Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMING OF YOUTH COMMUNICATIVE CULTURE BY MEANING OF LEISURE VIDEO BLOGS IN THE INTERNET NETWORK

Melezhik O.V. 1 Gаnshina G.V. 1
1 Moscow City Pedagogical University (MCPU)
The article examines the role of Internet resources in the formation of the communicative culture of youth. Communicative culture is a complex system, containing a set of communicative knowledge, skills and habits. Communicative culture is a part of the general and professional culture of youth. The tasks of communicative culture are to create space for self-fulfillment, self-expression of young people, support in realizing life goals, plans and tasks. Young people receive reflection in a communicative environment; it shapes and corrects their behavior to achieve full and harmonious activities as a member of society.Increasing the level of communicative culture of youth is very important. Communicative culture is formed under the influence of various factors, such as training, professional activity, and by organizing meaningful leisure. Socio-cultural activities have many means, forms and methods of organizing free time, which can effectively solve this problem. Currently, most of the leisure activities of young people are organized on the Internet, which makes it urgent to consider the theory of socio-cultural activities in this area to form a communicative culture of youth. To solve this problem, it is necessary to study the features of communication in the Internet and resources provided by the global network.
communicative culture
Internet communication
internet diary
blog
video blog
social and cultural activities
Internet
young people

Современное общество нуждается в молодых специалистах, способных к проектированию собственной профессиональной деятельности, имеющих развитые познавательные запросы и духовные потребности и способных самостоятельно их удовлетворять. [1, с. 4]. В условиях модернизации нашего общества молодежь рассматривается как носитель новых социальных ценностей. В социально-психологическом аспекте студенты по сравнению с другими группами населения отличаются наиболее высоким образовательным уровнем, активным освоением культурных ценностей, достаточно высоким уровнем познавательной мотивации. Студенчество – центральный период становления человека, личности в целом, когда проявляются самые разные интересы и потребности [2, с. 294].

Современная информационно-техническая среда оказывает влияние на все сферы жизни молодежи – ее личную и социальную жизнь, работу и досуг. Информационно-техническая среда – общность всех видов технологий по созданию, хранению, передаче и использованию информации во всех ее формах (текстовой, числовой, графической, видеографической и др.). Социологи Д. Белл, М. Кастельс, Г.М. Маклюэн рассматривали «информационно-техническую среду» в первую очередь как средство и среду коммуникации.

С каждым годом возрастает роль информации, объем и разносторонность которой увеличивается в геометрической прогрессии, вместе с тем повышается значимость формирования коммуникативной культуры молодого поколения. Коммуникация определяет ход процессов обучения, управления и развития, обеспечивает функционирование любых систем, поэтому роль коммуникативной культуры велика для полноценной и успешной жизни молодежи. В свою очередь коммуникативная культура является неотъемлемой частью социально-культурного развития молодого поколения. Изучение методов развития коммуникативной культуры становится актуальной проблемой теории и методики социально-культурной деятельности.

Целью данного исследования является обоснование эффективности авторской программы «Блог. Видео-Арт», направленной на формирование коммуникативной культуры молодежи посредством ведения досуговых блогов в сети Интернет.

Материалы и результаты исследования, их обсуждение

Молодежь обладает большим потенциалом в сфере внедрения образовательных и профессиональных инноваций. Находясь на этапе становления и формирования структуры своей ценностной системы, молодежь особо нуждается в повышении общекультурных и профессиональных компетенций. Социокультурный статус и ценностные ориентации студенческой молодежи формируются в досуговой деятельности, которая по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразием и преобладанием активных и развлекательных форм. Наиболее актуальны творческие виды досуговых занятий, ориентированные на обеспечение прямого участия в них каждого молодого человека. Именно здесь открывается возможность использования информационных технологий, направленных на формирование ценности социального взаимодействия, социокультурного творчества, предоставляющих широкие возможности для самореализации личности [3, с. 38].

