Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SIGNIFICANCE OF PEDAGOGICAL EXCELLENCE PATTERNS OF TEACHERS DURING CLINICAL SUBJECT TEACHING IN THE MEDICAL UNIVERSITY

Knyazeva L.I. 1 Knyazeva L.A. 1 Goryaynov I.I. 1 Borisova N.A. 1 Stepchenko M.A. 1 Mescherina N.S. 1 Bezgin A.V. 1 Khardikova E.M. 1 Vavilina E.S. 1 Maltseva G.I. 1 Ponkratov V.I. 1 Khlebodarova E.V. 1
1 Kursk State Medical University Ministry of Healthcare of the Russian Federation
The article discusses the features of pedagogical activity of teachers at the clinical department of the medical university, highlighting the specific working functions, conditions, and methods, as well as features of occupational and personal characteristics. The priority directions for higher medical school activities in modern conditions are the formation of the system of integrated theoretical and clinical professional knowledge, practical skills in graduates, provision of conditions for world-class medical care technologies, development of abilities to social adaptation against the competence background in the labor market. To successfully implement the purposes described, active participation is required to provide high-level quality of the pedagogical process. Due to this, significant attention is paid to the role of pedagogical excellence; its specific feature at the clinical department of the medical university is its complexity, presuming the presence of professional knowledge in the taught discipline, excellence of pedagogical interaction between students and the teacher, high level of methodical preparation, the use of classic and innovative educational technologies in the daily practice, perfect pedagogical technique of delivering the educational material. At that, active participation, personal example, and authority of the teacher during student education, his/her support in difficult situations define the basics of clinical thinking in future doctors and determine the level of their future occupational activity.
pedagogical excellence
teacher professionalism
teacher competency

Приоритетными направлениями деятельности высшей медицинской школы в современных условиях являются: формирование у выпускников системы интегрированных теоретических и клинических профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечение условий для освоения высоких мировых технологий оказания медицинской помощи, развитие способностей к социальной адаптации в условиях конкуренции на рынке труда. Следует отметить достаточно сложный механизм реализации этих задач, включающий необходимость постоянного взаимодействия студентов и преподавателей, эффективность которого напрямую связана как с высокой мотивационной активностью, интеллектуальными способностями, личными особенностями студентов, так и профессионализмом преподавателей, организующих и регулирующих этот процесс [1, 2].

Особая сложность профессиональной деятельности педагога заключается в том, что ее объектом является человек, поэтому профессия педагога требует особой ответственности, призвания, педагогического мастерства [2, 3]. Следует отметить важную особенность педагогической деятельности преподавателя клинической кафедры медицинского вуза, обусловленную ее разнонаправленностью и предусматривающую обязательное владение достаточным объемом знаний по педагогике, возрастным психологическим особенностям, закономерностям развития личности обучаемых и, одновременно, наличие высокого уровня профессиональной специализации. Эти неотъемлемые составляющие профессионализма преподавателя формируются в процессе его ежедневной деятельности и служат базисом педагогического мастерства [3, 4].

В современных условиях качество подготовки будущих врачей является основным показателем, характеризующим конкурентоспособность и эффективность деятельности высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг и в полной мере отображающим профессионализм профессорско-преподавательского коллектива [2, 5].

Отличительной характеристикой профессионального мастерства преподавателя клинической кафедры медицинского вуза является его многокомпонентность, предполагающая наличие профессиональных знаний по преподаваемой дисциплине, мастерства педагогического взаимодействия между студентами и преподавателем, высокого уровня методической подготовки, умение владеть и рационально использовать в повседневной практике сочетание классических и инновационных технологий обучения, обладание совершенной педагогической техникой преподнесения изучаемого материала [1, 2, 6].

Обсуждая особенности педагогической деятельности преподавателей клинической кафедры медицинского вуза, следует остановиться на специфических функциях, условиях и методах работы, особенностях квалификационных и личностных характеристик. Преподаватель клинической кафедры одновременно должен быть квалифицированным врачом и в полной мере педагогом-профессионалом, что обеспечивает высокий уровень его мастерства для успешного решения педагогических и профессиональных задач по качественной организации учебного процесса по преподаваемой клинической дисциплине. Поэтому преподаватель, работающий в медицинском вузе, должен в совершенстве знать свой предмет, иметь достаточно полный объем знаний по педагогике и психологии, владеть арсеналом психолого-педагогических умений и навыков.

Существенное влияние на уровень педагогического мастерства преподавателя клинической кафедры оказывает его способность к постоянному самообразованию, самообучению, что особенно важно в условиях современного общества с постоянно нарастающим объемом новых профессиональных знаний и интенсивными процессами информатизации различных сфер жизни. Появление и внедрение инновационных форм обучения значительно облегчают и делают более наглядными, демонстративными, впечатляющими и запоминающимися практические занятия и лекции, что, в свою очередь, способствуют повышению мотивационной активности студентов.

