Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DESIGNING MODEL PROGRAMS OF SCHOOLS’ SUPPORT WITH LOW LEARNING OUTCOMES WHICH IMPLEMENTING GENERAL EDUCATION PROGRAMS IN BOTH INTRAMURAL AND EXTRAMURAL FORMS

Ilyasov D.F. 1 Kespikov V.N. 1 Solodkova M.I. 1 Danelchenko T.A. 1 Laryuchkin S.A. 1
1 Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators
The study results of the reasons for reduction of the quality indicators of education in comprehensive schools that carry out intramural and extramural forms of education. The perspective of this format for the implementation of general education programs is shown in terms of compliance with modern educational trends and the legislation in force in the field of education. The approaches to the implementation of support for schools practicing intramural and extramural forms of education, using special model programs are defined. The possibility of model programs in ensuring the achievement of the normative level of quality by students who master general education programs in intramural and extramural forms are justified. Special attention is paid to the characterization of measures to improve the normative base of the school when implementing basic general education programs in intramural and extramural forms of education. The content of powers of general education organization in the implementation of general education programs in intramural and extramural forms is characterized. The procedure for the development of individual curricula, the implementation of ongoing monitoring and final certification of students, mastering general education programs in in intramural and extramural forms are analyzed. The activities of the pedagogical block of the model program are revealed. These activities on the one hand, ensure the readiness of teachers of the educational organization to implement educational programs for intramural and extramural forms of education, and, on the other hand, contribute to the formation of readiness of students to master basic general education programs in intramural and extramural forms.
low learning outcomes
comprehensive school
student
general education program
intramural and extramural forms of education
support
model program

В последние годы в Российской Федерации большое внимание уделяется управленческой и организационно-педагогической поддержке слабых школ, которые в силу определенных причин не готовы обеспечивать достижение обучающимися современного уровня качества общего образования. Имеются глубокие и масштабные исследования, в которых определены и обоснованы соответствующие причины [1–4]. При этом называются не только неблагоприятные социальные факторы, окружающие школу и с высокой долей вероятности влияющие на снижение образовательных результатов обучающихся, но и характер, а также несовершенство осуществляемой управленческой деятельности, кадровой политики и собственно педагогической работы с обучающимися.

В этой связи перспективным является выделение в рамках решения одной из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг. системы мероприятий, которые, в частности, предусматривают сопровождение и поддержку общеобразовательных организаций, традиционно демонстрирующих низкие образовательные результаты либо функционирующие в неблагоприятных социальных условиях [5]. Последнее обстоятельство с неизбежностью привело к активизации деятельности большинства субъектов Российской Федерации по внедрению модельных и (или) адресных программ поддержки школ-аутсайдеров. Причем объектами адресной поддержки становятся и общеобразовательные организации, которые характеризуются неблагоприятным социальным бэкграундом.

Отметим, что термин «неблагоприятный социальный бэкграунд» активно используется в зарубежной научной литературе [6; 7]. Западные специалисты вполне правомерно полагают, что неблагоприятный социальный фон является своеобразной зоной риска для школы, даже если она на данном этапе функционирования пока не показывает низкие образовательные результаты обучающихся. Экономически целесообразным считается осуществление превентивных мер поддержки и по отношению к таким школам. Именно поэтому школы, находящиеся в неблагоприятных социальных контекстах, также становятся объектами поддержки во многих российских регионах, заинтересованных в выравнивании шансов детей на получение качественного общего образования.

Вместе с тем, как показывает практика, объектами поддержки с использованием соответствующих модельных и (или) адресных программ становятся школы, реализующие общеобразовательные программы в очной форме. Основанием для такого вывода могут служить результаты анализа многочисленных методических материалов, подготовленных по итогам проведения межрегиональных семинаров в различных субъектах Российской Федерации, которые активно включились в реализацию данного направления Федеральной целевой программы. Также отметим, что соответствующие материалы имеются в открытом доступе, в частности на официальных сайтах организаций, являющихся координаторами реализации соответствующих мероприятий в своих регионах. Однако авторы статьи не обнаружили практик и прецедентов поддержки школ, которые демонстрируют низкие результаты обучения и при этом реализуют общеобразовательные программы в очно-заочной форме.