Коммуникативная культура включает в себя ряд навыков и знаний, позволяющих молодежи эффективно обмениваться информацией в социуме как в малых, так и широких диалоговых группах. Проблемы формирования коммуникативной культуры представлены в трудах отечественных педагогов и психологов: Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Ф.Н. Гоноболина, И.И. Зарецкой, Н.В. Кузьминой, А.А. Лобанова, Н.А. Моревой, А.Г. Самохваловой, В.А. Сластенина, С.Д. Якушевой и др.

А.Г. Самохвалова в своих работах рассматривает коммуникативную культуру как совокупность культурообразующих компонентов:

– эмоциональной культуры;

– речевой культуры;

– когнитивной культуры [4, с. 126].

Автор видит эмоциональную культуру как систему знаний о рациональной реакции на внешнюю ситуацию и собеседника. Культура речи содержит в себе знания о доступном, грамотном и внятном донесении своей мысли и правильном восприятии информации партнеров по коммуникации. Когнитивная культура позволяет создавать речевые высказывания, способные образно и точно выражать мысли, отражающие действительность. Согласно исследованиям А.Г. Самохваловой, коммуникативная культура перенимается человеком, становясь для него ориентиром в сфере межличностных отношений, она контролирует рациональность поведения в процессе общения, успешность и эффективность диалога, уникальность самоподачи. Коммуникативная культура является опорой для самоуважения, стимулирует саморазвитие в коммуникативной сфере [4, с. 104].

Коммуникативная культура человека формируется в процессе обучения, социализации и общения. Источниками развития коммуникативной культуры личности являются:

– опыт, получаемый путем освоения народной культуры (соционормативный опыт);

– опыт межличностного общения;

– опыт, получаемый в процессе обучение языкам общения, используемым в народной культуре.

Соционормативный опыт является базовой составляющей познавательной части коммуникативной культуры. В процессе общения человеком усваиваются нормы коммуникативного поведения, являющиеся индивидуальной смесью норм общения, истоки которых уходят к разным национальным культурам. Данный процесс нередко сопровождается внутренним дискомфортом человека, поскольку его личные представления, идеи и ценности вступают в диссонанс с системой внешних норм. Конфликт может стать причиной неспособности человека использовать полученные знания в условиях реального общения, приводя к торможению активности человека в социуме, а в дальнейшем его избегания им подобных ситуаций. Внутреннее напряжение становится блоком на пути межличностного общения [5, с. 235].

Опыт общения представляет систему усвоенных норм и ценностей коммуникативной культуры, а также индивидуальный опыт, полученный в результате общения, и уникальные коммуникативные способности человека. Важной составляющей опыта общения являются процессы социализации и индивидуализации, обеспечивающие гармоничное социальное развитие человека, способность рационально реагировать на разнообразные ситуации общения. Важным этапом социализации молодежи являются студенческие годы. В этот период уровень развития коммуникативной культуры определяет положение человека в коллективе, а в некоторых случаях становится причиной его успеха или, напротив, нереализованности в дальнейшем.

Учеными была выявлена прямая зависимость между показателями сформированности коммуникативных навыков и успеваемостью студентов. Коммуникативные навыки и успеваемость студентов тесно связаны между собой: повышая уровень коммуникативной культуры, можно добиться значительных успехов в обучении студентов. В своих исследовательских работах А.В. Мудрик обосновал положительное воздействие работы по развитию коммуникативных навыков на формирование коллектива и личности, ее самопознание, самосознание, самооценку, моральные установки, стиль ее жизни. Общение оказывает значительное влияние на целеполагание и изменение окружающей среды студента [6, с. 303].

Проведенное в рамках исследовательской работы авторов в 2016 г. анкетирование студентов 1–2 курсов на базе Московского городского педагогического университета показало, что студенты, имеющие сложности в общении, робкие и неуверенные в себе, как правило неуспешны в обучении, пассивны в диалоге, редко проявляют инициативу в налаживании контактов с другими студентами. Они часто оказываются в неловких ситуациях при разговоре, с трудом выходят из конфликтных ситуаций, имеют проблемы в налаживании межличностных и деловых контактах.