Медицина последних лет характеризуется целым рядом практически революционных достижений в различных сферах внутренней патологии, включая новые представления о механизмах прогрессирования заболеваний, разработке новых диагностических критериев заболеваний внутренних органов, создание и внедрение современных диагностических и лечебных технологий, позволяющих организовать и проводить лечебный процесс на качественно новом уровне. При этом надо отметить важную роль преподавателя как проводника и дирижера в выборе и направлении студентов на изучение наиболее значимых аспектов внутренней патологии. Поэтому каждый преподаватель клинической кафедры должен владеть современным арсеналом профессиональных знаний, постоянно самообразовываться и самосовершенствоваться [2, 7, 8]. Следует подчеркнуть, что этому способствует участие в научно-клинических конференциях (российских и зарубежных), съездах, работе профессиональных обществ, обучение на базе ведущих вузов страны и зарубежных. Положительным стимулирующим фактором повышения и признания врачебного мастерства преподавателя является его аттестация на высшую врачебную категорию, что повышает профессиональный авторитет педагога среди коллег, врачей и студентов.

Для успешной подготовки будущих врачей преподавателям наряду с постоянным пополнением багажа профессиональных знаний необходимо совершенствовать и осваивать новые инновационные приемы и технологии их передачи студентам [9]. Поэтому качество образовательного процесса в вузе напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности преподавателей, их педагогического мастерства, которые в значительной мере определяются уровнем их профессионализма, необходимого для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса.

На наш взгляд, весьма полезным и эффективным в этом плане является обеспечение постоянства профессионального совершенствования преподавателей по проблемам педагогики высшей школы. В этой связи весьма актуальной представляется динамическая переподготовка преподавателей клинической кафедры медицинского вуза по наиболее значимым вопросам педагогики, техники педагогического мастерства, приобретение квалификации «преподаватель высшей школы», что, безусловно, оказывает положительное влияние на совершенствование педагогического мастерства преподавателей и, следовательно, качества организации обучения студентов.

Характеризуя педагогическое мастерство, надо помнить, что оно включает достаточно широкий комплекс свойств личности, позволяющий обеспечить высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности педагога, в основе которой лежит саморазвитие профессиональных знаний и педагогических способностей [3, 4]. Поэтому поставленной целью, определяющей целостность, связанность, направленность и результативность профессиональной деятельности, является совершенное владение педагогической техникой.

К важной составляющей профессионального мастерства относится глубокое знание и владение материалом по клинической специальности, умение создавать проблемные ситуации и показывать пути их решения. При этом преподносимая преподавателем информация должна быть в достаточно простой и доступной форме (уметь делать трудные вещи – легкими), что способствует повышению мотивации студента к освоению новых знаний и умений.

Особенно хочется отметить важность таких форм обучения, как клинические разборы больных, доклады историй болезней и их обсуждение во время клинических обходов, организация «круглых столов» по актуальным и наиболее сложным для усвоения разделам клинической медицины, участие студентов в организации и проведении студенческих олимпиад по специальности, выступление с докладами на научно-клинических конференциях; их участие в научно-исследовательской работе с публикацией ее результатов, подготовка и защита курсовых и дипломных работ [2]. Как показывает повседневная педагогическая практика, использование именно творческих проблемных методов обучения существенно активизирует мотивацию студентов к обучению и направлено на формирование профессиональных компетенций, клинического мышления, развитие способностей к анализу и синтезу полученных результатов, учит профессиональному общению, что в итоге повышает качество подготовки будущего врача.

Профессиональные знания, составляющие фундамент развития профессионального мастерства педагога клинической кафедры, раскрывающие в полной мере глубину, основательность, осмысленность действий педагога с учетом того факта, что целью его деятельности является больной, страдающий человек, безусловно должны базироваться на гуманистическом подходе к их изложению в процессе лекций и практических занятий.

Гуманистическая компонента лежит в основе формирования лично-ориентированного мировоззрения будущих врачей с учетом ведущей роли в этом процессе человеческого фактора [2, 4, 10]. Поэтому организация обучения на клинической кафедре предусматривает наличие гуманистической составляющей, которая позволяет сделать акцент на проблеме конкретного страдающего человека, умение понять, сострадать, оказывать поддержку и помощь. Именно эта компонента педагогического процесса на клинической кафедре медицинского вуза способствует формированию у будущих врачей персонализированного подхода к пациенту в целях повышения качества и продолжительности человеческой жизни, возможности совершенствования терапии и влияния на прогноз заболевания. Поэтому для преподавателя клинической медицины важно не только иметь четкие представления об основных методологических подходах по гражданскому, мировоззренческому, правовому, трудовому, умственному и экологическому воспитанию, но и обеспечить реализацию механизмов их практического взаимодействия.

В этой связи нельзя не упомянуть о важности наличия у преподавателя клинической кафедры медицинского вуза педагогических способностей, напрямую влияющих на уровень педагогического мастерства. На наш взгляд, особо хотелось бы выделить наиболее значимые, такие как способность к коммуникативности, креативности, наличие профессиональной проницательности и педагогической интуиции, способность к логическому убеждению; эмоциональная устойчивость и умение владеть собой, особенно в трудных и спорных ситуациях; доброжелательность и общительность [6, 11, 12]. Обладание такими личностными характеристиками помогает преподавателю быть успешным в организации педагогического процесса, реализации конечных целей обучения – подготовки высококвалифицированного конкурентоспособного на рынке труда врача.