В то же время по результатам проведенного авторами статьи эмпирического исследования было установлено, что практически все использующие очно-заочную форму школы демонстрируют стабильно низкие результаты обучения школьников. Исследование проводилось на базе региональной образовательной системы Челябинской области. При проектировании инструментария для идентификации характера образовательных результатов обучающихся использовались критерии, которые предполагали как оценку фактических результатов обучения (в частности, данные итоговой аттестации), так и наличие обучающихся, состоящих на различных видах педагогического учета.

Исследование позволило установить, что основной причиной стабильно низких образовательных результатов школ, реализующих очно-заочную форму обучения, является специфический контингент школьников. Как правило, это старшие подростки в возрасте 16–18 лет, не освоившие общеобразовательную программу основного общего образования по самым разным обстоятельствам. Анализ публикаций Т.А. Артыкова [8], Н.Н. Габдуллиной [9], С.Н. Клевцовой [10], А.А. Назарчук [11], Р.М. Шаяхметова [12] позволил установить спектр таких обстоятельств. К ним, в частности, следует отнести:

а) прекращение подростками по каким-либо причинам обучения в общеобразовательной школе после восьмого класса или профессиональных образовательных организациях;

б) необходимость поступления на работу несовершеннолетнего в силу тяжелого материального положения семьи;

в) возвращение подростков из мест заключения или получение условной судимости;

г) беременность и рождение детей матерями, не достигшими 18-летнего возраста.

Сложившаяся практика реализации общеобразовательных программ в очно-заочной форме отражает специфику работы вечерних (сменных) школ, которые функционировали в системе общего образования до принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ). По сути, причины перехода обучающихся на очно-заочную форму обучения в основном обусловливались невозможностью осваивать общеобразовательные программы в традиционной очной форме [13].

При этом, как показывает практика, имеются и иные причины, которые отражают потребность семей обучающихся в освоении общеобразовательных программ в очно-заочной форме. По данным проведенного нами опроса родителей, к таким причинам могут быть отнесены:

а) значительные перегрузки обучающихся при очной форме обучения;

б) трудности, испытываемые отдельными обучающимися при выстраивании коммуникации со сверстниками;

в) параллельное освоение обучающимися общеобразовательных программ и дополнительных предпрофессиональных программ;

г) низкий воспитательный потенциал образовательной среды в отдельных общеобразовательных организациях.

Следует также подчеркнуть, что в соответствии с действующим законодательством родители обучающихся имеют право выбора формы обучения. Таким правом они могут воспользоваться на любом этапе школьного обучения своего ребенка. Соответственно, обучающийся на основании заявления родителей может быть переведен на очно-заочную или заочную форму обучения. Однако большинство общеобразовательных школ сегодня не демонстрируют готовность реализовать основные общеобразовательные программы в очно-заочной и заочной формах обучения, а значит, оперативно ответить на формирующуюся потребность семей обучающихся в таких формах обучения. Связывается это с несколькими обстоятельствами. Во-первых, существует устойчивое представление о том, что такая форма обучения необходима только для вечерних (сменных) школ, для особого контингента детей. Кроме того, высока вероятность неполучения при очно-заочной форме обучения качественного образования. Во-вторых, реализация общеобразовательных программ в очно-заочной форме предполагает особую организацию образовательного процесса, а именно: реализацию индивидуальных учебных планов, определяющих соотношение очной и заочной части с учетом возможностей школы; значительно более широкое использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; применение специфических методов обучения и организации самостоятельной работы обучающихся. Как следствие, общеобразовательные организации не всегда афишируют возможность получения образования в очно-заочной и заочной формах обучения, реализация которых повлечет смену устоявшейся системы организации образовательного процесса, и как следствие, потребует разработки (корректировки) существующих локальных нормативных актов, регламентирующих организацию образовательного процесса.