Низкий уровень успеваемости студентов с неразвитыми коммуникативными навыками сопутствует занимаемой ими пассивной позиции в общении. Коммуникативно зажатые студенты подчиняются более коммуникабельным однокурсникам, что оказывает прямое влияние на их статус в коллективе. Низкий уровень коммуникативных навыков студента приводит к демотивации в процессе обучения, снижает продуктивность и отрицательно влияет на его успеваемость [7, c. 179–180].

По результатам анкетирования было установлено, что основным барьером эффективного построения коммуникативного процесса является низкий уровень развития коммуникативных навыков студентов. В студенческий период у молодежи уже сформирован определенный базис коммуникативной культуры, сформированы основные навыки общения. Однако в развитии нуждаются коммуникативные навыки, используемые в процессах:

1) осознания собственной индивидуальности;

2) планирования собственной жизни;

3) поиска профессионального самоопределения;

4) установки на осознанное построение жизни;

5) активного совершенствования и самосознания;

6) формирования мировоззрения [7, c. 181].

Коммуникативная культура является сложной системой, объединяющей множество коммуникативных знаний, умений и навыков разного порядка и характера. В свою очередь коммуникативная культура является частью общей и профессиональной культуры личности и занимает значительное место в жизни каждого человека. Коммуникативная культура создает пространство для самореализации, самовыражения молодежи, в ней она черпает вдохновение и поддержку в реализации жизненных целей, планов и задач. В коммуникативной среде молодой человек получает отражение и обратную связь, на основе которой формирует и корректирует свое поведение для полноценной и гармоничной деятельности в качестве члена общества. Становится очевидной важность повышения уровня коммуникативной культуры молодежи, которая формируется под влиянием разных факторов (обучение, профессиональная деятельность, содержательный досуг).

В настоящее время большую часть досуга молодежь проводит в сети Интернет. Социально-культурная деятельность обладает рядом средств, форм и методов организации свободного времени, способных эффективно решить задачу организации содержательного досуга. Вследствие этого становится актуальным поиск путей развития коммуникативной культуры посредством использования современных видеотехнологий и интернет-ресурсов в рамках теории и методики социально-культурной деятельности. На сегодняшний день популярность удаленного общения в сети интернет возрастает. Доступность и разнообразие форм интернет-общения сделали всемирную сеть широкомасштабным пространством для коммуникации. С каждым годом наблюдается смещение как рабочего, так и досугового времени в глобальную сеть. Люди обмениваются опытом, решают задачи в сфере работы, образования, социальной и личной жизни, проводят свой досуг и реализуют творческий потенциал.

В рамках социально-культурной деятельности особый интерес вызывает формирование интернет-коммуникации посредством ведения сетевого видеоблога. Сетевая коммуникация активно конкурирует с традиционными способами общения. Развитие информационных и компьютерных технологий приводит к увеличению количества форм проведения досуга путем использования сети интернет и технических устройств. Одной из форм проведения досуга в сети интернет является ведение виртуального дневника – блога. Распространение данного вида творчества стало причиной возникновения множества кружков и студий, обучающих стилям и особенностям ведения сетевого блога. Масштабы распространения ведения блогов внушительны, так как понятие «блог» возникло лишь 20 лет назад, а уже к 2004 г. слово «блог» стало первым в списке самых искомых в словаре Мерриам – Вебстера. Важно заметить, что добавлено в данный словарь оно было в 1999 г. А в 2005 г. слово блог было занесено в Академический словарь Мерриам – Вебстера (11 издание) [8, с. 48].

Слово «блог» (происходит от англ. «weblog») – дословно сетевой журнал, личный дневник, размещенный в сети Интернет. Содержание блога может иметь различный характер и широкую направленность, так как он является отражением личности или интересов автора. Блог играет роль инструмента самовыражения и самореализации, позволяет реализовывать творческий потенциал и развивать коммуникативную культуру автора. Ведение интернет-дневника, или блога, позволяет выражать личные, социальные, политические идеи и взгляды, оказывать влияние на аудиторию. Большим преимуществом интернет-общения посредством ведения блога является мобильная обратная связь, путем оставления комментариев и обсуждения между читателями и автором блога. Все записи сетевого блога хронологически упорядочены, последовательность ведется от новых записей к старым. Обратная хронологическая упорядоченность позволяет аудитории в первую очередь получать доступ к самым актуальным новостям.