Становление педагогического мастерства преподавателя – сложный, долгий и кропотливый процесс, требующий постоянной работы по самосовершенствованию. Особенно это касается преподавателей клинической медицины, поскольку в этом случае секрет педагогического успеха кроется не только в приобретении глубоких знаний о личности студента, но и в совершенном владении методами педагогической технологии, социологии и физиологии; этико-эстетическими основами, принципами организации и построения взаимоотношений педагога и студентов.

Неотъемлемой составляющей профессиональной успешности педагога-клинициста является обязательное наличие высокого уровня профессиональных компетенций по преподаваемой дисциплине. Формирование высококвалифицированного педагога-клинициста представляет достаточно сложный и длительный процесс, базирующийся не только на теоретическом багаже знаний современной медицины, но и приобретении собственного клинического опыта и искусства врачевания, способности передать приобретенные знания и навыки студентам, молодым врачам, что достижимо только при постоянной и напряженной работе по самообразованию и совершенствованию врачебного мастерства [11]. Таким образом, педагогическое мастерство, являясь мультикомпонентной характеристикой личности педагога, позволяет оценивать его педагогическую деятельность как единое целое.

Обсуждая проблему педагогического мастерства преподавателей клинической кафедры, нельзя не упомянуть о большом значении призвания, т.е. умения находить в медицинской и педагогической деятельности не только обязанность, но и испытывать в ней постоянную потребность и устойчивый интерес. На наш взгляд, эти качества сближают личностные и профессиональные характеристики педагога и врача по содержанию и структуре, во многом определяют успешность их деятельности.

Профессия врача требует не только профессионального мастерства, но и большой эмоциональной отдачи. Поэтому одной из важных сторон подготовки будущего специалиста является общение с преподавателем, направленное на создание атмосферы психологического и духовного развития личности студента, приобретение навыков общения с пациентами и врачами. Для этого необходима кропотливая и постоянная работа преподавателя по обучению студентов умению распределять и акцентировать свое внимание на выделении наиболее важных аспектов рассматриваемой проблемы, своевременно вносить коррективы и планировать дальнейшие действия по обследованию и лечению больных, что составляет основу формирования рационального подхода клинического мышления будущего врача, составляющего основу его трудовой деятельности.

На клинической кафедре медицинского вуза лечебный процесс напрямую связан с качеством общения врача и пациента. Правильно и профессионально построенная беседа врача с больным – залог успеха диагностики и лечения. Поэтому, характеризуя педагогическое мастерство преподавателя медицинского вуза, нельзя не напомнить о значимости культуры речи, являющейся важным приемом педагогической техники, позволяющей обеспечить наиболее эффективное педагогическое взаимодействие. Кроме того, свободное владение этим приемом педагогической техники особенно ценно для преподавателя клинической кафедры в связи с необходимостью формирования у студентов профессионального стиля общения с пациентами, их родственниками, коллегами, что закладывает основы клинического мышления будущего врача, развивает навыки биоэтики. Поэтому культура речи преподавателя рассматривается как один из важных показателей педагогического мастерства. Задачей преподавателя является помощь студентам в развитии навыков владения литературным языком, умения правильно и грамотно излагать свои мысли, что является важной составляющей формирования гармонично развитой личности будущего врача.

Для достижения эффективного влияния на процесс обучения студентов на клинической кафедре медицинского вуза педагог должен обладать наряду с высоким научным потенциалом профессиональным авторитетом, личностными качествами, что в совокупности составляет профессиональное мастерство. Вероятно, поэтому врач А.Д. Очкин говорил: «Если суммировать все требования, предъявляемые к врачу, то положение его можно оценить как труднейшее среди существующих профессий». Действительно к представителям профессии врача и педагога предъявляется много требований в связи с тем, что в круг компетенций последних входит очень много вопросов. И врач, и педагог должны быть в какой-то степени перфекционистами – людьми, испытывающими постоянную необходимость в самосовершенствовании [11].

Только постоянно самосовершенствующийся преподаватель, владеющий современной методологией педагогического мастерства, способен подготовить выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности, повлиять на формирование его личностных качеств, научить основам саморазвития и самовоспитания, необходимым для дальнейшего профессионального роста и становления как высококвалифицированного специалиста, востребованного в современной реальности.

В заключение хотелось бы отметить особую приоритетность формирования педагогического мастерства для преподавателей клинических кафедр медицинских вузов, поскольку основным методом научения медицине, включая современный этап ее развития, является принцип «Делай как я». Поэтому только с участием и помощью педагога, имеющего призвание к своей деятельности, владеющего классическими и инновационными технологиями обучения, в совершенстве обладающего профессиональным мастерством клинического обследования больного, высоким уровнем клинического мышления, можно обучить будущего врача искусству общения с пациентом, обследованию больного, основам дифференциально-диагностического поиска. Активное участие, личный пример и авторитет преподавателя при обучении студентов, его поддержка в сложных ситуациях закладывают основы клинического мышления будущих врачей и определяют уровень профессионализма их дальнейшей деятельности.