Итак, реализация общеобразовательных программ в очно-заочной форме повышает вероятность снижения качества образования в школе. Для преодоления подобного риска мы предлагаем обратиться к практике разработки и реализации модельных программ поддержки таких школ. В основе проектирования программ поддержки находятся нормативные и педагогические основания реализации очно-заочного обучения, которые позволяют обеспечить всем обучающимся равные права на получение качественного образования.

Предполагается выделение в структуре модельных программ двух основных разделов:

а) нормативного, в котором определяются приоритеты и мероприятия по формированию и (или) совершенствованию локальной нормативной базы общеобразовательной организации при реализации общеобразовательных программ в очно-заочной форме;

б) педагогического, в котором предлагаются пути к выбору и, возможно, освоению образовательных технологий и методик работы с обучающимися в очно-заочной форме.

Включенные в указанные блоки инициативы в конечном счете обеспечивают создание мобильной системы поддержки общеобразовательных школ, осуществляющих очно-заочное обучение, которая будет способствовать достижению обучающимися нормативных требований к качеству образования.

Реализация общеобразовательных программ в очно-заочной форме обучения потребует от руководства школы разработки или корректировки существующих локальных нормативных актов, регламентирующих организацию образовательного процесса. Поэтому с целью ликвидации затруднений у руководителей общеобразовательных организаций в первом блоке модельной программы должны быть представлены подходы к формированию или совершенствованию локальной нормативной базы школы при реализации основных общеобразовательных программ в очно-заочной форме обучения.

В ч. 2 ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», установлено, что обучение в образовательных организациях реализуется в очной, очно-заочной или заочной формах [14]. Вместе с тем в действующей нормативно-правовой базе отсутствует четкое и однозначное представление о содержании терминов «очное обучение», «очно-заочное обучение» и «заочное обучение». Соответственно, существенно повышается роль общеобразовательной школы в правильной и корректной организации обучения в очно-заочной форме. При этом отметим, что при общих принципах и нормах построения образовательного процесса отдельные нюансы форм обучения могут отличаться в зависимости от того, какое решение приняла образовательная организация. Например, это может касаться периодичности промежуточной аттестации обучающегося.

Образовательной организации также следует учитывать, что на обучающегося, находящегося на очно-заочном обучении, распространяются те же права и обязанности, что и для обучающегося, получающегося обучение по очной форме. Например, это относится к аспектам, касающимся текущего контроля успеваемости, а также прав на пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания.

Однако ряд направлений требует совершенствования локальной нормативной базы для реализации программ в очно-заочной форме обучения. Так, при создании локальных актов, регулирующих очно-заочное обучение, следует учитывать несколько обстоятельств. Зачисление, отчисление и перевод из образовательной организации обучающегося на очно-заочном обучении осуществляется исходя из общих правил. То есть указанные процедуры идентичны таким же процедурам для обучающихся на очной форме обучения. Это связано с отсутствием каких-либо специальных норм для данной категории обучающихся. Следовательно, правила приема в конкретную образовательную организацию на обучение по общеобразовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, образовательной организацией самостоятельно.

В правилах приема указано, что зачисление в образовательную организацию осуществляется по заявлению родителя. Там же указано, какие сведения сообщает родитель. В этом перечне отсутствует указание на выбор формы обучения: очное, очно-заочное, заочное. Также не указано, кто разрабатывает примерную форму заявления о приеме, следовательно, это компетенция образовательной организации. В то же время форму обучения выбирают родители (законные представители). Разумным будет констатировать, что отсутствие в заявлении о приеме возможности указать форму получения образования – есть ограничение родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в их правах. Следовательно, образовательной организации разумно предоставить возможность такого выбора в образце заявления приема граждан в образовательную организацию.

При принятии и разработке локальных нормативных актов должно учитываться мнение обучающихся и их родителей (законных представителей). Индивидуальный учебный план является локальным актом образовательной организации. Порядок его принятия и его содержание является компетенцией образовательной организации. Соответственно, образовательная организация должна иметь механизмы учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при разработке индивидуальных учебных планов для обучающихся в очно-заочной форме.

