воспитателей после реализации программы

п/п

Вопрос

Ответы

Да

Нет

Иногда

1

Имеется ли коллектив в классе, в котором вы работаете?

60 %

0 %

40 %

2

Можно ли оценить класс как дружный и бесконфликтный?

60 %

20 %

20 %

3

Поддерживают ли первоклассники друг друга в процессе осуществления учебной деятельности?

40 %

20 %

40 %

4

С желанием ли участвуют учащиеся во внеурочной деятельности?

80 %

0 %

20 %

5

Переживают ли первоклассники за честь класса?

60 %

20 %

20 %

При проведении анализа ответов педагогов и воспитателей на вопросы анкеты, были получены следующие результаты.

На первый вопрос: «Имеется ли коллектив в классе, в котором вы работаете?», положительно ответили 60 % (3 человека) педагогов, а 40 % (2 человека) опрошенных ответили «иногда». В частности были получены ответы: «…у первоклассников разные интересы, поэтому коллектив есть, но он находится в стадии формирования»; «…коллектив есть, особенно это видно во время соревнований, когда необходима общая победа».

На второй вопрос: «Можно ли оценить класс как дружный и бесконфликтный?» положительно ответили 60 % (3 человека) педагогов, а 20 % (1 человек) ответили «иногда», также 20 % (1 человек) группы педагогов и воспитателей ответили «нет». Были получены ответы: «…дети дружелюбны и общительны, несмотря на то, что класс многонациональный»; «…класс дружный, однако возникают конфликты, в ситуации борьбы за лидерские позиции».

На третий вопрос: «Поддерживают ли первоклассники друг друга в процессе осуществления учебной деятельности?» положительно ответили 40 % (2 человека) опрошенных, 40 % (2 человека) от общего числа опрошенных педагогов и воспитателей ответили «иногда», отрицательный ответ прозвучал у 20 % (1 человек) группы. В частности получены ответы: «…в основном отмечается поддержка, но между некоторыми мальчиками и девочками возникает соперничество»; «класс дружный, в процессе обучения поддерживают друг друга».

При ответе на четвертый вопрос: «С желанием ли участвуют учащиеся во внеурочной деятельности?» 80 % (4 человека) педагогов и воспитателей ответили положительно, 20 % (1 человек) опрошенных ответили «иногда». Ответ «нет» на четвертый вопрос не прозвучал. Были получены ответы: «…в коллективных мероприятиях первоклассники участвуют с большим удовольствием, отмечается наличие взаимопомощи и товарищеской поддержки»; «… девочки доброжелательны и стараются помочь учителю в организационных моментах реализации внеурочной деятельности».

На пятый вопрос: «Переживают ли первоклассники за честь класса?» 60 % (3 человека) опрошенных ответили положительно, «нет» ответили 20 % (1 человек) и 20 % (1 человек) ответили «иногда». Прозвучали следующие ответы педагогов и воспитателей: «…дети дружат между собой, помогают и переживают за класс»; «…некоторые не испытывают никаких переживаний из-за своих особенностей характера».

В результате проведённого опроса педагогов и воспитателей выявлено единодушное мнение, что коллектив в данном классе существует. Имеются некоторые особенности, оказывающие влияние на его формирование. Например, особенности характера и темперамента первоклассников, гендерные различия, ситуации и окружающая атмосфера, а также влияние находящегося рядом взрослого (педагога или воспитателя).

Выводы

1. Мы выявили, что коллектив – это группа людей, объединенная социально-ценностыми отношениями и деятельностью.

2. Развитие и формирование личности возможно осуществлять только с помощью коллектива и через коллектив, где коллектив выступает как форма целостной организации жизни субъекта, которая предоставляет возможности для одновремнного воспитательного воздействия как на отдельно взятую личность, так и группу, обеспечивая условия для взаимовлияния личности друг на друга.

3. Процесс формирования предполагает организацию целенаправленной, совместной, руководимой деятельностью учащихся, учителей и родителей.

4. Оценка успешности программы формирования коллектива первоклассников в учебной деятельности осуществлялась с помощью комплекса взаимодополняющих методик: «Методика изучения уровня развития детского коллектива», анкетирование учащихся, учителей и воспитателей.