Тим О’Райли в своей статье «Открывая будущее» («Inventing the Future») описывает блоги как ежедневные дневники ссылок и размышлений над этими ссылками, являющимися средством коммуникации для технической элиты. Также автор уточняет, что блоги являются в первую очередь трибуной для массового обмена информацией (интернет-коммуникативной сферой), а не усовершенствованной домашней электронной версией дневника. Блог вмещает в себя ряд коллективных ссылок, выполняет роль инструмента для построения коммуникативных связей и создания виртуальных сообществ [9, с. 15]. Коммуникация, построенная между автором блога и аудиторией, создает новую «устно-письменную систему» общения, поскольку современные технические средства и возможности, предоставляемые программным обеспечением блогов, позволяют осуществлять общение, обладающее свойствами устной и письменной речи. Обращение автора, записанное в формате видео, так же эмоционально и информативно как речь устная, но, в отличие от речи устной, зафиксировано, с возможностью повторного просмотра с любого фрагмента речи. Видеодневник дал возможность вести диалог между автором и аудиторией вне зависимости от времени просмотра записи и географической привязанности обеих сторон [10, с. 42].

Многие авторы видеоблогов (интернет-видеодневников) используют элементы интерактива в своих видео. Они обращаются к аудитории с просьбой выразить в комментариях свое мнение касательно содержания, подачи и темы видео, предлагают поделиться опытом, написать пожелания относительно следующего видео, призывают к созданию ответного видеоролика или другого творчества на обсуждаемую тему. Возникает мобильная обратная связь между автором и его аудиторией, определяющая направление дальнейшего коммуникативного процесса и корректирующая коммуникативные навыки обеих сторон диалога.

Особенность сетевой видеокоммуникации заключается в возможности редактирования видеозаписи, в качестве продукта творчества, подобно письменной речи. Видеообращение может быть переснято, подвергнуто монтажу, улучшению качества звука и цвета. Возможно добавление графики, гиперссылок, дополнительной письменной, графической, аудиальной информации в информационном боксе (строка с текстом, содержащая дополнительную информацию, как правило, расположенная под видео), ссылок на предыдущие видео или видеоресурсы, о которых идет речь в видеообращении в качестве первоисточника.

На базе Московского городского педагогического университета в период с 2016 по 2018 г. было проведено научное исследование группы молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Исследование выявило позитивное воздействие применения видеотехнологий и виртуальной работы с видеороликами на формирование коммуникативной культуры молодежи. Использование видеотехнологий позволило участникам исследования увидеть целостную картину процесса коммуникации, критически и объективно оценить уровень их личной коммуникативной культуры, определить направление для дальнейшего развития навыков культуры общения.

Во внеурочное время авторами был создан кружок любительской съемки видео «Блог. Видео-Арт». Главной задачей данного эксперимента было создание условий, при которых участники смогут объективно оценить свои коммуникативные качества, увидят сильные и слабые стороны и навыки в общении. Для решения данной задачи была использована видеотехнология и задействованы ресурсы сети Интернет. Авторами была разработана программа по приобщению студенческой молодежи к любительскому видеотворчеству. Программа кружка «Блог. Видео-Арт» была адаптирована под участника, не имеющего навыков съемки и работы с видео. Деятельность «Блог. Видео-Арт» не подразумевала профессиональную аппаратуру и сложные программы для обработки видео. Курс кружка был приспособлен для любительской, непрофессиональной творческой деятельности, использовалась непрофессиональная техника (смартфоны, IPhons, непрофессиональные камеры, не требующие овладения профессиональными навыками видеосъёмки). Главная цель – не создание качественного высокопрофессионального видеоролика (хорошее качество приветствовалось, однако не было ведущим критерием оценки на обсуждениях), ведущей задачей оставалась возможность взглянуть на себя со стороны и зафиксировать результат. Также видеоформат обеспечивал наглядность при групповом разборе видеоработ, давал возможность детального разбора определенных моментов.