В процесс разработки или совершенствования локальной нормативной базы, регламентирующей реализацию очно-заочного обучения, важно исходить из того, что обучающийся при очно-заочной форме имеет право:

а) на участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях и соревнованиях на общих основаниях;

б) на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации (в силу возможных затруднений обучающихся в использовании таких ресурсов разумно ставить вопрос о приоритетности их доступа к ним);

в) на определение в договоре перечней учебных предметов, изучаемых с классом и самостоятельно (то же самое может быть отнесено к отдельным темам учебного предмета).

Учитывая тот факт, что такое обучение осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом, важно обеспечивать регламентацию деятельности педагога. Например, в случае обучения ребенка на дому по медицинским показаниям может быть определен механизм материальной компенсации педагогу дополнительных затрат, связанных с проездом к обучающемуся, если такой проезд осуществляется в течение рабочего времени педагога.

Осуществляя корректировку положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, а также положения о системе оценивания, важно:

а) установить требования к оцениванию самостоятельной работы обучающихся (например, могут быть установлены требования к минимальному количеству «оценок» по текущему контролю успеваемости);

б) определить форму, сроки и другие требования к предоставлению выполненных работ (например, может быть установлено, что самостоятельные работы предоставляются обучающимися на бумажном или электронном носителе);

в) сформулировать направления применения общей технологии оценивания работ обучающихся, находящихся в очно-заочной форме обучения, а также возможности применения оценочных материалов, определенных образовательной программой (например, возможность применения инструментария или периодичности).

Второй блок модельной программы отражает комплекс мероприятий, которые, с одной стороны, обеспечивают готовность педагогов образовательной организации реализовывать образовательные программы очно-заочного обучения, а с другой стороны, способствуют формированию готовности обучающихся осваивать основные образовательные программы в очно-заочной форме.

Учитывая характер взаимодействия педагогов и обучающихся при очно-заочной форме обучения, а также реальные затруднения педагогов, предоставляющих образовательные услуги в такой форме, мероприятия педагогического блока целесообразно связывать со следующими содержательными линиями:

а) использование информационно-коммуникационных технологий (в том числе дистанционных образовательных технологий);

б) организация самостоятельной работы обучающихся (организация самообразовательной работы обучающихся);

в) формирование эффективной коммуникации субъектов очно-заочного обучения, в том числе коммуникации типа «ученик – ученик»;

г) осуществление профессиональной ориентации обучающихся;

д) организация социально ориентированных проектов (вовлечение обучающихся в социально ориентированные проекты).

Кроме того, при планировании мероприятий по каждой из содержательных линий важно показать их преемственность в части оказания методической поддержки педагогам и, как следствие, педагогической поддержки обучающимся. Это позволит повысить действенность мероприятий и результатов подготовки каждого из указанных участников образовательных отношений к реализации и освоению основных общеобразовательных программ в очно-заочной форме обучения. Например, если речь пойдет о мероприятиях, предполагающих использование обучающимися дистанционных образовательных технологий и электронного обучения для освоения образовательных программ, то непременно должны планироваться мероприятия, касающиеся диагностики готовности педагогов применять информационно-коммуникационные технологии в педагогической работе и, в случае выявления затруднений, использовать возможности внутриорганизационного обучения (в частности) для их преодоления.

Информационно-коммуникационные технологии являются наиболее востребованными образовательными технологиями, которые способны поддержать намерения обучающихся осваивать образовательные программы в очно-заочной форме. Такие технологии позволяют учесть особенности и возможности обучающихся (в том числе возможности здоровья), а также их предпочтения в определении сроков, времени и темпа освоения образовательных программ. Вместе с тем подобная форма педагогического взаимодействия требует наличия умений и в некоторых случаях опыта работы (педагогической и учебно-познавательной) в информационной среде у каждого из ее субъектов. Поскольку предполагается, что реализация основных образовательных программ может допускать использование дистанционных технологий и электронного обучения, то, с одной стороны, педагоги должны уметь разрабатывать и размещать свои программы в соответствующих информационных средах, с другой стороны, обучающиеся должны быть готовы (мотивационно, содержательно и операционально) организовывать свое обучение в дистанционной форме.

Допуская возможность наличия разной степени подготовленности педагогов и обучающихся к педагогическому взаимодействию с использованием дистанционных технологий и электронного обучения, следует предусмотреть мероприятия, касающиеся:

а) диагностики готовности педагогов использовать информационно-коммуникационные технологии в педагогической работе;

б) диагностики готовности обучающихся дистанционно осваивать образовательные программы.

По результатам диагностики могут быть сформированы мероприятия, выполнение которых позволит преодолеть обнаруженные проблемы. Например, развитию готовности педагогов использовать информационно-коммуникационные технологии будет способствовать их знакомство с различными информационными платформами для организации дистанционного обучения. Речь, в частности, может идти о функциональном назначении таких платформ, требованиях к организации обучения на их базе. В поле внимания педагогов могут быть включены такие платформы, как Moodle, Ё-СТАДИ, ATutor, Eliademy, Forma LMS, Dokeos, ILIAS, Opigno. В случае необходимости могут быть рассмотрены варианты использования платных платформ для организации дистанционного обучения: «Прометей» (компания «Виртуальные технологии в образовании»), «Teachbase.ru» (компания «Интернет-школа»), «Виртуальный класс» (компания WebSoft), «eLearning Server» и «iWebinar» (компания «ГиперМетод») и др.

Мероприятия могут допускать возможность использования бесплатных платформ в качестве тренажеров для проектирования и реализации программ в дистанционной форме. Соответственно, должны быть предусмотрены мероприятия, касающиеся знакомства обучающихся с такими информационными средами на базе некоторых платформ. Это позволит установить, какие платформы дистанционного обучения в большей степени подходят обучающимся данной образовательной организации. На этом основании может быть принято решение об использовании данных платформ для реализации очно-заочного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Учитывая контекстный характер педагогической деятельности по сопровождению очно-заочной формы обучения, целесо-
образно также говорить о практике разработки персонифицированных программ повышения квалификации для педагогов, которые вовлечены в эту деятельность и испытывают при этом затруднения.

В случае выявления соответствующих затруднений у обучающихся можно планировать серии консультаций для них по дополнительному разъяснению специфики дистанционного обучения, способов эффективного использования дистанционных образовательных технологий. Тематика таких консультаций может включать следующие вопросы: работа с поисковыми электронными системами; поиск источников информации с использованием ресурсов школьного информационно-библиотечного центра (школьной библиотеки); обзор цифровых образовательных ресурсов, имеющихся в распоряжении школьного информационно-библиотечного центра (школьной библиотеки); возможности информационных сред для дистанционного обучения.

Необходимо также отметить, что результативность очно-заочного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий заметно повысится, если обеспечить организацию деятельности школьной библиотеки по принципам информационно-библиотечного центра с целью обеспечения приоритетного доступа обучающихся к качественной информации. Соответственно, важно предусмотреть мероприятия, направленные на создание в общеобразовательной организации школьного информационно-библиотечного центра (на базе школьной библиотеки).

Таким образом, реализация общеобразовательных программ в очно-заочной форме отвечает современным образовательным тенденциям и соответствует действующему законодательству. Вместе с тем подобный формат осуществления общего образования обладает определенными рисками и может сказываться на снижении показателей качества общего образования, демонстрируемого общеобразовательными учреждениями. В плане преодоления такого рода рисков рекомендуется использовать стратегию превентивной адресной поддержки общеобразовательных школ, реализующих очно-заочную форму обучения. Основным средством данной стратегии являются модельные программы поддержки. Основанная на современных нормативных требованиях и педагогических основаниях, разработка адресных программ поддержки позволит общеобразовательным школам обеспечить равные возможности обучающихся на получение качественного общего образования.