На первом констатирующем этапе эксперимента было проведено видеоинтервьюирование и анкетирование участников исследования, с целью выявления изначального уровня развития их коммуникативной культуры. На протяжении эксперимента работа в группе и интервьюирование участников фиксировалось на видео, это обеспечивало материал для выявления и оценки тенденций развития коммуникативной культуры независимыми экспертами.

На формирующем этапе был организован групповой просмотр видеоматериалов (авторская программа видеоматериала: короткометражные обучающие видеоролики и фильмы), содержащих информацию о формировании и развитии культуры общения, о видеосъёмке и способах обработки и монтажа видеоматериалов, с последующим обсуждением внутри исследуемой группы. Перед участниками была поставлена задача выявить и проанализировать коммуникативные навыки основных персонажей видеоматериала, а именно:

1) навык грамотного построения внешних и внутренних проявлений;

2) речевые навыки;

3) навык лаконичного построения текста сообщения;

4) навык восприятия входящей информации;

5) навык преодоления коммуникативных барьеров.

В процессе дискуссии через индивидуальное впечатление увиденного видеоматериала было составлено общее мнение. Кроме того, нам удалось сформировать у участников новое понимание процесса создания видеопродукта как творческо-коммуникативной деятельности в рамках досуга. Мы постарались передать основные знания, необходимые для съемки видео, и вовлечь участников в творческий процесс. Участникам было необходимо снять видеоролик с собственным участием на свободную тему, самостоятельно обработать его по предложенной в видеоматериалах схеме. Целью данных действий было более глубокое проникновение автора в материал видеоролика, что в дальнейшем способствовало детальному осмыслению своего коммуникативного поведения. После чего данный ролик демонстрировался и обсуждался в группе с целью определения уровня развития коммуникативных навыков автора по указанным выше критериям. Перед участниками была поставлена задача снять новый видеоролик с учетом выявленных в результате обсуждения рекомендаций. Съемка неоднократно повторялась.

Следующим этапом было переведение деятельности кружка в виртуальный формат. Авторами была создана группа в социальной сети, куда участники могли отправлять свои видеоролики. Там они обсуждались в ленте комментариев по приведенной выше схеме, проводилась работа над ошибками. Фиксированность комментариев делала замечания более наглядными. Удаленный (виртуальный) формат позволил облегчить деятельность кружка, каждый из участников мог просматривать видеоматериал в удобное для него время и вне зависимости от места его нахождения. Виртуальное выполнение домашнего задания участниками является прототипом ведения видеоблога, поскольку отвечает всем его требованиям. Таким образом авторами была создана искусственная платформа для ведения видеоблогов с возможностью наблюдения за развитием коммуникативной культуры участников исследования. Виртуальный формат проведения групповой деятельности оказался весьма продуктивным, о чем свидетельствовало качественное развитие их коммуникативных навыков.

На завершающем этапе было проведено индивидуальное видеоинтервьюирование и анкетирование с целью сопоставления исходного и конечного уровня развития коммуникативной культуры участников. Проанализирован собранный видеоматериал, подведены итоги экспериментальной работы.

Выводы

Параллельно с традиционными способами проведения свободного времени подрастающее поколение широко использует ресурсы сети Интернет для организации своего досуга. Мультимедийные ресурсы интернета обладают колоссальным потенциалом в сфере культуры и досуга. Видеообращения имеют среднюю рефлексию между устной и письменной речью. Автор не имеет возможности получения обратной связи, как при непосредственном общении, однако зрители активно комментируют видеозапись после размещения обращения в сети Интернет. Преимуществом является больший охват аудитории и ее разнообразие. Информационно насыщенная, наглядная и доступная сфера ведения блогов привлекает с каждым годом все больше молодежи. В сравнении с 1990-ми гг., когда доступ к ресурсам сети Интернет имела преимущественно информационно-техническая элита, виртуальные блоги находят все больше пользователей среди представителей разных возрастных групп и разных профессиональных направленностей. Блоги являются важным элементом современной информационной среды, который на сегодняшний день недостаточно изучен в научной сфере. Развитие технологий, направленных на грамотную и продуманную организацию досуга с использованием блогов, могло бы значительно улучшить процесс формирования коммуникативной культуры молодежи и качество проведения свободного времени.